ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Волшебная палитра»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ»
Утверждаю:
Директор ЦДОД
_______________ И. В. Грачева
«___» ____________ 2014___ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Волшебная палитра»
Возраст обучения 6-12 лет
Срок реализации 7 лет
Разработала учитель изобразительного искусства
Кузина Евгения Олеговна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе программы Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”, дополнена и адаптирована к местным условиям.
Современный мир жесток. Он не прощает ошибок. Сколько нужно потратить здоровья и энергии, чтобы выжить в нем! И не просто адаптироваться в мире, но иметь активную жизненную позицию. Данная образовательная программа составлена таким образом, чтобы воспитать в моих учениках те качества личности, которые помогут адаптироваться, а может и преобразовать этот неуютный сегодняшний мир.
Помогает реализовать поставленные задачи педагогика сотрудничества, которая лежит в основе данной программы. Один из подходов педагогики сотрудничества – гуманно-личностный”. Он объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования;
гуманизация педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
формирование положительной Я – концепции.
Это означает: “Я нравлюсь, Я способен, Я значу». В процессе реализации образовательной программы воспитывается в детях уверенность в своих силах и умение принимать решения самостоятельно.
С помощью комплексного процесса воспитания три в одном: Зрителя, Мастера, Художника, и формируется Я – творческая личность ребенка.
Мир искусства богат и сложен. Для того, чтобы человек вступил в него не как в тёмный, невидимый лес, полный всяких неожиданностей, его нужно постепенно вводить в этот прекрасный мир с самых первых лет жизни, приобщать детей к художественным сокровищам, накопленным человеком за многие тысячелетия. Занятия изобразительным искусством как раз и предусматривают неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребёнка. Встречи с искусством на занятиях в творческом объединении помогают воспитанникам познать окружающий мир. Изобразительное искусство воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Художественное образование детей предполагает углублённое овладение знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства, развитие качеств личности ребёнка, его индивидуальности. Изобразительное искусство играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании ребёнка. Система дополнительного образования позволяет наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей.
ЦЕЛЬ данной программы – воспитание личности ребёнка (Зрителя, Мастера, Художника): через приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры, через углубление знаний и представлений о прекрасном, развитие эстетического вкуса ребёнка.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
обучение основам изобразительной грамоты и овладение углублёнными знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства;
развитие художественных способностей и творческого воображения детей;
воспитание мира чувств ребёнка;
воспитание эстетического вкуса, приобщение воспитанников к миру искусства, воспитание духовной культуры ребёнка.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Научить ребёнка смешивать краски, работая на палитре.
Научить писать пейзаж, показывая его «характер» и своё отношение к пейзажу.
Научить выполнять натюрморт: строить предметы (уметь визировать), выявлять форму предмета, его фактуру, показывать объём предметов цветом и штрихом.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитание уважения детей друг к другу, доброжелательности.
Воспитание истинного художника в ребёнке посредством пленерных занятий, экскурсий по знаменательным местам города, экскурсий и занятий в местных музеях.
Поставленная цель и задачи реализуются по направлениям:
живопись,
рисунок,
лепка,
дизайн,
беседы об изобразительном искусстве, посещение выставок.
Программа включает в себя 3 курса обучения:
Подготовительный курс – 2 года обучения (дети 6-8 лет), 216 часа в год (2 часа в неделю)
Основной курс – 3 года обучения (дети 8-12 лет), 216 часов в год (6 часов в неделю)
Углублённый курс – 2 года обучения (дети 12-17 лет), 216 часов в год ( 6 часов в неделю)
В основе обучения лежат групповые занятия. Продолжительность занятия составляет 45 минут. Программа предусматривает индивидуальные занятия с одарёнными детьми. Они нужны для того, чтобы полнее раскрыть творческий потенциал воспитанника.
Для успешной реализации программы предусмотрены следующие виды занятий:
работа с натуры,
рисование по памяти и представлению, иллюстрирование произведений (тематическое рисование),
занятия дизайном,
посещение тематических выставок,
объёмное конструирование.
