Статья «Применение здоровьесберегающих технологий и профилактика вредных привычек у учащихся»
МБОУ «Каменно – Бродская
основная общеобразовательная школа»
Директор
МБОУ «Каменно-Бродская ООШ»
Нагибина Е.Н.
2014 г.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитывать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Способствовать этому призваны здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые можно рассматривать и как основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
К выводу о том, что получение образования неизобежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30 %, то к 10-11 классу эти отклонения достигают 80-85 %. Состояние школьной тревожности отмечается у 67 % школьников, оно выражается в агрессивности и депрессии в результате чего снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, повышается заболеваемость.
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
недостаточная освещённость классов;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и размер школьных столов и стульев;
перегрузка учебными занятиями.
В современной школе добавилось много других недостатков. Появилось и широко используется понятие “личностно-ориентированное образование”, в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии.
У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании, к ребенку предъявляют жесткие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, связано с высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника.
Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, в школах с большей вместимостью более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2-5 раз выше простудная заболеваемость.
В современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов»: интенсификация обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, снижение двигательной активности.
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
недостаток физической активности, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление;
неправильная организация питания в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);
невозможность или неспособность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Таким образом, каждому учителю, директору школы необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Основные объекты внимания администрации – учебная нагрузка на учащихся, создание условий для получения достаточной физической нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима дня школьников.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры; спортивные занятия.
Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. В нем должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 40 минут. Исключение составляют ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает «врабатывание», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока ещё утомление, но, если не устраивать физкультминуток, и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.
Исходя из всего вышесказанного, для всех педагогов нашей школы новым рубежом стало освоение здоровьесберегающих технологий и переход на работу в режиме «Школы здоровья». Это потребовало серьезных изменений прежде всего в пропаганде здорового образа жизни, работе с родителями, пересмотра систем дополнительного образования.
За наличием здоровьесберегающих элементов, отвечающих требованиям САН ПиНов, в нашей школе осуществляется регулярный административный контроль. Проверяется:
санитарно – гигиеническое состояние школы, пищеблока;
соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку;
анализ школьного расписания, предупреждение перегрузки учебными занятиями, дозировка домашнего задания;
световой, воздушный, температурный, питьевой режимы в учебных кабинетах;
организация горячего питания.
В школе созданы надлежащие санитарно – гигиенические условия для обучения: не допускаются учебные перегрузки, вызванные неблагоприятными условиями организации образовательного процесса. Администрацией школы в целях диагностики и координации проводится наблюдение, сопоставление, анализ образовательного процесса, знакомство с классной документацией, контроль режимных моментов, посещение уроков, классных часов, собеседование с учителями и классными руководителями. Посещенные уроки показали, что педагогами нашей школы соблюдаются нормы домашних заданий, достигаются цели урока, обеспечиваются оптимальные соотношения между физическим и информационным объемами урока, своевременное окончание урока, организация привычной последовательности и систематичности работы, достигаются оптимальные взаимоотношения между учителем и учеником, учеником и учеником.
И в начальной, и в основной школе часто проводятся нетрадиционные формы уроков (различные игры, уроки- путешествия, уроки – исследования, учебные конференции, игровые КВН, «Что? Где? Когда?», уроки- конкурсы, интегрированные уроки), которые содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Так, например, в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, что способствует снятию напряжения, утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Учителями широко применяется индивидуальный подход в обучении, как на уроке, так и во внеурочное время, в зависимости от уровня подготовки и знаний учеников даются посильные творческие задания: сделать доклад, составить небольшой тест или кроссворд и многое другое.
Большое внимание уделяется адаптации учащихся 1-го и 5-го классов.
Проблема перехода из начальной школы в школу второй ступени решается использованием в учебно – воспитательном плане правил преемственности.
Также администрацией школы контролируется режим освещенности учебных кабинетов, проветривания и температурный режим.
Хорошее естественное освещение достигается, прежде всего, благодаря достаточному количеству окон. Во всех учебных помещениях обязательным является боковое левостороннее освещение. Классные руководители постоянно следят за чистотой оконных стекол и требуют протирать их не реже одного раза в неделю. Не допускается выращивание высоких цветов на подоконниках и наклеивание аппликаций на стекла. При оценке естественного освещения администрация школы обращает внимание также на окраску стен, мебели, досок. Рекомендуются и применяются для стен голубой, светло – желтый, бежевый, светло – зеленый тона. Для парт и столов – от светло зеленого до темно – зеленого. Для классных досок – темно- зеленый или темно – коричневый. В целях улучшения качества искусственного освещения классных комнат в перспективном плане школы в ближайшее время намечена замена ламп накаливания на люминесцентные.
Санитарное благоустройство классов также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования и отопления. Поддержание нормального воздушно – теплового режима осуществляется проветриванием через фрамуги и створки окон, когда класс пуст. Длительность проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
Температуру воздуха администрация определят спиртовым термометром и следит за тем, чтобы она соответствовала гигиеническим нормам 18 – 20 градусов С є.
К сожалению, из-за недостаточного финансирования к настоящему времени еще не решена проблема обеспечения учебной мебелью в соответствии с росто – возрастными особенностями обучающихся. Поэтому перед администрацией школы поставлена задача приобретения конторок для учащихся начальных классов.
