Разработка внеурочного интегрированного мероприятия «Литературно-гастрономическое путешествие по фольклорному творчеству коренных народов Дальнего Востока». 5 класс.

Приложение 1
Сценарий внеурочного интегрированного мероприятия
«Литературно-гастрономическое путешествие по фольклорному творчеству
коренных народов Дальнего Востока».
5 класс.
1. Организационный этап

1.1. Вступительные слова ведущих - учителей.

Учитель технологии:
- Тему нашего мероприятия я Вам предлагаю определить самим.
Звучит фонограмма песни о Хабаровском крае

Выступление ученицы Майснер Алёны. Чтение стихотворения (В.Шульжик) 

Над Амуром чайка- птица Снега первого белей, С кем, с кем мне поделиться Светлой радостью своей?
Над Амуром чайка- птица Белый вышила узор. С кем, с кем мне поделиться Красотою рек и гор?
Над Амуром чайка- птица, Словно перышко, легка. С кем, с кем мне поделиться Сказкой древней, как века?
Пусть она не лисья шкура,  И не будешь ею сыт,- Сказка с древнего Амура Вам, друзья, принадлежит.
Сказку в памяти держите, От забвения храня. Коль придётся, расскажите Тем, кто не был у меня! 

-Ребята, о каком крае прочитано стихотворение? ( О Хабаровском)
- Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О родном крае, о сказках ).

Ознакомление с результатами социологического опроса.
Было опрошено 37 учащихся с 5 по 9 классы.
1.Какие коренные народы проживают на Дальнем Востоке?
27 человек ответили – нанайцы.
Таким образом, можно заключить, что большинство из опрошенных знают в основном одну народность - нанайцы; 16 человек ответили - чукчи; нивхи - 11 чел., корейцы - 11 чел., удэгейцы - 17 чел., нигидальцы - 10 чел., нганасаны 6 – чел., не знаю - 6 чел.

2.В вопросе знаний о занятиях коренных народов Дальнего Востока все ответили охота , рыбалка , плетение сетей - 4 чел; одежду шили - 12 чел.

3.Какие животные являлись промысловыми у коренных народов Дальнего Востока? 
В основном назвали: медведь, тигр , лось - по 3 человека; волк, тюлень, пушной зверь - 17 чел.

4.Знаете ли вы, священных животных у коренных народов Дальнего Востока?  Нет, не знаю – 5 чел. В основном назвали: тигр, медведь.

5. Знаете ли вы, кто такой шаман? Многие ответили: Он лечил людей; общался с богами, духами.

6.Знаете ли вы, какие праздники существовали у коренных народов Дальнего Востока? 
Большинство ответили , что не знают.

7. Как вы, думаете, следует ли изучать и знать особенности культуры коренных народов Дальнего Востока?
Всего ответили: «НЕТ» - 5 человек из 37 учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что всем остальным было интересно узнать особенности культуры коренных народов Дальнего Востока, потому что они живут рядом с нами и всего 2 человека ответили, «чтобы с ними не воевать». Поэтому, сегодняшнее мероприятие поможет нам лучше узнать о людях, живущих рядом с нами.

Учитель литературы: 
- А сейчас предлагаем вам путешествие по сказкам коренных народов Дальнего Востока.
- Вы любите путешествовать?
- Мы с вами попробуем совершить не простое путешествие, а литературно - кулинарное путешествие, где окунемся в мир сказок, вспомним любимых героев и узнаем их гастрономические пристрастия.
- Где живет сказка? А повсюду: в дремучем лесу, в поле среди колосьев, на распутье дорог и в укромном уголке. Из уст в уста передавались сказки. Так возникло устное народное творчество.
Сказка – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости.

2. Этап актуализации знаний.
- Ребята, какие виды сказок вы знаете? (Ответы учащихся).
- В чем особенность сказок, которые Вы прочитали? (Ответы учащихся).

3.Отработка практических навыков
3.1. Введение новых знаний в форме литературно-гастрономического путешествия.