Программа по изобразительному искусству построена на местном краеведческом материале. Изучение Владимирского края проходит «красной нитью» через следующие форы обучения:
тематические экскурсии,
пленерные занятия,
интегрировнные занятия.
Виды изодеятельности:
тематическое рисование,
лепка животных (скульптуры малых форм),
бумажная пластика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (рисунок и живопись).
Работая над рисунком с натуры, ребёнок должен уметь пользоваться графическими техниками: простым карандашом, углем, пастелью, восковыми мелками, тушью, пером. При рисовании с натуры, правильно располагать формат листа (по вертикали, по горизонтали) удачно создавать композицию на листе бумаги (правильно располагать все предметы). При построении предметов с натуры, уметь визировать (измерять), правильно передавать пропорции, показывать их фактуру, используя светотень. В разделе «живопись» ребёнок должен уметь смешивать краски. Работая с палитрой, правильно выбирать направление кисти. Писать пейзаж в технике «по – сырому», показывать воздушную перспективу, пространство в работе, показывать «характер» пейзажа (грусть, радость). Занятия по живописи помогают воспитанникам всю цветную гамму окружающего мира, обогащать и развивать духовно-художественный вкус.
РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ (тематическое рисование).
В своих рисунках ребёнок учится передавать своё Я (свой внутренний мир). Здесь очень важную роль играет собственный опыт ребёнка и его наблюдательность. На таких занятиях развивается зрительная память воспитанника – одно из необходимых качеств художника. Достичь наибольших результатов в этом направлении помогают:
экскурсии по знаменательным местам города (знакомство с историей малой родины),
посещение выставок профессиональных художников,
интегрированное обучение (экскурсия + занятие).
В результате таких занятий обогащается собственный опыт юного художника, продолжает развиваться зрительная память. Эти замечательные качества помогают ребёнку не только изобразить всё увиденное в рисунке, но и показать в нём своё отношение к окружающему миру. На занятиях воспитанники учатся иллюстрировать произведения (сказки, стихотворения). В процессе тематического рисования развиваются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, цвета предмета. Юные художники учатся делать свои работы выразительными, передавать смысловую связь между предметами.
ЗАНЯТИЯ ДИЗАЙНОМ.
Здесь воспитанники учатся создавать «чудо» своими руками. Именно на таких занятиях больше всего развивается творчество и фантазия. У ребёнка воспитывается художественный вкус, развивается пространственное мышление, мелкая моторика пальцев. Все изготовленные вещи должны быть полезными, то есть иметь практическое значение. Конструируем «это» для чего? Для кого? Знания, умения и навыки, полученные на занятиях дизайном, пригодятся в будущем (оформление комнаты, квартиры).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, расширяют кругозор воспитанника в области изобразительного искусства. Юные художники учатся «видеть» (понимать) произведения искусства (картины, предметы, изготовленные художниками – профессионалами), тем самым воспитывается эстетический вкус ребёнка. У детей воспитывается гордость за свой талантливый народ, бережное отношение к произведению искусства, окружающему миру. Появляется желание самосовершенствоваться («творить» дальше самостоятельно).
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
(дети 6 – 8 лет, 2 года обучения)
Научить ребёнка работать с палитрой (смешивать краски).
Учить воспитанника правильно работать кистью (направление), не заходить за контуры рисунка при работе цветом.
Дополнять рисунок своими деталями (развивать воображение и фантазию, реализовать собственный опыт).
Развивать элементарные навыки в рисовании людей (статике, движении), животных (кошечку, собачку, зайчика, лисичку, волка).
Научить понимать смысл теоретических понятий (палитра, пейзаж, иллюстрация).
Познакомить с приёмами лепки – «вытягивание» из целого куска пластилина (животные).
Овладеть разными приёмами изображения пейзажа в разном состоянии:
примакивание кистью,
по – сырому,
выдувать через соломку,
работа тушью с заострённой палочкой,
техника «Монотипия»,
работа в смешанной технике (восковые мелки+акварель).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительного курса (2 года обучения).
