Миссия педагога в воспитании саморазвивающейся личности


Двоеконко Валентина Петровна,
воспитатель группы продленного дня МБОУ "СОШ №15
с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Энгельса Саратовской области
Миссия педагога в воспитании саморазвивающейся личности
"Главной целью воспитания должно быть воспитание,
побуждающее к самовоспитанию".
(В.А. Сухомлинский)
В современной российской системе образования все большего веса набирает новая гуманистическая парадигма, которая пришла на смену старой системе и диктует новые требования и правила педагогической деятельности. Благодаря этой парадигме в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность. Цель гуманизации современной школы, − и об этом говорится в Законе РФ “Об образовании” и других документах, − создать условия для саморазвития каждого ребенка. Понимание особенностей поддержки саморазвития ребенка возможно только в гуманистической парадигме образования. Жизнь ребенка суверенна, его интенсивное субъектное становление должно восприниматься взрослым как объективная данность и как особый предмет педагогической деятельности. В этой ситуации педагог, не тормозя активности и самостоятельности ребенка, а приумножая его усилия, способен придать им особую духовную и образовательную ценность.
Для правильного и последовательного воспитания ребенка как самостоятельного индивидуума, способного к созидательной деятельности внутри своего "Я", необходимо понять, что же такое "саморазвивающаяся личность".
В психологии и педагогике встречаются множество объяснений этого феномена. И хотя не существует единого общепринятого понятия, общие векторы объяснения саморазвития личности ребенка понятны и, в общем и целом, схожи.
В психологии саморазвитие рассматривается как та часть самодвижения сложных систем, которая выходит за рамки самопроизвольного, спонтанного их изменения и знаменует переход на более высокую ступень организации. Саморазвитие можно рассматривать как общую категорию, включающую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно и приводящую к позитивным изменениям психических, физических функций, социальных, творческих способностей. Саморазвитие − это развитие ребенком своей собственной индивидуальности, своей духовной реальности, средство поиска форм и способов освоения и реализации новых стадий индивидуальной жизни. Саморазвитие − это потребность в самодвижении, в формировании концепции своего собственного "Я".
Саморазвитие особенно значимо в младшем подростковом возрасте, когда сформировались механизмы саморегуляции. На этом этапе у подростка возникают экзистенциальные вопросы: "Кто я? Зачем я?" Он начинает осмысливать достигнутое, достигаемое и пока недостижимое. Современный мир становится год от года динамичнее, процессы в нем становятся сложнее и способность человека к адаптации является одним из ключевых факторов успешного существования. Поэтому так важно воспитать в ребенке личность, склонную и способную к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению. В основе саморазвития личности лежат развитые процессы адаптации личности к среде и личностью среды. Поэтому каждому педагогу важно осознавать, что именно он закладывает основу дальнейшего саморазвития личности ребенка, которая будет служить ребенку фундаментом его развития в дальнейшем.
Переход от действия по логике жизненной задачи к ориентации на себя совершается чаще всего на границе младшего и среднего подросткового возраста. Его надо организовать так, чтобы этот кульминационный момент развития был прожит детьми в культурных формах. В этом − основная культурная задача педагога как проектировщика развивающей среды. Стремление к саморазвитию, чувство взрослости обнаруживают себя по-разному. Педагогу надо уметь почувствовать это состояние, вовремя помочь ребенку в поиске культурных средств выражения стремления к самопознанию и творческому самопроявлению. Общие вопросы построения равноправных человеческих отношений в межличностном общении должны стать для самих подростков предметом специального изучения и освоения, и соответственно, специальным полем деятельности педагога, предметом педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка саморазвивающейся личности − совместное с ребенком определение его целей, возможностей и средств преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достигать успеха. Существуют реальные возможности обеспечить растущему человеку такие условия: учиться быть свободным, совершать свободный выбор без ущерба для других и себя.
Мой тридцатилетний опыт работы в начальной школе показывает, что для полноценной поддержки ребенка в его стремлении к саморазвитию, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Наблюдая за ребенком с первого класса можно сформировать представление о его психологических и поведенческих особенностях, стремлениях, чтобы суметь обеспечить адресное педагогическое сопровождение.
В любых педагогических ситуациях, связанных с саморазвитием, позиция ребенка как субъекта педагогической поддержки, является наиболее значимой. Поскольку поддержка изначально направлена на саму индивидуальность ребенка, она не может быть стандартизирована. В процессе поддержки решается не только проблема ребенка. Для ребенка, во взаимодействии с педагогом, встают самостоятельные вопросы: какой выбор совершить? Как жить? Для педагога эти вопросы трансформируются в проблему помощи построения индивидуального образа жизни, свойственного конкретному ребенку, выбора оптимального режима интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок, поиска способа реакции на удачи и невзгоды, подходящего типа деятельности и формы проведения свободного времени. Педагог должен ориентироваться на ребенка, как на субъекта жизнедеятельности, нуждающегося в поддержке своей неповторимой индивидуальности, своего "Я". Независимость, самостоятельность, возможность личностной позиции обеспечиваются взаимодействием необходимых компонентов опыта ребенка, которые сами формируются с учетом важности социальных влияний и природных задатков. При этом ребенок нуждается в поддержке, чтобы понять значимые ценности и культурные нормы поведения, самостоятельно реализовать свой жизненный путь, добиваться успеха и проектировать свои действия.
Педагогическую поддержку саморазвития ребенка следует рассматривать, как особую деятельность педагога по созданию условий саморазвития его субъективности, а также разноплановое содействие усилиям ребенка в осмыслении и конструировании собственного образа жизни. Главное − дать возможность ребенку преодолевать препятствия, развивая нравственный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой потенциал, тем самым побудить к самостоятельному поступку.
Основной целью такой поддержки является максимальное содействие ребенку в осмыслении его потребности в саморазвитии своей субъективности, индивидуальности. Помощь в самоопределении и самореализации, в работе над самим собой, составляет основную задачу педагогической поддержки саморазвития, с которой связаны конкретные психолого-педагогические и культурные задачи: помощь школьнику в осознании целей, ценностей и перспектив саморазвития, собственной уникальности; стимулирование конструктивно-критического, аналитического отношения к себе и миру; создание условий для включения ребенка в деятельность по саморазвитию; помощь в устранении препятствий в случае негативного влияния саморазвития (при кризисе развития).
Если говорить об основном содержании деятельности педагогической поддержки саморазвития, то здесь, безусловно, на первый план выходит индивидуализация. Индивидуализацию в образовании следует понимать как систему средств, способствующую осознанию ребенком своего отличия от других, своих преимуществ и недостатков, для духовного развития, самостоятельного продвижения в образовании, при выборе собственного жизненного пути. Данная деятельность предполагает индивидуально ориентированную помощь детям в реализации базовых потребностей, без чего невозможно осмысление индивидуальности, человеческого достоинства. Важной особенностью педагогической поддержки саморазвития является создание условий, характерных именно для данного индивида, для свободной реализации интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей и возможностей. Основа индивидуализации - поддержка человека в автономном строительстве, творческом воплощении и развитии способности к жизненному самоопределению, экзистенциальному выбору.
Саму поддержку можно разделить на несколько этапов: совместное с ребенком обнаружение проблемы; определение возможностей ребенка для решения проблемы; проектирование реальных действий по преодолению трудностей или развитие потенциальных возможностей. При этом, педагог может играть роли носителя, инициатора, транслятора культурной нормы доверительных и открытых взаимоотношений.
В содержании педагогической поддержки саморазвития можно выделить основные функции. Прежде всего, это мотивационная функция как опора на опыт и интерес, на потребность в саморазвитии, которое осуществляется на основе личностно-значимых целей, мотивов деятельности и ценностей, направленных вовне. Педагогическая поддержка позволяет педагогу сделать мотивацию познания, учения и самообразования инструментом саморазвития личности.
Освоение ребенком разнообразия способов деятельности, учебных и рефлексивных ситуаций является основным содержанием тактической функции. Для повышения эффективности данного освоения педагог может использовать тактические вспомогательные инструменты, в частности факультативы, ситуативные моделирования, лекции, беседы, упражнения, тренинги, общение и иные способы получения полной картины об индивидуальных стремлениях, проблемах и перспективах саморазвития ребенка.
Грамотное использование инструментария саморазвития для обеспечения его индивидуальных целей является ключевой особенностью защитно-идентификационной функции. В этом случае педагог берет на себя функцию "мастера", умеющего решать подобные задачи, или учителя, помогающего найти новые средства поведения, в том числе в развитии самозащиты и сохранения себя как индивидуальности.
