Комплексно-целевая программа «Я здоровье берегу»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п.Новый
Обсуждена и принята на «Утверждаю»
педагогическом совете Директор школы: Е.В. Козырев
Протокол №___ ____________________
от __________________
Комплексно-целевая программа
«Я здоровье берегу»
для учащихся начальной школы
п.Новый
2015г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Обоснование программы 4
Пояснительная записка 6
Аспекты здоровья 9
Концептуальные основы программы 12
Основные направления работы 13
Методические рекомендации по реализации программы 14
Ожидаемые результаты. 15
Организация работы с родителями. 16
Организация работы с детьми. 18
Литература. 21
Приложение. 23
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»! Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный.
Как в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здорового ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.
Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам, таким как отсутствие умений плодотворно трудиться, организовывать свой труд и отдых, соблюдать режим дня и многое другое, мы относимся безответственно, не задумываясь над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Привычка не прививается в семье, в школе, и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
На сегодняшний день приоритетное направление в сфере образования – «Здоровый образ жизни".
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
В России в системе образования сложилась ситуация, провоцирующая снижение уровня здоровья, появления хронических заболеваний, нервно – психических расстройств у детей школьного возраста. Процесс школьного обучения связан со значительными учебными перегрузками, которые приводят к неблагоприятным функциональным отклонениям здоровья школьников. По итогам всеобщей диспансеризации детского населения России здоровых учащихся всего 1/3 часть.
Концепция модернизации реформирования школьного образования, требования норм СанПиН и закон ФЗ РФ «Об образовании в РФ » ст. 13 обязывает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, не наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
Педагогический коллектив школы считает, что успешность обучения и развития младшего школьника зависит от уровня состояния здоровья. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления. Результаты медицинских осмотров детей показывают, что здоровыми можно считать лишь 40% учащихся, у остальных детей имеются различные отклонения и нарушения в состоянии здоровья.
Состояние здоровья учащихся постоянно находится под наблюдением медицинского работника, классных руководителей, проводится мониторинг по уровню и анализу заболеваемости школьников. Анализы структуры заболеваемости школьников подтверждают, что по мере обучения детей в школе растет частота таких заболеваний, как поражение дыхательных путей, сердечно–сосудистых заболеваний, органов пищеварения, нарушение осанки, зрения. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
Попытки решить проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся путем гигиенической регламентации учебного процесса (либо отдельных видов учебной деятельности), а также соблюдения санитарно-гигиенических норм при эксплуатации школьного здания, оборудования и мебели не дали должного результата.
Недостаточно эффективным является простое и количественное увеличение валеологических элементов в школьной образовательной системе: увеличение количество уроков физкультуры, воспитательных и оздоровительных мероприятий и т.д.
Школьная образовательная система лишь в определенной мере адаптируется к ребенку и окружающей микросреде. Однако неизменными остаются содержательные и ценностно-ориентационные аспекты в деятельности педагогов и школьников.
В этой связи необходимо обновление целостного, содержательного, субъектного, средового компонентов школьной образовательной системы, обеспечивающей здоровье учащихся.
Все сказанное выше и определило актуальность построения программы «Я здоровье берегу» для учащихся начальной школы на базе МБОУ ООШ п.Новый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С тех пор как существует человек на Земле, существует проблема борьбы с болезнью и сохранения здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью для человека.
С каждым годом растет заболеваемость среди учащихся, особенно начальных классов.
Диагностика здоровья детей
на момент поступления
в 1 класс по данным
2014-20156учебного года.
1класс
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
77%- здоровые дети
23%-больные дети
Диагностика здоровья детей
на момент поступления в
1 класс по данным
2015-2016 учебного года.
1класс
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
63%-здоровые дети
37%-больные дети
Данные диагностики подтверждают, что число больных детей увеличивается.
Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной нервной системы.
Статистика актуальной темы
15% первоклассников жалуются на головные боли;
1/3 учащихся имеют различные нарушения осанки;
10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушения зрения разной тяжести;
20% входят в группу риска в связи со склонностью к близорукостьи;
40% ведут малоподвижный образ жизни;
ежедневно дети недосыпают от 30 минут до 1,5 часов
Проводили диагностику, которая дала следующие результаты (по данным трех классов- 39человек)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 делают ежедневные проветривание соблюдение посещение
утреннюю прогулки и комнаты режима дня спортивных
зарядку игры на свежем секций
воздухе и кружков
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 просмотр компьютерные сон дневной
телевизора игры после сон
более 2х более1 часа 21 часа
часов в день в день
Данная программа «Я здоровье берегу» рассматривает понятие «здоровье учащегося» как нечто целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных частей - аспектов здоровья: физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного. Все, что происходит с одной частью, обязательно влияет на все остальные части.
