Рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век 4 класс
Пояснительная записка к курсу «Русский язык» 4 класс
1. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Рабочая программа курса «Русский язык» для учащихся 4 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
рекомендациями Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 г. Суровикино
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
с возможностями УМК «Начальная школа 21 века» руководитель проекта Н. Ф. Виноградова;
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей;
При составлении рабочей программы коррекция примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения не проводилась.
В Федеральном базисном общеобразовательном плане на изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, за год программа рассчитана на 170 часов.
Учебно – методический комплект:
Учебник «Русский язык» 4 класс, в 2-х частях, С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
Рабочая тетрадь «Русский язык» 4 класс, в 2-х частях, М. И. Кузнецова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
Тетрадь для контрольных работ «Русский язык» 4 класс, М. И. Кузнецова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
Книга для учителя «Комментарии к урокам. Русский язык» 4 класс, С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
3. Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа включает в себя изучение блоков: «Как устроен наш язык»; «Правописание»; «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основы национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Межпредметные связи:
- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)
- с уроками изобразительного искусства (написание предложений по иллюстрациям)
Блок «Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч)
Наречие как часть речи. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)
Словосочетание. (7ч)
Сложное предложение. (5ч)
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Блок «Развитие речи»
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Таблица тематического распределения количества часов
№
Содержательные линии
Учебный материал
Количество часов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
1
Блок «Как устроен наш язык»
Фонетика. Состав слова. Морфология. Синтаксис.
Существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3-го склонений.
Обозначение на письме ударных и безударных гласные в корне слова, разными способами проверять правописание слов.
Морфологический разбор имени существительного.
Различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.
Правила постановки запятой между однородными членами предложения.
Изменение глаголов по временам.
Условное и изъявительное наклонение глаголов.
Лицо и число глаголов.
Морфологический разбор глагола. Наречие как часть речи.
Связь слов в словосочетании.
Согласование Управление
Постановка запятых между частями сложного предложения.
- интерес к чтению, интерес к изучению русского языка (Л);
- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);
-высказывать и обосновывать свою точку зрения (К;)
- определять степень успешности своей работы (Р);
-устанавливать причинно-следственные связи (П);
-осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л).
- мотивация (Л);
- осуществлять анализ и синтез (П);
- строить рассуждения (П)
- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);
- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);
- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);
Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.
Распознавать существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3-го склонений.
Обозначение на письме ударных и безударных гласные в корне слова, разными способами проверять правописание слов.
Производить морфологический разбор имени существительного.
Различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.
Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения.
Изменять глаголы по временам.
Понимать условное и изъявительное наклонение глаголов.
Распознавать лицо и число глаголов.
Производить морфологический разбор глагола. Выделять наречие и имя числительное как часть речи.
Понимать связь слов в словосочетании.
Понимать правила постановки запятых между частями сложного предложения.
2
Блок «Правописание»
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
Знать особенности правописания о-ё после шипящих и ц.
Правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Правиоа правописания приставок в глаголах.
Правило правописания не с глаголами.
Правило правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.
Правило правописания -ться и -тся в глаголах.
Правило написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих.
Правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения).
Правило правописания суффиксов глаголов.
Правописание
гласных на конце наречий.
Правило правописания мягкого знака в именах числительных.
- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (П).
- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р);
- строить рассуждения (П);
- интерес к изучению языка (Л);
- уметь корректировать свою точку зрения (К).
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);
- определение степени успешности совей работы (Л);
- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);
- осуществлять анализ и синтез (П);
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).
Применять правила правописания -ться и -тся в глаголах.
Знать орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
Знать особенности правописания о-ё после шипящих и ц.
Применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Знать и применять правила правописания приставок в глаголах; правила правописания не с глаголами; правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах; правила написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих; правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения); правила правописания суффиксов глаголов;
Правописание гласных на конце наречий.
Различать имя числительное как часть речи.
3
Блок «Развитие речи»
Особенности написания письма.
Определять ошибки и редактировать письма.
Выявлять в тексте тему, основную мысль; распознавать текст - рассуждение, описание, повествование.
Различать слово, словосочетание и предложение.
Выявлять роль словосочетаний в предложении.
Создавать начало и конец к заданному тексту (истории).
- строить рассуждения (П);
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л);
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).
- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);
- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);
- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);
- определять степень успешности своей работы (Р);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П).
Уметь составлять текст письма на заданную тему.
Уметь находить речевые ошибки редактировать текст.
Уметь письменно пересказывать текст с опорой на план.
