Конспект урока по изобразительному искусству «Иллюстрация к литературному произведению «Сказка о царе Салтане».
6 класс ИЗОТема: «Иллюстрация к литературному произведению «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
Образовательные : Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.
Коррекционные : Коррекция представлений;
Тип урока: Комбинированный;
Вид урока: Урок - сказка
Оборудование: Мультимедийная презентация, : технологические карты, бумага А3, простой карандаш, резинка, гуашь, кисти, салфетки, баночки для воды.Музыкальный ряд: Римский – Корсаков « Сказка о Царе Салтане».
Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Ход урока. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Посмотрите, какой сегодня солнечный день! Погода замечательная и я хочу, что бы настроение у вас стало такое же солнечное, прекрасное! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы готовы приступить к занятию? Начинаем!
Слайд «Солнце улыбается»
Ребята у нас сегодня урок необычный. Нам пришло видео письмо от великого и мудрого « Хранителя сказок».
Письмо: « Здравствуйте, дорогие ребятишки! Я – Хранитель всех сказок на земле и если у меня из моей волшебной книги исчезнет хоть одна сказка, то ребята навсегда потеряют возможность её прочесть и познакомиться со сказочными героями. Это большое горе. Потому, что маленькие ребятишки и многие взрослые очень любят сказки. А обращаюсь я к вам, потому, что наблюдал за тем как вы учитесь и как хорошо себя ведете. Поэтому, думаю вы мне поможете вернуть сказку назад в волшебную книгу сказок!»
Слайд : «Хранитель сказок»
Ребята поможем Хранителю сказок? А заодно покажем гостям нашего урока, что вы действительно отлично учитесь, хорошо себя ведете, а самое главное готовы прийти на помощь!!!
II. Актуализация знаний.
Хранитель сказок: Сказку украл злодей чародей( звук смеха) , он спрятал ее в подземелье в сундуке, что бы спасти сказку нужно добраться до нужной шкатулки в которой находится ключ от сундука. А шкатулок 4. И условия, что бы именно дети открыли их и доказали, что они любят и знают эту сказку.
Слайд 4. « Четыре шкатулки»
- Ну что, ребята, открываем первую шкатулку и попробуем выполнить первое задание.
Загадки по сказке.
1. В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку пою,
Золотой орех грызу,
Изумрудец вынимаю
И в мешочек опускаю.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
Это право не безделка!
Догадались, кто я? … (белка)
2. То - красавица, то - птица! Красоте весь мир дивится! (Царевна – Лебедь)
3. Удивить весь мир хотела - приготовить пир горой.
Рассердила комара - правый глаз теперь кривой!
(Повориха)
4. По морю плывёт, не тонет. В ней "царица горько стонет".
И растёт ребёнок там "не по дням, а по часам".
(Бочка)
5. Полотно ткать обещала и про чудо рассказала.
Только муху рассердила - в правый глаз та укусила!
(Ткачиха)
Молодцы!!! Но, к сожалению в первой шкатулке на дне ключика не оказалось.
Давайте откроем вторую шкатулку.
Посмотрим, какое же задание нам приготовил коварный злодей чародей?
Задание 2.
Назовите автора и название сказки героями которой являются Царь Салтан, Царевна Лебедь, Ткачиха, Повориха, Сватья баба Бобориха, Богатыри…
- Какие еще сказки А.С. Пушкина вам знакомы?
Вы, ребята, очень хорошо справились с заданием, но ключика снова нет.
Что ж, открываем следующую шкатулку.
Задание3.
- О каких трех чудесах царю Салтану поведали купцы?
Дети читают отрывки из сказки.
1. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
2. Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
3. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Правильно ребята, вы очень хорошо знаете сказку.
Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А. С. Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А. С. Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является художник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности. (демонстрация иллюстраций)
Словарно – лексическая работа: ХУДОЖНИК ИЛЛЮСТРАТОР – художник, который создает рисунки к тексту книг.
Задание 3.
Ребята, а это шкатулка не простая, а музыкальная.
(тихо звучит тема царевны-лебедь)
Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается сказка…Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какие образы возникнут у вас при прослушивании.
-Какие образы возникли у вас?
