Конспект урока по столярному делу: Разметка шипа.
Тема урока: «Разметка шипов на царгах и их изготовление.
Цель урока: Закрепить навыки по составлению плана работы на изделие, чтения чертежа, технологической карты. Закрепить умения, навыки разметки и изготовление шипа в угловом концевом соединении брусков на шип одинарный несквозной с потёмком.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания по планированию работы на изготовляемое
изделие.
Коррекционно-развивающие:
корригировать мышление при помощи составления плана работы на изделие,
корригировать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к расходованию материала.
воспитывать умение следовать инструкции педагога;
воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
воспитывать умение соблюдать последовательность при разработке творческого проекта.
Оборудование:
для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами царги, образец изделия, образец царги, рабочие карточки, принадлежности для работы.
для учащихся – заготовки деталей царги, технологические карты, чертежи детали, карандаши, столярные угольники, рейсмусы, измерительные линейки, плоская стамеска, киянка, ножовка с узким полотном.Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.
- «В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике»
- Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
Учащиеся высказывают свои предположения и приходят к выводу, что любые знания и умения будут бесполезны, если человек не может применить их на практике.
II. Теоретическая часть
1.Повторение пройденного материала:
Разгадывание кроссворда.
Нанесение контурных линий и размеров на деталь.
Гнездо на торце заготовки открытая с двух или трех сторон.
Графическое изображение, выполненное в масштабе при помощи специальных инструментов.
Инструмент для долбления гнезда и проушины.
Графическое изображение, выполненное от руки и содержащее все необходимые данные для изготовления детали.
Инструмент для зачистки гнезд , шипов и проушин, подрезки подгоняемых деталей.
Отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
Работа по карточкам:
2.Сообщение темы и цели урока.
Устное объяснение:
- На прошлом уроке мы с вами разметили и выдолбили гнезда на ножках для табурета.
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Разметка шипов на царгах и их изготовление». Сегодня на уроке мы должны разметить шипы на царгах и их изготовить.
- Шип - это выступ на торце заготовки, соответствующий размерам и профилю гнезда соединяемой заготовки.
В немецком языке есть слово "шифф", оно переводится как "средник, средняя часть чего-либо", отсюда и возник термин "шип" как средняя часть сочлененной детали.
Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными.
Для получения шипов заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав толщину шипа, размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.
После разметки шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака или в клиновом зажиме и делают запил по пластям, затем срезают щёчки стамеской по линиям разметки.
Составление плана на разметку и изготовления царги (проножки). (учащиеся показывают и объясняют план разметки шипов по чертежу и образцу)
Закрепление изученного материала.
- Учащимся раздать в разрезанном виде технологическую карту. Нужно восстановить последовательность выполнения работ по разметке и изготовлению шипов.
Словарная работа.
- Посмотрите на доске висят словарные слова. Внимательно прочитайте. Теперь по памяти запишите эти слова. Проверти правильно вы написали, если есть ошибки исправьте и запомните их написание.
III Практическая часть.-Прежде чем приступить к выполнению задания назовите какие инструменты нам будут нужны. (учащиеся должны составить названия инструментов по разрезным карточкам)
- Давайте вспомним правила техники безопасности:
Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;
Начинать пилить, надо обязательно пользуясь направителем.
Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна пилы.
Осторожно заканчивать пиление. Никогда не оставляйте пилу в пропиле!
При переносе пилы с места на место соблюдайте осторожность. Пилу переносят в опущенной руке. Зубьями назад.
Практическая работа учащихся.
- Следить за выполнением каждым учеником трудового задания, осанкой и соблюдением техники безопасности.
Оценка работ учащихся.
- Выставление оценок и показ лучших работ учащихся.
IV Итоговая часть.- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
- С какими сложностями столкнулись при выполнении заданий?
- На уроке работали хорошо! Молодцы!