Программа гражданско-патриотического воспитания Я-патриот


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «БОЛАШАК»,
ГОРОД СТЕПНОГОРСК»


УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ ОСШИОД № 4 «Болашак»
________Л.Митасова



Программа
гражданско-патриотического воспитания
"Я-патриот"


Составил: Мец Оксана Викентьевна, заместитель директора по ВР




















© г.Степногорск
2014

Информационная карта
программы гражданско-патриотического воспитания
«Я- патриот»

Полное название программы
Программа гражданско-патриотического воспитания « Я патриот»
«Я РОЖДЕН В РОССИИ»


Автор программы
Мец Оксана Викентьевна

Название проводящей организации
КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»

Адрес организации
г.Степногорск, 4 мкр, зд.135

Рабочий телефон
8-716-45-6-01-03

Форма проведения
Групповые, массовые мероприятия

Цель программы







Создание условий для формирования личности гражданина и патриота Республики Казахстан с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения






Тип программы
Авторская

Уровень реализации
Средний и старший школьный возраст

Срок проведения
3 года





Содержание

1.Пояснительная записка
2.Содержание программы
3.Методическое обеспечение
4.Используемая литература










Важнейшая стратегическая задача формирования Нового Казахстанского Патриотизма, которая должна объединить все общество и стать основой его успехов: «Казахстан – это наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам».
Первый Президент РК Н.А. Назарбаев
«Стратегия «Казахстан-2050:
новый политический курс состоявшегося государства»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - патриот» разработана в соответствии с , «Модель воспитания гражданина Республики Казахстан», учебно-методическое пособие «Патриотическое воспитание граждан на опыте молодежных организаций» Уставом КГУ ОСШИОД №4«Болашак», Законом РК « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РК, Программой развития школы.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 
       
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Казахстан с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 
 Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от организации воспитательной работы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


Цель и задачи Программы
       Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота Республики Казахстан с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 
       Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому нашей страны, к традициям родного края;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Группа
Функции
Состав

Административно - координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор учреждения

Консультативная
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по ВР, председатель МО классных руководителей и воспитателей

Члены МО классных руководителей и воспитателей.
Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги, воспитатели.

Специалисты, сотрудничающие с учреждением
( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятия учреждения.
Специалисты отдела внутренней политики




Конец формы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






















     Возраст детей, участвующих в организации программы.
Сроки реализации программы
       Программа «Я - патриот» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на учащихся 8-11 классов, коллектив педагогов, воспитателей и родителей КГУ ОСШИОД №4 «Болашак»
        Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы
       Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
























Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, нормативные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я-патриот».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство КГУОСШИОД №4 «Болашак» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, городские, областные, республиканские, связанные с юбилейными и государственными датами; положения городских, областных, республиканских конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Республики Казахстан;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Республики Казахстан.

Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой творческой выставки; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.










Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музея, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Растим патриота и гражданина Республики Казахстан»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам Республики Казахстан.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Степногорска».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей среднего и старшего школьного возраста.
2.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
3.Участие в тематических конкурсах, выставках.
4.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Используемая литература:
1. Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 11.12.2008 г №208-209 стр. 3
2. Бакытова А. С чего начинается Родина... – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 05.06.2009 г №121-122 стр. 4
3. Конституция Республики Казахстан раздел I: общие положения ст1 п.2
4. Сергеев Н. Носить Казахстан в своем сердце. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 13.12.2007г № 207-208 стр. 1
5. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев Послание 2030
6. Фоменко Ю., Абсалямова Н. Будущее начинается сегодня. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 14.11.2002г №196-197 стр. 1
7. Махин В. Уроки мужества и патриотизма. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 19.02.2009г №43-44 стр. 3
8. Тусупбекова Л., Курятов В., Нестеренко С. Концепция процветания и благополучия. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 18.01.2008г №12-13 стр. 5
9. Тусупбекова Л., Курятов В., Есть стратегия действий и жажда творить! - Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 21.08.2008г №157-158 стр. 2
10. За строкой Послания. Ключ к плодотворной работе. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 09.02.2008г №41-42 стр. 2
11. Назарбаев Н.А. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 15.05.2008 г., №101-102 стр. 2-3



















Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
листы ватмана;
маркеры;
ручки, карандаши;
листы бумаги ;;
ножницы;
линейки;
цветная бумага;
наглядный материал;
различные атрибуты;
стулья;
костюмы;
шары;
призы;
столы
И техническое оснащение мероприятий:
музыкальный центр;
мультимедийная установка;
микрофон;
диски с музыкальными композициями










Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению


Название направления
Формы занятий
Подведение итогов

1.
« Связь поколений»
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.



2.
«Растим патриота и гражданина Республики Казахстан»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.


Творческая выставка, анкетирование

3.
«Мой край родной»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.



4.
« Я и семья»
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.


Анкетирование детей и родителей





Мероприятия
по реализации программы гражданско -патриотического воспитания
«Я-патриот» КГУОСШИОД №4 «Болашак»


Название мероприятия
Направление программы
Ответственные

I. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма
у учащихся

2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения

1
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню Независимости
1
Заместитель директора по воспитательной работе, председатель МО классных руководителей и воспитателей

2
Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
2
Заместитель директора по воспитательной работе, председатель МО классных руководителей и воспитателей, учитель НВП

3
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта
2
Учитель НВП, физкультуры

4
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»
1
Воспитатель Ибраева И.А

5
Привлечение родительской общественности к проведению школьных мероприятий
4
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

6
Проведение операции «Забота»:
поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

1
Досанова К.С, Рамазанова С.А

7
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла
1
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории Подманкова С.А


2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность

1
Организация экскурсий в музей города
3
Воспитатели, классные руководители

2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1
Проведение игр на местности «Учимся выживать»
2
Учитель НВП

2
Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!»
2
Учитель физкультуры

3
Проведение соревнований по мини-футболу.
2
Учитель физкультуры

2.4. Краеведение

1
Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане города»
3
Бактубаева Н.К, Бабенко Н.И, Тележинская Н.В

2
Встречи с замечательными людьми города
3
Тележитнская Н.В

3
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
«Моя родословная»;
«Город, я в тебя влюблен»;
«Есть такая профессия - Родину защищать»

3
Курило ВП., Новосад Н.Н

4.
Организация походов
3
Классные руководители

2.5. Общественно полезный труд

1
Проведение конкурса на самый чистую и уютную комнату

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ

3
Благоустройство территории учреждения

Зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ

2.6. Методическое обеспечение

1
Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
Дню Независимости;
Дню защитника Отечества;
Дню Победы;


Зам.диретора по ВР,
Даниленко Н.П


2
Создание СD- и аудифона

Зам. директора по ВР

4
Разработка сценариев традиционных лицейских праздников:
«День знаний»;
«День Независимости»;
«День Единства народов Казахстана»
Дню защитника Отечества
«День Памяти»

Зам.директора по ВР

5
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

Учитель НВП

6
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов.

Козлова О.В

7
Освещение опыта работы учреждения на сайте школы

Заместитель директора по ВР, Даниленко Н.П












13PAGE 15





Формы организации Программы

городские, областные, республиканские

индивидуальные, групповые, массовые

теоретические

практические

беседы;
сообщения;
встречи с интересными людьми (художниками, туристами, мастерами спорта);
экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
просмотр наглядных пособий или слайдов.

конкурсы;
выставки творчества;
соревнования;
показательные выступления (вокалистов);
праздники;
викторины.



Rambler's Top100 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 815