Педагогический опыт Организация исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по дополнительной образовательной программе Мир вокруг нас
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
152400213995«Организация исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас»
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас»
(обобщение педагогического опыта)
Ларикова Л.Н., педагог дополнительного образования
Новомосковск
2015
На современном этапе главной задачей дополнительного образования является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Данная работа, «Организация исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по дополнительной образовательной программе «Мир вокруг нас», является результатом обобщения педагогического опыта по организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста с 2013года.
Цель работы – обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация роли педагога в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать отличие от проектной деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, познакомить с основными подходами к исследовательской деятельности и развитием исследовательских умений, показать значимость исследовательских умений в развитии детей.
Новизна творческой работы заключается в значимости данной проблемы, в создании собственной технологии организации исследовательской деятельности у младших школьников, формирования исследовательских умений.
Изменение цели начального образования - развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности – предполагает вовлечение обучающихся в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие личности.
Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности ребенка. Необходимо дать возможность обучающемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность обучающихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ребёнка, выходящие за рамки курса «Окружающий мир», ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.
В своей работе я желаю достичь такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной образовательной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
На своих занятиях я учу детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
На занятиях по ДОП «Мир вокруг нас» я стараюсь уйти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности обучающихся и педагога.
Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включён. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность обучающихся.
Моя цель, как педагога дополнительного образования в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Поэтому на своих занятиях я стараюсь заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом и ребятами можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала ребенка. Педагог являясь организатором исследовательской деятельности, выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя. Дети проходят мысленный путь учёного, приобретают активную позицию, усваивают новую информацию, ведь результат исследования заранее им неизвестен.
Исследовательская деятельность в современном образовании
1.1. Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.
При этом первым и одним из важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружения этого белого пятна, поэтому познавательная потребность, мотивация исследовательской деятельности является неотъемлемой её характеристикой.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж.Руссо, И. Песталоцци и др.
В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н. И. Новиковым во второй половине XVIII в.
Великие деятели и педагоги России Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.
В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н. К.Крупская, С. Т.Шацкий, Б. Е.Райков.
В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М. Н. Скаткин, И. Я.Лернер, С. Г.Шаповаленко и др.).
В исследованиях В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Г. В. Козловой, Д. Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
А. И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[9, c.10]
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Дети непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.
Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью обучающихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.
Развитие исследовательской деятельности обучающихся будет эффективным при создании организационно - педагогических условий:
систематическое поэтапное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы работы с учётом возрастных особенностей, мотивации обучающихся;
постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью обучающихся в процессе работы;
организацию сотрудничества педагога, обучающихся родителей.
Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, Л. Левчук и В. Жинжило определяют его как «целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определённой целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе, надпредметной основе» [12, с. 9]
Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А. И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «с началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [9.с 9.] По наблюдению А. Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [7.с 99] . При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.
Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А. И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве.[9,с.16].
Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами, исследовательское поведение является основой будущих интеллектуальных и социальных достижений ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок наиболее гибок, и за счёт предлагаемых форм обучения и занятий у него закладываются модели поведения, в том числе, исследовательского.
Именно в дополнительном образовании имеет смысл применять исследовательских метод обучения, так как традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленных на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. У ребёнка при этом в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.
Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Исследовательское поведение на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас» делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А. Н., Леонтович А. В., Шумакова Н. Б., Обухов А. С. и др.).
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети, от природы, полны желания учиться, и, как известно, именно период младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Уровень потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Поисковая, исследовательская активность и является одним из этих механизмов.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя – деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. Стремление и способности к исследовательскому поведению – это некая универсальная характеристика творца.
Исследовательская практика – не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.
1.2 Основные подходы к организации исследовательской деятельности
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности обучающихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.
Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:
во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
в организации поисково-творческой деятельности;
в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
в изменении характера взаимоотношений «педагог – ученик – коллектив обучающихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.
Идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение. «При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном»[12.c.11].При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность применять обширный арсенал методов и приёмов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога.
Содержание занятий, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение программного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения, её решить. Для того чтобы образовательный процесс на моих занятиях выполнил одну из основных своих функций – обучающую, - необходимо, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана педагогом. Программа «Мир вокруг нас» представляет собой стойкий логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем. Проблемное обучение предполагает, что обучающиеся:
выделяют и ставят проблему;
предполагают возможные решения;
делают выводы с результатами проверки;
применяют выводы к новым данным;
делают обобщения.
Содержание занятий в дополнительном образовании имеет ряд особенностей при использовании стратегии проблемного обучения: учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам данной группы детей.
Ведущая моя роль, как педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у обучающихся в любом случае должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. В исследовательском методе в основу я беру не знание, преподносимое в готовом виде, а организованное изыскания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным материалом.
Результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных материалов.
Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе программного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования и предполагает определённые действия.
В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ребенка. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ребенка к выполнению операционных действий, приёмов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.