Творческого объединения «Волшебная палитра»
1-ый год обучения 216 часа, возраст 6-8 лет
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой. Техника безопасности.
1
-
1
2.
Какого цвета радуга? Ознакомление с 7-ми цветами радуги
1
1
2
3,
Лепим мухомор.
-
1
1
4
Учимся рисовать осенние листья.
-
1
1
5
Рисуем два яблока: зелёное и оранжевое. Смешивание цветов.
-
1
1
6.
Рисуем осенние листья тополя и дуба. Учимся передавать истинную форму листьев, цвет получать на палитре.
-
1
1
7.
Рисуем листья клёна, цвета смешиваем на палитре.
-
1
1
8.
Конструирование и рисование фруктов
-
1
1
9
Изображение сказочных домиков в форме овощей ,фруктов ,грибов.
1
1
2
10
Придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
1
1
2
11.
Рисуем цветы. Астра. Учимся технике примакивания.
1
1
2
12
Натюрморт «Цветок в вазе»
1
1
2
13.
Рисуем осенний пейзаж. Учимся работать с фона.
1
1
2
14.
Рисуем на свободную тему.
1
1
2
15.
Лепим животных.(путем вытягивания из целого куска пластилина)
-
1
1
16.
Изобразить животных.
1
1
2
17.
Конструирование поздравительной открытки ко Дню матери. Учимся рисовать фон нежными тонами, вырезывание лепестков, приклеивание на готовый фон.
1
1
2
18.
Рисуем новогодние игрушки (шар, шишку, сосульку, бусы)
-
1
1
19.
Рисуем Деда Мороза (ознакомление с портретом)
-
1
1
20.
Рисуем снегурочку (учимся рисовать девочку)
1
1
2
21
Складывание и вырезание снежинок или гирлянд.
1
1
2
22.
Аппликация Ёлочка, игрушки на ёлочку.
1
1
2
23.
Лепим снеговика, собачку, зайчика. Учимся делать шарики для снеговика, из целого куска пластилина лепим собачку, зайчика вытягиванием.
-
1
1
24.
Лыжный поход. Учимся рисовать людей в движении.
1
1
2
25.
Мальчик и девочка лепят снеговика. Учимся рисовать детей в движении.
1
1
2
26.
Девочка (мальчик) везёт санки. Учимся рисовать детей в движении, санки
1
1
2
27.
Дети съезжают на санках с горы.
1
1
2
28.
Конструирование. Портрет, папы, дедушки. Учимся делать объёмное изображение лица человека, делать накрутки карандашом (нос и т.д.)
1
1
2
29.
Сюрприз для мамочки. Учимся делать открытку – монотипия – через стекло, мелкие цветы из бумаги.
1
1
2
30.
Рисуем колобка. Учимся создавать свой образ сказочного персонажа.
-
1
1
31.
Рисуем сказочный лес. Знакомство с чёрной тушью и палочкой.
-
1
1
32
Колобок катится по лесной тропинке. Закрепляем навыки рисования колобка и леса. Иллюстрация.
-
1
1
33
Мир животных. Учимся рисовать домашних животных (кошка, собака)
-
1
1
34.
Рисуем зайчика. Закрепляем навыки рисования овала, круга.
-
1
1
35.
Рисуем лисичку. Учимся составлять целую композицию: к лисичке добавляется солнышко, дождь и т. д.
-
1
1
36.
Рисуем волка. Учимся показывать индивидуальные особенности данного животного.
-
1
1
37.
Рисуем крокодила. Знакомство с экзотическими животными.
-
1
1
38.
Рисуем весёлого клоуна. Учимся показывать радость мимикой, цветом, создавать свой образ клоуна)
-
1
1
39.
Цирк. Учимся рисовать животных на арене. Учимся работать самостоятельно.
1
1
2
40.
Конструирование. Кувшинка (лилия) на воде (листе). Учимся складывать цветную бумагу в несколько раз. Работать с шаблоном (вода, лист), аккуратное приклеивание.