Главной целью данной программы является укрепление здоровья младших школьников и формирование сознательного к нему отношения. Основной принцип - комплексный подход к пониманию здоровья и взаимосвязи духовно-нравственного, психического, социального и физического аспектов здоровья.
Программа построена по блочному принципу и включает в себя перечень занятий по пяти основным аспектам здоровья, для каждого года обучения (1-4 классы).
Для достижения цели (укрепление здоровья и формирование сознательного к нему отношения) нами определяются следующие задачи:
Развитие представления детей о здоровье и средствах его укрепления;
Формирование понятия о функционировании организма;
Воспитание мотивации здорового образа жизни, воспитание понимания того, что здоровье - великий дар, который надо ценить и сохранять, а не бездумно растрачивать;
Изучение правил заботы об организме, освоение навыков личной гигиены, соблюдения режима дня, воспитание потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье;
Приобщение детей и их родителей к практическому опыту здорового образа жизни;
Знакомство детей с традиционными духовно-нравственными ценностями России;
Воспитание в детях лучших человеческих качеств: доброты, чуткости, доброжелательности, сострадания, верности, целомудрия, храбрости, любви к Отчизне;
Формирование социальных навыков поведения, воспитание культуры поведения;
Создание благоприятных условий для физического и психического развития детей.
В ходе работы появилась своя методическая копилка, состоящая из следующих разделов:
- работа с детьми (классные часы, праздники, викторины, игры, утренники, беседы, устные журналы);
- работа с родителями (классные собрания, совместные мероприятия родителей и детей).
АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ
Физический аспект здоровья
Физическое здоровье мы понимаем как оптимальное функционирование всех физиологических процессов и отсутствие жалоб на здоровье на фоне высокого иммунитета. Мы подчеркиваем необходимость учета иммунитета, так как традиционно здоровье понимается как хорошее самочувствие плюс хорошая работоспособность, поэтому все усилия традиционной и нетрадиционной медицины направлены на достижение этих двух показателей. Но, как отмечают иммунологи, многие оздоровительные мероприятия (такие как голодание, моржевание, уринотерапия, вегетарианство, неправильно подобранная сокотерапия и фитотерапия) могут привести к снижению иммунитета, так как хорошие результаты в самочувствии достигаются за счет резервных сил организма.
Основными средствами сохранения физического здоровья детей являются: рациональное питание, закаливание, двигательная активность, стоматологическая профилактика, обеспечение экологической безопасности, укрепление иммунных сил организма, вакцинопрофилактика, нормализация психологического климата, консультирование родителей и детей.
Двумя важнейшими критериями здоровья являются адаптивность и адаптированность. Что понимается под этими терминами?
Адаптивность стойкость к невзгодам, выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и в болезни.
Адаптированность определившийся социальный статус человека. Этот критерий более субъективен, чем адаптивность.
Адаптированность прежде всего удовлетворенность человеком своей жизнью, без которой не может быть полноценного здоровья.
Интеллектуальный аспект здоровья |
Под ним понимается то, как человек усваивает информацию, насколько у него развиты процессы памяти, внимания, восприятия, как развиты речевые функции, умение воспроизводить полученную информацию, принимать самостоятельные решения, мыслить творчески. |
К сожалению, в настоящее время общий уровень интеллектуального здоровья российских детей стремительно падает.
Известно, что курение, употребление алкоголя и наркотических веществ крайне негативно отражается на интеллекте ребенка.
Психический аспект здоровья
Основа психического здоровья ребенка закладывается в утробе матери с первого мгновения жизни то есть с момента зачатия. Желанный ребенок, родившийся у двух любящих супругов, будет иметь несравненно больший потенциал психического здоровья, чем «случайный» ребенок. Огромное значение имеет психологическое состояние мамы во время беременности, родов и периода раннего развития ребенка, поэтому особая ответственность за формирование психического здоровья малыша лежит на родителях. Любящие, добросердечные, искренние отношения между супругами вот фундамент для строительства психического здоровья ребенка. В школьном возрасте большую роль в сохранении и укреплении ПЗ играют педагоги и учителя. К сожалению, статистика показывает, что 20 30 % детей приобретают функциональные нарушения центральной нервной системы во время обучения в школе. Психологические травмы же в той или иной степени получает практически каждый ученик. Отсюда становится понятной необходимость формирования культуры здоровья педагогов и родителей для сохранения психического здоровья детей.