Уметь писать изложение с элементами сочинения.
Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
Формы контроля
В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:
- диктанты с орфографическим заданием
- тестовые работы
- дидактический материал для самостоятельной работы
- карточки контроля теоретических знаний
- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)
- диагностики
- контрольные работы
- изложения
- словарные диктанты
4. Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
формировать понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию русского языка;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
ориентация в поведении па принятые моральные нормы;
понимание чувств одноклассников, учителей;
Регулятивные:
учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
учить контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
научить пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое)
Коммуникативные:
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
научить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- учитывать другое мнение и позицию;
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного);
Умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
предлог и приставку;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
-писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
систематизировать учебный материал,
сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Владеть навыками рефлексивного анализа,
Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
Уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
Темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
Самостоятельно работать с учебником,
Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
Систематизировать и классифицировать информацию,
Использовать различные виды моделирования.
Блок «Развитие речи»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
слово и предложение;
многозначные слова, синонимы, антонимы;
наречие, имя числительное;
простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Как устроен наш язык»
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
находить лексическое значение слова в толковом словаре;
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
выделять основную мысль текста;
подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
составлять план текста (при помощи учителя);
находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
писать изложения различных видов (обучающего характера)
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 4 класс
№
Тема урока
Характеристика деятельности
дата
план
факт
1
Повторение. Пишем письма.
Повторить классификацию звуков и соотношение «звук-буква»; транскрипцию; различать звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные, сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции. Упражнять в написании письма.
2
Повторяем фонетику и словообразование.
Вспомнить и принять участие в фонетическом разборе слова, разборе слова по составу. Повторить правила написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать имена существительные.
3
Вспоминаем изученные орфограммы.
Повторить, что такое орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Учиться классифицировать и выбирать слова по видам орфограмм. Построение речевых высказываний.
4
Вспоминаем изученные орфограммы.
Повторить деление слов на слоги. Различать согласные и гласные, звонкие и глухие. Применять алгоритм фонетического анализа слов. Упражнять в написании слов с изученными орфограммами.
5
Повторение. Пишем письма.
Создание текста письма. Повторить и закрепить правила переноса слов, применять изученные правила в написании слов. Принимать и сохранять учебную задачу.
6
Контрольное списывание текста с грамматическим заданием.
Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
7
Повторяем признаки имени существительного.
Определение числа и рода имени существительного. Определять приставки в словах, писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.
8
Повторяем правописание окончаний имен существительных 1 склонения.
Упражняться в написании окончаний имен существительных
1 склонения. Применять изученные правила при проведении самостоятельной работы.
9
Повторяем правописание окончаний имен существительных 2 склонения.
Закрепить навык разбора слов по составу. Составлять слова по образцу. Пронаблюдать над родом неизменяемых имен существительных. Определять род имени существительного, неизменяемые имена существительные
10
Повторяем правописание окончаний имен существительных 3 склонения.
Повторить правила правописания согласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. Адекватно воспринимать оценку учителя. Участвовать в учебном диалоге.
11
Пишем письма.
Анализировать текст, выделять тему, основную мысль, подбирать заголовки, развивать навыки письменной речи.
12
Пишем письма.
Повторить выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план. Выделять главное в тексте, называть признаки типов текстов.
13
Контрольный диктант №1
по теме: Имя существительное.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
14
Работа над ошибками.
Имя существительное.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
15
Морфологический разбор имени существительного.
Порядок морфологического разбора имени существительного. Применять на практике ранее изученное правило, определять род имен существительных во множественном числе.
16
Морфологический разбор имени существительного.
Классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, производить разбор.
17
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Повторить и закрепить подбор однокоренных слов для проверки безударных гласных. Выделять безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, форму одного и того же слова, классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы.
18
Текст – рассуждение.
Повторение видов текста, анализ содержания, составление текста. Выполнение практических упражнений.
19
Повторяем признаки имени прилагательного.
Вспомнить признаки имени прилагательного как части речи. Учиться определять род, число и падеж имен прилагательных и применять правила при выполнении упражнений.
20
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
Вспомнить классификацию слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
21
Морфологический разбор имени прилагательного.
Классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным. Производить разбор.
22
Типы текста.
Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста. Характеризовать основные критерии, видеть абзацы текста.
23
Буквы о-ё после шипящих и ц.
Выполнять упражнения на классификацию слов с буквами о - , графическое выделение изученной орфограммы.
