Программа кружка Безопасное колесо



Пояснительная записка
В современном мире наблюдается стремительная автомобилизация, повышается интенсивность дорожного движения. Это в свою очередь влечет за собой повышение опасности для жизни и здоровья участников дорожного движения, особенно детей и подростков.
В Федеральном Законе «О безопасности дорожного движения», который принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения обозначен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.Этот же Закон определяет сферы обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах: «Обучение граждан Правилам дорожного движения проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм» (с. 29, п. 1)
Ребенок - это полноправный участник дорожного движения, поэтому он должен быть обучен не только подчиняться требованиям Правил дорожного движения, но и быть способным гибко адаптироваться в различных дорожных ситуациях. Необходимо учитывать диалектику: сегодня ребенок - пешеход или пассажир, завтра - водитель транспортного средства.
За последние годы наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием детей, неуклонно растет число погибших и травмированных.
Выполнение данной программы позволит обучающимся воспитать в себе дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в экстремальных условиях дорожно-транспортной среды.Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.6 ст.28);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.№373;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- Учебного плана МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара»
Цель программы: воспитание законопослушных участников дорожного движения, предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма
Для достижения цели программы предусмотрена реализация задач:
Обучающие задачи:
расширение общего кругозора по проблеме безопасности человека;
формирование оптимального для данного возраста набора терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах;
формирование знаний о регулировании движения пешеходов, велосипедистов, других транспортных средств на дорогах;
расширение знаний обучающихся о дорожных знаках и дорожной разметке, регламентирующих движение пешеходов и транспортных средств;
расширение знаний Правил дорожного движения Российской Федерации.
Развивающие задачи:
формирование умений прогнозировать результаты своего поведения как участника движения;
развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
развитие умений предвидеть скрытую опасность на дороге, формирование логического мышления.
Воспитательные задачи:
формирование культуры участника дорожного движения;
формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Реализация задач программы реализуется за счёт применения технологии развивающего обучения и воспитания, так как она носит личностно-ориентированный характер и направлена на разностороннее, свободное и творческое развитие личности школьника.
Программа реализуется в общеобразовательном классе. Срок реализации 2015-16 учебный год. Оценкой достижений обучающихся по программе является участие в конкурсе-соревновании «Безопасное колесо».
Данные программы «Безопасность дорожного движения» /В.А. Лобашкина, Д.Е.Яковлев, О.Б.Хренников, М.В.Маслов/ под редакцией П.В.Ижевского - М.: Просвещение, 2011 опираются на минимальный запас знаний правил дорожного движения и умений их выполнять, полученный в ДОУ и семье. Они построены по нарастающей степени сложности и разбиты на блоки, которые дополняют друг друга. Материал программы написан в соответствии с программами курсов «Окружающий мир.1-4 классы», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также с «Правилами дорожного движения РФ».
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, углубленное изучение Правил дорожного движения, правил оказания первой доврачебной медицинской помощи, основы знаний по социальному страхованию граждан, журналистике.
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление о ПДД, об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учётом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные. Контроль за результатами обучения и формирования практических навыков проводится с использованием методов тестирования, контрольных экзаменов, конкурсов и соревнований.
№ Вид деятельности Формы занятий
Методы и
приёмы
Формы подведения итогов
1 Теоретическая работа Групповые и
индивидуальные
занятия,
просмотр
видеофильмов,
обучающие
игры Объяснительно-иллюстративные, беседа, рассказ, объяснение, показ плакатов, схем, стендов Тестирование,
устный опрос,
работа по
экзаменационным
билетам
2 Практическая работа Экскурсии, соревнования, вождение велосипеда на транспортной площадке, ПДД онлайн экзамен, решение задач по дорожным ситуациям в определённом программном режиме, отработка навыков по оказанию ПМП,
фигурное вождение велосипеда Тренировочные упражнения,
инструктаж,
самостоятельная
работа, практическая работа, решение ситуационных задач Соревнования «Безопасное колесо»,
тестирование по теоретической подготовке по ПДД, оказанию первой доврачебной медицинской помощи, знанию основ страхования, технической подготовке велосипеда,
практическое выполнение заданий по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, знанию дорожных знаков, правильных и неправильных типов поведения пешеходов и велосипедистов
Содержание программы связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, ОБЖ.
