Детская импровизация на уроках музыки как средство развития творческой индивидуальности


35998153813810
Виконала:
Цимбал Н.І.
Вчитель музичного мистецтва
Артемівської ЗОШ № 5
Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, а способность к творчеству рассматривается как норма детского развития. Ведь только творчество приносит радость, обогащает вас и тех, кто вас окружает. В литературе, посвященной анализу проблем творчества, дано большое число определений понятия творчества.
Творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей. А это значит, что творчество это:
способность находить новые решения;
способность мыслить, а не опираться на готовые решения;
интерес человека к жизни.
А значит, творческий ребенок может самостоятельно мыслить, он независим и обладает широким кругозором, открыт новому опыту и решениям, не боится пробовать, и справляется с неудачами, гибок в связи с меняющимися обстоятельствами и увлеченно занимается любимым делом.
По мнению психолога Джордана Айяна, существуют четыре основных элемента, из которых и складывается творческий дух, он выделяет так называемое Я.Д.Р.О.,  составляющее сердцевину духа творчества:
Я. «Я хочу знать» (любознательность) Д. Действенность (энергичность) Р. Риск (готовность рисковать) О. Открытость новому.
Б.Л. Яворский в развитии творческих способностей выделяет определённые этапы:
накопление впечатлений;
спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно – моторных, речевых направлениях;
импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);
создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес…)
Учащиеся не просто получают знания, которые составляют достояние человечества в готовом виде, они открывают их для себя, как моменты приобщения к творчеству. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений.
Занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом  задачи:
выработка интонационного и ладового слуха;
развитие творческой фантазии ребёнка.
«Гармония достигается не тогда, когда уже нечего
прибавить, но тогда, когда уже ничего нельзя отнять»
Антуан де Сент – Экзюпери
Каждый учитель, работая с детским коллективом, опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, увлечениям, характеру. Но успешной свою работу может назвать лишь тот, кто постоянно совершенствуется. Тот, кто ищет оптимальные пути проникновения музыки в жизнь детей, воздействия музыки на них, на их души. Тот, кто каждого ребенка может заинтересованность, помочь освободиться от комплексов, приобрести веру в себя и смелость в индивидуальных выступлениях. Тот, кто свободен от схем и стандартов. В ребенке надо обязательно поддерживать стремление к любому творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты. Пусть он пишет нескладные мелодии, сочиняет забавные стихи, рисует картинки, за всеми этими наивностями и нескладностями скрываются искренние, самые истинные творческие способности ребенка, самые подлинные проявления его чувств и мыслей.
Понимание того, что не урок ради урока, а интересный урок, наиболее важен ребёнку, слушание музыки и вокально-хоровое исполнение, необходимо активно сочетать такие виды деятельности, которые развивают самостоятельное творчество, творческую жилку - пластическое интонирование, импровизация, инструментальное музицирование, драматизация.
Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт. Умение сочинять, придумывать без предварительной подготовки. Трудно представить урок, в котором бы не было места для импровизации. Она во всём: в музыкальной деятельности ребят, в их ответах на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в уроке свободном от штампов.
Импровизация ставит на одну ступень – несопоставимое: только развивающиеся умения школьников с деятельностью профессиональных композиторов.
Обучение творческой импровизации младших школьников на уроках музыки позволяет:
1. воспитать способность адаптироваться к окружающей действительности;
2. стимулировать развитие внутреннего потенциала каждого;
3. реализовать навыки независимости и самостоятельности в принятии решений;
4. задействовать творческую фантазию и воображение;
5. объединить полученные умения и навыки с творчеством.
С чего же начинается детская импровизация?
Какие навыки для нее необходимы?
Музыкальный слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство важны, но самым ценным является готовность учащихся к выражению своих чувств, мыслей средствами музыки.
Используя такие элементы импровизации как умения:
озвучить имя, сочинить считалку, дразнилку, состоящую из одного или двух музыкальных предложений;
продолжить начатую мелодию, написать окончание к заданной мелодии;
изменить по желанию темп, динамику, в исполняемой попевке;
создать ритмическое сопровождение, ритмизацию слов....
придумать ритмическое сопровождение к песне, игре и исполнить его;
проявить себя в театральной постановке, в коллективном сочинении сказок, рассказов
учащиеся не только развивают навыки и умения, сколько проявляют стремление к поиску прекрасного, бесстрашие и риск в освоении новых приёмов.
Мои ученики подвижные и впечатлительные, мечтательные и любопытные учатся слушать музыку, переживать и выражать собственные чувства и мысли. Пытаются самостоятельно найти связь музыки с повседневной жизнью. Исполняя песню, они представляют себе и то, о чём говорится в словах, того, кто поет эти слова: как он выглядит, как двигается. Поэтому легко могут перейти от представлений к изображению того, что представляют. В результате работы настоящий художественный продукт в виде двигательных, танцевальных, музыкальных, звуковых и изобразительных этюдов, спектаклей и живых картин.
Чувствуя себя на занятиях свободно, естественно ребята накапливают впечатления, развивают вокально-слуховые представления, осваивают музыкально - ритмические упражнения, открывают только свой, пусть и маленький мир.
Нужно лишь восхищаться каждой маленькой «победой», развивать стремление к творчеству, не сдерживать его определёнными рамками.
Импровизация
Пластическое интонирование
Музицирование
Творчество учащихся
Драматизация
Речевая
ритмическая
ритмическая
вокальная
Пластические этюды
Ритмическое сопровождение
Имитация
игры на инструменте