24
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Писать слова с ь после шипящих у имен существительных, применять правила написания с ь после шипящих у имен существительных и прилагательных.
25
Повторяем местоимения.
Выделять местоимение как часть речи; запомнить личные местоимения, их признаки. Показать, как изменяется местоимение, определять грамматические признаки местоимений.
26
Орфограммы приставок.
Упражняться на нахождение орфограмм в приставках, лишних слов. Учиться выделять группы слов с приставками пре- и при-.
27
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.
Применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков, подбирать слова. Ответы на вопросы, участие в учебном диалоге.
28
Контрольный диктант № 2
по теме: Имя прилагательное.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
29
Работа над ошибками.
Имя прилагательное.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
30
Изложение. Алгоритм работы с текстом.
Правила работы над изложением. Учиться передавать текст по памяти. Осознанное построение речевого высказывания.
31
Разбор по членам предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения. Находить грамматическую основу предложения, главные члены предложения в предложении.
32
Синтаксический разбор предложения.
Учиться делать характеристику предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. Запомнить алгоритм синтаксического разбора
предложения.
33
Синтаксический разбор предложения.
Учиться делать характеристику предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. Запомнить алгоритм синтаксического разбора
предложения.
34
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения. Упражняться в нахождении
однородных членов, правильной их записи.
35
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения. Упражняться в нахождении
однородных членов, правильной их записи.
36
Синтаксический разбор предложения.
Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных, склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям.
37
Контрольная работа № 1
по теме: Однородные члены предложения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
38
Работа над ошибками.
Однородные члены предложения.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
39
Деление текста на абзацы.
Учиться выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок, восстановлению последовательности абзацев, составлению плана текста.
40
Глагол.
Учиться определять глагол как часть речи. Вспомнить и обобщить знания о глаголе. Рассуждать при определении
рода и числа у глаголов.
41
Глагол как часть речи.
Учиться определять глагол как часть речи. Вспомнить и обобщить знания о глаголе. Рассуждать при определении
рода и числа у глаголов.
42
Правописание приставок в глаголах.
Сравнение слов с предлогами и с приставками. Запомнить: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторить написание разделительного ъ в глаголах.
43
Правописание не с глаголами.
Запомнить и применять правила правописания не с глаголами, обсуждение исключений.
44
Изложение текста.
Учиться подбирать заголовок к тексту, составлять его план и оформлять на письме. Планирование последовательности учебных действий, соотнесение их с целью.
45
Контрольный диктант № 3
по теме: Глагол.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
46
Работа над ошибками.
Глагол.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
47
Вид глагола.
Построение рассуждений, выделение существенных признаков. Выполнение заданий в тетради.
48
Начальная форма глагола.
Слушать и учиться определять начальную форму глагола, устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти
49
Личные формы глагола.
Знакомиться с понятием личные формы глагола. Распределять глаголы по группам (в начальной форме и в личной форме), соотносить глаголы с личными местоимениями. Наблюдать за окончаниями глаголов.
50
Лицо и число глагола.
Закрепить знание морфологических признаков глаголов. Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам. Рассуждать при записи личных форм глаголов с чередованием звуков.
51
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Упражнять в написании слов с мягким знаком, сравнение слов по звуковому составу. Составление алгоритма действий.
52
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Упражнять в написании слов с мягким знаком, сравнение слов по звуковому составу. Составление алгоритма действий.
53
Текст – описание.
Работа с текстом, ответы на вопросы по содержанию, определение вида текста, словарная работа.
54
Правописание ться и тся в глаголах.
Запомнить правило правописания –ться и –тся, упражняться в правильном написании слов. Рассуждать при буквенной записи слов (слова даны в транскрипции).
55
Правописание ться и тся в глаголах.
Упражняться в написании слов, осуществлять самоконтроль, находить в предложении орфограмму.
56
Текст. Связь абзацев в тексте.
Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Понимать связь абзацев в тексте.
57
Спряжение глаголов.
Определять спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Запомнить алгоритм определения спряжения глагола. Наблюдать за разноспрягаемыми глаголами. Запомнить глаголы- исключения. Отработать алгоритм определения спряжения.
58
Спряжение глаголов.
Определять спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Запомнить алгоритм определения спряжения глагола. Наблюдать за разноспрягаемыми глаголами. Запомнить глаголы- исключения. Отработать алгоритм определения спряжения.
59
Спряжение глаголов.
Определять спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Запомнить алгоритм определения спряжения глагола. Наблюдать за разноспрягаемыми глаголами. Запомнить глаголы- исключения. Отработать алгоритм определения спряжения.