Социальный аспект здоровья
Социальное здоровье подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и навыки взаимодействия с окружающими. Одно из первых умений, которому необходимо научить ребенка, это умение общаться. Надо научить ребенка понимать, что наиболее важно в общении с другими людьми, друзьями, родными. Если ребенок научится сопереживать, сочувствовать, помогать другим, то он никогда не будет одиноким в обществе. Другой важнейшей стороной социального здоровья является отношение к вредным привычкам. С дошкольного возраста необходимо разъяснять детям тот социальный вред, который причиняют курение, алкоголизм и наркомания. Для решения этой проблемы нужна продуманная программа борьбы с вредными привычками на уровне государства с привлечением всех средств массовой информации.
Духовно-нравственный аспект здоровья
Этот аспект имеет решающее значение для здоровья человека. Это центр нашей личности, позволяющий нам понять все остальные аспекты здоровья.
Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни... Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни. В биографии каждого человека... надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий ту последнюю глубину, в которой раскрывается крест человека его духовные задачи, логика его духовного пути.
Каждому человеку не только дана, но и задана его личность. Обычно к зрелому возрасту человек начинает осознавать общую связанность и внутреннюю логичность своей жизни. Определение внутренних задач собственной жизни, понимание того, как они могут быть решены в данных условиях, и является основной темой духовной жизни человека. Особенности каждого периода детства приводятся в соответствии с тем, как развивается духовная жизнь ребенка в эти периоды. Нас наиболее интересует духовная жизнь ребенка в детстве.
Овладение физическими навыками в раннем детстве, развитие интеллекта, влияние культурного наследства создают условия дальнейшего развития в эмоциональной сфере ребенка. Разобраться в своих чувствах ребенок еще не может. Огромное значение в душевной работе ребенка принадлежит воображению, с этим связано центральное явление в раннем детстве игра. «В игре дитя устремлено к реальности, но свободно от ее давления», и это важно для того, чтобы первая в жизни человека деятельность носила характер свободного творчества, помогающего проникать в смысловую сферу происходящего. В этом возрасте уже проявляется «вкус ко злу», но он занимает дальнюю периферию его существования. Большее место занимает осмысление природы, человеческих отношений, «вживление» в духовный мир. Происходит напитывание внутренней духовной составляющей растущей личности. Задача современного учителя- воспитателя стимулировать доброе и вечное в ребенке, уча его не компьютерной грамотности, которой тот и сам овладеет в свое время, а умению сохранять и защищать то доброе, что живет в нем. Дать ребенку навык доброты, привычку к творческому решению возникающих перед ним проблем. Все это закладывается в дошкольный период, и если воспитатель не поможет ребенку в этом, тому будет очень трудно выполнить свои жизненные задачи.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Вся работа по данной программе основывается на следующих принципах:
систематичности
индивидуализации
мотивации
гуманистического подхода
коллективной деятельности
творческого саморазвития
культуросообразности
демократического сотрудничества
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Диагностика Уроки физкультуры
ЗОЖ
Работа с родителями Внеклассная спортивная
оздоровительная работа
Интеллектуальный познавательный блок
КВН, праздники, беседы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Прежде всего, несколько рекомендаций: Во-первых, при реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни. Во-вторых, очевидно, что без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей. В-третьих, при реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной. В-четвертых, критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений, не демонстрация определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения. В-пятых, педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, в разных социокультурных и этнокультурных группах, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроить систему преподавания. И, наконец, главное. Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют утверждать, что реализация программы обучения здоровью может быть успешной только в том случае, когда она является целостной системой. Отдельные "уроки" в отдельных параллелях ничего не дадут!
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание в школе комфортных условий для обучения и воспитания.
Организация комплексного мониторинга состояния здоровья детей и своевременная коррекционная работа обеспечит укрепление здоровья и снизит заболеваемость учащихся.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм будет способствовать уменьшению инфекционных заболеваний учащихся.
Уменьшить количество часто болеющих детей через проведение оздоровительных и спортивных мероприятий ( закаливание, витаминизация, полноценное питание и спортивные мероприятия).
