Рабочая программа кружка Безопасное колесо


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1
г. Завитинска Амурской области
Рекомендована к утверждению,
методическим советом школы
Протокол №1
от __________2015г.
«Согласовано»
Куратор по ВР
МБОУ СОШ №1
_____________ Божко И.И.
«____________» 2015г. «Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №1 г.Завитинска
___________Назаренко Е.Н.
Приказ № от «________»2015г.

Рабочая программа
«Безопасное колесо»
для 4-5-х классов
(2015 – 2016 учебный год)

Разработчик: Булах Ольга Владимировна, Баланова Ирина Ивановна
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
г.Завитинск
2015г.
Оглавление
Классификация программы
Список участников кружка
Пояснительная записка
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Результаты обучения
Используемая литература.
Классификация программы
Тип: дополнительная образовательная программа
Вид: модифицированнаяУровень: общеразвивающий
Цель: создание условий для формирования личности безопасности

Общеобразовательная область: основы безопасности жизнедеятельности
Направленность – спортивно-техническая
По возрастному принципу – 10-12 лет
Срок реализации – 1 год
I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа кружка «Безопасное колесо» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
Сборника методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО/ Е.А.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова и др. под ред. А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006г.;
в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
закона Российской Федерации «О безопасности»;
«Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья учащихся. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой, когда он становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети, в ходе прохождения программы, развиваются интеллектуально. В них формируются качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы правовой культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей.
Как научить ребёнка сознательно относится к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но всё это необходимо соединить в единую целостную систему непрерывного обучения детей.
Важно решить вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания.Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличения интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно в нашей стране в дорожно - транспортных происшествиях гибнет около 30 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребёнок!
К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не даёт положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах.
Программа кружка «Безопасное колесо» способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры у детей и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребёнок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.
Задачи:
Познакомить с историей правил дорожного движения;
Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
Обучить фигурному вождению велосипеда;
Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.
Воспитывать безопасную личность.
Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Принципы реализации:
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
Принцип индивидуализации и дифференциации
Принцип здоровьесбереженияПринцип непрерывности
Программа рассчитана на 1 год обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.
Время обучения – 102 часа в год (3 часа в неделю).
Особенности программы.
Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и её социальном окружении.
В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.
Программа имеет чёткую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
•     овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
•     участвуют в повседневной жизни коллектива;
•     получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
•     привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учётом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы. Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:
•       медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);
•       психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.
Закончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
II. Содержание программы.
Вводное занятие (2 часа)
План работы кружка. История велосипеда. Виды и классы велосипедов. Виды велоспорта. Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото - и видеоматериалов.
Общее устройство велосипеда (4 часа)
Основные части велосипеда, их назначение, расположение, взаимодействие. Роль тормозов, звукового сигнала.
Учебная езда на велосипеде (20 часов)
Вводный инструктаж. Практические занятия по удержанию равновесия, езде по прямой асфальтированной дорожке. Езда с ускорением. Правильное начало движения и торможение. Разгон по прямой. Отработка техники старта. Способы торможения. Прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса).

Техническое обслуживание, сборка и разборка велосипеда (6 часов)
Важность содержания транспортного средства в хорошем техническом состоянии. Значение исправности тормозов. Сборка и разборка велосипеда. Замена колеса. Умение разбортовать колесо, найти повреждение камеры, забортовать колесо. Умение регулировать руль, седло. Смазка цепи, звездочек. Способы определения и устранения возможных неисправностей.
Специальная физическая подготовка (6 часов)
Развитие координации, ловкости, умения удерживать равновесие.
Основы оказания первой доврачебной помощи (10 часов) Первая доврачебная помощь. Приёмы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объёме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Практика:Первая помощь при травмах.Первая помощь при травматическом шоке.Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.Просмотр фото- и видеоматериалов.
Правила дорожного движения (20 часов)
Основные понятия и термины ПДД. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации Разметка проезжей части. Указатели, их назначение и действие. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сигналы светофоров и регулировщиков. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Перевозка людей и грузов на велосипеде. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств. Опасные последствия эксплуатации неисправного транспорта. Требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, шин, световых приборов. Просмотр фото- и видеоматериалов. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона. Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена.
Спортивно-тренировочная езда (16 часов)
Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения. Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке. Прохождение велоэстафеты «Трасса». Техника и тактика старта, обгона и финиширования.

Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях (5 часов)
Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:
- викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
- викторина “Дорожные знаки”;
- конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
- конкурс "Скорая помощь на дороге".
Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. (3 часа)
Меры безопасности, связанные с правильной организацией
учебно-тренировочных занятий и соревнований. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием велосипеда, экипировка и одежда учащихся, состояние их здоровья и самочувствие. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Проведение мероприятий по ПДД (8 часов)
Организация, подготовка и проведение мероприятий по ПДД для учащихся 1- 6 классов:
- Посвящение первоклассников в пешеходы;
- Азбука дорог;
- Азбука безопасной зимы;
- Азбука безопасного лета.
Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
Контроль за результативностью учебного процесса.
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.
Учебно - тематический план программы «Безопасное колесо»

п/п Темы занятий Количество часов
Всего Теоретич.
занятия Практич. занятия
1. Вводное занятие. 2 2 -
2. Общее устройство велосипеда. 4 2 2
3. Учебная езда на велосипеде. 20 4 16
4. Техническое обслуживание, сборка и разборка велосипеда. 6 3 3
5 Специальная физическая подготовка 6 2 4
6. Оказание первой доврачебной помощи. 10 4 6
7. Правила дорожного движения. 20 6 14
8. Спортивно-тренировочная езда. 16 2 14
9. Организация и проведение соревнований. 5 2 3
10. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях 3 1 2
11. Проведение мероприятий по ПДД 8 4 4
12. Итоговое занятие 2 2 -
Всего: 102 ч. 34 ч. 68ч.
III. Календарно - тематическое планирование
№ урока Раздел.
Тема урока Коли
чествочасов Дата планируемая
Дата фактическая
1. Вводное занятие 2 1-2 История велосипеда. Знакомство с группой. Техника безопасности. 2. Общее устройство велосипеда 4 3-4 Основные части велосипеда, их назначение, расположение. 5-6 Звуковой сигнал, роль тормозов. Разбор и сборка велосипедов. 7-8 Подготовка и проведение мероприятия «Посвящение первоклассников в пешеходы» 2 3. Учебная езда на велосипеде 10 9 Удержание равновесия 10 Обучение медленной езды. 11-12 Вождение слалом. 13 Вождение через кочки 14 Езда по квадрату 15-16 Вождение по восьмерке 17-18 Переноска предмета. 19-20 Подготовка и проведение мероприятия «Азбука безопасной зимы» 2 Специальная физическая подготовка. 4 21-24 Упражнения для развития координации Оказание первой доврачебной помощи. 5 25 Понятия о травмах, приемы оказания первой помощи. 26 Раны и кровотечения. 27 Переломы и оказание первой помощи. Закрытые и открытые травмы. 28 Травматический шок, обморожения. Ожоги. 29 Транспортировка пострадавших, и их виды. Правила дорожного движения 10 30 Основные понятия и термины. 31 Права и обязанности участников дорожного движения. 32 Дорожные знаки. Запрещающие, приоритета, предупреждающие, предписывающие. 33 Разметка на проезжей части. Сигналы светофоров и регулировщика. 34 Дорожные знаки - особых предписаний, информационные, доп. информации. 35 Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. 36 Правила движения велосипедиста в населенном пункте и на загородной дороге. 37 Перевозка людей и грузов на велосипеде. 38 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 39
Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. Спортивно - тренировочная езда 6 40-41 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 42-43 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 44 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 45 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 46-47 Подготовка и проведение мероприятия «Азбука дорог» 2 Организация и проведение соревнований 2 48-49 Соревнование «Знатоки дорожных правил» Меры безопасности на тренировках и соревнованиях 3 50-52 Значение экипировки и одежды велосипедиста. Проверка технического состояния велосипеда Учебная езда на велосипеде 10 53-54 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 55-56 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 57 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 58 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 59 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 60 Фигурное вождение с преодолением препятствий. 61-62 Фигурное вождение с преодолением препятствий. Техническое обслуживание велосипеда 6 63-65 Замена колеса, регулирование руля и седла. 66-68 Разборка и сборка велосипеда. Специальная физическая подготовка. 2 69-70 Развитие координации. Оказание первой доврачебной помощи. 5 71 Первая помощь при электрошоке. 72 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Первичный и вторичный осмотр. 73 Различные виды повязок. 74 Лекарственные препараты, находящиеся в аптечке. 75 Самостоятельное оказание первой доврачебной помощи. Правила дорожного движения 10 76 Спец. машины, преимущество на перекрестке. 77 Решение задач. Различные ситуаций на дороге с пешеходами, водителями. 78 Решение задач. Различные ситуаций на дороге с пешеходами, водителями. 79 Решение задач. Различные ситуаций на дороге с пешеходами, водителями. 80 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 81 Работа на магнитной доске. Безопасный путь домой. 82 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 83 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 84 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 85 Работа с презентациями на очередность проезда перекрестка. 86-87 Подготовка и проведение мероприятия «Азбука безопасного лета» 2 Спортивно - тренировочная езда 10 88-89 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 90-91 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 92 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 93 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 94 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 95 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 96 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. 97 Движение и маневрирование в «Автогородке» с соблюдением правил. Организация и проведение соревнований 3 98 Викторина «Знатоки правил дорожного движения» 99 Викторина «Скорая помощь на дороге» 100 Соревнования «Безопасное колесо» 17. Подведение итогов 2 101-102 Подведение итогов работы кружка. Планирование работы на следующий год.
IV. Ожидаемые результаты
Стабильно получаемые результаты Используемые способы диагностики
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива 1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД
2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам 2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены
3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи 3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине
4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства 4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"
5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня 5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития
 
