Программа элективного курса Отдельные главы общей химии 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
имени героя Советского Союза Э.Д. Потапова
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 18
Имени Э.Д. Потапова
_________Р.В.Шиленков
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Автор: Учитель химии высшей категории
Шиленкова Ю.В.
2015-2016 учебный год
Мичуринск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение Министерством образования Российской Федерации обязательного минимума содержания основного общего образования по химии привело к тому, что знания, полученные учащимися по химии, становятся неполными и недостаточными.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что наивысший интерес к химии дети испытывают именно в 8 и 9 классах. Этот возраст наиболее удачно позволяет заложить прочный фундамент химических знаний. Современный базовый курс химии не дает такой возможности.
Это вызвано рядом причин. Во-первых, учитель должен изложить минимум материала, ориентируясь на обязательный минимум содержания. Во-вторых, на уроке учитель работает с целым классом, а усвоение знаний происходит строго индивидуально. Тем самым усредняется темп работы.
В 8 классе школьники получили необходимые первоначальные знания по химии, которые помогут им ориентироваться в многообразном и сложном мире этой науки.
В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается весьма поверхностно. Это относится, в частности, к окислительно-восстановительным реакциям, основам термохимии, строению атома, количественным соотношениям в химии. Обучающиеся не всегда осознанно составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций, путают процессы окисления и восстановления, затрудняются в определении степени окисления. Особые трудности они испытывают при изучении вопросов химической кинетики, в решении расчётных задач.
Элективный курс направлен на ликвидацию указанных пробелов, на подготовку учащихся к профильному изучению предмета, он раскроет некоторые «химические тайны» в теории и практике. Введение данного курса даст возможность обучающимся мобильно оперировать знаниями и умениями в различных ситуациях. Он также является важнейшим условием для формирования у детей способностей самостоятельно мыслить. Каждое теоретическое занятие заканчивается контролем в виде заданий тестового типа, что подготовит ребят к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Формы и методы работы:
1) лекционно-семинарская;
2) контроль знаний в виде заданий тестового типа;
3) демонстрационный эксперимент;
4) решение задач различных типов.
Разработанный элективный курс включает:
1. тематическое планирование;
2. программу изучаемого материала;
3. содержание тем учебного курса. Поурочное планирование к программе элективного курса « Отдельные главы общей химии »;
4. приложения, которые включают: задания для фронтальной работы с учащимися; задания для осуществления тестового контроля по изученным темам;
5.список литературы.
Цели курса:
1. Расширение, закрепление и систематизация знаний по отдельным вопросам общей химии.
2. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
а) интереса к изучению химии;
б) интеллектуальных и творческих способностей;
в) умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
г) учебно-коммуникативных умений;
д) индивидуальных способностей.
Учебно-методическое обеспечение:
Реализация программы данного курса осуществляется через использование на занятиях курса действующих учебников, методических пособий, справочников, дополнительной литературы, раздаточного материала, таблиц, моделей кристаллических решёток алмаза, иода, хлорида натрия, меди, соответствующих оборудования и реактивов.
Требования к техническому оснащению курса:
Набор таблиц по строению атомов, видов химической связи, периодическая система Д.И.Менделеева.
Модели кристаллических решёток алмаза, хлорида натрия, иода, меди.
3.Оборудование и реактивы для проведения опытов по теме «Скорость химических реакций».
4. Действующий учебник по химии.
5. Сборники задач по химии.
Оценивание знаний и умений ОБУчающихся:
На занятиях элективных курсов контроль знаний не является приоритетным фактором, так как главная мотивация работы – это развитие познавательного интереса обучающихся. Тем не менее, после изучения каждой темы планируется тестовый контроль знаний, что позволит вовремя выявить пробелы в знаниях обучающихся и даст возможность оказать методическую помощь тому ученику, который испытывает затруднения. Основной акцент направлен на активизацию деятельности учеников, на активное обсуждение изучаемых вопросов в форме диалога. Контролировать уровень достижений обучающихся можно наблюдением за работой на занятии, беседой с учащимися, их родителями, анализировать творческие, исследовательские работы, результаты выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, тестированием, анкетированием. Важно использовать оценку промежуточных достижений, чтобы поощрить ученика или оказать своевременную помощь, скорректировать деятельность ученика и учителя. Проводить итоговую аттестацию по результатам изучения курса можно: 1) используя зачётную работу (тест, собеседование); 2) самостоятельно выполненную работу (реферат, отчёт об исследовании, эссе).