60
Правописание глаголов.
Запомнить правописание окончаний глаголов, заменять транскрипцию буквенной записью. Распознавать глаголы.
61
Контрольная работа № 2
по теме: Спряжение глаголов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
62
Работа над ошибками.
Спряжение глаголов.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
63
Текст. Прием противопоставления в тексте.
Использовать прием противопоставления. Записать свой текст с использованием противопоставления.
64
Правописание безударных окончаний глаголов.
Упражнять в правописание безударных окончаний глаголов. Сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.
65
Правописание безударных окончаний глаголов.
Запомнить личные окончания глаголов l-го и 2-го спряжения, определять спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Работать с глаголами- исключениями. Закрепить алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.
66
Правописание безударных окончаний глаголов.
Запомнить личные окончания глаголов l-го и 2-го спряжения, определять спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Работать с глаголами- исключениями. Закрепить алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.
67
Правописание безударных окончаний глаголов.
Постановка учебной задачи. Выделение глаголов в тексте. Упражняться в написании слов. Оценивать свою деятельность.
68
Текст. Роль слов в тексте.
Выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Соотносить заголовок текста с его основной мыслью; подбирать возможные окончания к незаконченным текстам, выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы.
69
Правописание глаголов.
Повторить алгоритм определения спряжения глагола. Развивать орфографическую зоркость, упражнения на отработку написания безударных личных окончаний глаголов, правописание тся и ться
70
Правописание глаголов.
Повторить алгоритм определения спряжения глагола. Развивать орфографическую зоркость, упражнения на отработку написания безударных личных окончаний глаголов, правописание тся и ться
71
Правописание глаголов.
Находить и объяснять правила написания слов, в которых были ошибки. Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности. Приводить примеры.
72
Настоящее время глагола.
Упражняться в определении времени глагола,
научиться находить настоящее время.
73
Правописание суффиксов глаголов.
Понимать задания. Описывать свои действия. Оценивать свою деятельность. Различать части речи.
74
Прошедшее время глагола.
Различать части речи. Определять время глагола. Отвечать на вопросы. Участвовать в учебном диалоге.
75
Прошедшее время глагола.
Различать части речи. Определять время глагола. Отвечать на вопросы. Участвовать в учебном диалоге.
76
Контрольный диктант № 4
по теме: Правописание окончаний глаголов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
77
Работа над ошибками.
Правописание окончаний глаголов.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
78
Изложение с элементами сочинения.
Анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения, знать, что такое изложение с элементами сочинения.
79
Правописание суффиксов глаголов.
Наблюдать за глаголами в тексте, различать время глагола. Обсуждать в группе. Приводить примеры.
80
Будущее время глагола.
Определять время глагола, правильно писать окончания, выполнять задания учебника.
81
Правописание суффиксов глаголов.
Определять время глагола, правильно писать окончания, выполнять задания учебника.
82
Изменение глаголов по временам.
Изменять глаголы по временам, характеризовать признаки глаголов.
83
Изложение с элементами сочинения.
Упражняться в письменном пересказе текста, составлении плана изложения. Правильно писать слова на изученные орфограммы, осуществлять самопроверку.
84
Изъявительное наклонение глагола.
Различать наклонение глагола, самостоятельно выполнять задания учебника, оценивать свою работу.
85
Условное наклонение глагола.
Различать наклонение глагола, самостоятельно выполнять задания учебника, оценивать свою работу.
86
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
Называть окончания глаголов в прошедшем времени, распознавать время глагола. Приводить примеры.
87
Правописание глаголов.
Упражняться в написании глаголов: окончания и суффиксы. Производить разбор глагола, давать ему характеристику.
88
Текст. План текста.
Расширять познавательный интерес. Повторить правописание суффиксов, выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст.
89
Контрольная работа № 3
по теме: Время глаголов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
90
Работа над ошибками.
Время глаголов.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
91
Повелительное наклонение глагола.
Уточнение понятия наклонения. Выделяют и формулируют учебную цель. Различают наклонение глагола. Оценивают свою деятельность.
92
Повелительное наклонение глагола.
Уточнение понятия наклонения. Выделяют и формулируют учебную цель. Различают наклонение глагола. Оценивают свою деятельность.
93
Контрольное списывание текста с грамматическим заданием.
Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
94
Словообразование глаголов.
Образовывают слова. Используют условные знаки учебника. Строят устное высказывание в соответствии с учебной целью.
95
Текст.