Игру проводят ведущие: учителя литературы и технологии.
Ведущий: учитель технологии:
- В нашем путешествии участвуют три команды.
- Оценивать игру будет жюри (представление членов жюри).
- Итак, начинаем наше путешествие.
- Прежде, чем начать игру, предлагаю назвать команды.
- Командам выдается «Карта путешествия» с указанием маршрута путешествия.
Начало нашего путешествия - родник Прозы, далее через остров «Малочисленные народы Дальнего Востока» мы попадаем в долину Сказок . Сделаем остановку на станции «Загадкино» и по тропе «Сказители» выйдем к морю «Знатоки сказок». Затем на нашем пути встретится река«Здоровье», которая впадает в озеро «Познавательное» и по дороге Знаний мы выйдем к горе Проектов. Конечная станция путешествия - «Заключительная. Все это - шутка, но в каждой шутке есть доля правды.
Первая остановка: родник Прозы.

Выступления детей. Слово о Дальнем Востоке.
2 чтец: ученик Максим Морозов.
Подобно могучему орлу, широко раскинул свои крылья Дальний Восток. Таинственная и величавая красота этого края, холодный и чистый покой Севера, неповторимая игра красок северного сияния, море зимнее - словно стекло, и летнее, - как музыка, широкий и величавый Амур – всё это было миром, где жили и живут по сей день дальневосточные аборигены: нивхи и чукчи, нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки, ительмены и коряки, юкагиры и якуты, эскимосы и айны и многие другие коренные народности.

Следующая остановка: остров «Малочисленные народы Дальнего Востока».

Сообщение о малочисленных народах Дальнего Востока».
3 чтец: ученица Лихоеденко Кристина

4 чтец: ученица Казарина Настя
В волшебных сказках рассказывается о героях с чудесными  превращениями. В сказках воплотился тысячелетний опыт жизни лесных людей. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают. До нас дошли легенды, мифы, сказки, которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми.  В сказках о животных основные персонажи - лиса, белка- летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек.
Обойдя остров «Малочисленные народы Дальнего Востока», мы попадаем в долину Сказок

3.2. Выступления детей. Инсценировка фрагмента сказки «Храбрый Азмун»

Слова автора:
1 чтец: ученица Лихоеденко Кристина
Смелому - никакая беда не помеха! Смелый сквозь огонь и воду пройдёт - только крепче станет. О смелом да храбром долго люди помнят. Отец сыну о смелом да храбром сказки сказывает.

Слова автора:
2 чтец: ученица Майснер Алёна
Давно это было. Тогда нивхи (нивхи - народность Дальнего Севера. - Ред. ) ещё каменные наконечники к стрелам делали, тогда нивхи ещё деревянным крючком рыбу ловили. Тогда амурский лиман Малым морем звали - Ля-ери.

Слова автора:
1 чтец: ученица Лихоеденко Кристина
Тогда на самом берегу Амура одна деревня стояла. Жили в ней нивхи. Много рыбы идёт - нивхи весёлые, песни поют, сыты по горло. Мало рыбы идёт, плохой улов - молчат нивхи, да пояса на животах затягивают.
Одной весной вот что случилось.

Сценка. (Сидят парни и мужики на берегу Амура на воду смотрят, трубки курят, сети чинят. Глядят - по Амуру что-то плывётСлышат нивхи - плач ребёнка доносится. Плачет ребёнок, так и заливается.)

Плетун:
Ученик Морозов Максим
- Ребёнок на ховыхе плывёт! Видно, нет у него никого! Злые люди всех его
родичей убили, или чёрная смерть всех унесла.
- Ребёнок богатырём будет, коли с колыбели за стрелу да за весло схватился: ни врага, ни работы не боится.
- Сыном своим назову! Имя новое дам. Пусть Азмуном называться будет!

