Статья на тему Современные образовательные технологии на уроке музыки.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная
школа им. А.И. Кузнецова с. Курумочмуниципального района Волжский Самарской области
Тема: Современные образовательные технологии на уроке музыки
Автор: Сахарнова Наталья Александровна,
учитель музыки ГБОУ СОШ с.Курумоч
Курумоч2015-2016 учебный год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты содержания технологий обучения
1.1.Что такое педагогическая технология?.............................................5
1.2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)………6
1.3. Технология развития критического мышления……………………6
1.4. Проектная деятельность………………………………………….....7
Глава 2. Практика использования технологий обучения на уроках музыки
2.1. Информационно-коммуникационные технологии как средство
художественно-творческого развития…………………………..…8
2.2. Применение технологии критического мышления……………..10
2.3. « Всё из жизни, всё для жизни»…………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….13
Библиография…………………………………………………………………14
Приложения …………………………………………………………………..15
Введение
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизнь. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Для достижения цели общего музыкального образования следует сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для обучающихся. Чтобы достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня обучающихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств, надо сделать урок современным. Как? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
Технологии обучения смогут изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются к партнерским, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
Цель данной работы: Обобщение опыта работы по использованию технологий обучения на уроках музыки.
Основные задачи:
Изучить методическую литературу по данному вопросу.
Проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе.
Применить современные технологии образования на уроках музыки.
Выделить основные возможности современных технологий обучения в решении проблемы повышения качества образования.
Объект исследования - современные технологии обучения, предмет - их роль в решении проблемы повышения качества образования.
Моя гипотеза: современные образовательные технологии играют огромную роль в решении проблемы повышения качества образования.
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки сделает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, сформирует эмоционально-положительное отношение к предмету.
Глава 1. Теоретические аспекты содержания технологий обучения
1.1.Что такое педагогическая технология?
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
- Групповые технологии.
- Технологии уровневой дифференциации и др.
В данной работе я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки технологиях обучения.
1.2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) имеют ключевое значение на всех уровнях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и практических приложений во всех отраслях знаний информационно-коммуникационные технологии выполняют одновременно функции инструментов и объектов познания.
Использование ИКТ дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.
1.3. Технология развития критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Функции этих трех фаз представлены в Приложении 1 (Таб. 1).
1.4. Проектная деятельность
Проектная технология – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения. «Всё из жизни, всё для жизни» - вот девиз данной технологии.
Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Глава 2. Практика использования технологий обучения
на уроках музыки
2.1. Информационно-коммуникационные технологии как средство художественно-творческого развития
Направления использования Информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:
наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);
закрепление изложенного материала;
диагностика качества обучения (тесты);
контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);
подготовка презентаций, выступлений учащихся;
видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.
ИКТ позволяют мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:
Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов).
Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)
Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, с помощью которой можно сочетать проверенные методы и приемы работы с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Такая доска позволяет перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты, игровые моменты. Также с ней удобно повторять отдельные материалы.
Опыт применения информационно-коммуникационных технологий показал:
а) информационная среда школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика тем, что повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2.2. Применение технологии критического мышления
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Основным критерием оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
Подготовка специального содержания текстов.
Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер».
2. Таблица.
3 Учебно-мозговой штурм.
4. Интеллектуальная разминка.
5. Зигзаг, зигзаг -2.
6. Прием «Инсерт».
7. Эссе.
8. Приём «Корзина идей».
9. Приём «Составление синквейнов».
10. Метод контрольных вопросов.
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…».
12. Круги по воде.
13. Ролевой проект.
14. Да – нет.
15. Приём «Чтение с остановками».
16. Приём «Взаимоопрос».
17. Приём «Перепутанные логические цепочки».
18. Приём « Перекрёстная дискуссия».
В ходе работы в рамках этой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Так, прием «Кластер» даёт возможность схематично, коротко изображать материал. Рисуем модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. Звезда в центре – тема, вокруг неё – планеты (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть спутники – основные идеи смысловых единиц (Приложение 2).
Например, прием «Синквейн» (пятистишие) – синтез информации в лаконичной форме (Приложение 3).
2.3. « Всё из жизни, всё для жизни»
Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика: характеризуется высокой коммуникативностью; предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке; основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы (раздела) по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.
Работа над проектом осуществляется уже с начальной школы («История создания музыкального инструмента», «Рассказ о жизни и творчестве любимого композитора», «История создания музыкального произведения» и т.д.). В средней школе осуществляется проектная деятельность более сложного формата (создание презентаций, ролевые проекты – разыгрывание сцен из оперы, или из жизни композитора, информационно-исследовательские – «Как создавалась опера», «Живописная» музыка М.П.Мусоргского» и др.) (темы проектов в 5-7 классах см. в Приложении 4).
