Вокалотерапия как метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний органов дыхания.
Вокалотерапия как метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний органов дыхания.
Нуриева Эльвира Дляверовна педагог дополнительного образования ГБОУ РК "Ливадийская санаторная школа-интернат"
Постановка проблемы. На современном этапе как метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний органов дыхания эффективно используют вокалотерапию. Корни возникновения вокалотерапии как составной части музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.
Анализ последних исследований. Проблемой вокалотерапии занимались исследователи: З.Матейова, С.Машура, A.Егоров, B.Кантарович, И.Левидов, В.Прянишников.
Цель статьи. Познакомить с проблемой вокалотерапии, дать анализ современного состояния проблемы, выявить закономерности и основные положения лечебной педагогики.
Изложение основного материала
Музыка, не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.
Авиценна (980 - 1037) в своей «Книге исцеления» целый раздел посвятил взаимосвязи между музыкой и пульсом. Конфуций дорожил музыкой и ввёл её в своё преподавание, как средство для смягчения народных нравов. В одной из канонических книг, составелнных Конфуцием, сказано: «Желаете ли образовываться. Тщательно изучайте музыку. Музыка выражает и живописует нам союз неба с землёй. С богослужением и музыкой в империи ничего не может быть невозможного»[1].
Музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания. В некотором роде слово также пробуждает чувства, но только во вторую очередь. Прежде всего оно обращается к разуму, и нужно сначала понять смысл, чтобы затем пришло чувство. Не случайно Д.Б. Кабалевский цель музыкального воспитания детей видел в формировании их музыкальной культуры как части всей духовной культуры «личности»[1].
«Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» - пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине [2].
В понятие «лечебная педагогика» включается системно-организованная образовательная деятельность, обеспечивающая восстановление, сохранение и развитие здоровья дошкольников и школьников средствами системы образования и комплексного медико-психолого-социально-педагогического сопровождения развития ребенка, включенного в образовательный процесс. Соответственно выделяются здоровьесохраняющие, здоровьесозидающие (формирующие и развивающие), коррекционно-восстановительные (лечебные) технологии. В равной мере все это относится к образованию детей с проблемами здоровья и особыми нуждами.
Катастрофический рост заболеваемости детей всех возрастных групп и особенно школьников обусловил специфику современной государственной политики России в области образования. Предполагается широкое внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, воспитание в детях культуры здорового образа жизни, усиление борьбы с наркоманией и ВИЧ- инфекцией, увеличение внимания к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Действительная интеграция разнокачественных систем образования, охраны здоровья и социальной защиты возможна только в условиях единого образовательно-оздоровительного учреждения. Идея интеграции медицины и педагогики была отражена в первых декретах по здравоохранению, решениях советского правительства, в организации системы детских санаториев и курортов, а также в деятельности и научных трудах классиков отечественной педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Ш.А. Амонашвили) и видных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). В наиболее развитых странах Европы и Америки накоплен достаточный опыт создания интегрированных детских учреждений реабилитационного типа. С учетом существующей отечественной и зарубежной практики была разработана модель детского образовательно-оздоровительного комплекса для реабилитации школьников с проблемами здоровья, в рамках которой реализуются инновационные технологии лечебной педагогики. Сущность технологии составляет специальная организация и интеграция системы образования с системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения развития ребенка в процессе многолетней, преемственной, непрерывной, комплексной реабилитации. Так было создано в 1980 г. учреждение – Ливадийская республиканская общеобразовательная санаторная школа - интернат, в которой осуществляется обучение, воспитание, развитие, лечение, социальная защита, комплексная реабилитация школьников с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь [3].
На современном этапе как метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний органов дыхания эффективно используют вокалотерапию. Это: частые простудные заболевания, нарушения носового дыхания, аденоидит, острые, хронические, аллергические бронхиты, отиты, бронхиальная астма, невротические состояния. Использование вокалотерапии в лечебных целях основано на вибрационном воздействии звука на основные системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную, иммунную. Пение, как и разговорная речь, возникает благодаря двигательной функции дыхания, фонации (звучания) и артикуляции (формирования звуков). Вибрация живым звуком во время лечебного пения представляет собой колебательные движения звуковой волны голосовых связок, которая резонирует в области груди, живота, гортани, черепа, и оказывает благотворное влияние на организм человека.