-Легко ли они у вас возникали?
Посмотрите, какие разные у всех образы.
Художник создает образ при помощи кисти и красок.
Поэт с помощью слова.
А композиторы создают музыкальные образы при помощи различных средств музыкальной речи.
Послушаем тему белочки и определим, какую русскую народную песню использовал композитор в своем произведении. Слушаем внимательно.
-Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая)
- Какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? Правильно, «Во саду ли в огороде».
Посмотрите на изображение белочки на иллюстрации И.Я.Билибина.
- Что вы увидели на картине?(белочка в хрустальном домике грызет орешки)
- Какой характер у белочки?(веселый, жизнерадостный)
Ребята, послушайте как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей в своей опере.
Слушаем тему богатырей.
- как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей?(слышится мощь богатырей)
-Какой характер мелодии?( мелодия быстрая и громкая)
- Посмотрите на иллюстрацию И.Я. Билибина
- Какими изобразил богатырей художник?
- Во что одеты богатыри?
Физ. минутка.
По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как богатыри на иллюстрации.
А сейчас еще один музыкальный фрагмент « Царевна – лебедь» послушайте его внимательно.
Посмотрите как художник Билибин изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас.
Физ.минутка.
Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.
Задание 4.
Открываем последнюю шкатулку, посмотрите из нее высыпались буквы, составьте из них слово – ИЛЛЮСТРАЦИЯ. И письмо с заданием : « Вы получите ключ, когда нарисуете три иллюстрации к сказке, которую я спрятал в сундуке. « Злодей – чародей»
V. Практическая работа.
Ребята, вам придется разделиться на три группы, что нарисовать три чуда из «Сказки о царе СалтанеРабота выполняется по группам.
3 группы : Пятак Р, Запевалова Л, Наконечная М;
Бриндюков А., Шихарева А., Тимофеева Т;
ХомченкоС., Катасонова А;
Каждая группа изображает иллюстрацию к каждому из чудес, представленных в сказке А. С. Пушкина
И прежде, чем вы начнете рисовать иллюстрации в группах, мне хотелось бы вам, ребята напомнить правила, которые нельзя нарушать.
1. Определите сюжет вашей иллюстрации.
2. Выполните линейный рисунок. Так же обратите внимание, что у вас на столах есть шпаргалки: последовательность построения белочки, шаблоны для построения человека.
3. Работая гуашью, выбирайте необходимые цвета для изображения сюжета и не забывайте про палитру. Цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску мойте кисть и протирайте тряпочкой.
4. Старайтесь закрашивать элементы рисунка не выходя за контур.
Работу сопровождает музыка Римского – Корсакова, на слайде иллюстрации Билибина.
VI. Закрепление.
Выставка работ учащихся.
На экране появляется волшебный ключик. (звон ключика)
Посмотрите ключик открыл сундук и вернул сказку в волшебную книгу сказок. А это значит, что вы действительно дружно работали и отлично справились с заданием!!! Молодцы. Без сомнения все сегодня получают отличную оценку.
1. Какой сказочный сюжет, вы изобразили в своей иллюстрации?
2. Как называется сказка к которой вы изображали иллюстрации?
3. Кто написал эту чудесную сказку?
4. Как называется художник, который изображает сюжеты литературных произведений?
VII. Итог.
Поднимите красную карточку, если очень понравился и вы хотите, что бы такие уроки были чаще, желтую, если понравился, но вам сложно было работать и синюю, если вам урок не очень понравился.
- Что у вас вызвало трудности?
Уборка рабочих мест.
А в подарок вам за работу просмотр самой сказки, но только после уборки рабочих мест. И сладкие орешки.Выполняют упражнение «Улыбка»
Слушают текст письма.
Отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы.
Читают стихи.
Рассматривают иллюстрации.
Проговаривают
словарное слово.
Слушают музыкальные фрагменты и отвечают на вопросы.
Анализируют музыку в сравнении с иллюстрациями.
Выполняют физ. минутку.
Выполняют физ. минутку.
Проговариваем слово.
Изучают последовательность изображения.
Выполняют практическую работу.
Отвечают на вопросы.
Убирают рабочие места.