Конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха


Конспект урока
по литературному чтению
Тема урока: В.П.Астафьев « Капалуха»
Цели:
Познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее.
Развивать навыки смыслового чтения.
Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Пополнять словарный запас.
Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
Развивать наблюдательность, мышление, расширить кругозор.
Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
Прививать любовь к животным.
Ход урока.
Организационный момент.
Речевая разминка.
Чтение пословицы.
Работа над интонацией, темпом, логическим ударением.
Вороненку гнездо - родная хата.
Прочитайте:
тихо;
громко.
- На какое слово падает логическое ударение.
- Объясните смысл пословицы
Введение в тему.
- Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)
- Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)
- Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)Обратимся к словам Агнии Барто.
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Петровича
Астафьева, прочитав который вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает.
У писателя было очень трудное детство. Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в Енисее и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке- внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме. На войну Астафьев попал в 19 лет. Был дважды ранен, контужен. После войны сменил много профессий, но стал писателем.
5. Изучение нового материала.
- Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева.
- Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?
- Может вам поможет иллюстрация на стр. 103. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.
-Кого автор называет « Капалухой»?
Капалуха – это самка глухаря.
- Ребята, а что вы знаете о глухаре?
Сообщение подготовленного ученика о глухаре.
-Мы отправляемся в особый лес- тайгу.
- Что такое « тайга»? ( Трудно проходимый лес.)
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)- Молодцы, вы знаете правила поведения.
- В тексте нам встретятся трудные слова:
валежник; просека; черничник.
6. Чтение произведения и работа над содержанием.
Первичное знакомство с текстом.
Комбинированное чтение ( учитель+ ученик)
- Какие чувства испытали при чтении?
- Что вас поразило, удивило?
Работа с текстом по плану.
1 часть. « У черничного бугорка на просеке».
Жужжащее чтение.
- Прочитайте текст на стр.101. Как озаглавим эту часть рассказа?
- Где происходит действие?
- Что делали дети в тайге?
- Где поднялся шум?
- Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?
- Какую местность помог нам увидеть писатель?
(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)
2 часть. « Гнездо! Гнездо!»
Чтение про себя.
- О какой находке говорит автор?
- Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что такое « хатка» ?.- Что решили сделать мальчики с находкой?
- Какое правило они забыли? ( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)
Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
7. Физминутка.
Чтение 3 части. «Тревога капалухи».
Чтение вслух.
- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
металась в стороны, крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности,пыжилась и не могла взлететь.
-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?
( Чтобы показать состояние птицы).
- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).( Испуг, гнев, бесстрашие)
- Какой матерью была капалуха?
( Заботливой, бесстрашной, отважной)
- Кого она вам напоминает?
( В.И. Белов. Малька.)- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?
(Выщипывает перья, голым животом греет яйца).
Чтение 4 части. «Снова в гнездо».
Индивидуальное чтение.
- Прочитайте последнюю часть рассказа.
- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.
сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла
- Что вы можете сказать с состоянии капалухи ?
(Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась , но была настороже).
8. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент изображен на иллюстрации? Найдите строчки для подписи.
9. Обобщающая беседа.
- Вам понравился рассказ?
- Какие чувства пробудила у вас эта история? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?
- Как вы думаете изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая ?
-Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа?
Материнская ласка конца не знает.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
Родную мать ни кем не заменишь.
Мала пташка и та свое гнездо бережет.
- Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)
- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет руки.
Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно встретить весну, вывести потомство. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
Вспомним слова М.М. Пришвина:
« Для рыбы нужна чистая вода- будем беречь наши водоемы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».
10. Итог урока.
Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)
- На уроке я узнал………
- Мне было интересно……..
- Я хотел бы похвалить за работу……