Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс. Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс
Автономная некоммерческая организация
Средняя общеобразовательная школа «Феникс»
с группами дошкольного образования
РассмотреноСогласованоУТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМОЗам. директора по УВРДиректор школы
________Астапова Н.О.________Козаченко Е.В._________Козин С.В.
Дата ______________Дата _________________Дата ______________
Рабочая учебная программа
Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
2015 – 2016 учебный год
Составлена на основе программы Шапошниковой Т. Д., Савченко К. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.»
Учитель: Астапова Нина Олеговна
Москва
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовнонравственной культуры народов России». К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. В этом отношении наука, искусство, философия и религия как культура духовной деятельности тоже являются традицией. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности; людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культурам других народов.
Каковы обоснования обращения к воспитанию в стандартах и введения новой области и нового предмета?
Именно с воспитанием связывается сегодня дальнейшее духовное возрождение российского общества, преодоление кризисных явлений нашей жизни. В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, ему отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования. В общественном сознании учеными и педагогами-практиками изменение отношения к роли воспитания в образовании воспринимается как поворот к новой образовательной парадигме, в которой воспитанию будет отводиться значительная роль.
Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса и результативности деятельности школы — воспитание духовно-нравственной культуры личности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспита
ние граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа на основе объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности государства: «Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и приумножать ее богатства есть важнейшее условие успешного развития России».
Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения.
Духовно-нравственная составляющая присутствует во всех областях знаний. Сегодня особенно важно акцентировать нравственную составляющую во всех предметах школьного курса, поднять на новый уровень забытую воспитательную работу в школе и в социальном окружении ребенка. Успешное решение заявленной задачи формирования духовно-нравственной личности возможно только общими усилиями, только при осознании каждым учителем, воспитателем, родителем необходимости своего участия в процессе становления личности ребенка, а также при активном понимании и поддержке всего общества, его социальных институтов, общественных и религиозных организаций.
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности становится разработка и внедрение в практику школы соответствующих учебных курсов. И одной из проблем, требующих решения при создании такого рода курсов, является проблема отбора и разработки содержания учебных предметов, обусловленная необходимостью привнесения в школьное образование понятия «духовность». Индивидуальность и личность ребенка — привычные понятия для современных российских педагогов, понимание сути терминов «дух» и «духовность» — то новое, что привнесено с выделением области «духовно-нравственная культура».
В философии духовность человека понимается как стремление к абсолюту нравственных истин, высотам духовной жизни, где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают необходимый для его постижения духовный опыт. Стремления и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность — это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за других людей, за тех, «кого мы приручили», за природу, за окружающий мир в целом.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком ценностей происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений, оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т. д.), через самовоспитание, через катарсические переживания, наконец, через привычку к тому или иному способу оценки, отношения, поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курсаВ соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Методические основы УМК «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». В основу построения УМК заложен ряд методических принципов, реализация которых является условием выполнения требований к личностно-значимым результатам освоения курса, развитию компетентностной сферы личности (таких ключевых компетенций, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.):
диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, а также создание личностно-значимой учебной ситуации. Личностно-значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления
ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т. е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать;
приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);
опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности;
вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
В качестве основных подходов к преподаванию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», как уже было отмечено выше, определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный.
В рамках культуроведческого подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса в рамках культуроведческого подхода является работа с текстом учебников. Каждый из учебных модулей позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией. В процессе работы с различными типами учебных текстов учащиеся осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через чтение); понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретацию (через выбор мнения, принятие решения); создание собственного встречного текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т. д.). То есть таким образом учебная деятельность позволяет учащимся присваивать смысловые основы изучаемого, вступать в диалог с содержанием, осваивать диалоговые формы, методы и приемы работы с информацией во всех видах речевой деятельности.