1
1
2
41.
Лепка животных. Лисичка.
-
1
1
42.
Лепим волка.
-
1
1
43.
Лепим из цветного пластилина синичку.
-
1
1
44.
Лепим снегиря.
-
1
1
45.
Композиция «Снегири на ветках». Учимся лепить зимнюю веточку.
-
2
2
46.
Самостоятельная работа «Синички сидят на кусте»
-
4
4
47.
Лепка на свободную тему.
-
2
2
ИТОГО
21
51
72
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНОГО КУРСА
(дети 7-12 лет, 3 года обучения), 216 часов в год, 6 часов в неделю
год – 540 часов
Учить рисовать с натуры: осенние листья, цветы, натюрморты: «Фрукты на красной драпировке», «Куб и конус», «Весенние веточки в вазе», «Цветы, освещённые солнцем» на пленере, «Фрукты в тарелке (на подносе)», «Цветы (ветки) в стеклянном сосуде».
Познакомить с терминологией изобразительного искусства: свет, полутень, тень, блик, рефлекс, натюрморт, драпировка, пятно, штрих, графика, рисунок, композиция, живопись, барельеф, с направлениями в изобразительном искусстве: абстракция, импрессионизм.
Продолжить работу над темами и иллюстрациями к произведениям. Учить показывать в рисунке 2-3 плана размером и цветом, передавать смысловую связь в рисунке. Учить творческому подходу к работе.
закрепить умения и навыки в изображении пейзажа любого времени года в разном состоянии. Учить показывать своё отношение к пейзажу.
Продолжить работу над малыми формами скульптуры (экзотические животные, пластилин).
Закрепить умения и навыки в объёмном конструировании («Подводный мир», «Терем расписной» (техника барельеф), «Зимняя сказка» (мозаика). Учить больше работать творчески самостоятельно.
Продолжить рисовать людей в движении, уметь показывать определённый вид спорта. Уметь самостоятельно работать над темами: «Футбол – Матч века!», «Фигурное катание» (разминка нескольких пар), «Мой любимый вид спорта».
Учить оформлять свои рисунки в паспарту (готовить работы к выставкам и конкурсам по изобразительному искусству).
Принимать участие в конкурсах рисунков разного уровня (районного, областного, Российского, Международного).
Формировать у воспитанников интерес к истории родного города.
Расширять кругозор детей в изучении древнерусской архитектуры.
Познакомить с «золотым достоянием» земли вязниковской ( А. И. Фатьяновым, 26-ю героями Советского союза, В. Н. Кубасов, Р. Гавриловой).
Учить понимать прекрасное и гордиться прошлым своей малой родины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО КУРСА
(дети 7-12 лет, 3-и года обучения), 216 часов в год, 5 часов в неделю
3 года – 540 часов
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Экскукрсия по осенним улицам города
4
-
4
2.
Зарисовка увиденного по памяти
-
4
4
3.
Рисуем радугу над лесом (поляной, домами)
-
4
4
4.
Рисуем осенние листья с натуры
1
3
4
5.
Рисуем астры с натуры
-
4
4
6.
Рисуем осенний пейзаж по памяти (2 плана)
-
4
4
7.
Рисуем липы на фрне вечернего неба
-
4
4
8.
Рисуем с натуры фрукты на красной драпировке
1
7
8
9.
Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»
-
8
8
10.
Конструируем «Подводный мир» (коллективная работа)
2
10
12
11.
Аппликация «Петушок»
-
6
6
12.
Конструирование игрушек из небольших коробочек
-
4
4
13.
Сюрприз для мамочки (портрет в объёме)
-
4
4
14.
«Городок, что над Клязьмой рекой»
1
3
4
15.
Зарисовка людей в движении
-
6
6
16.
«Бегущие под зонтами люди»
1
7
8
17.
«Лыжный поход»
-
6
6
18.
«Футбол! – Матч века!»
-
6
6
19.
«Фигурное катание»
-
6
6
20.
«Зимние игры крестьянских детей»
-
8
8
21.