Для осуществления проектной деятельности обучающихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения
Заключение
Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.
Применение современных технологий обучения способствует формированию у учащихся:
Повышение мотивации к обучению.
Расширение возможности предъявления учебной информации.
Способствует наиболее широкому раскрытию творческих способностей;
Позволяет наглядно представить результат своих действий.
Правильно отобранные образовательные технологии, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
К сожалению, учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармонической личности. В связи с этим возникает проблема повышения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения данной проблемы могут стать современные образовательные технологии, а применение современных технических средств обучения (компьютер, видео- и аудиоаппаратура, музыкальный центр и т.д.) позволят добиться желаемого результата.
.
Библиография
Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва: Сентябрь, 2004 год.
Громова О.К. Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии», № 4 2004.
Каунов А.М. Современные технологии и методы обучения. Волгоград. ВГПУ «Перемена», 2008.
Кларин М.В. Технологический подход к обучению //Школьные технологии № 5 2003.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003 год.
Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника //«Воспитание школьников» № 4 2002.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология - М, 2002.
Приложения
Приложение 1
Таб.1. Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Осмысление содержания Рефлексия
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Приложение 2
Кластер 1
4711065131445«Катакомбы»
00«Катакомбы»
3224530131445«Старый замок»
00«Старый замок»
52006562865«Избушка на курьих ножках»
00«Избушка на курьих ножках»
416814028003500
54635404000500223456587630«Балет невылупившихся
00«Балет невылупившихся
-88900049530«Гном»
00«Гном»
98679016192500
-9906026479500165354026479500
-165735139065сказочные
00сказочные
3920490120015романтические
00романтические
416814046355001443990463554438651130300-775335255905«Богатырские ворота»
00«Богатырские ворота»
165354042545«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского00«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского
307276521590000
4511040241935«Ссора детей»
00«Ссора детей»
443864173990«Быдло»
00«Быдло»
392049012255500
1920240730251986914130175бытовые
00бытовые
4663440175895«Лиможский рынок»
00«Лиможский рынок»
-384810126365«Два еврея»
00«Два еврея»
4101465153035001139190219710
4339590-139065П.И.Чайковский«Лебединое озеро»
00П.И.Чайковский«Лебединое озеро»
Кластер 2
4444365133351002863215285750С.С.Прокофьев«Золушка»
00С.С.Прокофьев«Золушка»
-755650161925Н.А. Римский-Корсаков
«Садко»
00Н.А. Римский-Корсаков
«Садко»
1062990114300М.И.Глинка«Иван Сусанин»
00М.И.Глинка«Иван Сусанин»
480631534290………...
(возможно заполнение в конце урока)
00………...
(возможно заполнение в конце урока)
384429017526000-2286032385008343903238500
4806315225425001605915292100………...
(возможно заполнение в конце урока)
00………...
(возможно заполнение в конце урока)
3568065224790Балет
00Балет
-40386053975Опера
00Опера
9867909779000
758190673100045491402768600012001516256000
35204405588000
1510665158750Музыкальный спектакль
00Музыкальный спектакль
-651510168275М.И. Глинка
«Руслан и Людмила»
00М.И. Глинка
«Руслан и Людмила»
467296542545П.И.Чайковский «Щелкунчик»
00П.И.Чайковский «Щелкунчик»
36912551803400043395901099186
3453130263525Мюзикл
00Мюзикл
3105151270Э.Л.Уэббер«Кошки»
00Э.Л.Уэббер«Кошки»
444436517399000
192024025844500
4758690159385003520440207010028155903556000
116776513335Р. Роджерс«Звуки музыки»
00Р. Роджерс«Звуки музыки»
4196715243205Ю.Антонов«Приключения кузнечика Кузи»
00Ю.Антонов«Приключения кузнечика Кузи»
2301239102235………...
(возможно заполнение в конце урока)
00………...
(возможно заполнение в конце урока)
Приложение 3
ПАМЯТКА - 1: Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
ПАМЯТКА – 2: СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА
1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
4 строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.
Примеры синквейнов обучающихся:
Пример 1.
Песня.
Красивая, душевная.
Настроит, успокоит, поможет.
Песня – это лучшее лекарство.
Жизнь!
Пример 2.
Вальс.
Торжественный, мелодичный.
Кружит, радует, веселит.
Вальс уносит нас в небеса.
Волшебство.
Пример 3.
Романс.
Тихий, добрый.
Успокаивает, льется, учит.
Лекарство от душевной боли.
Сердце!