По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.
Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.
Учащиеся получат возможность научиться: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.
Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.
Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
Наглядно-иллюстративный;
Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактические материалы и наглядные пособия.
Велосипеды (личные).
Аптечка.
Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
Знаки правил дорожного движения.
Макет проезжей части.
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.

Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
Наличие спортивной площадки;
Компьютерный класс,
Класс для теоретических занятий.
Список используемой учебно-методической литературы
Для учителя Для детей
Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П. Алексеев, Москва, 2009 Правила дорожного движения. А.П. Алексеев, Москва, 2009
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007 Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008 Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007 Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года. Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002
Газета «Педсовет», № 4, 2008
Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009 Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002
Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008 Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008
Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год
Транспортные средства
Виды транспортных средств.
Участники дорожного движения
Водитель. Обязанности водителя
Пешеход. Обязанности пешехода
Пассажиры. Обязанности пассажиров
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты
Средства организации и регулирования дорожного движения
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки
Дорожные знаки. Знаки приоритета
Дорожные знаки. Предписывающие знаки
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»
Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
Применение аварийной сигнализации.
Применение знака аварийной остановки.
Начало движение, маневрирование
Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств
Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка
Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона
Расположение транспортных средств на проезжей части
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части
Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении
Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция
Скорость движения
Общие правила выбора скорости движения.
Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.
Обгон и встречный разъезд
Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14
Остановка, стоянка, вынужденная остановка
Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения
Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена
Проезд перекрестков
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей
Движение через железнодорожные пути
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
Движение по автомагистралям
Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали
Движение в жилых зонах
Приоритет маршрутных транспортных средств
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами
Буксировка механических транспортных средств
Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
Решение ситуационных билетов
Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»
Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»
Понятие о травмах и объеме первой помощи.
Раны и кровотечение.
Травматический шок.
Синдром длительного сдавливания.
Правила наложения повязок.
Закрытые травмы.
Повреждение головы и лица.
Повреждение груди.
Повреждение органов брюшной полости.
Повреждение позвоночника.
Повреждение конечностей.
Электротравма.
Ожоги.
Отморожение.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Содержание практического блока
Общая физическая подготовка
Вождение велотранспортных средств
Фигурное вождение велосипеда
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
Основы оказания первой доврачебной помощи
4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения
Календарно-тематический план на 2015-2016 уч. год