«Лепим снежную бабу»
-
6
6
22.
Экскурсия по улице Ненашево. Зарисовка наличников.
2
2
4
23.
«Терем расписной» (барельеф из цветной бумаги)
2
10
12
24.
Экскурсия в парк, на Фатьяновскую площадку
4
2
6
25.
«Снегири на зимних ветках» (деревьях)
1
10
11
26.
Самостоятельная работа «Любимый вид спорта»
-
8
8
27.
Иллюстрация поэзии А. Фатьянова о природе
1
8
9
28.
«Пейзаж в миниатюре» (пластилин)
-
6
6
29.
Тематическая экскурсия «История Благовещенского Собора»
4
-
4
30.
Композиция «Зимняя сказка» (мозаика, коллективная работа)
-
10
10
31.
Конструируем рождественского ангелочка (бумажная пластика)
1
7
8
32.
Сюрприз для мамы (бабушки)
-
6
6
33.
«Весенний пейзаж» (по памяти)
1
2
3
34.
«Дети радуются весне»
-
6
6
35.
Зарисовка с натуры весенней веточки в стакане из стекла
-
4
4
36.
Рисуем конус
-
2
2
37.
Натюрморт «Конус и фрукты»
-
6
6
38.
Оформление лучших работ к выставке
39.
Пленер. Зарисовка уголка детского парка (графика, фломастеры, цветные карандаши)
1
3
4
40.
Натюрморт в акварели «Освещённые солнцемцветы на асфальте»
1
6
7
41.
Конструирование букета цветов в корзине (бумажная пластика) – коллективная работа
2
16
18
42.
Натюрморт в графике «Цветы в стеклянном сосуде»
1
12
13
43.
«Мой лучший друг (подруга)» (портрет)
1
5
6
44.
Летний пейзаж (учимся писать воду)
1
6
7
45.
Самостоятельная работа «Дождливый вечер»
1
8
9
46.
Натюрморт в технике аппликация «Фрукты в тарелке»
1
10
11
47.
Пейзаж в графике (тушь, перо)
1
10
11
48.
Самостоятельная работа. Иллюстрация русской народной сказки «Царевна-лягушка» (акварель)
1
8
9
49.
«Я с друзьями у костра»
1
8
9
50.
Экскурсия по улице III Интернационала
4
-
4
51.
«Улица моего детства» (карандаш)
1
10
11
52.
Пленер. Зарисовки архитектурных построек Покровского храма.
1
5
6
53.
Натюрморт из 5-6 предмнтов в стиле художников импрессионистов
1
6
7
54.
«Это я» (смешанная техника. Акв + тушь, перо)
1
10
11
55.
«Расскажи о своей улице в рисунке»
1
12
13
56.
Посещение тематических выставок в историко-художественном музее, Музее песни ХХ века, Музее воинской славы при ЦДОД
34
-
34
57.
Участие в конкурсах разного уровня (районном, областном, Всероссийском, Международном)
-
123
123
ИТОГО
127
521
540
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УГЛУБЛЁННОГО КУРСА
2 года обучения (дети 12-17 лет), 5 часов в неделю,
180 часов год, 360 часов – 2 года
Уметь работать над портретом с натуры (анфас, профиль, в три четверти) в рисунке и живописи.
Уметь рисовать с натуры сидящую фигуру человека в профиль (рисунок, живопись).
Уметь самостоятельно рисовать натюрморт из 3-5 предметов разных по форме и фактуре, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях по изобразительному искусству.
Уметь писать пейзаж в акварели любого времени года по фону, по-сырому.
Создавать скульптуру малых форм из пластилина.
Уметь выполнять иллюстрации к произведениям (сказкам, рассказам, стихотворениям).
Уметь передавать свои впечатления в рисунках.
Пополнить свой кругозор в области краеведения через занятия пленером и тематическим рисованием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УГЛУБЛЁННОГО КУРСА
2 года обучения (дети 12-17 лет), 5 часов в неделю,
180 часов год, 360 часов – 2 года
№
п\п
Т Е М А
Количество часов
теория
практика
всего
1.