Слова автора:
2 чтец: ученица Майснер Алёна
Взяли нивхи Азмуна на руки, пока до порога его донесли, вырос он, а у порога он с рук на землю сошёл, на свои ноги стал, посторонился - старшим дорогу уступил, - только тогда сам в дом вошёл.
Плетун: "Э-э! - (думает Плетун, на нового сына глядит) мальчик-то хорошие дела
делать будет, наперёд о людях думает, а потом о себе!"
Азмун:
Ученик Сангаджиев Алдар
- Посиди, отец. За долгую жизнь устал ты. Отдохни!
Азмун: Мало рыбы в этом месте, отец!
Плетун: - Не пришла рыба! Амур рыбу не даёт!
Азмун: Попросить надо, отец! Как нивхам без рыбы жить?
Плетун: Раньше всегда рыбы просили - Амур кормили, чтобы рыбу давал.
А Азмун дальше пошёл. Много раз ходил Азмун к реке, просил рыбы у хозяина реки.
Плетун: - У Старика, сын мой, был ли?
Азмун- Был, отец. Не на меня, а на Амур, отец, смотри!
- Хватит ли рыбы, отец мой названый?
Плетун: Хватит

Слова автора:
1 чтец: ученица Лихоеденко Кристина
А на Амуре - вода кипит, столько рыбы привалило. Кинул Азмун своё копьё в
косяк. Стало копьё торчком, вместе с рыбой идёт.
(Азмун сетку взял, весло взял, на берег вышел - лодки сами собой в воду соскочили. А Азмун, в лодку ставши, на корму своё весло бросил - стало весло работать, на середину реки выгребать. Сетку вынул - много рыбы поймал. Домой пришёл - женщинам рыбу отдал. В деревне все в этот день рыбу ели.)
Про многих людей с тех пор забыли... А про Азмуна помнят до сих пор..

После недолгого пути мы прибыли на станцию «Загадкино».
У огня всегда дети играли в загадки.

3.3. Конкурс «Отгадай загадку».
Загадывает загадки ученица Петрова Виктория Условия конкурса. Загадывание загадок для команд (по 5 загадок для каждой команды. Отгаданная загадка – 1 балл).
Загадки:
Зимнее стекло весною потекло.
(Лед)

Не живое, а на всех языках говорит.
(Эхо)

Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)

Летом греет, зимой холодит.
(Солнце)

Не огонь, а жжется.
(Мороз)

Он черной тучей был сначала,




Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(Снег)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(Роса)

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
(Туча)

Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Гуляет в поле, да не конь;
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга)

Детки сели на карниз
И Растут все время вниз.
(Сосульки)

Жевать – не жую,
А все пожираю.
(Огонь)

Не конь, а бежит;
Не лес, а шумит.

Рукой махнул-
Дерево погнул.
(Ветер)

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь)

(Река)

3.4. Выступления детей. Станция: Тропа «Сказители».
1 чтец: ученик Панковский Андрей
На Амуре сказителей окружали любовью и почетом. Приезжал такой человек в стойбище, и жители откладывали на время свои дела (если, конечно, не шел сезон путины), собирались вместе и слушали. Коллективные сказочные сеансы могли длиться несколько ночей, потому что с развитием действия все сильней закручивался сюжет. При этом рассказчик так ярко изображал всех персонажей, что слушатель безоговорочно верил: да, это было на самом деле, только очень и очень давно.

Пересказ сюжета народной сказки «Медведь и Лиса».
2 чтец: ученица Скобцова Саша

Однажды прогуливался по лесу Медведь. Идет, идет, и вдруг летит птица-тетерев. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.
Тут идет кума Лиса Патрикеевна. Увидела, что медведь тетерева во рту держит, и догадалась, как же обмануть его, чтобы этот тетерев у него вылетел изо рта-то. Сообразила и спрашивает медведя:
 Мишенька, скажи-ка мне, я что-то не пойму никак, откуда дует ветер?
А ему, толстопятому дураку, надо бы ответить, что с севера,  он бы еще крепче зубы-то прижал. «С севера»  вот так. А он сказал:
 С запада!
Рот-то разинул, тетерев выпал, лиса схватила ее и только тут и была. Схватила и убежала.