Работа с текстом. Анализ языкового материала. Составление предложений. Контролируют выполнение действий.
96
Глагол в предложении.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста глаголов, их характеристика, правильное написание глаголов.
97
Глагол в предложении.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста глаголов, их характеристика, правильное написание глаголов.
98
Правописание глаголов.
Орфограммы для правильного написания глаголов. Осуществление контроля за деятельностью. Рефлексия.
99
Правописание глаголов.
Орфограммы для правильного написания глаголов. Осуществление контроля за деятельностью. Рефлексия.
100
Текст.
Работа с текстом. Понимание и пересказ прочитанного. Обсуждение по вопросам. Запись текста.
101
Морфологический разбор глагола.
Характеристика признаков глагола. Осуществление морфологического разбора.
102
Как устроен наш язык. Повторение.
Выполнение заданий к тексту. Доказать соответствующими правилами. Привести примеры.
103
Текст. Изложение с элементами сочинения.
Повторить все о предложении, определять границы предложения, видеть связь слов в предложении, различать слово, словосочетание и предложение.
104
Наречие.
Отличать наречие от других частей речи. Характеризовать основные признаки. Выполнять задания учебника.
105
Наречие.
Понимать правило о наречии. Наблюдать за наречиями в тексте. Понимать их роль в языке. Приводить примеры.
106
Наречие.
Понимать правило о наречии. Наблюдать за наречиями в тексте. Понимать их роль в языке. Приводить примеры.
107
Как образуются наречия.
Описывать способ образования наречий. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Строить устные речевые высказывания.
108
Правописание гласных на конце наречий.
Упражняться в правописании гласных букв на конце наречий. Выделять и понимать орфограмму. Приводить примеры.
109
Правописание гласных на конце наречий.
Упражняться в правописании гласных букв на конце наречий. Выделять и понимать орфограмму. Приводить примеры.
110
Контрольный диктант № 5
по теме: Наречие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
111
Работа над ошибками.
Наречие.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
112
Текст. Учимся писать сочинение.
Наблюдать образные языковые средства, работать с текстом, подбор заголовка к тексту. Создание собственного текста.
113
Морфологический разбор наречий.
Повторение признаков наречий. Знакомство с морфологическим разбором. Обсуждение алгоритма разбора.
114
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Отработка ранее изученных орфограмм, знакомство с правилом правописания, выявление возможных затруднений.
115
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Отработка ранее изученных орфограмм, знакомство с правилом правописания, выявление возможных затруднений.
116
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Отработка ранее изученных орфограмм, знакомство с правилом правописания, выявление возможных затруднений.
117
Текст. Учимся писать сочинение.
Дописывание исходного текста по плану. Формулировать вывод к тексту. Создание собственного текста.
118
Имя числительное.
Наблюдение за постановкой вопросов, использовании в речи, за составом числительных. Выполнение заданий, планирований учебных действий.
119
Имя числительное.
Наблюдение за постановкой вопросов, использовании в речи, за составом числительных. Выполнение заданий, планирований учебных действий.
120
Текст.
Использование образных средств в речи, повторение понятия синонимов, анализ выбора слов из предложенных.
121
Изменение имен числительных.
Упражнение в написании числительных в соответствии с предложенным образцом, осуществление самоконтроля.
122
Слитное и раздельное написание числительных.
Знакомство с записью праздничных дат, отработка записи числительных. Выделение и формулирование познавательной цели.
123
Правописание мягкого знака в числительных.
Отработка написания падежных окончаний числительных. Комплексное повторение орфографического материала.
124
Правописание числительных.
Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
125
Текст. Учимся писать сочинение.
Контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Анализируют текст, делают вывод.
126
Повторяем правописание мягкого знака в словах.
Обобщают написание мягкого знака в словах. Классифицируют слова по столбикам в соответствии с правилом.
127
Контрольный диктант № 6
по теме: Имя числительное.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
128
Работа над ошибками.
Имя числительное.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
129
Связь слов в предложении.
Повторить способы образования слов – суффиксальный и приставочный. Образование слов, их объяснение и толкование. Применять суффиксы и приставки для образования новых слов.
130
Словосочетание.
Наблюдение за связью слов, знакомство с подчинительной связью, как основой словосочетаний. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
131
Слово, словосочетание, предложение.
Наблюдение за связью слов, знакомство с подчинительной связью, как основой словосочетаний. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
132
Текст. Учимся писать сочинение.
Анализировать текст в учебнике, составлять свой текст, контролировать и оценивать результат деятельности.