При организации педагогической поддержки саморазвития ребенка необходимо учитывать характер, причины поведения и позицию школьника в межличностных отношениях, его положение в обществе сверстников, индивидуальность и уникальность как проявление саморазвития, содержание взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Немаловажным фактором воздействия на эффективность поддержки является также последовательность этапов, адекватность задачам и условия обеспечения взаимодействия с педагогом.
Рассматривая основные ошибки, допускаемые педагогами в воспитании школьника, как саморазвивающейся личности, можно выделить две основные деструктивные позиции: подавление индивидуализации, которая может быть ошибочно воспринята как отклонение от "общепринятого" поведения и восприятия знаний, а также односторонняя и объемная подача информации от преподавателя к ученику, исключающая диалог в схеме "педагог − ребенок − педагог". В школьных условиях зарождение творческой, индивидуальной и саморазвивающейся личности нередко не только не получает поддержки, но и просто не принимается многими учителями. Такого ученика начинают "выправлять", "выпрямлять", не понимая, что такая ломка − верный путь к нивелировке саморазвивающейся личности, подавлению индивидуальности в человеке. При надлежащем педагогическом сопровождении ребенка в школе, опытный педагог может легко отличить реальные отклонения в поведении, которые необходимо исправлять, от проявления индивидуальности и стремления к саморазвитию и творчеству.
Что касается второго распространенного фактора снижения эффективности педагогического процесса, то здесь часто на первый план выходит проблема распределения учебного материала по степени важности и стремление педагога подать как можно больше информации. В результате исключается основной принцип роли педагога в формировании саморазвивающейся личности − диалог в связке "педагог − ребенок − педагог", что затрудняет появление условий для индивидуального педагогического сопровождения и, как следствие теряется возможность способствовать саморазвитию ребенка.
Как хороший пример подтверждения моим словам, приведу цитату великого русского педагога В.А. Сухомлинского: "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".
Эти типичные ошибки допускаются педагогами в основном из-за внутреннего конфликта старой (авторитарной) и новой (гуманистической) парадигм образования. Современная российская система образования ориентируется на новую гуманистическую парадигму, однако существует проблема переориентации педагогов и перехода к новым правилам.
Подведя итог всему вышеизложенному, хочу сделать акцент на том, что взаимодействие педагога и ребенка − главная ценность, которую надо добывать, развивать и хранить.
Качественный переход к взаимодействию и сотрудничеству между ребенком и педагогом должен происходить через смену личностных и профессиональных состояний педагога, переосмысление накопленного опыта. Именно педагог создает условия, способствующие индивидуальному саморазвитию ребенка.
При формировании ребенка, как полноценной личности, способной к грамотному и правильному саморазвитию, педагогу необходимо решить ряд важнейших задач. Инструментом решения этих задач может служить только индивидуальный подход − педагогическое сопровождение, анализ индивидуальных особенностей ребенка и направление его познавательных стремлений в правильное русло.
В результате педагог поможет ребенку осознать гуманистические ценности и собственную уникальность, ориентировать мотивационную сферу на цели саморазвития, помочь увидеть перспективу саморазвития и стимулировать творческий взгляд на вещи, стимулировать рефлексию. Педагог создает условия для включения ребенка в деятельность по саморазвитию, учит работать и жить в самостоятельном режиме, осваивать механизмы и способы саморазвития, помогает осознать перспективы и понять мысленную картину процесса саморазвития. Получение ребенком необходимой информации о мире и себе, формирование адекватного образа "Я" и мира, овладение средствами и механизмами саморазвития − также является результатом грамотной коммуникации в связке "педагог − ребенок − педагог".
Необходимо также уметь качественно выявлять необходимость помощи в саморазвитии, помочь устранить препятствия или защитить при негативном влиянии саморазвития.
Результатом сложной и последовательной схемы воспитания и поддержки саморазвивающейся личности будет осознание ребенком потребности в саморазвитии и личностном значении саморазвития, формирование личностно значимых смыслов и ценностей, что позволит ребенку в будущем стать полноценным членом гражданского общества, найти свое место и призвание, уметь преодолевать трудности. Педагогу нужно осознавать всю важность и значимость своей миссии, поскольку именно в раннем школьном и подростковом возрасте у ребенка закладываются основы способностей к саморазвитию, которые будут служить фундаментом становления ребенка, как индивидуальности, неповторимой личности.