Примеры синквейнов(«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского):
«Избушка на курьих ножках»
1. Баба Яга.
2.Злая, старая.
3. Летит, кричит, пугает.
4.Коварная колдунья, летающая в ступе.
5.Ведьма. «Балет невылупившихся птенцов»
1. Птенцы.
2. Маленькие, жёлтые.
3. Пищат, танцуют, падают.
4. Веселые пташки, танцующие балет.
5. Малыши.
«Старый замок»
1. Замок.
2. Старинный, таинственный.
3. Пугает, настораживает, погружает.
4. Старый замок окутан тайной.
5. Старина.
«Богатырские ворота»
1. Ворота.
2. Мощные, богатырские.
3. Закрывают, открывают, защищают.
4. Огромные ворота для богатырей.
5. Вход.
Приложение 4
Выписка из Рабочей программы по музыке для 5-7 классов
Работа над проектом
Что такое творческий проект? Творческий проект – это самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки обучающегося, приобретенные на уроках и на дополнительных занятиях.
Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Проект могут выполнять несколько человек вместе, но при этом необходимо четко разделить его на части, которые выполняет каждый.
Проект также должен быть направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.
Примерные темы творческих проектов по музыке
5 класс
Знакомьтесь, балет!
Экскурсия в мир оперы.
Какие бывают марши?
Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)Музыкальная азбука.
Музыкальные краски.
Ритм, темп в музыке и в других видах искусства.
Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности.
Музыкальный язык: форма музыкального произведения.
Инструменты симфонического оркестра.
Инструменты народного оркестра.
Музыкальные стили и направления.
Фольклорная и этническая музыка.
Музыкальные инструменты разных стран и народов.
Многокрасочность и колорит национальной музыки.
Танцы, танцы, танцы.
Музыкальный образ России.
Образ природы в искусстве.
Юмор в музыке.
Женские образы в искусстве.
Богатырская тема в музыке.
Сказка в музыке.
Поэзия и музыка.
Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира?
Другая жизнь песни.
Красота в искусстве.
6 класс
Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.
Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.
Народная музыка: истоки, направления, сюжеты, образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.
Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.
Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему.
Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения.
Авторская песня. Любимые барды.
Что такое современность в музыке?
Острый ритм – джаза звуки.
Разнообразие жанров народной музыки России.
Волшебный мир романса.
Музыка в кинофильмах.
Современна ли музыка Баха?
Такую жизнь нельзя назвать короткой (творчество Высоцкого).
Выдающиеся музыкальные исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и др.
7 класс
В 7 классе продолжается работа обучающихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект обучающихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:
Жизнь даёт для песни образы и звуки.
Музыкальная культура родного края.
Классика на мобильных телефонах.
Есть ли у симфонии будущее?
Музыкальный театр: прошлое и настоящее.
Камерная музыка: стили, жанры, исполнители.
Музыка народов мира: красота и гармония.
Музыка разных времен и эпох (барокко, классицизм, романтизм, музыка 20 века).
Представители «Могучей кучки» - кто они?
Новые направления в развитии музыки 20 века. Творчество «Битлз».
Становление рок - музыки.
Может ли быть современной классическая музыка?
Новые краски музыки 20-го столетия.
Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.
Композиторы-песенники как музыкальные символы своего времени (Дунаевский И., Александров А.).
Музыкальные конкурсы.
Профессии, связанные с музыкой.
Общие темы для 5-7 классов:
Музыка - оружие в борьбе за мир и свободу.
Музыка о войне.
Жизненный и творческий путь любимого композитора.
История одного шедевра (о любимом музыкальном произведении).
История создания музыкального инструмента.
Творческий путь любимого исполнителя.
Российские музыкальные коллективы и исполнители.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать формы урочной и внеурочной деятельности обучающихся, включающие в себя индивидуальное и коллективное музицирование, театрализацию (драматизацию) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников; творческие работы: изготовление тематических альбомов, газет музыкальной тематики или материала для стендов, создание видеофильмов, электронных презентаций, музыкального сопровождения, рисунки, анкеты, графики и диаграммы и др.; составление коллекций; рисование, конструирование, литературное творчество; дидактический материал по какой-либо теме; создание музыкальной игры и её описание; музыкальные спектакли, театрализованные концерты, музыкальные гостиные и т.п.; рассказы о композиторе и его творчестве; история создания музыкального произведения или музыкального инструмента и т.п.
Критерии оценки творческих проектов: актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы; полнота и логичность раскрытия темы; умение делать выводы и обобщения; самостоятельность суждений; творческий уровень участников проекта, оригинальность решений; умение аргументировать собственную точку зрения; художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов, литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).