Разработка урока по истории Зарождение ислама и арабские завоевания


План урока
теоретического обучения
1. Тема урока: _ Зарождение ислама и арабские завоевания
2. Тип урока: изучения новых знаний
3.Форма проведения урока: рассказ учителя, ответы на вопросы к тексту учебника, к опорному конспекту
Параметры качества обучения
γ
2 2 2
4.Цели урока
Воспитательная: _воспитание принципа историзма( взаимосвязь событий и их последствий), объективная оценка личности, по его делам , толерантности ,активной жизненной позиции.
Развивающая: уметь самостоятельно извлекать информацию из различных источников, развернуто давать примеры и приводить доказательства; развивать словарный запас;
Обучающая: знать: социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата
5. Методическая характеристика урока
Метод Методический прием Средства обучения
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Вводное слово преподавателя информативного сообщения,
Словесный Беседа, рассказ информативного сообщения,
Наглядно-демонстрационный работа с печатными текстами;
-Опорные конспекты
-работа с текстом уч. пособия
Практический аналитическое описание,
Аналитическая беседа
Работа с картой, «Арабские завоевания»Методы контроля . Рассуждение «логические»,(причинно-следственные связи) Словарная работа «Кроссворд»( по опорному слову)
6. Ход урока
№ и
название этапа Дидактические
задачи этапа Деятельность преподавателя Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайд-фото, -рисунок, -текст, -схема, -таблица, электронный учебник, видеофильм, трансляция on-line и др. электронный тест) Рефлексивная деятельность студентов
1 2 3 4 5
I. Организационный этап. Подготовка студентов к работе на уроке. Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа.Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке студентов на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Сообщение темы. Тема урока: _ Зарождение ислама и арабские завоевания
Слушают название темы
Записывают в тетради.
Психологическая установка на восприятие материала урока. Организация внимания и готовности студентов к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). Готовятся к восприятию урока.
1 2 3 4 5
Постановка цели. Обеспечение самоосмысления через постановку цели. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки ( страны Магриб - те, что говорят на арабском языке). «магриб» - в переводе с арабского «запад». Почему ? (ответите в конце урока. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
Учащиеся осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь».
II. Основной этап работы.
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей.( географ)
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
.
Содержание:
__________________________________________________________
1.Арабские племена
2.Мухаммед и его учение
3.Основы мусульманского вероучения
4.Арабские завоевания и Арабский халифат
5.Культура и наука исламского мира
1.Арабские племена
а) вводное слово (определение задания):
прочитать текст, (приложение№2)
записать причины объединения арабских племён.
1.Запись плана урока в тетрадь.
2.Работа с картой(прил.№1.
3. текстом (приложение№2)
причины:
1.Прекращение вражды племён между собой(бедуины)
2. Борьба с внешними врагами.
3. Упадок торговли.
4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
5. Знать стремилась объединить племена
Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.
Первичное закрепление базисного уровня.
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей.( рус.яз, математика). Задания:
_________________________________________________________ 2.Мухаммед и его учение
3.Основы мусульманского вероучения
Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда ( в Европе его звали Магомед)
а) определение задания:
прочитать текст, (приложение№3)
б) назвать пять основных обязанностей мусульман.
1 Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
2.Намаз - молиться (пять раз в день)
3.Закят (пожертвование)
4 Пост в месяц Рамадан
5 Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
б) решить задачу: Какой год по мусульманскому летоисчислению? (2016г- 622г= 1394г)- конец 14в.
Самостоятельная работа с текстом учебного пособия.
(прилож.№3)
Запись в тетради:  570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда
Словарная работа
Ислам,
мусульмане мечеть,
Пророк
Шариат
Коран
Ответ
(2016г- 622г= 1394г)- конец 14в
Составление сравнительной под руководством учителя.
(таблицы «+, - реформ)
Работа с конспектом под руководством учителя.
III .Проверка понимания
изученного на уроке. Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала 4.Арабские завоевания и Арабский халифат. Объединившись арабы начинают активные завоевания. Они не только завоевывают территории но и распространяют свою веру.
А) работа с опорным текстом - прил.№4
Б)Беседа по вопросам:
1.Как вы думаете, Почему распался халифат?
В) работа с терминами (кроссворд по опорному слову - ислам
Запись в тетрадь:
632 г. -1258 г
Эталон ответа:
-борьба за власть среди религиозной и светской знатью;
-восстания покорённых народов;
-нападения из вне
1 2 3 4 5
IV. Заключительный этап урока. Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Что из изученного на уроке вас более заинтересовало?(этого вы не знали, не слышали)? Над чем нам с вами ещё надо поработать?
Познавательная задача: Почему страны Сев-.западной Африки называют «Страны Магриб» («Магриб»- по арабски-«запад») Самокоррекция.
3.Говорят по- арабски;
На западе от Аравийского п-во
Мотивация. Формирование у студентов ориентации на успех. Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели: поурочный бал .Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. Сообщение домашнего задания:
Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран. д.з. «Культура и наука исламского мира»
Объяснить: медресе(школа), арабески(узор), минарет(башня для созыва на молитву), мавзолей.
___________________________________________________________
.Дополнительный материал
работа с терминами (кроссворд по опорному слову - исламСамоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Приложение №1.

Приложение №2
Аравия 
Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие. К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:
- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.
- появляется очень много бедняков Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению.
Этому способствовали следующие причины:
1. Прекращение вражды племён между собой.
2. Борьба с внешними врагами.
3. Упадок торговли.
4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
Приложение №3
Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом , которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчисление (мусульманский календарь).
Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.
Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда). Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую власть и религию - Ислам.- Переводится с арабского "предание себя Богу". Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:
- Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
- Намаз - молиться (пять раз в день)
- Закят (пожертвование)
- Пост в месяц Рамадан
- Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").
Запись в тетради:
Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право(было основой отношений в обществе среди мусульман).
Приложение №4
Завоевания арабов. Арабский халифат и его распад (632 г. -1258 г.)-
Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство, всё то что принадлежало Византийской империи.В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран..Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Но удержать власть на такой огромной территории становилось всё труднее: идёт борьба за власть .С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов и суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомки Мухаммеда.. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата. Поднимались покорённые народы. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. Борьба за власть внутри халифата привела к его раздробленности, образованию самостоятельных арабских государств, так же к военному ослаблению.
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии.
В XIII в. монголы изгнали арабов из Багдада, столицы халифата. Арабский халифат прекратил свое существование.
Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Ислам как христианство и буддизм является мировой религией.
Завоевания арабов в 7-8в.в.
Европа Азия Северная Африка