Доклад Широкое внедрение Интернета в учебных заведениях


Широкое внедрение Интернета в учебных заведениях, библиотеках, клубах и кафе создает новый канал доступа молодежи к информационным ресурсам. Интернет является мощным инструментом обучения. Однако помимо полезной информации школьники могут обнаружить в нем нежелательный контент.
Такой контент можно разделить на две группы: запрещенный для любого возраста и нежелательный для детей и подростков. К первой группе относятся, например, детская порнография, ресурсы террористов, сайты, разжигающие расовую неприязнь, и т.п. Наличие во внутренней сети учебного заведения подобной информации может не только вызвать претензии учителя к ученикам, скачивающим запрещенный контент на рабочую станцию, но и привести к уголовному преследованию администрации, которая допускает ее хранение в школьной сети.
Ко второй группе, кроме уже упомянутых ресурсов, относятся сайты, которые школьники не должны посещать по возрастным ограничениям: жестокие игры, онлайновые казино, порнографические сайты, сайты, пропагандирующие насилие, сайты сексуальных меньшинств, сайты интим-услуг и интим-магазинов и т.п.
Отметим, что нежелательным являться также контент, отвлекающий школьников от учебного процесса. Дети могут вместо выполнения учебных заданий в Сети просматривать разрешенные, но не имеющие ничего общего с учебным процессом материалы.
Помимо проблемы проникновения нежелательного контента в учебную или домашнюю сеть либо в домашний ПК, остро стоит проблема утечки информации. В первую очередь речь идет об утечке приватных данных.
В результате злоумышленники могут похитить ребенка или он может подвергнуться сексуальным домогательствам и пр. Поэтому личная информация о ребенке (его фотография, расписание уроков, e-mail, телефон) не должна размещаться в Сети для свободного доступа. Публиковать фотографии детей в Сети (например, на школьном web-сайте) нужно только с согласия родителей. Не стоит указывать имена детей и другую личную информацию.
Еще одна проблема — это рассылка учениками по почте или размещение в Сети запрещенного контента (пиратского ПО, порнографии и т.п.). Все эти действия могут осуществляться подростками из школьной сети при отсутствии надлежащего контроля.
И последняя проблема — это выполнение школьниками ресурсоемких процедур: скачивание видеофильмов, музыки, файловых архивов, программного обеспечения, которые ведут к резкому увеличению трафика, что замедляет работу сети и увеличивает расходы на трафик.
Следует отметить, что проблема защиты от вредоносного контента касается не только школ. И первыми ввести фильтрацию интернет-контента попытались отнюдь не учебные заведения. С одной стороны, это свидетельствует о том, что данная проблема глобальна и решить ее непросто, а с другой — значит, что учебным заведениям в ряде случаев могут подойти решения, созданные для организаций широкого профиля.
Борьба с нежелательным контентомВ борьбе с нежелательным контентом применяются организационные меры (назначение ответственных лиц, режим доступа в компьютерный класс, доведение до сведения учащихся норм поведения в Сети, ответственность за противоправные действия и т.п.) и технические (фильтрация трафика, мониторинг действий учащихся).
Наличие мониторинга (даже без фильтрации) уже может стать эффективным методом защиты от проникновения в учебную сеть нежелательного контента. Если ученик будет знать, что за всеми его посещениями ведется постоянный мониторинг и все его действия записываются в log-файлах с указанием того, когда и что он посещал, то вряд ли ему захочется посещать нежелательные сайты.
При этом, конечно, следует иметь в виду, что если преподаватель, будет постоянно заниматься трассировкой логов ни на что другое у него времени не останется. Поэтому необходимы превентивные меры, когда срабатывают именно ограничения по просмотру, загрузке и т.п.
Варианты фильтрации контентаКонтент может фильтроваться на трех уровнях: провайдера, шлюза в Интернет защищаемой сети и клиентской станции, а также в Сети на уровне онлайновых сообществ. Например, форумы и чаты часто имеют модераторов, которые могут редактировать или удалять материал, нарушающий законы государства и правила того или иного сообщества. Однако большинство USENET-групп являются немодерируемыми.
В Сети существуют различные сервисы, предоставляющие безопасный учебный контент.
Многие пользователи хотят оградить членов своей семьи, особенно несовершеннолетних детей, от интернет-ресурсов «для взрослых», поэтому многие поисковые системы предлагают Safe Search (безопасный поиск). В поисковой системе Яндекс подобная функция называется «семейный поиск». Делая запрос в «семейном» Яндексе, вы не наткнетесь на ресурсы с нецензурной лексикой и порнографией, то есть не встретите ничего, что запрещено «детям до 16». Есть два способа поиска с помощью «семейного» Яндекса.
Во-первых, можно сделать запрос не на www.yandex.ru, а на http://family.yandex.ru. Во-вторых, можно настроить браузер так, что даже при работе с обычным Яндексом «взрослые» ресурсы будут отфильтрованы.
Страницы и сайты фильтруются полуавтоматически: из результатов поиска исключаются «взрослые» сайты, а также все страницы, содержащие «нехорошие» слова.
Функция «безопасного поиска» реализована в таких популярных поисковых машинах, как Google, Yahoo!, Dogpile, AltaVista, Lycos, AllTheWeb и MSN.
Принципы контентной фильтрации
Фильтрация контента может осуществляться по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено» или «разрешено все, кроме того, что запрещено».
Конечно, построить фильтрацию по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено» довольно просто. Возможно, она подойдет для защиты от нежелательного контента младших школьников, но в этом случае многие возможности Интернета становятся недоступны.Элементарная фильтрация может быть основана на применении локальной программы. Например, можно запретить в браузере доступ к определенным сайтам, однако перечислить все нежелательные сайты невозможно. Для этого требуется огромная база данных, которая должна постоянно обновляться. Для полноценной реализации данного вида фильтрации необходимо проиндексировать миллиарды web-страниц, а это под силу только крупным провайдерам подобного сервиса, таким, например, как ISS. В частности, по данному принципу работает Proventia Web Filter. Чем больше база, тем качественнее и дороже решение для фильтрации.
Сложности фильтрации контента в школах
Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновляемые базы данных по нежелательным ресурсам, добиться стопроцентной фильтрации невозможно. К тому же зарубежные программные продукты не могут обеспечить полноценной фильтрации русскоязычного контента. Возможны ошибки — например фильтр будет отсеивать полезные сайты. В общем, чем выше интеллект фильтра и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для школ.
В школах может быть установлено различное компьютерное оборудование, поэтому необходимы продукты фильтрации контента (web и e-mail), работающие на разных платформах.
Администраторы в школах имеют различный опыт работы с компьютерами, а значит, даже непрофессионал должен быть в состоянии создавать и поддерживать политику фильтрации.
Образовательный процесс включает множество различных областей знания, поэтому фильтрация должна быть всеобъемлющей, настраиваемой, а также обеспечивать защиту от новейших угроз.