Пение, как лечебно-оздоровительное воздействие, позволяет регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики пациента. Дыхательные мышцы, а также мышцы гортани, глотки, ротовой полости находятся в функциональной зависимости от работы голосового аппарата, так как сила звука регулируется тренированностью дыхания и тонусом дыхательной мускулатуры. Таким образом, усилия вокалотерапевта направлены на укрепление легких, трахеи, бронхов, гортани носоглотки больного.
Пропевание звуков - вокализация, основано на умении правильно дышать и пользоваться естественным звучанием голоса. Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации постепенно укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, гладкую мускулатуру органов дыхания, тем самым способствуя изменению типа дыхания на диафрагмальное. Занятия по методу ВТ предполагают постепенное увеличение нагрузки на дыхательный аппарат ученика в соответствии с певческой нагрузкой, что, в свою очередь, позволяет приобрести навык полного дыхания, которым пользуется здоровый человек по мере необходимости [4].
Изменение глубины вдоха и выдоха во время звучания, произвольные задержки и расслабления в процессе лечебного пения позволяют участвовать в акте дыхания средним и нижним сегментом долей легких, улучшая газо - и энергообмен, стимулируя нервную и иммунную системы.
Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Это позволяет использовать ВТ в комплексе лечебно-оздоровительных методов для улучшения качества жизни больного. Дефекты дыхания и его ослабление - явления столь же частые, как деформация стоп и искривление позвоночника. Это связано со многими причинами, но одна из них - физическая ослабленность детей и взрослых. Нарушение в работе защитного механизма верхних дыхательных путей, слабо работающий дыхательный аппарат, не закаленность, малоподвижность, неумение преодолевать стрессы (низкая психологическая культура) приводят к затруднениям, функциональным нарушениям и заболеваниям дыхательной системы, к ослаблению иммунитета. Это проявляется инфекционно-аллергическим поражением респираторного тракта, острыми и рецидивирующими процессами, одним из которых является бронхиальная астма.
Применение вокалотерапии в лечении бронхиальной астмы путем постепенного увеличения нагрузки на дыхательную систему позволяет значительно улучшить состояние больного: - восстановить правильное дыхание; - укрепить мускулатуру дыхательных путей: - стабилизировать газо- и энергообмен; - снизить прием лекарственных препаратов; - добиться стойкой ремиссии; - уменьшить тяжесть заболевания и частоту обострений; - достичь психофизического равновесия. Таким образом комплексное занятие по ВТ включает: -звуковые и вокальные упражнения; -приемы релаксации; -освоение комплекса дыхательной гимнастики; -вокализацию; -ведение дневника самонаблюдений; -закаливания; -психологическую поддержку больного.
Вокалотерапия используется - как метод профилактики, лечения и реабилитации бронхолегочных заболеваний, а также охраны и постановки голоса. Вокалотерапия успешно применяется при частых простудных заболеваниях, нарушениях носового дыхания, аденоидите, отитах, бронхитах, аллергии, бронхиальной астме, невротических состояниях и т.д.
Выводы: Таким образом обращение к лечебной педагогике, музыкальной и вокалотерапии сегодня является актуальной проблемой, связанной с профилактикой, восстановлением и лечением заболеваний верхних дыхательных путей. Поиск прогрессивных методов лечения музыкой и вокалом является одним из путей развития нетрадиционных методов лечения и образования.
Резюме. В статье выявлены эффективные методы лечения, профилактики и реабилитации заболеваний органов дыхания с использованием вокалотерапии.
Ключевые слова: Вокалотерапия, музыкальная терапия, лечебная педагогика, постановка голоса.
Источники:
1.Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы. Медгиз, М., 1972, - 53с.
2.Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., 1985, - 94с.
3.Кантарович B.C. Гигиена голоса. Музгиз, М., - 1975, - 51с.
4.Левидов И.И.Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М., -1998, - 160с.