В соответствии с учебным планом МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара» по внеурочной деятельности данный курс изучается в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год и относится к социальному направлению внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные:
- формирование уважительного отношения ко всем участниками дорожного движения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за своё поведение на дороге;
- -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- формирование умения адекватно воспринимать требования учителя;
- формирование навыков сотрудничества в команде;
-формирование умения детей работать в команде, прислушиваться друг к другу, принимать коллективное решение и т.д.
- формирование умения распределять работу между членами команды, совместно оценивать результат работы.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение;
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя методические пособия, свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в команде и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является:
- навыки соблюдения правил дорожного движения, оказания первой доврачебной медицинской помощи в случае ДТП;
- знание основных понятий и терминов из правил дорожного движения;
- знание дорожных знаков, дорожной разметки;
- знание технического устройства велосипеда;
- знание основ страхования;
-умение водить велосипед в детском автогородке с соблюдением правил дорожного движения;
-навыки фигурного вождения велосипеда.
Содержание программы
1.Правил дорожного движения (15 часов)
Теория:
Основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Сигналы светофора и регулировщика. Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Скорость движения. Обгон, опережение, встречные разъезд. Остановка, стоянка. Правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Правила пешеходов при пересечении регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Движение через железнодорожные пути. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Группы дорожных знаков, их значение. Дорожная разметка. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения водителями, пешеходами и пассажирами.
Практика:
Занятия на транспортной площадке по соблюдению указаний дорожных знаков и сигналов регулировщика. Практическая езда на велосипеде в детском автогородке для ориентации в ситуациях, приближенных к реальным условиям дорожного движения. Работа с магнитной доской по моделированию аварийных дорожных ситуаций и путей их разрешения. Работа с набором дорожных знаков. Фигурное вождение велосипеда. Решение экзаменационных билетов по правилам дорожного движения категории «АВ». Решение заданий по знанию ПДД в определённом программном режиме. Работа на макете «Дорожное движение» по определению неправильных или правильных типов поведения пешеходов или велосипедистов. Участие в соревнованиях юных велосипедистов «Безопасное колесо».
2.Оказание первой доврачебной медицинской помощи (10 часов)
Теория:
Виды ран и способы их обработки. Виды перевязок и способы их наложения. Приемы остановки артериального, венозного, капиллярного кровотечений. Оказание первой помощь при переломах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Приемы и способы транспортировки пострадавшего.
Практика:
Обработка раны. Техника наложения повязок: восьмиобразной, спиралевидной, Дезо, пращевидной, косыночной, сходящейся, расходящейся и т.п. Наложение жгута, давящей повязки, закрутки. Правила иммобилизации. Наложение транспортных шин при переломе конечностей. Оказанию первой доврачебной помощи с применением перевязочных материалов и подручных средств. Содержание медицинской аптечки. Приемы и способы транспортировки пострадавшего.
3. Основы страхования граждан (3 часа).
Теория:
Понятие о страховании, история развития страхования в России. Страховые термины. Значение страхования в жизни человека. Виды социального страхования, участники страхования. Принципы и основы страхования детей от несчастных случаев. Виды страхования различного имущества, порядок получения страховых выплат. Основные требования Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Условия и порядок страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Практика:
Решение тестов по основам страхования.
4. Техническая подготовка велосипедиста (3 часа)
Теория:
Классификации велосипеда, материально – техническая база и оборудование велосипеда (набор компонентов, из которых он состоит), основные виды его неисправностей и методы их устранения.
Практика:
Решение тестов по технической подготовке велосипеда.
