Доклад на тему Здоровьесберегающая среда ОУ: проблемы и пути решения
Здоровьесберегающая среда ОУ: проблемы и пути решения.
Приоритетными направлением деятельности образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду школы.
Здоровьесберегающая среда ОУ рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и в школе.
К характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн классных и комнат отдыха;
- рациональный режим дня;
- современные образовательные и воспитательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
Работа нашего педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды , структурированию учебно- воспитательного процесса позволила провести анализ итогов, наличие возможностей в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Всю работу по организации образовательного и воспитательного процессов мы согласуем с решением вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья учащихся, как наиболее значимых на современном этапе развития общества.
Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие. В нашем образовательном учреждении весь педагогический коллектив организуют создание на своём уроке, коррекционном занятии, в течении дня благоприятного микроклимата среди учащихся. Правильно выбранные направления работы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивание нравственного здоровья (особенно пристального внимания заслуживают дети из социально дезадаптированных семей), поддержания комфортного психологического климата в школе. Одним из наиболее важных моментов является создание методических условий, т. е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование элементов определенных педагогических технологий (по системе М. Монтессори, Базарного В.Ф)
Так как специфика нашей школы отличается от общеобразовательного учреждения, поэтому помимо общепринятых санитарных норм и правил по сохранению здоровья школьников, в нашем коррекционном учреждении эффективно используют в учебно-воспитательном процессе следующие методы и приёмы работы по сохранению и укреплению здоровья физического, психоэмоционального и нравственного:
внеклассные мероприятия;
коррекционные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий:
социально-нравственная адаптация;
сенсорно-моторное развитие;
демократизация внутришкольной жизни (развитие школьного соуправления);
уроки живого мира, ОБЖ, биологии и географии с элементами экологии.
Коррекционные занятия педагогов нашей школы способствуют восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избеганию стрессовых ситуаций для обучающихся.
Сенсорно-моторное развитие обучающихся обеспечивает общефизическое развитие учеников, позволяет увеличить спектр занятий физической культурой учащихся всех групп здоровья.
Социально-нравственная адаптация – это участие в общешкольных мероприятиях, тематические беседы способствуют становлению ценностных ориентаций, повышению самооценки учащихся, раскрытию творческого потенциала. Здесь же появляется возможность коррекции индивидуального поведения учащегося, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья учащихся.
Наконец, экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что однозначно является очень важным.
Следует отметить, что полноправными участниками процесса создания здоровьесберегающей среды школы являются логопедическая, психологическая, медицинская службы.
На эти службы возложены следующие обязанности:
– отслеживание уровня психического и психологического развития учащихся;
– коррекция поведения учащихся «группы риска»;
– оказание психологической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении и общении;
– своевременное выявление социально дезадаптированных семей и оказание психологической поддержки.
Осуществляемая работа положительно влияет на успешность ребенка в школе: повышен уровень мотивации. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в республиканских и школьных конкурсах. Есть призеры и победители.
Также выстроена комплексная работа по повышению физической активности и уровня физической подготовленности учащихся. Спортивный зал нашей оснащен по возможности спортивным инвентарём, необходимого для полноценных занятий физической культурой. Увеличивается процент детей, посещающих спортивную секцию. Проводятся ежегодно Дни здоровья. Ученики всегда принимают активное участие во всех внеклассных общешкольных спортивных мероприятиях , в соревнованиях.
Анализируя посещения уроков, внеклассных мероприятий, коррекционных занятий, режимных моментов, можно сделать следующий вывод: педагогами нашей школы четко учитываются основные компоненты здоровьесберегающей деятельности в области охраны и укрепления здоровья детей:
- Создание условий для благоприятного роста и развития детей в соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН)
Это соблюдение санитарных норм и правил образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы, учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, педагогических технологий, психологического комфорта, 6-ти разовом бесплатным питанием учащихся, динамические паузы, уроки физической культуры, ЛФК. За 30-минутную перемену дети получают полноценный отдых, классы со сложным дефектом имеют возможность бывать на свежем воздухе 1-2 раза в день, что положительно сказывается на состоянии здоровья детей.
- Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
Педагогические сотрудники школы интегрируют здоровьесберегающие технологии в учебно- коррекционный процесс. Это проведение на уроках, коррекционных занятиях упражнений на двигательную активность, гимнастики для рук, гимнастики для глаз, упражнений на снятие напряжения;
Педагогами используются такие формы работы, как – физкульминутки, психологическое сопровождение на уроке, проведение всеобучей по соблюдению ПДД перед уходом учащихся домой.
- Интеграция воспитательного и оздоровительного процессов. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижении поведенческого риска, представляющего опасность для жизни и здоровья.
Формирование навыков ЗОЖ ведётся средствами различных коррекционно - воспитательных мероприятий и классными руководителями и воспитателями. Привитие интереса к ЗОЖ осуществляется через уроки живого мира, ОБЖ, биологии.
- Четкое соблюдение режимных моментов. Следует отметить, что немаловажное влияние на моральное и физическое здоровье школьников оказывает и окружающая обстановка учебных комнат, комнат отдыха, оборудованных диванами, коврами, теле и видео техникой, игровым материалом.