При работе с текстом, содержащим значимую для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленности, важное место занимает анализ единиц номинативной системы языка с духовнонравственным компонентом значения (милосердие, благотворительность, гостеприимство, патриотизм, душа, семья и т. д.). Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие варианты, предусмотренные методическим аппаратом учебников: знакомство со значением слова, представленным в тексте; подбор синонимов; определение основной мысли текста; толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом; работа со словарем (который является частью учебника); обращение к индивидуальному лексикообразующему опыту ребенка.
Особое место при знакомстве с основами разных культур занимает работа со словами-символами, выражающими своеобразие символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения, этимологии и семантики слов-символов. К таким словам-символам относятся, например, имена: Христос (в православии), Мухаммад (в исламе), названия обрядов: намаз (в исламе), бармицва (в иудаизме); священных текстов и книг: Библия (в православии), Трипитака (в буддизме) и т. д. В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие варианты: ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе; знакомство со словами-символами; поиск примеров символики, связанной с конкретной культурной традицией; присвоение слов-символов через введение их в собственную устную и письменную речь.
Коммуникативный подход призван обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, которая рассматривается в трех аспектах: как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности), как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) и как условие интериоризации — процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).
Развитие коммуникативного потенциала личности — одна из приоритетных задач современного образования, так как именно богатством и универсальностью этого потенциала определяется успешность человека в жизни и деятельности. По определению И. И. Зарецкой, «коммуникативный потенциал — это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней».
Основными показателями коммуникативного потенциала являются: интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать; умение убеждать; умение уважительно относиться к позиции партнера; особенности эмоционального отклика на полученную информацию; самочувствие в процессе коммуникации; умение контролировать и адекватно оценивать себя в качестве объекта и субъекта речевой деятельности. Коммуникативный потенциал включает умения воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности, соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другими» и «другим», определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия; быть активным слушателем; предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата; адекватно взаимодействовать с «другими».
Очевидно, что цели развития коммуникативного потенциала личности полностью совпадают с целым рядом целей, достижение которых заявлено как предполагаемый результат освоения школьниками предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, так как в силу его универсального, метапредметного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д. Учебники, входящие в УМК, нацелены на создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций. Достижению этой цели способствует ряд методических приемов, реализованных в УМК:
диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;
включение так называемых «не совсем обычных уроков», представляющих собой заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия;
включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);
наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении);
наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся;
наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;
включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию;
наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение фрагментов литературных текстов в уроки и в приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом.
Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия ученика в процессе изучения курса формируются посредством: обучения содержанию предмета (знания: факты, правила, понятия; понимание причинно-следственных связей; поиск и нахождение обоснования, доказательств и выводов; оценка изучаемого материала); развития прикладных коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).
Деятельностный подход реализован в УМК через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности универсальных учебных действий учащихся.
Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОСом, на всех этапах урока.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс (34 часов)
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Урок 1. Россия — наша Родина
Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.
Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».
Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.
Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.
Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире.
Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.
Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия, этика.
Внеурочная работа: посещение археологического музея или археологической экспозиции в краеведческом музее.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике
Основное содержание: этика как часть философии.
Значение слова «философия».
Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.
Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Вариативное содержание: философские рассказы для детей.
Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.
Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.
Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.
Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность
Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека.
Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон.
Основные понятия: этика, добродетель.
Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Урок 5. Что такое добродетель
Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Вариативное содержание: добродетельная жизнь.
Основные понятия: добродетель, порок.
Словарная работа: порок.
Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях
Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.
Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.
Словарная работа: совершенство, идеал.
Урок 7. Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели.
Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).
Честность и правдивость. Честность и верность.
Честность и справедливость.
Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.
Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.
Словарная работа: Параолимпийские игры.
Урок 8. Терпение и терпимость
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.
Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.
Словарная работа: терпение.
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.
Вариативное содержание: афинская демократия.
Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения.
Словарная работа: убеждения.
Урок 10. Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.
Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.