Ведущий: учитель литературы
В сказке отражена жизнь народа, его наблюдения над жизнью, его древние поверья отражены тоже в сказке.

3 чтец: ученица Душкина Арина
В сказках народов Дальнего Востока мы видим
Величавую красоту этого
Края, холодный и чистый покой Севера,
Игру красок «земли северного сияния».

Пройдя по тропе «Сказители», мы попадаем на полуостров «Здоровье»

3.5. Физкультминутка.
Ведущий: учитель технологии

3.6. Аукцион «Знатоки сказок».
Ведущий: учитель литературы
- Команды знатоков фольклора продолжают свое движение по стране, и следующий географический объект - море «Знатоки сказок».
- Каждой команде задается по 3 вопроса, связанных со знанием теории фольклора.
Минимальная ставка 500 баллов. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается следующей команде. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Дайте определение понятию фольклор (ответ: устное народное творчество).
Чем фольклор отличается от произведений литературы? (Фольклор-искусство народа, коллективное творчество, литература - авторское).
Кто такие фольклористы? ( Люди, собирающие, систематизирующие, изучающие произведения фольклора).
Какие жанры фольклора вы знаете? (Колыбельные песни, потешки, пестушки, пословицы, поговорки, былины, сказки, частушки, песни и т.д.)
Назовите малые жанры фольклора. (Загадки, потешки, пестушки, колыбельные песни, дразнилки)

Ведущий: учитель технологии.
Все в мире рождается, умирает и вновь рождается. Все, но только не мудрость народная.
Вслушайтесь в эти слова:

1 чтец: ученица Камышанская Софья
Если человек – гость издалека,
Ты ему скажи: вот моя рука!
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
Сердцем щедрым, словом с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом.

Остановка озеро «Познавательное».

3.7. Выступления детей. Особенности питания коренного населения Дальнего Востока.
1 чтец: ученик Шайхутдинов Артур
В прежние времена коренное население Дальнего Востока в основном занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством. Реки, тайга кормили и одевали, обеспечивали семьи всем необходимым. Разнообразной была и пища дальневосточных народов. Основная пища полярных зверобоев – эскимосов, береговых чукчей и коряков – моржовое, тюленье и китовое мясо в разных видах (мороженое, вареное, вяленое). Кожу кита ели сырой; высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски. У ительменов главной пищей была рыба – «камчатский хлеб». Употребляли рыбу вяленную (юкола), копченую и квашеную. Даже для изготовления одежды и обуви использовалась рыбья кожа.
Предки бережно относились к природе. Они не убивали много зверей, не ловили рыбы много. А делали это с таким расчетом, чтобы им хватило еды на определенный срок. И прежде, чем пойти на охоту или рыбную ловлю, мужчины совершали ритуал жертвоприношения, «кормили» хозяев воды и тайги разными кушаньями, чтобы они на них не разгневались, просили, чтобы добыча была богатой.

Ведущий: учитель технологии
«Восточная мудрость гласит: «Подари человеку одну рыбу – он будет сыт один день; подари две-он будет сыт два дня. Но если научить его ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь»

2 чтец: ученица Макаренко Алина
В пищу эвены и эвенки употребляли, главным образом, мясо оленей и лосей, которое заготавливали вялением на солнце в мелко нарезанном виде. На мясном бульоне готовили суп с добавлением крови. Из кишок делали колбасу, из вяленой рыбы – юкону, а из сушеной рыбы – муку. Летом потребляли в большом количестве оленье молоко, ягоды, дикий чеснок, лук. 
Основной напиток – чай с оленьим молоком и солью. Пища у населения южной части Дальнего Востока была преимущественно рыбной. Употребляли рыбу в разных видах: вареную, сырую, консервированную. Супы из свежей или вяленой рыбы, а также из мяса приготавливались с множеством приправ – дикорастущих трав и корней. В блюдо из покупных продуктов (круп, макарон, лапши) добавляли много рыбьего жира. Его ели также с ягодами, которые в большом количестве шли в салаты, преимущественно из рыбы и различных корней. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, мяты, побегов багульника и т. д.