С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников.
Основная моя задача как педагога при этом состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ребенку с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Ситуативный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие её субъектов.
Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для обучающихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых дети овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного педагогом.
Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас» на основе единства личностного, ситуативного и задачного подходов предполагает:
тщательное и систематическое изучение мною исследовательского опыта младших школьников и дифференциация этого опыта;
создание учебных ситуаций, при разрешении которых обучающиеся овладевают знаниями и способами решения проблем;
конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), ориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в результат деятельности
Глава 2. Исследовательская деятельность младших школьников на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас»
2.1. Развитие исследовательских умений младших школьников.
Организация учебно-исследовательской деятельности на занятиях позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает включение младших школьников в исследовательскую деятельность, её поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку.
Всё выше сказанное, легло в основу моей работы по организации исследовательской работы с детьми младшего школьного возраста на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас».
Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, я решила его применение организовать на своих занятиях.
Свою работу по организации исследовательской деятельности младших школьников я начала в 2013 году.
Целью моей работы стало:
1. Выявить и поддержать обучающихся склонных к занятию исследовательской деятельностью.
2. Включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач.
3. Развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся.
4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.
Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:
1. Формирование научных взглядов у обучающихся.
2. Научить детей слушать педагога, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу.
3. Пропаганда знаний об окружающем мире.
4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы.
5. Участие в конкурсах, олимпиадах.
Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А. И.) [9].
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершённой работы.
В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями.
Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.
Многим педагогам мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Педагогам, так же как и я, впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, задают себе вопрос с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Каковы же должны быть у обучающихся умения и навыки для решения исследовательских задач? К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.
Приведу примерные задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему. Данные упражнения, я использовала в своей работе, которые дали положительный результат.
Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».
Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении « Посмотрите на мир чужими глазами» детям читался неоконченный рассказ. Например: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Аналогичных заданий можно придумать много, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздержаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Вначале ответы детей однотипны. В дальнейшем, упражнения подобного рода, позволят развить у детей эти способности.
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: представьте, что вы на какое то время стали столом в классе, камушком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей жизни.
При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые оригинальные ответы, отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, свидетельствующий о глубине проникновения ребёнком в новый непривычный для него образ. На основе игры «Волшебные превращения» можно провести мысленный эксперимент.
Например, при изучении, как стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды, предлагаю детям выбрать кого-либо, кто возьмёт на себя роль Огня. Остальные дети становятся капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно, превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.
Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность, смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – предвидение событий. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше». Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска на свои собственные вопросы.
Выдвижение гипотез, предположений – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск, прогресс любой творческой деятельности. Первое, что заставляет гипотезу появиться на свет – это проблема. Гипотезы возникают, как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.
В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?» На уроках по окружающему миру в 1классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например: «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».
При обучении детей строить предположения, учила их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими - Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли… ., восполняющими – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?. Для развития умения задавать вопросы используются различные упражнения: задавать вопросы, тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок.
Для развития умения задавать вопросы использовались следующие задания, например: «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы о предмете, ребёнок отвечает «да», «нет». Один из детей загадывает слово, называет только первый его звук. Также можно применять игру «Угадай, о чём спросили?». Не читая вопроса вслух, ребёнок громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.
Особый вид умений – работать с текстом или книгой.
Предлагаю методику работы с книгой. 1 этап - беглый обзор текста, его общий просмотр. При знакомстве с книгой надо сначала составить о ней общее представление. Полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, где обычно автор делает краткий анонс содержания основных разделов и глав.
2 этап – задать себе вопросы по поводу текста. Например: Насколько мне это интересно? Что мне известно по этой проблеме? Что нового я смогу узнать? 3 этап – чтение, глубокое знакомство с текстом. 4 этап – выделить главное и второстепенное, найти факты, подтверждающие идеи.
В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.
Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
2.2. Технология организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучив теоретический и практический материал по данной проблеме, а также накопленный опыт работы с обучающимися младших классов по организации исследовательской деятельности, позволило мне разработать и реализовать в своей работе технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение организационно-педагогических условий.
В основе этой технологии лежат идеи гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подхода.
Цель технологии - осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).
3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научность текста, термины, понятия, смысловые части текста: абзацы, умение выделять главное, формулирование вывода, логика изложения)4. Умения представить результаты своей работы (форма представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
На первом году обучения отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводила. Пропедевтическая работа велась следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством педагога;
- занятиям-исследованиям (в начале года постановка проблемы осуществлялась педагогом, поиск решения осуществлялся обучающимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью педагога; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством педагога);
- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством педагога).
Со второго года обучения организовывала занятия-исследования, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у обучающихся.
Занятие-исследование - один из типов нетрадиционных занятий. Учебная задача на таких занятиях ставится, как предложение заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На занятии-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ребята выступают в роли учёных - специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т. д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.
Нетрадиционные занятия в моей практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных занятий, оригинальностью их проведения.
