Исследование на тему Виртуальное общение
Муниципальное образование городского округа «Инта»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
город Инта, Республика Коми
Виртуальное общение.
(исследовательский проект)
Автор: Фасыхов Руслан,
учащийся 5 «А» класса
Руководитель: Семерикова С.А.
учитель истории
Инта 2014.
Содержание.
1. Введение. 3 стр.
2. Общение в Интернете. 5 стр.
3. Формы виртуального общения. 6 стр.
4. Язык виртуального общения. 8 стр.
5. Заключение. 10 стр.
6. Источники. 11 стр.
Введение.
В этом учебном году мы познакомились с новым учебным предметом « Обществознание». На уроках мы узнавали много нового об окружающем нас мире. Меня более всего заинтересовала тема «Общение».
Ни для кого не секрет, что наш класс самый разговорчивый класс в школе. Но как оказалось, не самый общительный. Потому что общение – это один из видов человеческой деятельности, главная форма взаимодействия между людьми. Но умеем ли мы правильно общаться друг с другом, с учителями, родителями? Как оказалось, не очень. Уметь общаться с людьми – важное умение каждого человека.
По статистике общение занимает 80 % дневной деятельности человека. Но для человека современного общества наиболее актуальным является виртуальное общение или общение в Интернете.
Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. Множество чатов, программа ICQ, блоги (личные дневники) – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей. Ребята нашего класса тратят от 1 до 5 часов времени ежедневно, общаясь друг с другом посредством Интернета.
Виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык Интернет-общения постепенно перебирается в нашу повседневную жизнь.
Цель работы – исследовать влияние Интернет-общения на общую культуру подростков. Я считаю, что эта проблема актуальна, потому что учащиеся в своей устной и письменной речи часто употребляют выражения из Интернет, порой даже не замечая этого. На переменах ученики общаются только на «своем» языке, считая его модным.
Гипотеза: ошибки общения подростков происходят из-за неправильного использования виртуального языка.
План проведения исследования:
1) Изучить информацию об особенностях общения подростков через Интернет, формах общения.
2) Посетить различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются ученики школы.
3) Изучить часто употребляемые слэнговые выражения и сокращения слов и выяснить особенности влияния языка Интернет-общения на русский язык.
4) Обобщение результатов исследования, формулировка выводов.
Общение в Интернете.
Общение в Интернете является одной из важнейших форм невербального общения в современном мире, которая имеет свои специфические особенности.
Во-первых, это анонимность общения.
Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален.
Во-вторых, это добровольность контактов.
Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
В-третьих, это затрудненность эмоциональной стороны общения.
Действительно, текстовая информация, передаваемая по сети, лишена эмоциональной окраски. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
Формы виртуального общения.
Можно выделить следующие формы виртуального общения:
Конференции
Чаты
Форумы
Гостевые книги
Электронная почта
ICQ
Блоги
Кончено же, каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Кроме того, формы сетевого общения различаются не только по режиму интерактивности (Online и Offline), направленности коммуникации (моно - диа - и полилогичные), но и по степени открытости. Можно условно разделить их на "открытые" (доступные для просмотра всеми пользователями сети) и "частные" (предназначенные для конфиденциального, личного общения). Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Форумы - место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Они ориентированы на более отсроченный по времени обмен высказываниями, нежели чаты, поэтому реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. Тексты в гостевой книге более приближены к жанру письма - жанру, который успешно возрождается именно благодаря Интернету. В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету.
Для чата характерны неподготовленные, спонтанные высказывания, где преобладает разговорный жанр, на который, однако, накладывает свой отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Посредством чата возникла, по сути, новая форма языкового взаимодействия (симбиоз письменной и разговорной речи). Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы. Невозможность использовать во время коммуникации в Интернете стандартные невербальные средства подачи информации привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. В качестве заменителя модуляций голоса используются также заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голосового тона. Значимые части текста выделяются также с помощью знака*.
Блог - это сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского weblog -"Веб-журнал". Записи (посты) в дневниках выстраиваются в единую фрэнд-ленту, отображенную на экране монитора. К каждому посту можно добавить свой комментарий.
Язык виртуального общения.
Порой обитатели Интернета не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие типовые фразы из сетевого жаргона. Если текст понравился, его награждают похвалой "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". Если пост показался скучным - "Низачот", "Ацтой", «Неасилил".
Такое откровенное коверкание языка - отнюдь не признак тотальной безграмотности посетителей блогов и чатов. Как еще передать нюансы своих эмоций: иронию, сарказм, удивление, негодование? Вот и прибегают писатели сети к отклонению от норм русской словесности, активной пунктуации, использованию заглавных букв внутри слов и прочей эквилибристике с алфавитом.
Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых «суррогатов» паралингвистических средств коммуникации - аббревиатур и эмотиконов («смайликов»). Так, например, разнообразные жесты и мимика, сопровождающие устную речь, могут заменяться в ходе Интернет - коммуникации специальными пиктограммами - «смайликами» (англ. smile - улыбка) или эмотиконами (emotion+icon). Глубина эмоциональных и смысловых оттенков, заключенных в эмотиконе зависит лишь от фантазии коммуникаторов
Самый простой эмотикон состоит из двоеточия, тире и закрывающейся скобки, напечатанных последовательно, и выглядит так: :-) Если посмотреть на такой значок под углом в 90 градусов, станет ясно, что это улыбка, которую собеседник адресовал вам.
С некоторых пор начали создаваться даже специальные словари эмотиконов.
Например:
(:-0 - удивление <=-0 - страх
(:-@ - крик и т.д. Кроме того, эмотикон может описать внешность собеседника:
В-) - «Я ношу солнечные очки»;
@: -) - «у меня волнистые волосы»;
(8-{)} - «Я ношу усы, бороду и солнечные очки».
Количество употребляемых при виртуальной коммуникации смайликов неограниченно, они передают самые разнообразные чувства и эмоции.
Заключение.
Особенности влияния языка Интернет-общения на русский язык:
замена букв в Интернет-сленге, некоторые слова пишутся, как слышатся,
сокращение слов из-за экономии времени и просто потому что прикольно,
использование звукоподражаний,
написание английских слов русскими буквами,
отсутствие пунктуации,
использование эматиконов и смайликов для эмоциональной окраски текста и т.д.
Такое влияние языка виртуального общения на лексику современного подростка имеет отрицательные последствия.
Подростки начинают использовать сленг не только за компьютером, но и в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в разговоре с взрослыми, даже в общении между собой.
Язык засоряется не только множеством иностранных слов, употребляющихся без перевода, но и нецензурными выражениями.
Наблюдается тотальная безграмотность.
Большинство учеников вместо чтения книг постоянно общаются в Интернете.
Возникает проблема дефицита настоящего человеческого эмоционального общения.
Подростки не умеют правильно выразить переполняющие их эмоции.
Работая над данным проектом, я пришёл к выводу, что своим стилем общения молодые люди лишь показывают неуважение к родному языку, русский язык теряет все свое богатство, красоту и образность. Надеюсь, что в скором времени общение в сети Интернет будет позитивней влиять на речь подростков, компьютерные технологии помогут повысить грамотность учащихся, а эталоном вновь станет литературный язык.
Источники.
Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два ЭКСМО. 2007
Сайты: www.icq.com,
www.mail.ru,
www.rambler.ru,
www.vkontakte.ru,
www.odnoklassniki.ru.