Внедрение в воспитательный процесс различных мероприятий по реализации программы «Я здоровье берегу», работа по охране прав детства, профилактическая работа с родителями, учителями будет способствовать формированию и привитию навыков здорового образа жизни и адаптации в образовательной среде.
Созданная в школе единая система по поддержанию и укреплению здоровья младшего школьника, выполнение требований СанПиН, правильная организация учебных занятий с учетом выполнения валеологических требований, коррекционная индивидуально-групповая работа с ослабленными детьми повлияет не только на уровень здоровья учащихся, но и повысит уровень обученности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Значительную часть времени ребенок младшего школьного возраста проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представления о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.
Для формирования здорового образа жизни необходимо соблюдение нескольких условий. Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремление придти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Второе условие успешности формирования здорового образа жизни тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
1 класс
Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника.
Режим дня в жизни школьника.
2 класс
Помогите ребенку быть здоровым.
Телевизор в жизни семьи и школьника.
3 класс
Если ваш ребенок часто болеет.
Откуда берутся трудновоспитуемые дети?
4 класс
Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
1 класс - Эстафета «Папа, мама, я - спортивная семья».
2 класс - Спортивная игра «Карлики и великаны»
3 класс - Спортивный праздник, посвященный Дню защитников Отечества.
4 класс - Зимние эстафеты «Неразлучные друзья- взрослые и дети»
Медицинский вестник
Правила ухода за зубами
Режим дня
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Содержание учебно - воспитательных мероприятий
Возраст
Темы
1
Физический аспект здоровья
К
Этот движущийся мир.
Л
Здоровье- это порядок.
А
Духовно-нравственный аспект здоровья.
С
Как я умею помогать маме.
С
Я люблю свою семью.
Социальный аспект здоровья.
Кто меня окружает.
Как вести себя в школе.
Психический аспект здоровья.
Моя добрая мама.
Хотим вырасти смелыми.
Интеллектуальный аспект здоровья.
Мы любим лес.
« Что такое хорошо и что такое плохо»
2
Физический аспект здоровья.
К
« Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Л
Правила питания.
А
« Путешествие в страну « Глазарию».
С
Духовно- нравственный аспект.
С
Почему нужно слушаться родителей.
Помоги тем, кому плохо.
Умею ли я дружить.
Социальный аспект здоровья.
Какие привычки называются вредными.
Почему мое поведение иногда огорчает взрослых.
Психический аспект здоровья.
Как животные воспринимают мир.
Как человек воспринимает мир.
Интеллектуальный аспект здоровья.
« Чему учат в школе».
« О героях былых времен»
3
Физический аспект здоровья.
К
Мир и порядок в моем организме.
Л
Да здравствует мыло душистое.
А
Пища полезная и вредная.
С
Духовно- нравственный аспект здоровья.
С
Я живу в России.
Традиции нашего народа.
Наши семейные праздники.
Социальный аспект здоровья.
Я живу среди людей.
О вредных привычках.
Психический аспект здоровья.
Какие бывают чувства.
Управляй своим настроением.
Интеллектуальный аспект здоровья.
Путешествия по карте мира.
Это интересно знать.
4
Физический аспект здоровья.
К
Природа и здоровье.
Л
Зачем нужна правильная осанка.
А
В «саду» здоровой пищи.
С
Духовно- нравственный аспект.
С
Добрые поступки делают человека красивым.
Надо всегда думать о других.
Что у человека в сердце- то и на языке.
Социальный аспект здоровья.
Полезные привычки.
Как различать добро и зло.
Психический аспект здоровья.
Как побороть страх.
Что такое «сочувствие».
Интеллектуальный аспект здоровья.
« Что? Где? Когда?»
Чем живет планета Земля?
В классах, работающих по новым федеральным государственным образовательным стандартам, проводятся внеклассные занятия физкультурно-оздоровительного направления 1-2 часа в неделю. Это творческое объединение«Свежий ветер» .
ЛИТЕРАТУРА
«Внеклассные мероприятия» 1 класс Москва «Вако» 2005г.
«Внеклассные мероприятия» 2 класс Москва «Вако» 2004г.
«Внеклассные мероприятия» 3 класс Москва «Вако» 2004г.
«Внеклассные мероприятия» 4 класс Москва «Вако 2005г.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Н.И.Деректлеева, 1-5 классы, Москва, «Вако», 2004г.