По результатам устных опросов, тестов, работы на занятиях школьникам выставляется балл от 1 до 10, результаты фиксируются в портфолио обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся:
Обучающийся должен знать:
1.основные сведения о строении атомов элементов I-IV периодов;
2. типы химических связей (ковалентная, ионная, металлическая);
3. типы кристаллических решёток (атомные, молекулярные, ионные, металлические);
4. окислительно-восстановительные реакции, их роль в химии и в жизни человека;
5 скорость химических реакций и её зависимость от различных факторов;
6. химическое равновесие и условия его смещения;
7. способы решения задач некоторых типов (вывод формул, массовая доля растворённого вещества, относительная плотность газов).
Обучающийся должен уметь:
определять строение атома по положению элемента в периодической системе Д.И Менделеева;
изображать строение атома, распределять электроны по уровням, подуровням, используя принцип Паули, правило Гунда, принцип Клечковского;
определять тип химической связи в веществах (ковалентная, ионная, металлическая);
по виду химической связи определять тип кристаллической решётки (атомные, молекулярные, ионные, металлические), а по ней - свойства;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, находить окислитель, восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
устанавливать зависимость скорости реакции от различных факторов: природы и поверхности соприкосновения реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора;
предсказывать направление смещения химического равновесия в зависимости от различных факторов: изменения температуры, давления, концентрации исходных веществ и продуктов реакции;
решать расчётные задачи.
Распределение количества часов элективного курса
Общее количество часов 17
В неделю 1
Лекции 4
Семинары 4
Учебно-тематическое планирование:
№
Тема
Количество часов
Эксперимент
Контроль
Всего часов
Лекции
Семинары
Раздел 1.Строение атома и химическая связь (4 часа)
1.
Состояние электронов в атоме. Формирование уровней и подуровней.
1
1
2.
Строение атомов элементов I-IV периодов.
1
1
3.
Виды химических связей. Типы кристаллических решёток.
1
1
Демонстрация кристаллических решёток алмаза, иода, хлорида натрия.
4.
Систематизация знаний по данной теме.
1
Тестовая сам.раб. «Строение атома и химическая связь»
Раздел 2. Окислительно-восстановительные реакции. (3 часа)
5.
6-7.
Степень окисления. Шкала степеней окисления.
Составление ОВР.
1
2
1
1
Тестовая сам.раб. по теме: «ОВР»
Раздел 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (4 часа)
8-9.
Скорость химических реакций и их зависимость от различных факторов. Уравнение Вант-Гоффа.
2
1
1
Демонстрация зависимости скорости реакции от различных факторов.
10-11.
Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье.
2
1
Тестовая сам.раб. по теме: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»
Раздел 4. Количественные отношения в химии.(6часов)
12.
Вывод формул.
1
13-16.
Растворы. Смеси.
4
17
Самостоятельное решение задач.
1
Итого:
17
4
4
4
ПРОГРАММА
Раздел 1. Строение атома. Химическая связь.................................4 часа
Основные дидактические единицы. Энергетические уровни и подуровни. Электронное облако и орбиталь. Форма орбиталей (s, p, d, f). Распределение электронов по уровням и подуровням атомов элементов 1-4 периодов. Принцип Паули, правило Гунда, принцип наименьшей энергии Клечковского (для хрома и меди). Определение строения атомов по их координатам (номеру периода, номеру группы).
Виды химических связей: ковалентная, ионная, металлическая. Электроотрицательность атомов химических элементов. Шкала электроотрицательности по Полингу. Единая природа химических связей. Определение вида химических связей по разности значений электроотрицательности.
Типы кристаллических решеток: атомные, ионные, молекулярные, металлические. Установление причинно-следственных связей: вид связи тип кристаллической решетки свойства вещества.
Упражнения. Составление электронных и электронно-графических формул атомов элементов I-IV периодов.
Определение вида связи и типа кристаллической решетки по формулам веществ. Выполнение тестовых заданий.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза графита, иода, хлорида натрия.
Раздел 2. Окислительно-восстановительные реакции..................3 часа
Основные дидактические единицы. Окислительно-восстановительные реакции, их место среди химических реакций и роль в жизни человека. Окислители и восстановители, процессы восстановления и окисления. Шкала степеней окисления, прогнозирование окислительно-восстановительных свойств веществ. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Упражнения. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Раздел 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие....................................................................................................................4 часа
Основные дидактические единицы. Скорость химических реакций в гомогенной и гетерогенной средах и ее зависимость от различных факторов.
1. Природа реагирующих веществ.
2. Концентрация реагирующих веществ. Закон действующих масс – основной закон химической кинетики.
3. Температура. Правило Вант-Гоффа.
4. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
5. Катализатор.
Реакции обратимые и необратимые. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Сдвиг химического равновесия под воздействием различных факторов: изменение температуры, давления, концентрации исходных веществ и продуктов реакции.
Упражнения. Определение направления смещения химического равновесия под воздействием внешних условий (температуры, давления, концентрации реагентов).
