Методическая разработка «Дайте детству состояться»
Управление образования
Муниципального образования городской округ «Охинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Золушка» г. Охи
Методическая разработка
«Дайте детству состояться – дайте детям наиграться»
Выполнил (а):
Филиппова Маргарита Гаясовна
Зам.зав. по ВМР МБДОУ д/с № 10
«Золушка» г. Охи
Адрес: Красных партизан 15-23
Телефон:89241946289
e-mail:margarita.76@indox.ru
Оха
2013
Содержание
Введение. Актуальность развития игровой деятельности в научно – педагогической литературе……………………………………………………….3-5
Глава 1. Теоретическое обоснование актуальности развития сюжетно – ролевой игры в младшем возрасте в дошкольном учреждении………………………..6-10
Глава 2. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности в вопросах организации игры………………………………10-16
Заключение…………………………………………………………………….16-18
Список использованной литературы…………………………………………19-20
Приложение. Конспект семинара – практикума для педагогов………………..21
Введение. Актуальность
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни дошкольников, хочется подробнее остановиться на этом вопросе.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Данная проблема нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных авторов, исследования составили работы: Т.Н.Дороновой,Л.Б.Фесюкова,Я.Михайленко,Н.А.Короткова, А.К. Бондаренко, А.И Матусик, В.С.Заслуженюк, О.А.Карабановой и др.
Сюжетно-ролевую игру в дошкольном возрасте рассматривали многие авторы, но изучению формированию сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте не достаточно рассмотрены.
Цель работы – Изучить формирование сюжетно-ролевой игры как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей).
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить особенности проведения сюжетно ролевых игр в младшем дошкольном возрасте.
3. Составление перечня методов и приемов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
4. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей.
В целях соответствия представленной работы её целям и задачам композиционно она составлена из двух частей:
1. теоретическая часть (описание игровой деятельности, определение её важности для развития ребёнка);
2. практическая часть (предложение перечня методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, родителям.
Мудрые мысли об игре.
«Игра - великая учительница ребенка»
Г. Г. Влонский
«По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е.определяющей развитие ребенка»
Л. С. Выготский
«Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающейзапросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
«Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободыдетям, дает возможность превращать и в различные вещи, чтобы рановкусить плоды весьма важного наслаждения собственной изобретательностью»
П. Ф. Каптерев
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, туатмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезнадля человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
В. Штерн
Глава1. Теоретическое обоснование актуальности развития сюжетно – ролевой игры в младшем возрасте в дошкольном учреждении.
Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. Рассмотрим связанные с ней проблемы, касающиеся сюжетно-ролевой игры, в которой наиболее ярко проявляется специфика этой деятельности: свобода и самостоятельность играющих добровольно сочетается с выполнением правил, с безоговорочном подчинением им. Но добровольно подчинение происходит в том случае, когда правила не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач, и их выполнение составляет главную прелесть игры (Л.С. Выготский).
Многими исследователями доказано, что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом – этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества.
Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений не тождественны.
В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, определяется ряд направлений. Представляется важным, особенно в настоящее время, обсудить вопрос о том, что объединяет педагогов-исследователей детской сюжетно-ролевой самостоятельной игры, ибо чаще речь идет о том, что их разъединяет. Так что же объединяет?
1. Понимание того, что игра – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность.
2. Представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения.
3. Понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по – особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры (конечно, при согласовании с партнерами); в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры («как будто» не нарушает логики развития игры, логики жизни).
4. Оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развития ее разных содержательных сторон.
Своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место в значительной мере и сейчас. Игру либо пускают на самотек. Либо недопустимо регламентируют.
Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят, даже малыши-дошкольники, такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участи в играх.
Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор же, воспитатель получают возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.
Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершении игры: организует беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Второй этап игровой деятельности
Отобразительная игра.
в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действия, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Третий этап деятельности
Собственно-ролевая игра.
в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Итак, игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Глава 2. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности в вопросах организации игры.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.
Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести ее до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушить им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.
Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. Но даже при сильном увлечении игрой ребенок не утрачивает реальных связей с окружающими людьми. Поэтому возможно и нужно устанавливать некоторые правила, поведение в творческой игре, воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами за выполнение роли, за свои поступки. Дети стремятся в игре к жизненной правде и в то же время нарушают эту правду, по-своему изменяют события жизни. Ребенок, любящий и умеющий играть в коллективе, иногда в игре уединяется.
В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится все более полным, реалистическим, действия ребенка, выражаемые им чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому более определенным. Воображение приобретает все более творческий характер, направляется на достижение поставленной цели, на выбор наилучших средств для этого. Все заметнее проявляется «радость победы», о которой говорил А.С. Макаренко, удовлетворение от достигаемых результатов, критическое отношение к своей деятельности. Действия участников игры, их роли становятся согласованными, организуются объединяемые общими интересами дружные игровые коллективы.
