Сценарий урока по математике на тему Сложение и вычитание трёхзначных чисел(2 класс)


Математика.2 класс.Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
Ход урока:
I. Организационный момент
Начинается урок.Он пойти вам должен  впрок.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
1.Математический диктант
1)Первое число 16,второе на 9 больше.Найдите сумму
2)Первое число 33,второе на 16 больше.Найдите второе число
3)Если к 25 прибавить задуманное число,получится38.Какое число задумали?
4)Маша посадила 19 картофелин,7 из них проросли Сколько картофелин ещё не проросло?
5)На столе 29 тарелок и 13 чашек.На сколько чашек меньше ,чем тарелок?
6)Увеличьте18 на 23.
7)Найдите сумму чисел 49 и 15.
8)Первое слагаемое 22,второе 21.Найдите сумму.
Все учащиеся работают в тетрадях, а 2 ученика на закрытых от всех «крыльях» доски. После окончания работы коллективная проверка выполнения задания.
2. Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
– Найдите сумму чисел 46 и 12, используя запись столбиком.
Один у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.
– Как записывают числа в столбик? (Единицы записывают под единицами, десятки под десятками.)
5969000180340– Расскажите алгоритм сложения двузначных чисел в столбик. (Единицы складывают с единицами, десятки с десятками.)
На доске открывается эталон сложения двузначных чисел в столбик :– Найдите разность этих же чисел (46 и 12.)
Один у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.
Работа с примером на вычитание аналогична.
–Что мы выбрали для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.)
– Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)
– Что будем делать дальше? (Надо выполнить задание для пробного действия.)
3.Задание для пробного действия.
Открыть на доске два примера, записанные в строчку: 352 + 123
468 – 142.
– Посмотрите на выражения. Что в них для вас ново? (Мы ещё никогда не выполняли действий сложения и вычитания с трёхзначными числами.)
– И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.)
– Послушайте задание внимательно. Надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.
– Вы выполнили задание до конца? (Нет, мы не выполнили задание до конца.)
– В чём же ваша трудность? Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Что делать дальше? (Подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Что в этом задании было для вас новым по сравнению с предыдущим? (Мы не выполняли действий сложения и вычитания с трёхзначными числами.)
– Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Уточнить известный алгоритм и научиться складывать и вычитать трёхзначные числа, используя запись в столбик.)
– Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
Открывается тема на доске.
– Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.)
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах.
– Попробуйте уточнить известный вам эталон. Затем посмотрим, что у вас получилось, и обсудим.
4278630217170– Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.
Представители групп объясняют свои варианты эталона.
– Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.)
– Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)– Проверьте полученный вывод по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке. (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)– Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
– Теперь вы можете закончить решение примеров из задания для пробного действия? Почему? (Да, так как теперь у нас есть эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
– Закончите решение примеров. (…)6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) № 1, стр. 50 – работа с графическими моделями
-Для чего мы используем графические модели?
– Посмотрите в учебнике на № 1 на стр. 50. Прочитайте задание.
– Отработаем механизм сложения и вычитания трёхзначных чисел, выполняя этот номер.
По одному с места с объяснением.
(Графические модели соответствуют примеру 261 + 124. Складываем сотни: 2 с + 1 с = 3 с. Складываем десятки: 6 д + 2 д = 8 д. Складываем единицы: 1 е + 5 е = 6 е. Получаем 3 с 8 д 5 е или 385.)
2) № 2 (а, б – по три примера), стр. 50
Задание:
Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.
а)
б)

Решение:
а)
Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.
б)
Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.

– Выполним № 2 на стр. 50. Прочитайте задание.
– Какую цель поставите перед собой перед выполнением этого номера? (Отработать способ сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.)
– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.
По одному с места с объяснением.
(612 + 341. Единицы записаны под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываю единицы: 2 + 1 = 3, пишу под единицами. Складываю десятки: 1 + 4 = 5, пишу под десятками. Складываю сотни: 6 + 3 = 9, пишу под сотнями. Ответ – 953.)Далее объяснения аналогичны.
– Что вы заметили в примерах на сложение? (Первое слагаемое одинаковое, а второе – уменьшается, поэтому и сумма уменьшается.)
– Какой вывод можете сделать? (При уменьшении одного из слагаемых, уменьшается сумма, и наоборот.)
Аналогичная работа с закономерностью в примерах на вычитание.
– Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Выполните № 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50. Прочитайте задание.
Задание:
Выполни действия. Что интересного в примерах?
530 + 327857 – 530416 + 102518 – 416

– Какой вид записи выберете? (В столбик.)
– Задание выполняйте в тетрадях.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон для самопроверки:
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Вычислительные ошибки при сложении (вычитании) в пределах 10, …)
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
ФизминуткаРаз-подняться,подтянуться.
Два- нагнуться,разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть-на место тихо сесть.
8. Включение в систему знаний и повторение.
– Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)1) № 4 (первое и второе уравнения), стр. 51
Задание:
Реши уравнения и сделай проверку:
351 + х = 479х – 521 = 213875 – х = 105
Решение:
351 + х = 479х – 521 = 213
х = 479 – 351 х = 213 + 521
х = 128 х = 734
351 + 128 = 479734 – 521 = 213
479 = 479 213 = 213
182880081788018395951292225411480082423041363901298575
– Выполним № 4 (первое и второе уравнения) на стр. 51. Прочитайте задание.
Один ученик у доски объясняет ход решения, остальные дети пишут в тетрадях.
(351 + х = 479. В уравнении неизвестна часть. Что её найти, надо из целого – 479 вычесть другую часть – 351.)– Как удобнее из 479 вычесть 351? (В столбик.)
– Отступите 4 клетки вправо от уравнения и запишите решение этого примера в столбик.
Ученик у доски продолжает объяснение.
– Второе уравнение решите самостоятельно.
2) № 7, стр. 51
Задание:
В гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Сколько машин осталось в гараже?
Решение:
Ответ: 210 машин осталось в гараже.

– Выполним теперь № 7 на стр. 51. Прочитайте задачу.
– Выполните анализ задачи. (В задаче известно, что в гараже было 305 «Жигулей» и 142 «Москвича». Утром уехало 237 машин. Надо узнать, сколько машин осталось в гараже. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из количества машин, которые стояли в гараже, вычесть количество уехавших машин, так как ищем часть. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько машин было в гараже. Это мы можем узнать, для этого к количеству «Жигулей» надо прибавить количество машин «Москвич», так как ищем целое.)– Расскажите план решения задачи. (Первым действием узнаем, сколько машин было в гараже, после чего ответим на вопрос задачи.)
– Как удобнее записывать каждое действие задачи? (В столбик.)
– Запишем решение задачи.
Один у доски, остальные – в тетрадях.
– Вот вы и убедились в том, что знание нового способа пригодится вам для выполнения многих заданий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
– Достигли цели? Докажите.
– Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)– Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Где вам могут пригодиться новые знания? (В решении задач, уравнений, в повседневной жизни, …)– Кто сегодня может сказать, что учился по-настоящему? Почему? (…)– Можете ли вы теперь назвать себя знатоками трёхзначных чисел? (…)– Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках. У кого остались затруднения по новой теме? Что вы себе запланируете? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм.)
Домашнее задание:
- Составить и решить 5 примеров на сложение трёхзначных чисел;
- № 3 (2, 3 пример), стр. 50; № 4 (3 уравнение), 5, стр. 51;
☺ № 9, стр. 51.