«Календарные, фольклорные, тематические праздники» С.Г.Алтарева, Москва, «Вако», 2006г.
«Классные часы» 1-4 класс И.В.Персидская и другие Волгоград «Учитель» 2006г.
«Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс, В.В.Марков, Москва, Дрофа 2004г.
«Поурочные разработки по окружающему миру»
«Праздники для детей младшего школьного возраста», Минск, ООО
«Юнипресс», 2002г.
«Родительское собрание» 1-4 класс Н.И.Дереклеева, Москва, Вако, 2004г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТРЕННИК
«Я ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Формировать навыки ЗОЖ.
Развивать навыки самостоятельного труда.
- рисунок зубов:
- рисунки о вреде курения и алкоголя;
- рисунки на тему «Здоровый образ жизни»
- Приходилось ли вам болеть? Чем? Когда?
- Чем больной человек отличается от здорового?
- Встречаясь с людьми, мы говорим: «Здравствуйте», а задумывались ли вы над смыслом этого слова?
С Древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: «Будь здрав», позже - «Будь здоров», еще позже- «Здравствуйте». Это говорит о том, что люди желали здоровья друг другу. Приветствия на языке разных народов звучат по- разному, но смысл их одинаков - люди желают друг другу добра, здоровья.
- Отгадайте загадки о том, что помогает нашему здоровью.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит
(Зубная щетка)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
Дети: Об уходе за зубами
Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
- Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз
Чистить зубы не ленись
Полощите рот теплой кипяченой водой после еды.
Ежедневно утром полощите, а перед сном чистите зубы пастой.
Чистите зубы не только справа налево, но сверху вниз и снизу вверх, с наружной и внутренней сторон.
Щетку после употребления тщательно прополощите.
Никогда не чистите зубы чужой щеткой.
Помните: больные зубы могут быть причиной заболеваний горла, желудка, сердца других органов, так как в больных зубах скапливается большое количество микробов.
Зубы - самые твердые части нашего организма. Но, как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться. Сначала образуются маленькие трещины. После еды между зубами и в трещинах остается пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть.
Но этого можно избежать при помощи обыкновенной зубной щетки. Жесткие волоски зубной щетки «выметут», а зубная паста снимет следы пищи. Хорошо очищают зубы и укрепляют десны сырые фрукты и овощи.
Когда вы играете, учите уроки или работаете, вы прикасаетесь к разным предметам. Ваши руки загрязняются, на них оказываются микробы. Во время еды эти микробы попадают на пищу и с нею в организм. Вместе с загрязненными овощами и фруктами вы можете проглотить яйца очень вредных червей, живущих в теле человека и животных. Чтобы этого не произошло, нужно помнить и выполнять правила
Перед едой мойте мылом руки.
Ешьте только из чистой посуды.
Фрукты и овощи тщательно мойте кипяченой водой.
Ешьте 4-5 раз в день в одно и то же время.
Ужинайте за два часа до сна.
За едой не спешите, хорошо разжевывайте пищу.
После еды полощите рот.
Курящие часто страдают легочными заболеваниями, никотин действует на их мозг и другие органы, курение способствует развитию тяжелой болезни-рака.
Курение вызывает раннее старение всего организма. Лицо курильщика покрывается густой сетью морщин, пальцы и зубы становятся желто-коричневыми, организм дряхлеет и ослабевает. Курение создает дурное самочувствие у человека.
Особенно чувствительны к табачному дыму некурящие люди. Табачный дым и курение чрезвычайно вредны детям.
Курильщик не только отравляет свой организм, но и всех окружающих. В дыму одной папиросы содержится до двадцати ядовитых веществ, в том числе никотин -сильнейший яд. Если извлечь никотин из пяти папирос, то он убьет кролика, а из ста- лошадь. Организм курильщика постепенно привыкает к никотину, но от этого вредное воздействие его не уменьшается. Каждый курильщик втягивает в себя ядовитые вещества, которые разрушают организм и могут привести к смерти.
Употребление спиртных напитков губительно отражается на работе всех органов человека: печени, сердца, мозга. Особый вред они причиняют мозгу: у пьющего ослабевает память, интерес к жизни, внимание, пропадает способность к творческой работе и оценке своего поведения. Человек становится безвольным, пассивным, неспособным к труду.
