Урок по биологии Организм растения — единое целое, 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Правилова Ирина Сергеевна,
учитель биологии
I квалификационная категория
Братск, 2012г.
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения о их взаимосвязи и процессах жизнедеятельности.
Результаты обучения:
Предметные:
Критический: называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на рисунках и иллюстрациях.
Достаточный: знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.
Творческий: знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.
Коммуникативные УУД:Критический уровень: Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.Достаточный уровень: Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.Творческий уровень: Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.
Регулятивные УУД:
Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.
Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.Творческий уровень: Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Познавательные УУД:
Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.Достаточный уровень: Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.Творческий уровень: Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, СД- диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.,
Этапы урока.
I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.
У: Отгадайте загадку: 1 слайд – учащиеся анализируют данную загадку
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
У: О каких друзьях идет речь?
у: о органах растения, - о корне, листе.
– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь? (стебель)
У: Почему они друзья?
у: потому, что они взаимосвязаны друг с другом
У: Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом?
у:да, они образуют единый организм.
У: А может ли растение обходиться без одного из этих органов?
у: нет, не может
Вывод :Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.
У: Значит организм растения единое целое?
Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое? 2 слайд.
У: А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.
Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) о этих органах?
у: их строение и функции.
У: Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
у: будем работать самостоятельно и в группе, находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике.
II. Организация деятельности
1.Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – обучающимся предлагается загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
(корни)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о корне
2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
(стебель)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о стебле
3 группа – обучающимся предлагается загадка : Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
( листья)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о листе
2.Группы получают листы- задания.
3.Работают с различными источниками информации.
III. Осуществление деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник
·19,
· 23,
· 26,
· 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
опорная
минеральное питание
вегетативное размножение
боковые корни, корневые волоски
Всасывает воду и минеральные соли для всех органов
Стебель
Лист
Цветок
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Напишите синквейн по теме: «Организм растения – единое целое».
Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»
Задание 1. Используя учебник
·19,
· 23,
· 26,
· 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
Стебель
проводящая
опорная
запасающая
фотосинтезирующая ( для зеленых)
луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещ-ва;
сосуды древесины-минер. вещ-ва;
сердцевина -запас пит.вещ-в
а) проводит питательные вещ-ва ко всем органам.
.
Лист
Цветок
половое размножение
образование плода и семян
пестик – женский орган размножения;
тычинки – мужские органы.
плоды, семенное разножение
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».
Третья группа – лаборатория «Изучения листа».
Задание 1. Используя учебник
·19,
· 23,
· 26,
· 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
Стебель
Лист
фотосинтез
газообмен
испарение воды
устьица межклетники
столбчатая ткань – много хлоропластов
участвует в жизненноважных процессах:
фотосинтезе,
дыхании,
испарении воды
Цветок
Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.
Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:
Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».
Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
Корень: «А мы, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».
Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»
А плод говорит: « А я а я»
Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
IV.Защита результатов деятельности.
1. Защита 1 и 2 заданий.
Представители от каждой группы по очереди выходят к таблице и представляют результаты (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции и значение корня. (слайд3 –строение корня)
Вывод У: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень?
у: в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду № 4)
2 группа – лаборатория «Стебель». Строение, функции и значение стебля. (слайд 5,6)
Вывод: У: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт мы ставили на прошлом уроке? На основании наблюдений какой вывод мы сделали?
Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? (проверка по слайду7)
3 группа – лаборатория «Лист». Строение, функции и значение листа.
( слайд 8,9,10)
Головоломка: Где нет листьев, там нет и фруктов. (слайд 11)
У: Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. - Как вы понимаете эту пословицу?
у: В листьях идет процесс фотосинтеза ( образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах, раз не будет листьев, значит не будет идти фотосинтез, и органические вещества откладываться в запас не будут, значит не будет плодов.)
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду12)
У: Ребята, а все ли органы растения мы повторили? Ничего не забыли?
у: забыли цветок
У: Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.
Домашнее задание: Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.
Вопросы учеников подготовивших презентацию к классу :
У: Из каких частей состоит цветок?
у: пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник.
У: назовите главные части цветка.
у: пестик, тычинка.
У: Почему они главные ?
у: они участвуют в размножении.
У: Какие функции выполняет цветок?
у: образуется плод с семенами
У: Какое значение имеет цветок?
2. Защита задания 3.
1 группа – лаборатория «Корень» представляет синквейн.
2 группа – лаборатория «Стебель» - представляет кластер.
3 группа – лаборатория «Лист» - представляет постановку сценки «Спор органов растения»
У: А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?
у: все органы растения – важны, они взаимосвязаны.
(Слайд 13)
Общий вывод: В работе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] организма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] участвуют все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] органы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] органов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] взаимосвязи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] органов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.
У:О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое? (слайд 14)
Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.
Молодцы! Вы сумели это доказать.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание.
· 32-
·39
Растение
Заголовок 115