Презентация по ИЗО на тему Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина
Изобразительное искусство Иллюстрация к сказке (с фигурой человека) «Сказка о рыбаке и рыбке»А.С. Пушкина4 классЧумаченко Татьяна Алексеевна учитель ИЗО МКОУ Лицей № 4 Россошанского муниципального района Цель урока: Построить композицию, исходя из собственного замысла и сюжета сказки. Задачи: - Дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность- Совершенствовать навыки рисования, использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки; знакомить с произведениями изобразительного искусства на сказочные сюжеты; совершенствовать навыки рисования.- Расширить представление о роли художника в оформлении книги сказок, развивать творческое воображение, умение представить действия героев согласно тексту сказок, способствовать формированию художественного вкуса, пробуждать добрые чувства, сочувствие героям сказок, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям сказки. - Содействовать формированию эстетического отношения к действительности. Разгадайте кроссворд Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Путешествовала вместе с утками. Герой сказки, на которого было совершено четыре покушения и только одно оказалось удачным. Маленькая девочка, которая могла уместиться в ореховой скорлупе.Она и премудрая, и прекрасная, и на все руки мастерица. Сказочное общежитие. Она всегда готова спасти своего хозяина от голода. Злая бабушка. Ямка в земле, наполненная такой водой, которая превращает братцев в домашних животных. Самое распостраненное мужское имя в сказках. Уплетая калачи, едет парень на печи. Едет прямо во дворец….Кто же этот молодец? Что же такое иллюстрация?
.
Иллюстрация – это рисунок, поясняющий текст Художник - иллюстраторВиктор Михайлович Васнецов Ковер самолет Царевна лягушка «Аленушка» «Снегурочка» «Богатырский скок» «Иван царевич на сером волке» Иван Яковлевич Билибин«Гамаюн – птица вещая» «Морозко» «Василиса прекрасная" «Иван царевич, жар – птица и серый волк» Шамаханская царица
.
Сформулируйте тему урока
.
Иллюстрирование литературного произведения.2.Выполнение иллюстраций к отрывку из произведения.3. Иллюстрация к сказке « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина Физминутка. Двойное видение
.
Повторение содержания сказки А.С. ПУШКИН Жил старик со своею старухойУ самого синего моря
.
В третий раз закинул он неводПришел невод с одною рыбкой
.
С непростою рыбкой - золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:«Отпусти ты, старче, меня в мореДорогой за себя дам откуп:Откуплюсь, чем только пожелаешь». «Бог с тобою, золотая рыбка!Ступай себе в синее море»
.
Перед ним изба со светелкой
.
Пошел старик к синему морю(Не спокойно синее море)
.
Воротился старик ко старухеЧто ж он видит? Высокий терем,На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке
.
На него прикрикнула старуха,На конюшне служить его послала
.
Старичок к старухе воротился.Что ж? Пред ним царские палаты,В палатах видит свою старуху,За столом она сидит царицей,
.
На него старуха не взглянула,Лишь с очей его прогнать велела.Подбежали бояре и дворяне,Старика взашей затолкали.
.
Видит, на море черная буря:Так и вздулись сердитые волны,Так и ходят, так воем и воют.
.
Глядь: опять перед ним землянка;На пороге сидит его старуха,А пред нею разбитое корыто.
.
Что означают эти слова?
.
1.Ветхая землянка-?2.Невод-?3.Откуп-?4.Простофиля- ? 5.Кликать-?6.Пуще-?7.Корысть-?8.Парча-?9.Кичка-?10.Чупрун-?11.Печатный пряник-? Значение слов Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.Невод – рыболовная сеть.Откуп - плата.Простофиля – глупый, несообразительный человек.Кликать - звать.Пуще – больше.Корысть - выгодаПарча- узорчатая шелковая ткань. Кичка- старинный головной убор.Чупрун- чуб, хохол, вихор.Печатный пряник- пряник с узором. Что такое сюжет?
.