Такого уровня игрового творчества дети достигают только благодаря воспитанию, благодаря систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя.
Наблюдая за самостоятельными играми младших дошкольников мы отметили многократное повторение однообразных действий. Заметив, что мальчик длительное время возит машину, стараемся включаться в игру: беру на себя какую-либо роль (например, "мама" куклы) и выполняю игровые действия, которые знакомы ребенку и передают смысловые связи между предметами. Например, просит водителя подвезти ее с "дочкой" до магазина, сажает куклу в кузов, вынимает из машины ("идут в магазин"), опять сажает ("возвращаются домой"). Затем стараюсь под каким-либо предлогом выходить из игры и наблюдаю за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют действия воспитателя.
Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения. Девочку, молча кормящую куклу, воспитатель побуждает к высказываниям вопросами: "Это твоя дочка? Как ее зовут? Она любит кашу?" И т.д.
Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры - использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
В младшем возрасте дети, играя самостоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. В организованных играх мы используем предметы-заместители. Например, сообщаем ребенку, что его машину следует помыть (заправить бензином), и показываю, как можно воспользоваться коротким шнуром-"шлангом". Или, перемешивая в тарелке кусочки цветной бумаги, привлекает внимание девочки и предлагает угостить куклу "салатом".
Малыши, впервые пришедшие в детский сад, получают много новых впечатлений, но вначале они мало отражаются в игре. Игра в «детский сад» ограничивается тем, что ребята только кормят своих кукол, укладывают их спать. Причина бедности этих игр, как показывают наблюдения, в том, что представления о детском саде у детей нечеткие, отрывочные. Впечатлений много, а разобраться в них трудно. Главное, у детей нет представлений о деятельности сотрудников детского сада, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, которым подражают, понимают их значение. Детей систематически знакомлю с работой повара, няни, медсестры. Все это дает материал для игры. Интересные занятия вызывают у детей желание, подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними дидактические игры.
У детей II младшей группы поводом к игре часто служат случайные ассоциации. В этом должен помогать воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. Так, наглядно напоминая детям об увиденном, воспитатель все же не определяет тему игры. Одна и та же игрушка может вызвать разные ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие», а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть знакомую сказку.
Одна из основных тенденций развития игры - формирование ее целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.
Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает право воспитателю учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Вопросы воспитателя: «Во что будешь играть? Кем будешь? Какие игрушки хочешь взять на прогулку? Что будешь строить?» - заставляют ребенка задуматься, определить тему игры. Я наблюдаю, выполняют ли дети задуманное и стараюсь поддержать интерес к выбранной теме своим
одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако я не настаиваю на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.
С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.
Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры еще только начинается, воспитатель с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.
Иное дело, когда в ходе игры неосторожным вмешательством можно нарушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к игре. Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ летчиков или моряков об опасностях и трудностях их путешествий. Такой воспитатель может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно если к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, летчикам напомнить, что самолеты перевозят не только людей, но и грузы. Такие советы обогащают содержание игры.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.
Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с воспитанием детского коллектива в целом.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим Мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика».
При обучении детей сюжетно-ролевой игре перед воспитателем стоят задачи:
постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;
-пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровомуобщению со сверстниками.
Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.
Воспитатель должен уделить внимание:
-обеспечению условий для возникновения и развития игровойдеятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площадидля развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, иправильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями ихорошее их самочувствие);
-знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы,направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительногосостояния детей; обеспечение активности играющих; своевременноепереключение с одного вида деятельности на другой, какими методами иприемами это достигается направление детей на игру.
Итак, для развития сюжетно - ролевой игры воспитателю необходимо:
осуществлять педагогическую поддержку сюжетно - ролевых игр детей; поощрять принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;
поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, выделение сверстника как возможного партнера по игре;
следить за тем, чтобы предметно - игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов - заместителей, средообразую-щих игровых модулей;
разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми.
Рекомендации для педагогов:
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Заключение
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.
Воспитатель должен уделить внимание:
-обеспечению условий для возникновения и развития игровойдеятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площадидля развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, иправильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями ихорошее их самочувствие);
-знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы,направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительногосостояния детей; обеспечение активности играющих; своевременноепереключение с одного вида деятельности на другой, какими методами иприемами это достигается направление детей на игру.
Образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу к взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова.
Играя с детьми в хорошо знакомые и усвоенные ими играми воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.
Список использованной литературы
книга с 1 автором
1. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Изд. 5-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. – с.201.