5. Основы журналистики (3часа)
Теория:
Знакомство с работой журналистов периодического издания – районной газеты «Архаринские вести». Жанры журналистики. Выбор актуальности темы газетной публикации, сбор информации, обработка рабочего материала, подготовка публикации.
Практика:
Написание заметок на тему «Обращение к водителям», «Ребенок – главный пассажир», посвященное правилам перевозки детей в автомобилях, «Стань заметней на дороге», посвященное необходимости использования световозвращающих элементов пешеходами в темное время суток, «Я б в гаишники пошел, пусть меня научат», посвященное работе сотрудников Госавтоинспекции, самостоятельная обработка материала.
Раздел программы Количество часов
Теория Практика Всего
1.Правил дорожного движения
8 7 15
2.Оказание первой доврачебной медицинской помощи 5 5 10
3. Основы страхования граждан
1 3
4. Техническая подготовка велосипедиста
1 2 3
5. Основы журналистики
1 2 3
Итого 18 16 34
Календарно-тематическое планирование
4 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/пДата Тема ТЗ ПЗ Примечание
План Факт Правила дорожного движения (15 часов)
1.
2. 03.09
10.09 Основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. 1 1 3. 17.09 Сигналы светофора и регулировщика. 1 4.
5. 24.09
01.10 Сигналы светофора и регулировщика. 2 6. 08.10 Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановка, стоянка. 1 7. 15.10 Скорость движения. Обгон, опережение, встречные разъезд. 1 8.
9.
10.
11.
12. 22.10
29.10
12.11
19.11
26.11 Правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Правила пешеходов при пересечении регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Движение через железнодорожные пути. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. 2 3 13.
14. 03.12
10.12 Группы дорожных знаков, их значение. 1 1 15. 17.12 Дорожная разметка. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения водителями, пешеходами и пассажирами. 1 Оказание первой доврачебной медицинской помощи (10 часов)
16. 24.12 Виды ран и способы их обработки 1 17. 14.01 Виды перевязок и способы их наложения 1 18. 21.01 Техника наложения повязок: восьмиобразной, спиралевидной, Дезо, пращевидной, косыночной, сходящейся, расходящейся и т.п1 19. 28.01 Приемы остановки артериального, венозного, капиллярного кровотечений 1 20. 04.02 . Наложение жгута, давящей повязки, закрутки. 1 21. 11.02. Оказание первой помощь при переломах. 1 22.
23. 18.02
25.02 Правила иммобилизации. Наложение транспортных шин при переломе конечностей. Оказанию первой доврачебной помощи с применением перевязочных материалов и подручных средств 2 24. 03.03 Оказание первой помощи при ожогах, обморожении, шоке и обмороке 1 25. 10.03 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Содержание медицинской аптечки. Приемы и способы транспортировки пострадавшего. 1 Основы страхования граждан (3 часа).
26.
27. 17.03
07.04 Понятие о страховании, история развития страхования в России. Страховые термины. Значение страхования в жизни человека. Виды социального страхования, участники страхования. Принципы и основы страхования детей от несчастных случаев. Виды страхования различного имущества, порядок получения страховых выплат. Основные требования Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Условия и порядок страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. 2 28. 14.04 Решение тестов по основам страхования. 1 Техническая подготовка велосипедиста (3 часа)
29. 21.04 Классификации велосипеда, материально – техническая база и оборудование велосипеда (набор компонентов, из которых он состоит), основные виды его неисправностей и методы их устранения. 1 30. 28.04 Решение тестов по технической подготовке велосипеда 1 31. 05.05 Решение тестов по технической подготовке велосипеда 1 Основы журналистики (3часа)
32. 12.05 Знакомство с работой журналистов периодического издания – районной газеты «Архаринские вести». Жанры журналистики. Выбор актуальности темы газетной публикации, сбор информации, обработка рабочего материала, подготовка публикации.
1 33.
34 19.05
26.05 Написание заметок на тему «Обращение к водителям», «Ребенок – главный пассажир», посвященное правилам перевозки детей в автомобилях, «Стань заметней на дороге», посвященное необходимости использования световозвращающих элементов пешеходами в темное время суток, «Я б в гаишники пошел, пусть меня научат», посвященное работе сотрудников Госавтоинспекции, самостоятельная обработка материала.
2 Учебно-методическое обеспечение программы:
Список литературы для педагогов
Документы по безопасности дорожного движения
1.Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения"
2.Правила дорожного движения 2015 г.
3.Экзаменационные билеты по правилам дорожного движения категории «АВ»
Методическая литература:
4.Вопросы организации профилактики ДЦТТ. - МВД России, 2010
5.Дети и дорога. Дошкольник на улице. Академия педагогических наук, М., 2010.
6.Методическое пособие. Новые игры по обучению детей ПДЦ с применением РИЗ (теории решения изобретательских задач) УГИБДЦ УВД Республики Калмыкия, 2013.
7.Мы - за безопасность на дорогах. Методическое пособие для руководителей школ, учителей начальных классов, руководителей отрядов ЮИД. - УГИБДД УВД Ростовской области, 2012.
8.Обучение детей ПДД.- С-Петербург, 2012.
9.О методике преподавания ПДД в начальных и средних классах -Центр безопасности «Автоград», С-Петербург, 2012.
10.О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения -
УГИБДД ГУВД г. С-Петербург, 2010.
11.Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам дорожного
движения, УГИБДД ГУВД г. С-Петербург.
12.Практикумы по изучению Правил дорожного движения - УГИБДД
УВД Ростовской области, 2012.
13.Программа изучения Правил дорожного движения, история ПДД,
развития транспорта, дорог, регулирования дорожного движения -
УГИБДД УВД Ростовской области, 2012.
14.Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного
движения в дошкольных учреждениях - УГИБДД УВД, ОЦТТ
Курской области, 2011.
Список литературы для детей:
Аксельрод А.Ю. Скорее скорой. Пособие по оказанию первой доврачебной помощи.- М., 2010.
Безопасное колесо. Методические рекомендации для юных велосипедистов по ПДД- УГИБДД УВД Свердловской области, 2012.
Оказание экстренной помощи до прибытия врача. Практическое пособие - Научный центр «Энас», 2011.
Светофор - мой друг. Пособие по изучению Правил дорожного движения - УГИБДД УВД г.Ханты-Мансийска.
Первая помощь. Российское общество Красного Креста. Учебник, М., 2012.
Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по Правилам дорожного движения -С -Петербург, 2011.
Материально-техническое обеспечение программы
Компьютер с выходом в Интернет;
Принтер;
Мультимедиапроектор;
Диски с обучающими играми по ПДД для учащихся начальных классов;
Магнитная доска «Азбука дорожного движения»;
Настенная доска «Дорожные знаки»;
Настенная доска «Первая медицинская помощь»;
Велосипед;
Оборудование для фигурного вождения велосипеда;
Набор дорожных знаков;
Основные требования к уровню подготовки:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
Основные понятия и термины из правил дорожного движения;
элементы дороги и их назначение;
дорожную разметку и её назначение;
значение сигналов светофора и регулировщика;
группы дорожных знаков, их назначение;
правила перехода через дорогу;
типичные причины ДТП;
виды перекрёстков и правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
правила движения транспортных средств;
меры ответственности и наказания за нарушение Правил дорожного движения;
основы страхования;
правила оказания первой доврачебной медицинской помощи;
устройство велосипеда, правила езды на велосипеде;
Должны уметь:
ориентироваться в различных дорожных ситуациях;
владеть навыками оказания первой доврачебной медицинской помощи;
выполнять практическую езду на велосипеде с соблюдением правил дорожного движения;
выполнять фигурное вождение велосипеда;
выполнять правила для пешеходов, велосипедистов, пассажиров;
адекватно оценивать дорожную обстановку, самостоятельно моделировать свои действия в данной обстановке;