«Летние впечатления» (акв)
-
6
6
2.
Пленер. Зарисовки сразу кистью, веточек разных пород деревьев
1
3
4
3.
Пленер. Улица, освещённая солнцем. Малое Петрино (контраст светотени в акварели)
1
7
8
4.
Самостоятельная работа «В Вязники пришла осень», показать лирическое настроение (акв)
-
6
6
5.
Пленер. Зарисовка мостика с пейзажем (карандаш)
1
5
6
6.
Пленер. Пишем воду с отражением в ней (р. Волшник, акв)
-
4
4
7.
Самостоятельная работа. Пейзаж с водной поверхностью. (по памяти. Акв.)
-
4
4
8.
Самостоятельная работа в акварели. Натюрморт из 4-5 предметов разной формы и фактуры.
-
10
10
9.
Самостоятельная работа. Иллюстрирование поэзии А. Фатьянова (военная тематика) – гуашь, акв.
1
9
10
10.
Экскурсия на Аллею боевой Славы и зарисовка её с натуры (карандаш, фломастеры. Пастель)
2
8
10
12.
Самостоятельная работа. Натюрморт в графике из 3-4 геометрических фигур
-
10
10
14.
«Город будущего»
-
8
8
16.
Лепка. Скульптуры малых форм.
-
10
10
17.
Сидящая фигура человека в анфас (рисунок)
-
10
10
18.
Портрет мамы по памяти (акв)
-
10
10
19.
Иллюстрирование юмористических стихов Григория Остера
-
12
12
20.
«Ночные Вязники» (гуашь)
-
12
12
21.
Конструирование (сувениры к праздникам)
1
15
16
22.
Мир животных. Закрепление навыков в рисовании животных.
-
14
14
23.
Фигура сидящего человека с натуры (в анфас)
1
11
12
24.
Портрет пожилого человека с натуры (в анфас0
1
9
10
25.
«Семейный вечер»
-
10
10
26.
«Город мой весь в белых шапках»(акв)
-
10
10
27.
Портрет фигуры сидящего человека в три четверти (рисунок с натуры)
-
12
12
28.
Портрет человека в три четверти
-
12
12
29.
«Как прекрасен этот мир!» (любая техника исполнения)
-
12
12
30.
Воспоминания о детстве
-
12
12
31.
«Здравствуй. Юность моя»
-
12
12
32.
«Профессия будущего»
-
12
12
33.
Иллюстрирование произведения К. Чуковского «Мойдодыр»
-
12
12
34.
Самостоятельная работа «Портрет своей семьи»
-
5
5
35.
Зарисовка улицы с натуры, вид сверху, пастель)
-
10
10
36.
Итоговая выставка лучших рисунков
-
10
10
38.
Посещение выставок
39
-
39
ИТОГО
45
315
360
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1-го года обучения, 72 часа
Учить работать на пленере (развивать наблюдательность, глазомер, в рисунках показывать воздушную и линейную перспективы).
Учить работать графическими материалами (простым карандашом разной мягкости и твердости, фломастером).
Учить делать хорошие наброски и зарисовки пейзажа в карандаше и цвете.
Познакомить с искусствоведческой терминологией (пленер, набросок, зарисовка, воздушная и линейная перспективы, этюд, композиция).
Уделять больше внимания композиции в рисовании на темы (удачная, неудачная, почему?)
Продолжить работу над пейзажем (учить составлять сложный цвет и его оттенки).
Учить показывать в рисунке конкретные породы кустарников и деревьев.
Учить писать воду мазками (акварель).
Учить рисовать натюрморт с натуры (особое внимание уделять форме и цвету).
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2-го года обучения, 72 часа
Закрепить знания, умения и навыки в рисовании разных пород дерева на пленере (карандаш, уголь, фломастеры).
Продолжить работу над зарисовками красивых мест парка (перспектива: одна и две точки схода, карандаш, фломастеры).
Учиться писать водную поверхность с отражением в ней (акварель).