книга, пособие с 2, 3, 4 авторами
1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д", 1997.
2. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
3. Т.Н. Доронова, О.А.Кабанова, Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.
4. Гамезо М., Петрова Е. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. - М: Айрс-Пресс, 2004. – 236 с.
статья из журнала, сборника статей
1. Баталова С.А. Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры» // Педагог, 2010. - № 11. –с.36-38.
2. Вегера Е.Ю. Формирование гуманных чувств и отношений у детей старшего и младшего дошкольного возраста // Открытый урок, 2012. - № 14. –с.17-18.
3. Мешалкина Л.Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника // Педагог, 2011. - № 2. – с.9-10.
4. Мешалкина Л.Ю. Сюжетно-ролевые игры для детского сада // Педагог, 2011. - № 3. – с.23.
5. Петров К.А. Воспитание гуманных качеств у детей // Школа, 2010. - № 2 –с.16.
6. Савченко Е.Л. Значение сюжетно-ролевых игр // Педагог, 2010. - № 7. – с.25.
Законы Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
материалы из Интернета
1. Официальный сайт Министерства образования и науки: http://mon.gov.ru/.
Приложение
125730171450
2426335247015
« Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде
всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и как
работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном
переходе ее в работу...» Л. С. Макаренко
«Информация к размышлению» Где-то на свете есть садик такой.Бегают дети весёлой гурьбой. А милые куклы на стульях сидят, Лишь Покемоны в руках у ребят. Кены и Барби на вилах и в саунах И телепузики с лицами даунов. Что будет на этой планете, Если играть не научатся дети: В добрую маму, трудягу-отца, В доктора, плотника или певца? Ведь от того, во что дети играют, Всё же зависит, кем они вырастают...
Известно, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
Правила игровой деятельности
Правило первое. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правил второе. Игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть слишком азартной унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье. Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых правил, развивающих и обучающих элементов -должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, а у вас появилось вдруг свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!». Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно краски или пластилин. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.
Правило четвертое. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, которые вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.
Правило пятое. Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра дело серьезное, и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от проявления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, в каждую минуту своей жизни, иной раз и в самую неподходящую (с нашей точки зрения).
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно - победа, поражение, ничья.
Помните, что состязание в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст ребёнка.«Давай поиграем, ну давай!». И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы своему ребёнку. «Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой. Свадьбы, торговля, договоры…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
1. Разминка для педагогов «Я в своей группе детского сада»
(О.Б. Отвечалина; модификация опросника М.Мишель «Я в своем классе»)
Цель - особенности проявления педагогом гендерных представлений в воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Инструкция. Нам интересно, что вы думаете по поводу следующих вопросов утверждений. Пожалуйста, укажите собственное мнение по отношению к каждому вопросу-утверждению, обоснуйте свое мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.
-Считаете ли вы, что надо воспитывать мальчиков и девочек по разному? Обоснуйте свое мнение.
-Как вы обычно распределяете между девочками и мальчиками обязанности при уборке игрушек в группе; по поливу растений; в помощь няни при сервировке стола; по выносу на прогулку корзины с игрушками и т.п.
-В какие сюжетно-ролевые игры вы обычно играете с детьми? Какие роли в сюжетно-ролевых играх вы отдаете девочкам, а какие мальчикам?
Прокомментируйте существующее мнение о том, что девочки предпочитают играть в содержательные сюжетные игры («дочки – матери», «магазин» и т.п.), а мальчики – в подвижные игры (футбол, догонялки и т.п.).
Как вы относитесь к девочкам, которые не способны быть аккуратными, опрятными или не хотят этого?
Прокомментируйте ваше отношение к мальчикам, которые носят длинные волосы, медальоны, браслеты, и к девочкам, которые носят брюки.
Прокомментируйте существующее мнение о том, что мальчики обычно говорят громче и не так хорошо, как девочки.
Прокомментируйте существующее мнение о том, что девочки обычно лучше изъясняются, чем мальчики?
С какими заданиями, на ваш взгляд, лучше справляются девочки, а с какими – мальчики?
Как вы отнесетесь к ситуации, когда мальчик толкнет девочку?
Как вы отнесетесь к ситуации, когда девочка толкнет мальчика?
Как вы относитесь к существующему мнению, что мальчики чаще, чем девочки, создают ситуации, за которые их следует наказывать?
Прокомментируйте существующее мнение о том, что мальчики более подвижны, чем девочки.
На какие зоны можно разделить вашу группу, участок для прогулки?
Какие роли при проведении музыкальных праздников, театральных постановок вы обычно отдаете девочкам, а какие мальчикам?
