ДОКЛАД на методическом объединении учителей на тему Использования ИКТ в деятельности учителя начальных классов
ДОКЛАД
Использования ИКТ в деятельности учителя начальных классовЗемскова В.М. , учитель начальных классов
Цель доклада: распространение опыта работы учителя по применению ИКТ.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: • усилить образовательные эффекты; • повысить качество усвоения материала; • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3. Использование готовых обучающих программ; 4. Разработка и использование собственных авторских программ. I. Создание презентаций к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентации позволяют учителю: • наглядно представлять материал; • интенсифицировать процесс объяснения нового материала; • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
II. Использование различных обучающих программ. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Тренажер по математике «Отличник», анимированный алфавит.
III. Использование ресурсов Интернет Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, развития речи, чтения и труда.
Интернет: • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета) – это нам пока не доступно; • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; • Дает возможности для профессионального роста; • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
http://nsportal.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.zavuch.info
http://www.fairy-tales.su (сказки)
http://skyclipart.ru (клипарты, рисунки)
http://detsad-kitty.ru/
http://smayli.ru/ (анимация, картинки)
http://viki.rdf.ru/ (презентации)
IV. Разработка и использование собственных авторских программ. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
В начальной школе я использую информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
К результативности данного опыта можно отнести: • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ; • Повышение уровня использования наглядности на уроке; • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; • Рост качества знаний