Сначала работа велась с любознательными, интеллектуально активными младшими школьниками, выявленных на основе наблюдений.
Однако, в процессе работы я пришла к выводу, что детей к исследовательскому поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна. И, конечно, важную роль в этом процессе играют экскурсии в природу. Уже было отмечено, что исследовательский метод отвечает природе ребёнка и законам его развития. Несомненно, между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство.
В чём же оно заключается? Прежде всего, в схожем направлении логического процесса. И школьники, и учёные идут одним логическим путём (на разных, конечно, интеллектуальных уровнях): учёный наблюдает факты, сравнивает их между собой, подыскивает для них те или иные рациональные объяснения и делает выводы, которые и могут привести к научным открытиям.
Обучающиеся тоже наблюдают факты, сопоставляют их между собой, делают выводы. Эти выводы тоже являются открытиями, правда, не для науки, а для самих обучающихся. Но это не умаляет, а значительно усиливает значение таких методов обучения. Более того, маленький исследователь переживает свой успех (неуспех) так же, как и взрослый, что усиливает педагогическую ценность такого учения. [1, с.43].
Подчеркну ещё раз, что основой исследовательской деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.
Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Здесь я организую совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого обучающиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. В процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На занятиях использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаю задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством педагога, затем с помощью родителей.
На третьем году обучения предполагаю:
1. На занятиях-исследованиях знакомить обучающихся с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планированием исследования, задачами исследования.
На занятиях использовать игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводить коллективные исследования на заданную тему. У младших школьников 9-10 лет активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществлять самостоятельное долговременное исследование детей с применением имеющихся знаний и умений. Проводить опросы, анкетирования. 4. Ход исследования обсуждать с педагогом, давать консультации.
Мой практический опыт показал, что на занятиях по ДОП «Мир вокруг нас» эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что педагог и обучающийся действительно совместно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение обучающихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного.
На занятиях второго года обучения, при изучении темы «В гости к весне» проводила миниисследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в природе», «Дыхание семян» (см. Приложение 1).
При изучении темы «Наша дружная семья», обучающиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная», «Ими гордится моя семья», «Старые и памятные вещи в моей семье» (см. Приложение 2.).
Для развития исследовательских умений у детей, проводились занятия- исследования по окружающему миру.
Наблюдая за детьми в процессе работы, я заметила, что есть дети, которые отказываются заниматься исследовательской деятельностью. Побеседовав, я выяснила причины их отказа: они боятся представить свою работу, теряются при выступлениях. В связи с этим мною была проведена в 2014 году диагностика личностных особенностей обучающихся, целью которой было: выявление психических состояний и свойств личности; исследование самооценки; исследование тревожности, связанной с учебными ситуациями.
2.3. Результативность работы по организации исследовательской деятельности
Подводя итог, отмечу, что в настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ребенку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
В процессе организации исследовательской деятельности с младшими школьниками, я смогла помочь обучащимся ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.
Результаты работы с детьми позволяют судить, что мне удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности у детей в возрасте 7-10 лет.
Мой опыт работы показал, что дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством педагога, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации.
Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Такие дети охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания. Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска и отбора информации из различных информационных источников.
Всё это позволило детям стать победителями Всероссийских дистанционных олимпиад по окружающему миру. Обучающиеся стали дипломантами Всероссийского конкурса «Мир вокруг нас».
Сравнив результаты контрольного проведения диагностики познавательной сферы младших школьников и первичной диагностики можно сделать следующие выводы. У детей, занимающиеся исследовательской деятельностью, выросла мотивация учебной деятельности (высокий уровень на 27%), улучшился уровень внимания и самоконтроля (высокий уровень на 37%), улучшилась память, активизировались мыслительные процессы (высокий уровень на28%) , вырос познавательный интерес (высокий уровень на 45%).
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом, ребенком и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала обучающегося. После представления своих работ, родители отметили возросший интерес к посещению занятий, углубление знаний в школе, приобретение опыта сотрудничества. Подобная деятельность не только формирует новый подход к получению знаний, но имеет и чисто практическое значение.
Опыт работы позволяет утверждать, что исследовательскую деятельность можно и нужно проводить с младшими школьниками. Безразличных к обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет.
Проведённая работа показала, что такая деятельность – исследовательская – способствует развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального образования и отвечает современным требованиям.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Литература
Бродовская З. В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование, 2005.-№2
Конвенция о правах ребёнка. UNICEF. Детский фонд ООН.
Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009. Кулибанов С. К., АГПИ им. А. П. Гайдара. Развитие детской одарённости в современной образовательной среде: материалы Всероссийской практической конференции с международным участием, Арзамас мая 2008г. //Арзамас: АГПИ, 2008.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
Осипова Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000. Рогова Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие; в 2 кн. – 3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. Книга 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004.
Савенков А. И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
Е. В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2ч. Ч.1. /М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др./ - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.