Расчетные задачи. Правило Вант-Гоффа, закон действия масс – основной закон химической кинетики.
Демонстрации. Опыты, показывающие зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие магния, железа, меди с раствором серной кислоты); от температуры (оксид меди (II) с серной кислотой без нагревания и при нагревании); от концентрации реагирующих веществ (магний с серной кислотой разных концентраций); от поверхности соприкосновения реагирующих веществ (серная кислота с железом в виде опилок и железного гвоздя); от катализатора (разложение пероксида водорода под действием оксида марганца (IV)).
Раздел 4. Количественные отношения в химии...........................6 часов
Основные дидактические единицы. Вывод формул. Простейшие и истинные формулы.
Растворы. Массовая доля растворенного веществ. Смешивание растворов. Относительная плотность смеси газов по другому газу.
Расчетные задачи. Решение задач указанных типов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздел I. Строение атома. Химическая связь.
1. Составьте электронные и электронно-графические формулы для атомов элементов с порядковыми номерами 6, 10, 12, 17, 20, 23, 24, 36 (по выбору). К каким семействам (s, p, d, f) относятся данные элементы? Для двух их них укажите формулы высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (если существуют) и их характер.
2. Найдите элемент в периодической системе, если электронная формула атома этого элемента имеет окончание:
a) 2s1, б) 3s23p1, в) 3d24s2
Восстановите их полную электронную формулу. К каким семействам относятся эти элементы. Почему?
3. Напишите электронную и электронно-графическую формулу для Mg2+ и Cl-. В чем сходство и различие: a) Mg0 и Mg2+, б) С10 и Сl- (по числу элементарных частиц).
Тестовый контроль.
1. Химические элементы с порядковыми номерами 12 и 17 являются
1) s- и s - элементами
2) р- и р - элементами
3) s- и р - элементами
4) s- и d - элементами
2. Электронную конфигурацию 1s22s22p3 имеет атом
1) фосфора
2) азота
3) бора
4) алюминия
3. Максимальное число электронов на р – подуровне
1) 2
2) 4
3) 6
4) 8
4. Какие из перечисленных обозначений орбиталей неверны
1) 1s2p
2) 2p3s
3) 1p2d
4) 3d4s
5. Электронная формула иона калия (К+)
1) 1s22s22p63s23p6
2) ls22s22p63s23p64s1
3) 1s22s22p63s23p64s2
4) 1s22s22p63s23p4
6. Установите соответствие:
Частица
l. Na+
2. Na0
З. Сl-
4. Cl°
Электронная формула
А) ls22s22P63s23p5
Б) 1s22s22p63s23p6
В) 1s22s22p63s1
Г) ls22s22p6
7. Установите соответствие.
Атом азота со степенью окисления
l. N+2
2. N+4
3. N+3
4. N+5
Электронная формула
А) 1s2
Б) 2s22s1
В) 1s22s22p6
Г) ls22s22p1
8. Три частицы: Ne°, Na+, F- - имеют одинаковое
1) число протонов в ядре
2) число нейтронов в ядре
3) число электронов
4) относительную атомную массу
9. Число d - электронов в атоме хрома
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
10. Формула высшего оксида и летучего водородного соединения для элемента с электронной конфигурацией атома ns2 пр3
а) RO2 и RH4
б) R2O5 и RH3
в) RO3 и RH2
г) R2O7 и RH.
Виды химических связей.
1. Вид связи в молекулах С12 и H2S
1) ионная и ковалентная полярная
2) ковалентная неполярная и ковалентная полярная
3) ковалентная полярная и ковалентная неполярная
4) ионная и ковалентная неполярная
2. Установите соответствие:
Вещество
1. кислород
2. хлорид натрия
3. хлороводород
4. железо
Вид связи
А) ковалентная неполярная
Б) ковалентная полярная
В) ионная
Г) металлическая
3. Пара веществ с ионной связью
1) CH4 и Br2
2) SO2 и Н2О
3) Н2 и НС1
4) LiF и КС1
4. Атомную и ионную кристаллическую решетку имеют
1) алмаз и фторид калия
2) вода и водород
3) сера и хлорид натрия
4) алмаз и алюминий
5. Химическая связь между атомами элементов с порядковыми номерами 11 и 17
1) ионная
2) ковалентная полярная
3) ковалентная неполярная
4) металлическая
6. Установите соответствие.
Название вещества
1. алмаз
2. «сухой лед» (оксид углерода (IV))
3. магний
4. хлорид калия
Тип кристаллической решетки
А) молекулярная
Б) атомная
В) металлическая
Г) ионная
Раздел II. Окислительно-восстановительные реакции.
1. Какие из реакций являются окислительно-восстановительными?