Дать понятие «архитектурный пейзаж», учить делать его зарисовки с натуры (карандаш, фломастеры).
Познакомить с одним из видов объёмной скульптуры – барельефом, научит его выполнять.
Формировать умение пользоваться разной штриховкой при выявлении объёма предметов натюрморта (рисунок), в набросках людей и животных.
Учить работать в бумажной пластике, создавать объёмную игрушку собачки пуделя.
Продолжить работу над композицией (делать несколько композиционных зарисовок на одну тему).
Участвовать в конкурсах по изобразительному искусству на лучший детский рисунок разного уровня.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3-го года обучения, 72 часа
Уметь работать на пленере (в своих рисунках показывать воздушную перспективу, освещённость).
Учить изображать сидящую фигуру человека в интерьере (карандаш).
Продолжить рисование на темы и иллюстрирование.
Выполнять скульптуру малых форм (по выбору ребёнка).
Познакомить с одним из направлений в искусстве начала ХХ века – авангардизмом (учить работать в этом стиле, натюрморт).
Получать знания в области изобразительного искусства (посещение выставок профессиональных художников, тематические экскурсии в музеи нашего города).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г. В. Беда «Основы изобразительной грамоты» (Рисунок, живопись, композиция).- Москва.: Просвещение, 1969.
В. Н. Стасевич «Пейзаж, картина и действительность». – М.: Просвещение, 1978.
А. С. Коломиец «Манге» (сборник рисунков Хокусая, Япония). – М.: Издательство «Наука», 1967.
Серия «От простого к сложному», «Учимся лепить и рисовать». – СПб.: Кристалл. Валери, 1997.
В. Б. Розенвассер «Беседы об искусстве», - М.: «Просвещение», 1979.
Журналы «Юный художник», «Художник» за 1978 год и 1979 год.
Автор текста иллюстраций И. Г. Масин «Рисование». – Екатеринбург.: У – фактория,1996.
Л. Гордон «Рисунок» (техника рисования человека. – М.: Эксмо, 2000.
Сунбоку Смит «Волшебный мир оригами». – Харьков, 2007.
«Справочник необходимых знаний». – Харьков Белгород.: Издательство семейного досуга, 2009.
А. В. Щеглова ЦБумажные картины». – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005.
Л. В. Браиловская «Арт-дизайн»: красивые вещи «hand-made» 2-Е ИЗДАНИЕ. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005.
Т. В. Котова «Стильные штучки» (из кожи и ткани). – М.: Аст-пресс, 2005.
Е. Г. Жадько «Увлекательные поделки из необычных вещей: зерна, орехов, бисера, стекла, спичек». – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2009.
Вера Броди «Зверюшки из бумаги». – М.: «Мой мир», 2008.
С. Галицин «Сказания о белых камнях». – Ярославль.: Верхнее – Волжское издательство, 1987.
Г.В.Латышев «Перо Жар-птицы». – Ярославль.: Верхнее – Волжское издательство, 1988.
А.Василевский «Золотые ворота». – М.: «Современник», 1985.
В.В.Ищук, М.И.Нагибина «Народные праздники». – Ярославль.: Академия холдинг, 2000.
Т.А.Терешкович «Зимние праздники». – Минск.: «Хэлтон», 2000.
Петр Золин «Древние ристалища Руси», Приложение к альманаху «Преображение». Наталья Логинова «Что пили на Руси». – Товарищество «Московский писатель», 1898.
Т.В.Лагутина «Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки». – М.: Рипол классик, 2009.
А.А.Тиц «По окраинным землям владимирским». – М.: «Искусство», 1969.
Н.В.Морохин, Д.Г.Павлов «Незабвенный город Вязники» (Записки путешественников 19-нач.20 века). – Нижний Новгород, 2009.
«Краеведческий материал по Вязникам» (Собран педагогом дополнительного образования Волковой О.Н.)
« Материал по поэту – песеннику А.С.Фатьянову» (Собран педагогом дополнительного образования Волковой О.Н.)