РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по гражданско — патриотическому, правовому, семейному воспитанию (1-3 класса)
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида»
«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по ВР (коррекционной)
школы – интерната № 12
________________________
Е. В. Курочкина
«____» сентября 2015 г. «Р А С С М О Т Р Е Н О»
на заседании методического объединения воспитателей
протокол № ____
от «__»____________2015 г.
Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол № _____
от «___»____________2015 г. «У Т В Е Р Ж Д А Ю»
директор специальной(коррекционной)
школы-интерната № 12
______________________
И. А. Голубева
«____» сентября 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по гражданско - патриотическому, правовому, семейному воспитанию
1-3 класса
Воспитатель: Сергеева Светлана Владимировна
Количество учебных часов по программе: 34 часа
Количество учебных часов в неделю: 1 час
Паспорт Программы
Наименование
Программы Адаптированная рабочаяпрограмма по гражданско - патриотическому, правовому, семейному воспитанию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС (К) ОУ школа – интернат №12 VIII вида
Основания для разработки Программы Конституция РФ
Конвенция ООН о правах ребенка
Конвенция о правах инвалидов
Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Устава ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12
Воспитательной программы ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12.
Заказчик Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
Координатор Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
Основной разработчик Программы Администрация ГКС (К) ОУ школы – интерната №12
творческая группа педагогов
Стратегическая цель Программы Создание в ГКС (К) ОУ школе – интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптациии интеграции выпускника учебного учреждения
Стратегические задачи Программы -организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;
-организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе-интернате.
- воспитание и развитие личности, способной к саморегуляции эмоций и мотивов поведения, к самоопределению и самореабилитации в семье и в социуме,
- обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;
- формирование познавательных интересов;
-выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла,
- обеспечение выпускникам объема знаний, умений, навыков, социального опыта необходимых для успешной интеграции во взрослую жизнь;
Сроки реализации Программы 2015 – 2016 учебный год.
Основные мероприятия Программы Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Источники финансирования Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%
Система организации контроля исполнения Программы Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по ВР
Постановление об утверждении Программы Решение педагогического совета
Протокол № __ от «___»_________ 2015г.
Содержание:
Пояснительная записка
Цели и задачи
Виды деятельности
Методы реализации
Материальное обеспечение
Календарно-тематическое планирование
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституции РФ
2. Конвенции ООН о правах ребенка.
3. Конвенции о правах инвалидов
4. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
7. Устава ГКС(К)ОУ школы-интерната №12
Воспитательной программы ГКС(К)ОУ школы-интерната № 12
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю) на изучение в 1-3 классе.
Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Каждый ребенок является гражданином совей страны, поэтому важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Данная программа так же направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Образование в области прав человека - прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом международных документов обязывающих к этому.
Значительная часть педагогов испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Правовое просвещение можно разделить на две составляющие:
- формирование мировоззрения школьников;
- ознакомление их с правовыми и юридическими документами по правам человека: это всеобщая декларация прав человека и декларация прав ребенка.
Гражданственность - это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.Нравственный признак основан на принципах морали: что такое хорошо и что такое плохо.
Правовой признак выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом; использование своих прав и точном соблюдении правовых установок и законов.
Социально-политический признак гражданственности - это комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, обусловленных воздействием общественно-политического строя государства. Цель программы:
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи программы:
создать условия для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом;
развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;
расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей.
формировать представления о семье, ее роли в жизни человека
формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
К концу обучения учащиеся должны знать:
Понятия таких слов как: «право», «закон», «обязанности»
Свои права и обязанности
Устав школы
Символику РФ
Учащиеся должны уметь:
Высказывать свою точку зрения
Уважать честь и достоинство других граждан.
Методы реализации программы:
Словесный (беседа)
Наглядно-образный (иллюстрации)
Практический (практическая работа)
Виды деятельности:
Рассказ воспитателя;
Беседа, обсуждение;
ИЗО
Литература:
Т.Н. Максимова
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
Т.М. Кумицкая «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание»
М.Р. Мирошкина «Мое право - мой выбор - моя ответственность: Проекты и программы по гражданскому воспитанию детей»
Интернет – сайт «Открытый класс»
Интернет-сайт Классный час.ruИнтернет-сайт nsportal,ruКалендарно-тематическое планирование
Дата Тема занятия Форма работы Литература
1.09 «Права и обязанности учащихся» Беседа Т.Н. Максимова
Л.И. Гайдина «ГПД 1-2 классы»
О.Е.Жиренко «Я – гражданин России»
Интернет –сайт «Открытый класс»
Интернет-сайт Классный час.ruИнтернет-сайт nsportal,ru8.09 «Правила поведения в школе» Рассказ, обсуждение ситуаций 15.09 «Дружба – чудесное слово» Беседа 22.09 «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Рассказ, обсуждение ситуаций 29.09 Гражданин ли я России? Беседа, рассказ, обсуждение 13.10 История Российской армии Беседа 20.10 «С любовью к России» История страны и её символы Беседа, рассказ, обсуждение 27.10 «Каждой вещи – свое место» Беседа, обсуждение ситуаций 3.11 «Мы – пассажиры» Рассказ, беседа, обсуждение ситуаций 10.11 Мое Предгорье Беседа, стихи. 24.11 « У мамы всегда добрые глаза» Беседа, обсуждение ситуаций 1.12 «Порадовать близких – как это просто» Рассказ, обсуждение 8.12 «Мой край! Моя малая Родина!» Беседа 15.12 «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!» Беседа 22.12 «Путешествие в страну дорожных знаков» Заочное путешествие 5.01 «Твой труд дома» Беседа, обсуждение ситуаций 12.01 «Тропинка к семейному счастью» Беседа-размышление 19.01 «Я – личность» Беседа, обсуждение ситуаций 26.01 «Защита прав ребенка» Беседа 2.02 «Семья и семейные традиции» Беседа, обсуждение ситуаций 9.02 «Наш край» Рассказ 23.02 «Россия – Родина моя» Беседа 1.03 Семья и закон Беседа, обсуждение 8.03 «Потолкуем о маме» Беседа, игра 15.03 «Каким человеку следует быть? Наши права и обязанности» Беседа, обсуждение ситуаций 22.03 Урок мужества «Дети-герои» Беседа, обсуждение 29.03 «Моя родословная» Рассказ, беседа 12.04 «Первый в космосе» Просмотр фильмов 19.04 «День Земли» Рассказ, беседа, обсуждение 26.04 «Бабушки милой руки» Рассказ, беседа 5.05 «Подвигу народа жить в веках» Рассказ, беседа 10.05 «Мама, папа, я – дружная семья» Рассказ, беседа, обсуждение 17.05 «Патриотизм народа России» Беседа 24.05 «В семейном кругу мы с вами растем»