Методическая разработка на региональный этап Всероссийского конкурса «Волшебный мир Чайковского»


План-конспект урока
«Волшебный мир Чайковского»
с использованием конструктора ЛЕГО «Построй свою историю»
Учитель начальных классов: Зыкова Надежда Федоровна
Тип урока: «Пересказ и анализ рассказов».
Тема урока: «Детский альбом» П.И.Чайковского.
Цель: Познакомить с творчеством русского композитора.
Создать образ музыкального произведения при помощи лего.
Задачи:
Расширять кругозор учащихся
Развивать личность ребенка через его предметную деятельность.
Развивать навыки начального технического конструирования
Развивать координацию «глаз-рука»
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитывать навыки взаимодействия в группе.
Планируемый результат:
Дети продемонстрировали понимание образного языка музыки П.И.ЧайковскогоФормулировали и развивали идеи совместного обсуждения
Научились изображать ,при помощи конструктора, страницы музыкального альбома.
Оборудование:
Набор конструктора ЛЕГО «Построй свою историю», презентация
Этапы:
I.Оргмомент.II.Актуализация знаний. Подготовка к работе.
Дети! Сегодня мы познакомимся с необычным альбомом!
Что обычно находится в альбоме? Дети высказываются.
Правильно. В альбомах обычно находятся рисунки или фотографии. Мы их можем рассмотреть и даже потрогать руками. А я приготовила для вас  тоже альбом с картинками, только их потрогать нельзя – это музыкальные картинки! Чем пишет художник свои картины?
Дети высказываются.
Правильно. Кистью и красками. А вот композитор пишет свои музыкальные картины при помощи музыкальных звуков.Великий русский композитор П.И. Чайковский написал для детей целый
альбом музыкальных картин.
 Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на Родину и приехал на Украину, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее “лучезарным краем”. У поэта Алексея Константиновича Толстого есть строки, великолепно отражающие богатство природы этих просторов:
“Ты знаешь край, где все обильем дышит,Где реки льются чище серебра,Где ветерок степной ковыль колышет,В вишневых рощах тонут хутора...”.
В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. “Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни”.
Были и веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный “тапер – дядя Петя»
Сегодня мы познакомимся с музыкальными картинами детского альбома П.И.Чайковского. Одна из них называется «Новая кукла». Послушайте, пожалуйста.
Звучит пьеса «Новая кукла».
Ребята, вам понравилась эта музыка? Какая она по характеру?
Дети высказываются.
Правильно. Музыка была веселая, радостная, быстрая. Девочке подарили новую куклу, и она очень рада. Как вы думаете, что она может делать под такую музыку?
Дети высказываются.
Молодцы! Конечно, танцевать! Ребята, а вам нравится, когда вам дарят новые игрушки? Какое у вас тогда становится настроение?
Давайте представим, что у нас появились новые интересные куклы или другие мягкие игрушки..А сейчас новая картина. Она тоже посвящается игрушкам. Послушайте, пожалуйста, и подумайте, какие игрушки могут двигаться по такую музыку?
Звучит «Марш деревянных солдатиков».
Дети высказываются.
 Правильно, музыка маршевая, под нее хочется маршировать. А могут под нее шагать настоящие солдаты?
Дети высказываются.
Правильно, музыка легкая, хрупкая, быстрая. Конечно, солдатики были игрушечными. Давайте с вами попробуем подвигаться, как это сделали бы солдатики. Пьеса звучит еще раз. Дети импровизируют, двигаясь под музыку. Как вы думаете, кто бы обрадовался такому подарку больше, мальчики или девочки?
Дети высказываются.
III. Физпауза . Давайте поиграем. Сейчас Вы послушаете музыку из«Детского альбома» Чайковского и если это звучит марш, то выйдут мальчики, если звучит «Кукла» - то девочки.
Звучат фрагменты из пьес Чайковского, дети выходят и импровизируют.
Понравились вам эти музыкальные картины? Давайте вспомним имя композитора … и название пьес….
А сейчас мы послушаем еще одну музыкальную картину.
Послушайте и подумайте, какое настроение у этой музыки.
Звучит пьеса «Болезнь куклы» . Как вы считаете, изменилось настроение музыки или нет?
Дети отвечают.
Правильно. Ребята, настроение стало грустным, печальным. Потому что кукла, которую подарили девочке, заболела. А что еще изменилось в музыке? Правильно, она стала медленная, тихая. Хочется под нее танцевать? Конечно, нет! Эта музыка не танцевальная. А под какую музыку из этих 3 картин вам хотелось танцевать? Правильно это «Новая кукла». В ней музыка была танцевальная, легкая, веселая
А сейчас, чтобы настроение у нас снова стало хорошим, мы с вами представим, что кукла «поправилась» и снова стала как новая.
Понравилась Вам такие музыкальные картины?
Если понравились, то сейчас обсудите какую музыкальную картину, но уже при помощи ЛЕГО вы будете создавать.
IV. Размышление. Какая пьеса вам больше понравилась? О чем она?
Что происходит в этом музыкальном произведении.
Построение рассказа. Обсуждение. Работа в группах.
Какие сцены нужно создать? Распределение сцен между учениками группы.
Ученики размышляют и говорят друг с другом о создаваемых персонажах. Как они выглядят? Что они делают? Что они говорят? Как взаимодействуют персонажи? Что чувствуют?
Обсуждение каждой сцены. Какие особенности каждой части? В какой последовательности располагаются сцены?
V.Практическая часть. Совместное использование лего конструктора и оформление.
Учащиеся создают три сцены.
Готовятся прочитать/рассказать/ историю.
VI .Подведение итогов. Защита проектов. /модель4 вопросов/
О ком это?Где это происходит?Когда это происходит?Что произошло?
Группы защищают свои проекты. Фотографируют сцены истории и оформляют с помощью программного обеспечения StoryVisualizer.
VII.Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, у вас получилось все, что вы задумали сделать? С какими трудностями вы столкнулись?
VIII. Анализ собственной работы.
IX.Дополнительное задание. Расширение.
Придумайте продолжение истории.