Основное понятие: цель жизни. Межмодульные связи: притчи. Словарная работа: сверхличный.
Урок 11. Нравственный выбор
Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях.
Возможности изменения убеждений человека.
Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора.
Основное понятие: нравственный выбор.
Словарная работа: человечность, «быть человеком».
Урок 12. Совесть. Долг
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.
В. А. Сухомлинский о совести.
Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».
Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.
Основные понятия: совесть, стыд, долг.
Словарная работа: долг.
Урок 13. Ответственность
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.
Басня об Эзопе и камне.
Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основное понятие: ответственность.
Словарная работа: ответственность, басня.
Урок 14. Этика о воспитании самого себя
Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.
Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.
Основное понятие: самосовершенствование.
Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.
Словарная работа: самосовершенствование.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Урок 15. Справедливость
Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.
Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.
Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.
Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.
Словарная работа: справедливость.
Урок 16. Государство, основанное на справедливости
Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.
Четыре дао благородного человека.
«Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе.
Философская школа Конфуция.
Вариативное содержание: биография Конфуция.
Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.
Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.
Урок 17. Государство. Светская этика
Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем.
Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан.
Обязанности государства по отношению к гражданам.
Нравственные законы совместной жизни людей.
Светская этика.
Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Вариативное содержание: государственные праздники.
Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники.
Межмодульные связи: патриотизм.
Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Внеурочная деятельность: посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей
Основное содержание: нравственный закон.
Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.
Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора.
Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.
Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.
Урок 19. Заповеди любви
Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.
Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия. Основные понятия: христианство, любовь, Библия. Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.
Словарная работа: христианство.
Урок 20. Любовь — основа жизни
Основное содержание: любовь в жизни человека.
В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.
Китайская притча «Ладная семья».
Вариативное содержание: народные пословицы о любви.
Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.
Словарная работа: любовь.
Урок 21. Прощение
Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.
Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.
Изречения философов и мыслителей о прощении.
Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».
Основное понятие: прощение.
Словарная работа: грех.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе Основное содержание: дружба в системе этических
ценностей.
Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.
Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.
Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.
Основные понятия: дружба, пифагорейцы.
Словарная работа: дружба.
Урок 23. Этика об отношении к другим людям и самому себе
Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.
Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.
Христианство об основах человеческих взаимоотношений.
Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.
Буддизм. Этика буддизма.
Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.
Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.
Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.
Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.
Словарная работа: взаимоотношения.
Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь
Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.
Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».
Основные понятия: речь, мысли, поступки.
Словарная работа: красноречие.
Урок 25. Милосердие
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».
Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире.
Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.
Основные понятия: милосердие, благотворительность.
Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.
Словарная работа: милосердие, благотворительность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.
Урок 26. «Золотое правило нравственности»
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.
В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.
Основное понятие: «золотое правило нравственности».
Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.
Словарная работа: золотое правило нравственности.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
Урок 27. Нравственные законы в современном мире
Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся.
Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия.
Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.
Вариативное содержание: Нобелевская премия мира.
Основные понятия: милосердие, бескорыстие.
Словарная работа: бескорыстие.
Урок 28. Альберт Швейцер
Основное содержание: жизнь по нравственным законам.
Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире.
Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.
Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия.
Основное понятие: человеколюбие.
Словарная работа: человеколюбие.
Урок 29. Этическое учение Л. Н. Толстого
Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.
Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира.
Л. Н. Толстой «Муравей и голубка».
Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей.
Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.
Словарная работа: самовоспитание.
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Урок 30. Не совсем обычный урок. «Иди дорогою добра».
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.
Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».
Основные понятия: добро и зло.
Уроки 31-34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Список литературы
Гуревич П. С. Этика: учебник для вузов. — М., 2009.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М., 2004.
Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. — М., 2009.
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. — М., 1989.
Лихачев Д. С. Раздумья. — М., 1991.
Пришвин М. М. Мирская чаша. — Тула, 1980.
Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. — М., 1987.
Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. — М., 1990.