Из предложенных ниже качеств выберите 5 качеств, наиболее характерных для девочки, и 5 качеств, наиболее характерных для мальчика:
- настойчивость;
- нежность;
- агрессивность;
- зависимый характер;
- смелость;
- небрежность в работе;
- уступчивость;
- независимость;
- привычка ябедничать;
- эмоциональность;
- доброта;
- честность;
- вежливость;
- ленивость.
Прокомментируйте существующее мнение о том, что в будущем для девочек главное – семья, а для мальчиков – профессия.
2. Практическое задание «Составить портрет игровых интересов мальчика и девочки на основе опросов педагогов»
Методика «Незаконченные предложения» для педагогов (О.Б. Отвечалина)
Цель-выявление гендерных представлений у педагогов.
Инструкция. Вам предлагаются незаконченные предложения. Необходимо дополнить каждое из них так, как вы считаете нужным. Нам важно ваше собственное мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.
Воспитательница детского сада – это…
Я бы в поведении девочки поощряла…
Я бы в поведении мальчика поощряла…
Следует ругать девочку за…
Следует ругать мальчика за…
Мне приходиться говорить родителям девочки о ее…
Мне приходиться говорить родителям мальчика о его…
Мне приятно видеть девочку, одетую в…
Мне приятно видеть мальчика, одетого в…
Для меня девочка, играющая в паровозики, -это…
Для меня мальчик, играющий в куклы, -это…
Я обычно на занятиях уделяю больше внимания мальчикам, потому, что…
Я обычно на занятиях уделяю больше внимания девочкам, потому, что…
Предпочтительнее видеть девочку, играющую с …
Предпочтительнее видеть мальчика, играющего с …
Ваши фамилия, имя , отчество…
Ваш возраст (полное число лет)…
Дата заполнения…
Ваш стаж работы в детском саду…
3. Игровой практикум. Я приглашаю вас включиться в игровые ситуации. (В роли детей выступают ширмовые куклы. Желающий поучаствовать в игре педагог подходит к ширме. Воспитатель включается в ситуацию и обосновывает свой выбор. Потом выслушиваются мнения остальных педагогов). Ситуация 1.Два мальчика сидят на стульях и разговаривают: «Мы сейчас летим над высокими горами, осторожно! В скалу врежешься!» – говорит «штурман» «лётчику». Тот отвечает: «Ну, я же из-за облаков и туч ничего не вижу!»
Ситуация 2.Ваня принёс из дома красивую импортную игрушку-планетоход и никого к ней не подпускает, играет один. Мише очень хочется поиграть, и он просит: «Ваня, дай, пожалуйста, поиграть!» – Не дам, ещё сломаешь, а она дорогая! – возражает владелец. Тогда Миша пускает в ход кулаки.
Ситуация 3.Мальчики собрались играть в пожарников и принялись распределять роли. – Чур, я командир, – сказал Миша.– Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир, – недовольны ребята.
Ситуация 4.Два трехлетних малыша, устав сидеть на стульчиках, принялись бегать по группе. На глаза им попались брошенные кем-то круглые часы. Стасик хватает их и бросает под стул, после чего, гудя и фырча, мальчики убегают. Так повторяется несколько раз. Воспитатель подходит к детям: – Во что это вы играете, я никак не пойму?!– В автобус! - ответили запыхавшиеся мальчики.– А почему это вы часы под стул бросаете?– А это бомба! Она скоро взорвётся, и мы убегаем! – объясняют мальчики.
Ситуация 5.Две девочки – рослая Алёна и маленькая Катюша – ходят вместе по группе. Уловив взгляд взрослого, Катюша сообщает: «Мы играем! Я дочка!» Алёна – «мама» долго накрывает на стол, «дочка» терпеливо стоит рядом и смотрит. Вдруг, чего-то испугавшись, с выражением страха на лице Алёна начинает бегать по группе, прятаться за шкаф. Катя, словно хвостик, но без выражения страха следует за ней. Навстречу попадается мальчик с деталью конструктора в руках и «стреляет» из неё в девочек. Это полицейский!» – визжит Алена и убегает за шкаф. «Я вас не убил, выходите! Не бойтесь!» – говорит Слава.
Ситуация 6.К играющим детям подошёл Андрей: «Возьмите и меня играть в поезд!?» – Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, – ответили пассажиры. Мальчик поспешил к другой группе: – Можно и мне с вами?Нет, нас и так много, – ответили дети.Андрею одному было скучно, и он подошёл к группе детей, играющих с мозаикой. А можно и мне поиграть?Нет, – ответили ему мальчики, – мы сами хотим играть. Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждёт, когда за ним придут родители.
Вывод: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им
Реклама «первого» оригинального, лёгкого и экономного конструктора, из упаковок губок разных размеров и цветов. Демонстрация достоинств. Главное вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для ребенка могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии?!