Даже малые дозы спиртных напитков быстро сказываются на деятельности нервной системы: нарушается согласованность движений, речь становится бессвязной, пьяный человек не может контролировать свои поступки. Народ издавна подметил: «Выпьешь много вина, так убавится ума», «Вино уму не товарищ», «От вина лицо краснеет, а совесть чернеет»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника»
формирование ЗОЖ
- познакомить родителей с физическими особенностями младших школьников;
- дать советы по организации общения родителей и
детей.
Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил у детей в душе первый школьный день, как его поздравили члены семьи, какие подарки получил ребенок.
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите чувство, которое вас переполняет более всего. Назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют. Такая игра позволяет выявить проблемы и трудности, возникновения в семьях, а также обсудить их.
Особен-ности
Возрастные особенности
Требования к организации учебно- воспитательного процесса
АНАТОМО - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
К 7 годам заканчивается окостенение черепа. период интенсивного окостенения конечностей, позвоночника и таза
Усиленный рост мускулатуры, значительный прирост мышечной мускулатуры. ребенок в 7 лет правой рукой может поднять 12 кг. веса.
Неразвитость мелких мышц кисти, особенно пальцев, отсутствие тонкой координации движений.
Недостаточная физическая выносливость организма в целом.
Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов: эндоморфному (толстый), эктоморфному (худой), мезоморфному (средний).
Следить за осанкой и посадкой детей.
Избегать физических перегрузок.
Чередование различных видов деятельности, их непродолжительность во времени.
Соблюдение санитарно- гигиенических требований к расписанию.
продуманный режим дня в целом.
Организация детской подвижности, ее разумному выходу.
Работа над развитием руки (мелких мышц кисти, пальцев): лепка, мозайка, рисование.
Помочь эндоморфному типу войти в коллектив сверстников, оказать эмоциональную поддержку.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
К 10 годам вес мозга ребенка 1.4- 1.5 кг. = весу мозга взрослого человека. Интенсивно развиваются лобные доли мозга. Это обуславливает:
Развитие воли, контроля над поведением. До школы поведение носило произвольный характер. Учение в школе требует организации времени, помогает управлять поведением. У ребенка появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, чувства собственной значимости, но эти качества неустойчивы.
В младшем школьнике изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процессы торможения усиливаются, но преобладающими в поведении остаются процессы возбуждения.
Преобладают механическая память, произвольная память и внимание, неточность восприятия.
Давать прямые или косвенные указания о том, как нужно поступить, помочь найти способ действия, форму общения.
Щадить психику детей, умело переключать с одного вида деятельности на другой.
Нужно работать над развитием памяти, внимания, наблюдательности.
Особен-ности
Возрастные особенности
Требования к организации учебно- воспитательного процесса
ЛИЧНОСТНЫЕ
Младшие школьники подвижны, эмоционально- активны, любознательны, веселы, доброжелательны.
Стремление к конкретной непродолжительной по времени деятельности. сопровождающейся реальными результатами.
Школа становится центром жизни ребенка. Дети особенно эмоционально относятся к ее требованиям. Важное место в жизни детей продолжает занимать игра.
Высокий естественный авторитет взрослого, особенно, учителя. Склонность к подражанию большая сила примера.
Обеспечить использование игры, наглядности, яркости всех дел.
Все дела должны носить конкретный характер, сопровождаться ощутимыми для ребенка результатами.
Помнить о большой ответственности учителя, использовать силу положительного примера, показывать свой интерес к ребенку, обращать внимание на положительные стороны, не подчеркивать прилюдно недостатков, характеризовать не личность, а действия.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Откуда берутся трудновоспитуемые дети?»
- Обсуждение проблем воспитания в семье трудного ребенка
- познакомить с причинами, которые приводят к плохому поведению детей;
- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными
детьми.
Откуда берутся «трудновоспитуемые» дети? Что предопределяет их поведение.
Философия поведения детей имеет свои законы. Как показывают наблюдения, поведения младшего школьника на девять десятых зависит от эмоционально- нравственной атмосферы, которая складывается в семье и школе. Но особенно в семье, и об этом главным образом разговор.
Психологи доказывают, что младший школьник строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего. Оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отсутствие уважительных, добрых, заботливых отношений отца и матери, родителей к детям или окружающим вне семьи.
Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. В домах все больше возникает напряженных ситуаций. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми.
