Доклад на тему Импровизация – как средство творческого развития младших школьников на уроках музыки.


Импровизация – как средство творческого развития младших школьников на уроках музыки.
Импровизация (от лат. improvisus – непредвиденный, внезапный) – первичный и самый древний вид творчества. Импровизировать – значит сочинять сразу, в отличие от исполнения пьесы, заранее выученной по нотам. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла.
Во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей. Таким образом, импровизационная деятельность - одно из средств музыкального развития.
Отсюда следует, что музыкальное развитие и импровизация взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Импровизационная деятельность способствует музыкальному развитию, но и развитие определяет успешность импровизации.
Выделяют три основных вида импровизационной деятельности: двигательная (музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование), вокальная и инструментальная (ритмическая и оркестровая). Каждый вид импровизационной деятельности направлен на развитие определённых навыков и умений в создании собственных импровизаций. В основе двигательной импровизации лежит развитие у младших школьников восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Вокальные импровизации развивают музыкальный внутренний слух, способствуют развитию активного и чистого интонирования, а также целостному восприятию музыкальных произведений. Инструментальная импровизация осуществляется через игру на детских музыкальных инструментах, что способствует развитию музыкальной памяти, обогащению музыкального «багажа» учащихся, изучению тембров различных музыкальных инструментов и приёмов игры на них. Данный вид импровизационной деятельности ценен ещё и тем, что может применятся в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности.
Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение. Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество - композитора, исполнителя и слушателя - оказывает и развивающее, и терапевтическое влияние на детей.
В качестве универсального приёма организации импровизационной деятельности выступают музыкальные игры.
Музыкальная игра «Я - композитор». Какому инструменту ты поручил бы исполнить пьесу?
Творческое задание – дать название неизвестной музыкальной пьесе развивает восприятие музыки, дополняя собой материал раздела «Слушание музыки». (например «Баба-Яга» - любимый персонаж первоклассников)
Импровизирование мелодий на тексты можно рассматривать как своеобразный путь развития музыкального слуха детей на основе общности речевой и музыкальной интонации. Например: придумать мелодию на слова
«Вот так дом,
Снежный дом,
Белое крылечко.
Вот так дом,
Снежный дом,
Ледяная печка» или любое другое небольшое стихотворение.
Читая сказку «Маша и медведь» дети сочиняют мелодию на слова медведя «Сяду на пенёк, съем пирожок» и Маши «Не садись на пенёк, не ешь пирожок». Здесь ученики не только сочиняют, но и приходят к выводу, что звуки бывают низкие и высокие. (а в дальнейшем раскрывается понятие «регистр»).
Ритмическая импровизация. Очень широко используется на уроках. Дети придумывают движения под музыку. Например: танец снежинок, музыкальная шкатулка (балерина), под музыку «Балет невылупившихся птенцов», «Танец маленьких лебедей» (очень нравится детям)
Тема урока «В оперном театре». Сперва проговариваем правила поведения в театре, затем всё это инсценируем, как в театре, т.е. выноси стульчики в один ряд, создаём атмосферу, затем одни ученики назначаются работниками гардероба, другие зрители, третьи – опоздавшие. А домашнее задание – нарисовать афишу.
Таким образом, учащиеся не просто получают знания в процессе импровизаций, они открывают эти знания для себя, как моменты приобщения к творчеству. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.Используемая литература:
Г.С. Ригина, издательский дом «Фёдоров»:2005г,«Книга для учителя».
http://pedsovet.su/load/120-1-0-37625