Сюжет – это фрагмент или отрывок из литературного произведения Что называется композиционным центром?
.
Композиционный центр – это главное, о чем говорится в картине Повторение пропорций фигуры человека
.
Три возрастных группы:1.Дети, подростки, взрослые 2.«Канон» (голова) в определении пропорций фигуры человекаПропорции (соотношения) головы ко всей фигуре человека:Дети- 1/4 часть Подростки- 1/6 часть Взрослые- 1/8 часть Самостоятельная творческая работа
.
Последовательность работы над иллюстрацией: размещение композиции на листе;прорисовка фигур старика или старухи;работа над вторым планом (море,изба,небо,деревья) ;прорисовка мелких деталей;уточнение рисунка первого плана;расставление акцентов;завершение работы. Самостоятельная творческая работа
.
Сказку, друг мой, дорисуй…За три моря не стоит ходить,Тридевятое царство выискивать.Я сегодня, мой друг, так и быть,Утолю твою детскую искренностьНа балконе в ближайшем углу,В куче хлама цветастой, объемистой,Я альбом неприметный таю, Тот, что книжек иных многотомистей Самостоятельная творческая работа
.
Ни беда, что он худ и потерт,И листочков всего лишь десяточек,Только в нем чудный мир распростерт,И диковинок там предостаточно.Прихвативши с собой карандаш,За страницей страницу пролистывай.И волшебный твори вернисажИскрометно, с азартом, неистово. Самостоятельная творческая работа
.
Все, что раньше сумел подсмотреть,Что случайно когда-то подслушивал, И фантазий своих круговерть,На бумагу альбома обрушивайУходя в чудный мир налегке,Окунись целиком в приключения.Ну а я пожелаю тебеОзарения и вдохновения. Желаю удачи! Подведение итога урока: Что выполняли на уроке?Что называется иллюстрацией?Дайте определение сюжетаЧто такое композиция?Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?С какими художниками познакомились?Что означает слово «Простофиля»?Что называется композиционным центром? Затруднения учащихся: Кто испытывал незначительные затруднения в выборе сюжета?Кто испытывал значительные затруднения в выполнении линейного рисунка?Кто не испытывал никаких затруднений в выполнении иллюстрации?Кто испытывал незначительные затруднения в работе над композиционным центром?Кто испытывал значительные затруднения в рисовании фигуры человека? Спасибо за урок! Домашнее задание:Прочитать сказку.Подготовить материалы для работы цветом (акварель или гуашь, кисти).Подобрать иллюстративный материал других авторов. Образовательные ресурсы: "Изобразительное искусство" 1-4 классы, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной,- М.: Просвещение, 2013, поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» 3-4 классы, часть 1. Сост. С.Б. Дроздова-Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.Кузин В.С. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству,1-4 классы, пособие для учителя В.С.Кузина, Кубышкиной Э.И.,-М.: Просвещение, 2010;"Рисунок, Живопись, Композиция" Б.С.Угаров"Уроки изобразительного искусства" С.Корнилова, 2009г Используемая дополнительная литература: 1."Энциклопедия живописи для детей"2."Сказка в русской живописи"3."Уроки изобразительного искусства" С.Корнилова, 2009г.4."Основы композиции" 2000г.5."Мой мир в рисунках" Н.Ю.Сергеева,2000г.6.Последовательность ведения работы.7.Репродукции картин русских художников. Зрительный ряд: Компьютерная презентация (авторская) по теме урока. Книга А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Детские рисунки прошлых лет. Репродукции к сказкам И.Билибина, Ю.Васнецова. Методические таблицы: «Последовательность работы в цвете над иллюстрацией к сказке», «Цветовой круг». Выставка книг «Любимые сказки». Открытки миниатюрной живописи из Палеха. Иллюстрации из книг разных изданий. . Оборудование и материалы: бумага А4 (для выполнения подготовительного рисунка)мультимедийная установка, художественные материалы и принадлежности для рисования, карандаш.