Инсценизация, театрализация, коллективное создание рассказов, диалогов, сказок.


Вокально – хоровое музицирование
Формирование и коррекция опорных знаний

Музыкальное произведение

Установка ассоциативных соответствий
Слушание музыки, определение характера – образа музыки.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не столько то, что заложено в ней композитором, сколько то, что под ее влиянием создает его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.
Всё это:
даёт детям возможность быть вместе с героем или даже на его месте;
помогает им, хотя бы в воображении, увидеть себя в другой жизни;
даёт возможность понять, почему была написана именно эта тема;
даёт возможность каждому учащемуся выразить своё понимание музыкального сочинения;
помогает задуматься о своём месте в этой жизни;
учит искусству слушать и слышать, а значит и искусству переживать.
Таким образом, творческая деятельность на уроке музыки проявляется: в различных формах самостоятельной интерпретации музыки: рисунком, цветом, жестом, словом (устным и письменным), сравнительным анализом, придумыванием заглавия и т.д . В создании «своей музыки», ритмизации слов и стихов, озвучивании стихов и картин, выборе инструментов для аккомпанемента, сочинении мелодий. Но возможно, что оно будет проявляться в виде творческого исполнения, творческого музицирования. При этом система творческих заданий должна усложнятся усложняются.
Использование театрального «приема отождествления», слияние своего «я» с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Прием предполагает не только знание эпохи, истории создания, мировоззрения, но органическое «проживание» художественного образа произведения.
К сожалению, в процессе музыкальных занятий ребенок и музыка остаются разобщенными, отчужденными друг от друга. Музыка воспринимается как нечто «внешнее» для ребенка. Поэтому возникает необходимость в решении проблема: заниматься музыкой нужно не потому, что «так надо», поскольку она создана человеком, а потому что музыка - это сам человек, сам ребенок. Задача учителя увидеть в спонтанных проявлениях ребенка элементы потенциального творчества, придать им художественное направление. Самым доступным и естественным здесь является детский голос: «игра» своим голосом, первые осмысленные интонационные опыты ребенка. При таком процессе можно ожидать пусть наивное, но самостоятельное возникновение музыкальной, но уже художественной мысли, которая может подчас выразиться в непредсказуемой, непредвиденной форме: от интонации-высказывания в двух-трех нотах до цельных развернутых построений.