Укреплению здоровья школьников способствует организация питания в школе: 85 % учащихся охвачено горячим питанием. Налажен и питьевой режим. На средства родителей в каждый класс регулярно приобретается бутылированная вода.
Большое внимание уделяется двигательной активности учащихся.
Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Надо помнить, что единичными уроками физкультуры и краткими прогулками этот объём нагрузки не восполняется.
Физическая активность учащихся в школе организована взаимодополняющим сочетанием двух направлений:
1. «больших» форм занятий - это уроки физкультуры и работа спортивных секций во внеурочное время;
2. «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К «малым» формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на большой перемене.
Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию рабочей позы, сосредоточить внимание.
Подвижные игры проводятся на малых переменах и во время динамических пауз.
Каждый учитель проводит физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику предмета.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на 3 и последующих уроках.
В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения для формирования правильной осанки, улучшения зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
В школе постоянно проводится оздоровительная работа: спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта, на выносливость, физическую силу, смекалку не только среди детей, но и среди их родителей. Сегодня в школе являются традиционными: месячник спортивно оздоровительной работы, соревнования по «Школе безопасности», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», дни Здоровья, экскурсии и походы в природу.
Одним из приоритетных принципов организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе является профилактика вредных привычек среди школьников, создание условий для формирования у учащихся установок на неприятие табака, алкоголя, наркотиков. Исходным в этой работе является предположение, что она будет более эффективной, если:
предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе;
создавать условия для формирования у детей культуры выбора, учить их принимать собственные решения;
обеспечивать взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Учебная программа основной школы дает возможность для сообщения школьникам научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков. На уроках биологии, литературы, обществознания, химии, ОБЖ учителя находят убедительные, яркие, эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся губительное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека. На уроках ИЗО дети рисуют на темы «Мир в дыму», «Спорт против наркотиков» и др., на уроках русского языка пишут сочинения, диктанты, изложения о пагубности вредных привычек, на уроках иностранного языка читают и пересказывают тексты об отрицательном воздействии вредных привычек на организм человека. В учебный план факультативно включены специальные курсы, ориентированные на формирование культуры здоровья.
Широко применяются и воспитательные технологии. В начале года прошёл конкурс творческих работ среди учащихся 8-9 классов по профилактике вредных привычек. Результатом этой работы стала конференция "Вредные привычки", на которой были заслушаны и обсуждены лучшие работы: "Никотин - невидимый враг человечества" (Щапова Наталья 9кл.), "Привычка, которая может привести к смерти" (Попова Анна 9 кл.), "Злейший враг человечества" ( Перелыгина Наталья 8 кл.) Эмоционально и поучительно прошла защита плакатов "Курению - нет!" и «Спорт против наркотиков» среди учащихся 5-9 классов. КВН "Здоровье сгубишь - новое не купишь" не оставил равнодушным учащихся 6-го,7-го классов.
В школе создана агитбригада, которая активно работает с подростками и учениками младших классов за здоровый образ жизни без вредных привычек.
Педколлективом МБОУ «Каменно – Бродская ООШ» принята к реализации программа «ЗОЖ», которая предусматривает:
создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
создание условий для безопасных занятий физической культурой и спортом;
знакомство с историей развития спорта, олимпийского движения, использование различных форм внеклассной работы для демонстрации достижений спортсменов страны и мира, лучших спортсменов школы и класса;
демонстрация здорового образа жизни семей учащихся, популяризация занятий спортом;
воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни;
воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к занятиям спортом.
Также, в рамках реализации программы «ЗОЖ» было налажено тесное взаимодействие с ведомствами, курирующими охрану здоровья населения. Ведётся постоянное наблюдение за состоянием здоровья обучающихся, проводятся встречи с медицинскими работниками, составлен паспорт-карта здоровья учащихся школы. Ежегодно с помощью МБУЗ Родионово-Несветайского района «ЦРБ» проводится диагностика здоровья учеников школы. Родители детей с низким уровнем здоровья получают рекомендации относительно их оздоровления. Все учащиеся школы охвачены медицинским страхованием. С помощью партнерских организаций и специалистов проводятся лекции, беседы, «круглые столы», конференции, тренинги, игры, показы видеоматериалов, представлений, посвященных негативному отношению к курению, алкоголю, наркомании, токсикомании. Специалистом Каменно – Бродского ФАП Мартиросян Наргиз Гришаевной проводятся беседы с учащимися на темы "Здоровье подростков", "Опасность вредных привычек", организуются выпуски санбюллетеней и др. Работники РОВД Р-Несветайского района обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, работают с детьми по вопросам правовой ответственности. Помощь в организации и проведении профилактической работы оказывают Управление образования района, Центральная библиотека Р-Несветайского района и администрация Кутейниковского сельского поселения (часы общения, информационно-методическая помощь педагогам и др.)
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен каждодневно реализовываться дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями и жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях обучающихся. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество", организуются встречи со специалистами по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма. На заседаниях родительского совета, общешкольных и классных родительских собраниях постоянно рассматриваются вопросы рационального питания детей, здорового микроклимата в семье, оздоровления детей на каникулах, состояния заболеваемости учеников в школе, профилактики вирусных заболеваний.
В заключении я хочу сказать, что мы не решим проблем алкоголизма, курения, наркомании, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.