Весьма показателен факт. Исследование, которое мы проводили с целью выяснения, как родители общаются с детьми, кто из них регулярно беседует о школьных делах, проявляет заботу об учебе, дали такие результаты. Обнаружено 22% детей, с которыми родители проводят свободное время. Регулярно просматривают дневник 17% родителей.
Причина этого очевидна: отцы и матери все больше загружают себя работой, чтобы обеспечить семью. Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивает число «трудновоспитуемых».
Семья- мир сложных взаимоотношений. В ней все по-своему, свои причины, поражающие неблагополучие. Так в какой же семье ребенок становится «трудновоспитуемым»?
1. Семья, где ребенок единственный. Здесь характерна избыточная любовь родителей (а иногда бабушек и дедушек) к ребенку. В нем, как говорят, души не чают. Его воспитывают, наставляют и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чем не отказывают, убирают за ним игрушки, а, отправляя в школу, укладывают в сумку учебники, тетради и все, что нужно. Ребенку не нравятся советы и наставления, но нравится «ничего не делать». Очень скоро он привыкает к тому, что все вокруг лишь для него. Пользуясь своим положением кумира, ребенок становится требовательным, капризным, в нем формируется потребительское отношение к родителям, к жизни. Попробуйте в чем- либо ему отказать- сразу слезы, крики возмущения, отказ от работы.
В детском коллективе подобные черты становятся все явственнее и ведут к возникновению конфликтов и отчуждения от ребят со всеми вытекающими от сюда последствиями. Начинается сопротивление воспитательному воздействию, неподчинение учителю.
Так ребенок становится «трудным». Он осознает, что в классе он не в центре внимания, поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам и учителю.
А что же родители, когда узнают о «неуправляемости» своего дитя? Чаще всего обвиняют школу и учителя. Их словами правит не разум, а эмоции: «Наш ребенок не хуже других».
Ясно, что без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребенка невозможно.
2. Тип семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей. Главную задачу мать и отец видят в том, чтобы «жить не хуже других». Домашние разговоры вертятся вокруг денег, благ, приобретений. «Главное- иметь деньги, остальное приложиться». От детей чаще слышим: «Я хочу», «Купи мне». Все воспитание сводится к эпизодическому контролю за выполнением уроков, возможности красиво одеть, обуть свое чадо. Внутренняя жизнь детей родителей не интересует. Всерьез учат детей: « делать то, что выгодно». И дети следуют этому принципу- растут потребителями, исповедуют культ денег и вещей, пробуют себя в спекуляции в школе, среди сверстников. Начинают пропускать уроки, «плюют на отметки». Родители часто смотрят на это сквозь пальцы: «бизнесменами растут».
Хотят того родители или нет- ребенок становится эгоистичным, стремится «урвать» у других.
3. Семья, где господствует безнадзорность. В таких семьях родители употребляют алкоголь. Здесь царят неуважение и недоверие друг к другу, грубость и оскорбления, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении, родители утратили потребность общаться с ними. Все это ощутимо действует на характер и поведение детей, отмечая их лживость, недисциплинированность, грубость, жестокость, двоякая формула поведения. Таким детям безразлично, как к ним относятся окружающие. Для них характерна легкость мысли, нежелание думать, апатия, привычка поступать по своему усмотрению.
4. Новый тип семьи для современного общества. Семья внешне благополучна, здесь как будто любят друг друга. Родители систематически вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учебе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью, неумеренностью в проявлении эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства. Причина конфликтов кроется не в злой воле взрослых, а в низком уровне педагогической культуры, в усталости и раздражительности. Очевидно, что экономические и социальные ситуации в стране создают не благоприятную почву для воспитания. Это появляется в снижении внимания к детям; родители мало беседуют, рассказывают о себе, общение в основном ограничиваются заботами накормить и одеть. Низкая осведомленность отцов и матерей о жизни детей, их увлечениях, друзьях ведут к отдалению сына или дочери от папы и мамы, к взаимному непониманию. В таких семьях темы разговоров между взрослыми чаще касаются денег, политики, экономики, безработицы. И все это высказывается в повышенном эмоциональном тоне. Дети воспринимают озабоченность родителей, что сказывается на проявлении ими тревожности, страха, подавленности, психических срывов в поведении, эмоционального напряжения. Состояние неудовлетворенности дома и в школе толкает детей на ничем внешне немотивированные нарушения дисциплины.