Рассказы, освежающие разум и изгоняющие печаль (сирийская мудрость). — Л., 1972.
Суфийская мудрость. — Минск, 1998.
Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / сост.
О. В. Сухомлинская. — М., 1990.
Толстой Л. Н. Круг чтения. В 2 т. — М., 1991.
Толстой Л. Н. Путь жизни. — М., 1993. Христианская мудрость. — М., 1999.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.
Этика: словарь афоризмов и изречений / сост.
В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. — М., 1995.
Учебная дисциплина Класс Программа Тип программы Количество часов в неделю, общее Базовый учебник Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Основы светской этики 4 «Основы религиозных культур и светской этики»
А.А.Шемшурин
Н.М.Брунчукова
Р.Н.Дёмин и др.
Под ред. Т.Д.Шапошниковой Государственная 1 час в неделю,
34 часа в год «Основы светской этики»
А.А.Шемшурин
Н.М.Брунчукова
Р.Н.Дёмин и др.
Под ред. Т.Д.Шапошниковой
- .М.:Дрофа, 2013 «Основы светской этики»
И.Б.Катышева, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова
- .М.:Дрофа, 2013
«Основы светской этики. Рабочая тетрадь»
К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова
- .М.:Дрофа, 2014
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСШапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4— 5 классы). Рабочая программа.
Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс (4—5 классы). Учебник.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс (4—5 классы). Рабочая тетрадь под ред. Т. Д. Шапошниковой.
Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс (4—5 классы). Методическое пособие для учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Раздел Содержание Характеристика видов деятельности
Раздел 1. Знакомство с новым предметом Урок 1. Тема: Россия — наша Родина
Урок 2. Тема: духовные ценности человечества. Культура. Религия Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.
Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен.
Изучают основные понятия этики.
Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей. Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.
Учатся интерпретировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать ее на свой собственный опыт.
Знакомятся с традиционным пониманием этики в религиозных культурах.
Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства
и граждан.
Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.
Раздел 2. Знакомство с основами этики Урок 3. Тема: диалог о философии и этике
Урок 4. Тема: мораль и нравственность Раздел 3. Этические учения
o добродетелях Урок 5. Тема: что такое добродетель
Урок 6. Тема: учение Аристотеля о добродетелях
Урок 7. Тема: нравственные качества
Урок 8. Тема: терпение и терпимость Раздел 4. Этика о нравственном выборе Урок 9. Тема: суд над Сократом Урок 10. Тема: убеждения Урок 11. Тема: нравственный выбор
Урок 12. Тема: совесть. Долг Урок 13. Тема: ответственность Урок 14. Тема: этика о воспитании самого себя Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве Урок 15. Тема: справедливость Урок 16. Тема: государство, основанное на справедливости Урок 17. Тема: государство.
Светская этика. Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни Урок 18. Тема: нравственный закон. Десять заповедей
Урок 19. Тема: заповеди любви Урок 20. Тема: любовь — основа жизни
Урок 21. Тема: прощение Учатся проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.
Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.
Совершенствуют умения в области коммуникации.
Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.
Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.
Совершенствуют лексический запас, культуру речи.
Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Формируют общекультурную эрудицию.
Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.
Развивают представления нравственных и духовных ценностях.
Развивают представления о морали и нравственности.
Развивают ценностное отношение к памятникам истории
и культуры.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу Урок 22. Тема: древнегреческие мыслители о дружбе
Урок 23. Тема: этика об отношении к другим людям и самому себе
Урок 24. Тема: мысли и поступки. Слова и речь
Урок 25. Тема: милосердие
Урок 26. Тема: «золотое правило нравственности» Раздел 8. Как сегодня жить
по нравственным законам Урок 27. Тема: нравственные законы в современном мире Урок 28. Тема: Альберт Швейцер
Урок 29. Тема: этическое учение Л. Н. Толстого
Урок 30. Тема: «Идти дорогою добра» Уроки 31-36. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся