Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д . СТРОЧНАЯ БУКВА д.
Открытый урок
Тема Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д . Строчная буква д.
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти ; умения писать строчную буквы д; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; Сравнивают печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [д]; обводят элементы буквы д безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи
Личностные результаты Проявляют интерес к окружающему миру ,уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи ;логические – характеризуют звуки [д], [д’] и буквы Д, д, осуществляют сравнение букв по заданным критериям; выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог
Основное содержание темы, понятия и термины Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка
Образовательные ресурсы . Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1
2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download.
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок(карточки на партах) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Перед вами лежат карточки с изображением человечков. Один из них улыбается, а другому грустно. Выберите одну из них. Если у вас плохое настроение, мы постараемся за урок его поднять, а у кого уже хорошее, те с хорошим настроением отправляются к новым знаниям
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
II. Речевая разминка Коллективная. Словесный.
Фонетическая зарядка – Как дудят в дудочку?
– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? – Ду-ду-ду…
– Динь-динь-динь… Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Слово учителя – Какой первый звук вы сейчас произнесли?
– Давайте сформулируем учебную задачу урока – [д], [д’].
– Познакомимся со звуками [д], [д’] и буквой, обозначающей их на письме Вместе с учителем формулируют учебную задачу Фронтальный. Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.1.Слого-звуковой анализ слов (электронное приложение к учебнику)
1.2.Игра «Твердый-мягкий»в форме картинного диктанта( на доске)
1.3. Чтение слогов-слияний (электронное приложение к учебнику)
ФизминуткаФронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов
Коллективный. Игра
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение
Игра «Почта»
Коллективный, практическая На слайде размещены предметные картинки с изображением дома и дятла, под которыми начерчены схемы к этим словам.
– Рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы, звуки [д], [д’].
– Выполните слого- звуковой анализ слов дом и дятел
Поднимите синюю карточку, если в названии предмета согласный (д) твердый, и зеленую- если мягкий: дерево, садовник ,звезда, дом, дуб, дети, подушка, Дюймовочка.
– Прочитайте слоги.
– В каких слогах звук [д’] – мягкий, а в каких слогах [д] – твердый?
-Тук-тук-тук.
-Кто там?
-Почта.
-Откуда?
-(Из леса-северного полюса,
-неба,
- города.)
- А что там делают?
(-зайчики прыгают, -медведи ходят,
-птицы летают,
-дети танцуют) Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого- звуковой анализ слов.
– В слове дятел звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий, парный а в слове дом – звук [д] – согласный, звонкий, твердый, парный.
Дети выполняют действия в соответствии с заданием.
Хором читают слоги.
Называют слоги с мягким звуком [д’] и твердым звуком [д]. Читают слова
Выполняют движения за учителем по тексту игры Выделяют звуки [д] и [д’] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов
Распознают звуки [д] и [д’] в словах
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д’], определяют, какие гласные указывают на твердость и
мягкость согласного звука
Осуществляют профилактику утомления Фронтальный. Устные ответы
Коллективный. Игра
Коллективный.
Чтение
Коллективный. Правильное выполнение упражнений.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
2.Знакомство с буквой Д(электронное приложение к учебнику)
2.1. Пальчиковая гимнастика
2.3.Правила посадки за столом во время письма
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа,
моделирование буквы
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики
Индивидуальная. Практи-ческий– Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д’] на письме?
– На что похожа буква (дэ) Д?
Этот домик буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Сегодня ну уроке мы будем учиться писать строчную букву д.
Уж как шла лиса по травке,
Нашла азбуку в канавке.
Она села на пенек
И читала весь денек.
– Проверим посадку, правила обращения с ручкой Находят букву Д на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Находят букву Д на «ленте букв», определяют ее место среди других
букв
Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук
2.4. Работа
в «Прописи 3»(с. 16).
Анализ начертания строчной буквы д. Написание строчной бук-вы дФизкультминутка Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо
Коллективная. Практический – Обведите контур узора «Петельки».
– Посмотрите на строчную букву д. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
Показ и объяснение учителем написания буквы д.
– Выполните письмо буквы в воздухе.
– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.
– Обведите элементы буквы.
– Напишите букву д.
– Выполните письмо слогов-слияний да, ду, до, де
Суперфизминутка(ИКТ) Рассматривают строчную букву д, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.
Выполняют письмов воздухе, в прописи.
Обводят элементы буквы по контурным линиям. Пишут букву д строчную.
Выполняют движения за мальчиком по слайдам Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы д, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, верно их называют, выполняют письмо
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминуткеИндивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов строчной буквы дКоллективный. Правильное выполнение движений
3. Родственные слова (учебник, с. 105) Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа – Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего? Читают слова.
– Одинаковая часть слова, слова родственные Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова – родственные Фронтальный. Устные ответы, чтение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
4. Работа с текстом (учебник, с. 105) Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа – Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.
– Кем работает папа у Димы и Нади?
– Какую работу они выполнили?
– Где теперь идут поезда? Читают текст. Отвечают на вопросы Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Фронтальный. Устные ответы, чтение
5. Работа с иллюстрацией (электронное приложение к учебнику)
6.Просмотр мультика к составленному рассказу(электронное приложение к учебнику)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа
Коллективная – Рассмотрите картинки на слайде.
-Что мы видим на 1,2,3,4 картинке?– Придумайте рассказ пот картинкам. Используйте слова: дедушка, Даша, ведро, колодец, диво -дивное.
Рассматривают рисунки Составляют рассказ
Смотрят мультфильм Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения Фронтальный. Устные ответы, рассказ
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с.104) Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение – Прочитайте пословицы.
– Объясните смысл пословиц.
– Найдите в них букву ДЧитают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву ДАнализируют пословицы, высказывают свое мнение Фронтальный. Устные ответы, рассказ
2. Работа со скороговорками (учебник, с. 106) Групповая. Словесный. Беседа, чтение, рассказ скороговорок – Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.
– Какие звуки повторяются? Читают в медленном и быстром темпе.
Называют повторяющиеся звуки На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок
3.Игра «Доскажи словечко»
Игра «Занимательные модели» Фронтальная. Словесный. Беседа
Фронтальная. Словесный. Беседа 1.У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я , поверь,
Я- приветливая(дверь).
В лесу под щебет и пол свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд0приятель!»
И ставит подпись: (дятел)
Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить-
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем,
Отгадаешь, под …(дождем)
Ежик вырос в десять раз,
Получился ..(дикобраз)
Д_ _
Д_ _ _ _
_ _ Д _ _
Слушают загадки, договаривают недостающие слова Фронтальный. Устные ответы
Работа у доски с мелом
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
VI. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа Проверим настроение к концу урока.
Поднимите карточку со смайликами.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Сегодня активно работали на уроке и большие молодцы у нас…Получают значок умника…
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы