Организация классного коллектива как эффективное условие воспитание личности школьника
Организация классного коллектива как эффективное условие воспитание личности школьника
Чуб Лидия Александровна, МБОУ СОШ №8, учитель начальных классов
Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. (Козьма Прутков)
Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и иной творческой деятельности, его общения и отношения складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем, которые приходится решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест. Создание и сплочение организованного, дружного коллектива - задача учителя начальной школы, за которым последует этап постоянного развития всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. Ведь класс – ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А. С. Макаренко, входит в «бесконечное множество отношений». Каждое из них «неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка». В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого ученика, и весь коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им.
Воспитательный процесс направляю на: организацию многообразной и разносторонней индивидуальной и коллективной деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции – общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре, здоровому образу жизни. Исходя из сформулированных целей определяю практические задачи воспитательного процесса: Задачи: оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности; выявление и развитие художественно-эстетических способностей; воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу; реализация принципа сотрудничества детей, родителей и классного руководителя; формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения как: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть организованным, исполнительным, выполнять обещания; приобщение к здоровому образу жизни. Основными направлениями реализации воспитательной работы с учащимися считаю: взаимодействие семьи и школы; организация внеурочной коллективно – творческой деятельности (КТД); организация ученического самоуправления; социальное партнерство; здоровьесбережение школьников. Школа и семья – два важнейших воспитательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Родители моих учеников занимают важное место в общей воспитательной системе. Работая с семьей, я ставлю цель – формирование единого воспитательного пространства « семья – школа – социум». Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Интересная, содержательная и познавательная коллективно-творческая деятельность, которая объединяет всех учащихся и родителей, вот, по моему убеждению, основной источник успешности и сплоченности классного коллектива и эффективности системы воспитания классного руководителя. Именно в коллективном деле дети получают возможность раскрыть свои способности, самостоятельно определять цели и задачи совместной работы, осуществлять поиск информации, принимать решения, проигрывать разные социальные роли и приобрести бесценный опыт общения со сверстниками. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретное поручение. Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых способствует созданию и развитию традиций класса. Многие классные мероприятия стали добрыми традициями: - интеллектуальные игры: ко дню рождения района – «Мы – калининцы!», по ПДД – «Светофор», ко дню России – «Наш Новосибирск»; -литературное общество «Золотое перо»: ежегодно издаются книжки детских творческих работ («Наша Родина», стихи о Калининском районе, сказки и рассказы о правилах дорожного движения, «Наши мамы»); - спортивные совместные праздники: «Снегирек», «Мама, папа, я - спортивная семья!», «Весёлый поезд Здоровья» (игра-путешествие о ЗОЖ). 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Школа – это открытая система. Невозможно создать благоприятные условия для развития и воспитания детей без взаимодействия с общественными и государственными организациями, центрами культуры и спорта, учреждениями дополнительного образования, которые выступают социальными партнерами классного руководителя в организации эффективного воспитательного процесса. Под социальным партнерством понимаю совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающую общему для всех сторон интересов – воспитанию здоровой нравственно и физически личности, патриота своего Отечества. Многолетнее сотрудничество связывает моих учеников с библиотекой имени братьев Гримм (литературные конкурсы и викторины, участие в конкурсах рисунков); с ДДК «Романтика» (всем классом занимаемся в изостудии, участвуем в праздниках, почти 60% учащихся посещают кружки); занимаемся плаванием в бассейне «Афалина». Вместе с родителями выезжали на экскурсии, в театры.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Мониторинг эффективности системы воспитания: создана целостная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников; развиваются и обновляются традиции классного коллектива; все дети принимают активное участие в общественной жизни школы и класса; создан дружный единый коллектив детей и родителей, способный оперативно и эффективно решать задачи обучения и воспитания; класс является многократным победителем школьного конкурса «Класс года» среди 1 – 4 классов; ученики класса – призеры и победители многих районных и городских конкурсов; 100% детей занимаются в кружках и спортивных секциях; уровень воспитанности учащихся стабильно высокий. Нет детей «группы риска», состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН; создана система взаимодействия с субъектами воспитания в социуме; родители – активные участники воспитательного процесса.
Социальное партнерство
Библиотека Бр. Гримм (проведение викторин)
Бассейн «Афалина» (занятия плаванием)
Д.К.Горького (просмотр спектаклей)
ДДК «Романтика» (кружки)
К Т Д
Спортивный праздник «Мама, папа, я-дружная семья»
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.
Новогодний «Огонек».
Праздник «Здравствуй, лето!»
Праздник , посвященный Международному женскому дню.