  Дата Тема
  Количество часов
по плану фактич. Вводное задание 2ч.
Транспортные средства 2ч.
Участники дорожного движения 2ч.
Подготовка и проведение мероприятия «Посвящение первоклассников в пешеходы» 2ч.
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты 4ч.
Средства организации и регулирования дорожного движения 4ч.
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки 4ч.
Подготовка и проведение мероприятия «Азбука дорог» для учащихся 2-3-х классов. 2ч.
Начало движение, маневрирование 4ч.
Расположение транспортных средств на проезжей части 2ч.
Скорость движения 4ч.
Обгон и встречный разъезд (2 часа). 2ч.
Остановка, стоянка, вынужденная остановка 4ч.
Проезд перекрестков 4ч.
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. 2ч.
Движение через железнодорожные пути 3ч.
Подготовка и проведение мероприятия «Азбука безопасной зимы» для учащихся 3-4-х классов. 2ч.
Движение по автомагистралям (2 час). 2ч.
Движение в жилых зонах 3ч.
Приоритет маршрутных транспортных средств 4ч.
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 4ч.
Буксировка механических транспортных средств 4ч.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов 4ч.
Решение ситуационных билетов 4ч.
Основы доврачебной медицинской помощи 4ч.
Фигурное вождение велосипеда 4ч.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий 4ч.
Подготовка и проведение мероприятия «Азбука безопасного лета» для учащихся 1-4-х классов. 1ч.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий 3ч.
Общая физическая подготовка 3ч.
Участие в конкурсе по пропаганде безопасного движения 4ч.
Подведение итогов. 1ч.
  Итого: 102 часа
II. Содержание
Вводное занятие (2 час)
План работы кружка. История велосипеда. Виды и классы велосипедов. Виды велоспорта. Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой.
Практика: Просмотр фото - и видеоматериалов.
Общее устройство велосипеда (4 час)
Основные части велосипеда, их назначение, расположение, взаимодействие. Роль тормозов, звукового сигнала.
Учебная езда на велосипеде (20 часов)
Вводный инструктаж. Практические занятия по удержанию равновесия, езде по прямой асфальтированной дорожке. Езда с ускорением. Правильное начало движения и торможение. Разгон по прямой. Отработка техники старта. Способы торможения. Прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса).

Техническое обслуживание, сборка и разборка велосипеда (8 часа)
Важность содержания транспортного средства в хорошем техническом состоянии. Значение исправности тормозов. Сборка и разборка велосипеда. Замена колеса. Умение разбортовать колесо, найти повреждение камеры, забортовать колесо. Умение регулировать руль, седло. Смазка цепи, звездочек. Способы определения и устранения возможных неисправностей.
Специальная физическая подготовка (8 часа)
Развитие координации, ловкости, умения удерживать равновесие.
Основы оказания первой доврачебной помощи (10 часа) Первая доврачебная помощь. Приёмы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объёме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Практика:Первая помощь при травмах.Первая помощь при травматическом шоке.Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.Просмотр фото- и видеоматериалов.
Правила дорожного движения (16 часов)
Основные понятия и термины ПДД. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации Разметка проезжей части. Указатели, их назначение и действие. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сигналы светофоров и регулировщиков. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Перевозка людей и грузов на велосипеде. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств. Опасные последствия эксплуатации неисправного транспорта. Требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, шин, световых приборов. Просмотр фото- и видеоматериалов. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона. Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена.
Спортивно-тренировочная езда (16 часов)
Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения. Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке. Прохождение велоэстафеты «Трасса». Техника и тактика старта, обгона и финиширования.

Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях (6 часа)
Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:
- викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
- викторина “Дорожные знаки”;
- конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
- конкурс "Скорая помощь на дороге".
Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. (4 часа)
Меры безопасности, связанные с правильной организацией
учебно-тренировочных занятий и соревнований. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием велосипеда, экипировка и одежда учащихся, состояние их здоровья и самочувствие. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Проведение мероприятий по ПДД (7 часов)
Организация, подготовка и проведение мероприятий по ПДД для учащихся 1- 6 классов:
- Посвящение первоклассников в пешеходы;
- Азбука дорог;
- В стране Дорожных знаков;
- Азбука безопасной зимы;
- Азбука безопасного лета.
Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
Контроль за результативностью учебного процесса.
В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).
В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.