3 чтец: ученик Конопаткин Антон
Почетное место в питании занимают дикорастущие ягоды: голубика, морошка, смородина, малина, брусника, шиповник и боярышник. Ягоды, смешанные с молотой сушеной рыбой и нерпичьим жиром, и до сих пор традиционно считаются лакомством у нивхов. Собираю клубни сараны для приправы к блюдам, солят черемшу.
А настоящее время пища аборигенов стала более разнообразной. В ежедневный рацион вошли овощи. Достаточно много стали употреблять молока и молочных продуктов; мучных изделий; фруктовых блюд.

4 чтец: ученица Казарина Анастасия
Современный рацион большинства коренного населения ничем не отличается от рациона русских семей. Однако и поныне излюбленной пищей является рыба. Рыбу вялят, солят, едят сырой (строганина талк по-нивхски), варят, жарят и т. д. Потому, что рыба является ценным источником витаминов А, В,С,Д,Е,РР, таких минеральных веществ как фосфор, кальций, магний, калий, цинк, йод и другие биологические активные вещества. В рыбе также содержится легкоусвояемый белок и полиненасыщенные жирные кислоты.

5 чтец: ученик Шершнев Данил
Работая над нашим проектом, мы тоже решили приготовить некоторые рыбные блюда из традиционной удэгейской кухни и в частности: сугдя силени (суп из свежей рыбы с картофелем), вандэй (рыбные котлеты) и рыбу, жаренную в кляре. Рецепты взяты из книги А.А.Константинова «Дальневосточная кухня. Физиологические особенности питания населения Дальнего Востока.

3.8. Презентация проектных работ.
Пройдя озеро «Познавательное», мы подошли к остановке Гора Проектов.
Ребята долго готовили наш проект и теперь покажут и расскажут, какими национальными блюдами будут нас угощать и как их приготовили.
Учащиеся докладывают о проделанной работе.
Выступления сопровождаются презентациями в соответствии с заданием учащихся (самопроверка).
Обмен буклетами.

Спустившись с «Горы Проектов», мы отправляемся к следующей станции.

3.9. Станция «Заключительная»

Ведущие: учитель литературы и учитель технологии.
- Завершая урок, мы хотим ещё раз вернуться к вопросам.
- Чему учат сказки, фольклор ДВ?
Фольклор ДВ – это настоящая жемчужина народной мудрости, которая преподает уроки жизни.
- Почему необходимо изучать культуру, традиции, особенностях питания коренных народах Дальнего Востока?

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Выступление ученицы Майснер Алены. Чтение наизусть стихотворения «Над Амуром»

Дегустация приготовленных учениками проектных блюд.

Ведущий: учитель литературы
Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников,
(Вручение грамот и сувениров учащимся и благодарность учителям-помощникам).

4. Итог занятия

4.1. Рефлексия.

4.2.Уборка помещения.

Информационные ресурсы

Используемая литература:
Ехала деревня мимо мужика: Русские народные песни, загадки, пословицы, небылицы /Сост. С.И.Красноштанов. – Хабаровск: Кн.изд-во, 1989.
Кириченко Э.Д.Сказки дремучей тайги.- Хабаровск: Кн.изд-во, 1985
Комаров П.С. Избранное / Предисл. Ю.А. Шестаковой. Хабаровск: Кн.изд-во, 1992
Константинов А.А. Дальневосточная кухня. Хабаровское книжное издательство.1990.
Нагишкин Д.Д. Амурские сказки / Д.Д.Нагишкин. Хабаровск: Кн.изд-во, 1977
Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана – Граф, 201
Хрестоматия по дальневосточной литературе 5-6 классы. Автор и составитель Г. В. Гузенко. «Риотип», Хабаровск, 2000.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315