Урок — экскурсия в 4 классе Путешествие по золотому кольцу России


Технологическая карта урока
Окружающий мир
в 4 класс
Виртуальная экскурсия по городам и странам.
Тема: Золотое кольцо России.
Цели урока: ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми достопримечательностями; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование:
Карта «Золотое кольцо России».
Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
Ход урока
№ п/пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Отгадайте загадку.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
(Автобус)
Правильно, это школьный автобус.
Сегодня мы отправляемся в путешествие. Побываем в нескольких древних русских городах.
Тема урока «Золотое кольцо России».
Почему кольцо? И почему Золотое?
В конце урока вы сможете ответить на эти вопросы. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Личностные УУД: умение настроиться на работу
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение
2 Работа по теме. Введение в тему.
1. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.
Давайте посмотрим на карту.
Кто из вас был в Москве?

(Учитель показывает Москву)
Какие впечатления, что особенно запомнилось?
А вы знаете, кто основал Москву?
2. Город Сергиев Посад.
Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.
(Учитель показывает маршрут)
Сообщение ученика:
Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.
Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.
Монастырь называется Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.

3. Переславль – Залесский.
Сообщение ученика:
Из Сергиева Посада мы едем в Переславль – Залесский – город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким.
У Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль – Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Само название города переводится с древне – русского как «перенявший славу». Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся в городе.

В городе сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры.

4. Наш путь лежит в Ростов.
Сообщение ученика:
Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий.
5. Следующая наша остановка на нашем маршруте – город Углич.
Сообщение ученика:
Углич – древнейший русский город на Волге.

Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

6. Из Углича мы отправляемся в Ярославль.
Сообщение ученика:
Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги.
Князь Ярослав Мудрый основал крепость, назвав её в свою честь Ярославлем.
Вдоль реки Волги можно прогуляться по очень красивой набережной

В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра.
Продолжаем наше путешествие.
7. Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома.
Сообщение ученика:
Город был основан Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.
Из источников явствует, что «были в этом месте непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники. Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.
Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

8. Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс.
Сообщение ученика:
Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.
Плёс был основан в 1410 году князем Василием 1-м как военное укрепление на
Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам.

Плёс удачно стратегически расположен. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Город строился на высоком берегу реки, окружённый с двух сторон высокими обрывами.
Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан.
Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана.
9. Из Плёса мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей.
Сообщение ученика:
Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др.

10. От Суздаля совсем недалеко до Владимира.
Сообщение ученика:
Его основал князь Владимир Мономах.
Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток реки Оки).
Пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.
Вот Величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Золотые ворота во Владимире
А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву.
Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

Слушают учителя, учащихся, отвечают на вопросы.
Юрий Долгорукий
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Ученик делает сообщение (слайды)
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные УУД: высказывают своё предположение
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт, умение выслушивать других детей.
3. Закрепление. Кроссворд.
1.Плёс. 2. Суздаль. 3. Владимир. 4. Углич. 5. Лавра. 6. Финифть. 7. Ростов.
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт
Регулятивные УУД: высказывают своё предположение
Познавательные УУД:
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
4 Итог урока. Что интересного узнали из нашего путешествия?
Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.
Почему кольцо?
Почему золотое?
Покажите на карте города, которые образуют Золотое кольцо России.
Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.
Познавательные УУД:
Умение обобщать, делать выводы.
Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт
Регулятивные УУД: вспомнить тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё мнение, свое отношение к уроку.
5 Домашнее задание. Учебник стр. 88-97, стр.98 вопросы «Проверь себя».
Рабочая тетрадь стр. 45-49.
Записывают домашнее задание. Личностные УУД:
опора на свой жизненный опыт
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других