И в заключение хочется сказать, для нормального эмоционального развития ребенок очень нуждается в любви и внимании родителей. Доброе, человеческое отношение в сочетании с требовательностью – вот и весь секрет. Именно этого не хватает ребенку. Постарайтесь давать ребенку поручения, которые требуют усилий. Поддерживайте все его добрые порывы. Хвалите и поощряйте за выполнение дела.
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ №1
Чаще всего я радуюсь, когда
Чаще всего я смеюсь, когда
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда
Чаще всего я плачу, когда
Чаще всего я злюсь, когда
Чаше всего я обижаюсь, когда
Мне хорошо, когда меня
Мне плохо, когда меня
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ №2
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относится к вам.
Их должно быть не более пяти.
Я- добрый
Я- злой
Я- терпеливый
Я- нетерпеливый
Я- упрямый
Я- безразличный
Я- хороший друг
Я- умный
Я- помощник
Я- обидчивый
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и поранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:
- доброта
- сочувствие
- покладистость
- терпение
- сопереживание
- безразличие
- упрямство
- агрессивность
- нетерпимость
эгоизм
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ТЕЛЕВИЗОР ЖИЗНИ СЕМЬИ И ШКОЛЬНИКА»
определить, какие телевизионные передачи целесообразно смотреть младшему школьнику.
Телевидение воздействует на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Дети довольно много времени проводят у телевизора, смотрят передачи для детей и для взрослых.
Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Что должны смотреть дети? Сколько по времени может продлиться просмотр телепередач?
Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача для ребенка является неинтересной? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Время, которое идет на просмотр телепередач, нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на свежем воздухе и т.д.. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом дня школьника. Для младшего школьника это 3-4 передачи в неделю. Родители, позволяя ребенку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Но получается так, что дети становятся зависимыми от телепередач.
А теперь немного статистики:
Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор.
Возможно, вы подумаете, что это статистика не относится к вашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса ваших детей. (обобщенные результаты ответов). Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Как на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей отличается от влияния на взрослых. Ученики младших классов слепо доверяют всему тому, что видят на ТВ. Поэтому необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору. Родителям важно знать, что ребенок запомнил, что понял, что произвело на него особое впечатление.
Правила борьбы с телеманией.
Совместное определение детьми и родителями телепередач для просмотра на неделю.
Обсуждение взрослыми и детьми телепередач после просмотра.
Выслушивание мнения детей о взрослых передачах и мнения взрослых о детях.
Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей.
Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже испытывает удовольствие от таких эпизодов. Не разрешайте ребенку смотреть такие сцены.
Анкета для учеников.
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА»
Показать родителям необходимость соблюдения режима дня
Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка режима дня, рационального использования своего времени.
Ребенок, соблюдавший тот или иной режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Режим дня помогает сформировать у ребенка правильные привычки.
Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, труд) с активным отдыхом, полноценный сон помогает ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. Режим дня школьника должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, которая зависит от интенсивности физиологических процессов. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.
Режим дня в семье должен строиться с учетом того времени, которое ребенок проводит в школе. В школе ребенок находится до 12.00 часов.
Утренняя зарядка помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию (комплекс утренней зарядки)
Утром ребенку необходим горячий завтрак.
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается ее спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание. Интервал между приемом пищи не должен превышать 3-4 часов. Большие перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности и головную боль. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого режима и расстройству пищеварения.
После обеда школьник должен обязательно отдохнуть – ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Желательно, чтобы отдыхал ребенок, не лежа у телевизора, а на воздухе, в активных играх, в движении.
Активный отдых на открытом воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ и т.п..
По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов 3-3.5 часа в день. Однако столько времени на воздухе проводит лишь 21 % всех детей этого возраста.
Лучшим отдыхом для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой является 1,5 –часовой дневной сон. После сна ребенку нужно дать легкий полдник.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов, если же школьник садится делать уроки, когда мама приходит с работы, в 18-19 часов, то такая учеба малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.
Для детей младших классов очень труден процесс письма. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она не должна быть больше 8-10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук. Время непрерывного чтения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, а лишь потом продолжить чтение. В процессе выполнения домашних заданий ослабленных и отстающих в физическом развитии детей нельзя подгонять. Это отрицательно сказывается на результате их работы и приводит к быстрому утомлению.
Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Родители должны следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую осанку, а в комнате, где занимается ребенок, должна быть достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
Необходимо. Чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, просмотр телепередач и т.п..
Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 – 12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Root Entry