133
Правописание слов в словосочетании.
Упражнять в нахождении главного и зависимого слова в словосочетании. Отработка навыка выделения словосочетания в предложении на основе алгоритма.
134
Связь слов в словосочетании. Согласование.
Упражнять в нахождении главного и зависимого слова в словосочетании. Отработка навыка выделения словосочетания в предложении на основе алгоритма.
135
Правописание слов в словосочетании.
Наблюдение за связью слов, знакомство с подчинительной связью, как основой словосочетаний. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
136
Связь слов в словосочетании. Управление.
Наблюдение за связью слов, знакомство с управлением, как основой словосочетаний. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
137
Правописание слов в словосочетании.
Наблюдение за связью слов. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении. Выделять словосочетания в предложении.
138
Текст. Учимся писать сочинение.
Анализировать текст в учебнике, составлять свой текст, контролировать и оценивать результат деятельности.
139
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
Наблюдение за связью слов, знакомство с примыканием, как основой словосочетаний. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
140
Правописание слов в словосочетании.
Наблюдение за связью слов. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении. Выделять словосочетания в предложении.
141
Словосочетание в предложении.
Наблюдение за связью слов. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении. Выделять словосочетания в предложении.
142
Повторение. Имя существительное.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
143
Повторение. Имя прилагательное.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
144
Повторение. Глагол.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
145
Тестирование. Части речи.
Повторение слов с непроверяемым написанием из орфографического словаря.
146
Повторение. Местоимение.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
147
Повторение. Имя числительное.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
148
Повторение. Наречие.
Работа с заданиями учебника. Анализ и выделение из текста частей речи, их характеристика, правильное написание слов. Повторение изученных орфограмм для правильного написания слов. Осуществление контроля за своей деятельностью. Рефлексия.
149
Повторение. Предложение.
Наблюдение за видами предложений в тексте. Разбор предложений. Выделение грамматической основы.
150
Повторение. Словосочетание.
Наблюдение за связью слов. Характеризовать признаки словосочетаний в предложении.
151
Текст. Учимся писать сочинение.
Анализировать текст в учебнике, составлять свой текст, контролировать и оценивать результат деятельности.
152
Контрольная работа № 4
по теме: Предложение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
153
Работа над ошибками.
Предложение.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
154
Сложное предложение.
Знакомство с признаками сложного предложения, выделение грамматической основы предложения. Задавание вопросов к словам. Выделять главную и зависимую часть сложного предложения.
155
Как связаны части сложносочиненного предложения.
Знакомство с признаками сложного предложения, выделение грамматической основы предложения. Задавание вопросов к словам. Выделять главную и зависимую часть сложного предложения.
156
Знаки препинания в сложном предложении.
Выделение грамматических основ сложного предложения, выделение союзов, знакомство с правилом постановки запятых.
157
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Выделение грамматических основ сложного предложения, выделение союзов, знакомство с правилом постановки запятых.
158
Текст. Учимся писать сочинение.
Анализировать текст в учебнике, составлять свой текст, контролировать и оценивать результат деятельности.
159
Как связаны части сложноподчиненного предложения.
Выделение грамматических основ сложного предложения, выделение союзов, знакомство с правилом постановки запятых.
160
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
Выделение грамматических основ сложного предложения, выделение союзов, знакомство с правилом постановки запятых.
161
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Выделение грамматических основ сложного предложения, выделение союзов, знакомство с правилом постановки запятых.
162
Контрольная работа № 5
по теме: Сложное предложение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Думать и рассуждать при написании текста, видеть и понимать орфограммы в соответствии с изученными правилами. Самопроверка.
163
Работа над ошибками.
Сложное предложение.
Думать и применять полученные знания. Оценивать свою деятельность. Проводить работу над ошибками коллективно и самостоятельно.
164
Сложное предложение.
Составление схем к предложению, наблюдение за сложным предложением. Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
165
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Составление схем к предложению, наблюдение за сложным предложением. Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
166
Контрольное списывание текста с грамматическим заданием.
Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
167
Текст. Учимся писать сочинение.
Анализировать текст в учебнике, составлять свой текст, контролировать и оценивать результат деятельности.
168
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
Составление схем к предложению, наблюдение за сложным предложением. Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
169
Текст.
Анализировать речевые ошибки в тексте. Понимать смысл заданий, планировать учебные действия в соответствии с поставленной целью. Упражняться в самостоятельном списывании текста, самопроверка.
170
Чему мы научились.
Подведение итогов года.
Заголовок 415