Формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики


Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по развитию ИКТ- компетентности учащихся школыУчитель информатики и ИКТЗубец Е.С. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентностьПонятие ИКТ-грамотности определяет, каким же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.Под ИКТ-компетентность подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной или иной деятельности. При этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Учебная ИКТ-компетентность – способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. При освоении личностных УУД ведётся формирование:критического отношения к информации и избирательности её восприятия;уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;основ правовой культуры в области использования информации. При освоении регулятивных УУД обеспечивается:оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося. При освоении познавательных УУД поиск, фиксация, структурирование информации;создание простых гипермедиасообщений;построение простейших моделей объектов и процессов. Для формирования коммуникативных УУДобмен гипермедиасообщениями;выступление с аудиовизуальной поддержкой;фиксация хода коллективной/личной коммуникации;общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог). При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:информационный - овладение информацией;деятельностный - овладение способами деятельности;личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета. Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Виды учебно-познавательной деятельности Предметы видов учебно-познавательной деятельности Наблюдение Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них Эксперимент Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них Работа с книгой Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе Систематизация знаний Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний Решение познавательных задач (проблем) Комплексная разнообразная информация познавательного характера Построение графиков Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) Формирование ИКТ-компетентности должно быть увязано с его применениеместественная мотивация, цель обучения;встроенный контроль результатов освоения ИКТ;повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета. Математика и информатикаПрименение математических знаний и представлений.Применение методов информатики для решения учебных задач.Начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях и др. Общественно-научные и естественно-научные предметыФиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты. ИскусствоЗнакомство с простыми графическими редакторами, освоение простых форм редактирования изображений. Создание творческих графических работ, видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с озвучиванием, с использованием инструментов ИКТ. Обращение с устройствами ИКТРезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», во внеурочной и внешкольной деятельности Фиксация изображений и звуковРезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Естествознание», во внеурочной деятельности. Создание письменных сообщенийРезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», во внеурочное время. Создание графических объектовРезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика», во внеурочной деятельности. Коммуникация и социальное взаимодействиеРезультаты достигаются в рамках всех предметов:«Математика», «Химия», «Физкультура», «Русский язык» и пр.и особенно во внеурочной деятельности Поиск и организация хранения информацииРезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов: «История», «Литература», «Технология», «Информатика»и других предметов. Анализ информации, математическая обработка данных в исследованииРезультаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов: «Обществознание», «Математика» во внеурочной деятельности в рамках выполнения проектов Как встроить в учебный процесс ИКТ?Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства, позволяющие использовать информационные технологии в процессе обучения и воспитания.Обосновать целесообразность использования различного программного обеспечения на своих уроках.Изучить научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом работы других педагогов по этому вопросу.Предложить методические разработки по использованию программных средств в урочной и внеурочной деятельности (т.е. создать свой банк ЭОР). Частные методики программированное обучение; интеллектуальное обучение;экспертные системы;гипертекст и мультимедиа;микромиры; имитационное обучение;демонстрации. Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:Диагностическое тестирование качества усвоения материала.В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков.В обучающем режиме.При работе с отстающими учениками.В режиме самообучения ученика.В режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Варианты использования средств ИКТ:урок с мультимедийной поддержкой;урок с компьютерной поддержкой;урок интегрированный с информатикой;самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы учеников за компьютером. Формирование ИКТ-компетентности во внеурочной деятельностиэкскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихсяПоиск и отбор теоретического материала (для рефератов, докладов, классных часов и т.д).Дистанционное обучение.курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисциплинам;курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;курсы предпрофильного обучения;курсы, интегрированные с кейс - технологиями (печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.) 3. Интеллектуальный досуг:возможность работать с Интернет;научные объединения, творческие конкурсы, коллективный поиск информации;углубленное изучение предметов (дистанционное обучение);использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Спасибо за внимание!