а) НС1 + NaOH = NaCl + Н2О
б) 2Сu + О2 = 2СuО
в) MgCO3 =t MgO + СО2
г) Zn + 2НС1 = ZnCl2 + Н2
д) Na2SO4 + ВаС12 = BaSO4 + 2NaCl
е) 2HgO =t 2Hg + O2
2. Определите степени окисления атомов элементов в веществах:
Mg, H2, O2, H2S, CH4, NaH, Mg3N2, C12O5, C12O, H2SO3, H3PO4, Ca(OH)2, К3РО4, A12(SO4)3, K2Cr2O7.
3. Подберите коэффициенты методом электронного баланса.
а) NH3 + О2 N2 + Н2О
б) NH3 + О2 NO + Н2О
в) Ag + HNO3 (конц.) AgNO3 + Н2О + NO2
г) Ag + HNO3 (разб.) AgNO3 + Н2О + NO
д) Na + H2SO4 (конц) Na2SO4 + Н2О + H2S
е) Hg + H2SO4 (конц) HgSO4 + Н2О + SO2
ж) Na2SO3 + KMnO4 + КОН Na2SO4 + K2MnО4 + H2O
з) K2S + KMnO4 + H2SO4 S + MnSO4 + K2SO4 + H2O
и) Na2SO3 + KIO3 + H2SO4 I2 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
к) KNO2 + KI + H2SO4 I2 + NO + K2SO4 + H2O
Тестовый контроль.
1. Реакция окисления-восстановления
1) 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
2) Сu + 4HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
3) FeCl3 + 3AgNO3 = 3AgCl + Fe(NO)3
4) CaO + H2O = Ca(OH)2
2. Число электронов, участвующих в процессе, выраженным схемой
S-2 S+6
1) 2
2) 4
3) 6
4) 8
3. Группа веществ со степенью окисления атома азота +3
1) Li3N, N2, NH3, NO
2) NaNO2, HNO2, N2O3, KNO2
3) N2O, Ca3N2, NO2, HNO3
4) A1N, A1(NO3)3, N2O5, K3N
4. Вещества, являющиеся только окислителем и восстановителем
1) H2SO4(конц) и NH3
2) HNO3 и HNO2
3) НС1О и НС1О2
4) Mg и K2SO3
5. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении
2А1 + 3H2SO4= A12(SO4)3 + ЗН2
1) 1
2) 2
3) 3
4) 2 и 3
6. Для реакции H2S + О2 SO2 + Н2О процесс восстановления выражается схемой
1) S-2 – 6 S+4
2) S-2 – 2 S°
3) О2 + 4 2О-2
4) 2О-2 – 4 О2
7. Сумма коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции FeO + Р Fe + Р2О5
1) 10;
2) 11;
3) 12;
4) 13.
8. Установите соответствие.
Уравнение реакции
1. 2NO+2H2 = N2+2H2O
2. H2+2Na = 2NaH
3. 4NH3+6NO = 5N2+6H
·2O
4. N2+O2 = 2NO
Окислитель
А) NO
Б) О2
В) N2
Г) H2
Раздел III. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
А. Скорость химических реакций.
1. Запишите математическое выражение:
а) правила Вант-Гоффа;
б) закона действия масс;
в) скорости химических реакций в гомогенной и гетерогенной среде.
2. Для каждой из приведенных ниже реакций напишите уравнения закона действия масс.
а) 2NO2 2NO+O2
б) Н2+С12 2НС1
в) Fe2O3+3H2 2Fe+3H2O
3. Определите скорость реакции 2N2O+O2 4NO если начальная концентрация оксида азота (I) 4 моль/л, а кислорода 2 моль/л.
4. В реакции 2А(г) + В(г) = С, концентрацию вещества А увеличили в 2 раза, вещества В - в 3 раза. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции?
Тестовый контроль.
1. Формула для определения скорости реакции в гомогенной среде
1)13 EMBED Equation.3 1415
2) 13 EMBED Equation.3 1415
3) 13 EMBED Equation.3 1415
4) 13 EMBED Equation.3 1415
2. Реакция, идущая с наибольшей скоростью
1) С+О2t
2) С+О2
3) С+воздух
4) С+воздухt
3. Правило Вант-Гоффа выражается формулой
1) 13 EMBED Equation.3 1415 2)13 EMBED Equation.3 1415 3)13 EMBED Equation.3 1415 4) 13 EMBED Equation.3 1415
4. Закон действия масс для уравнения 2А(г) + В(г) = С
1) 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 2) 13 EMBED Equation.3 1415 3) 13 EMBED Equation.3 1415 4) 13 EMBED Equation.3 1415
5. Формула для определения скорости обратной реакции
2SO2+O2 2SO3
1) 13 EMBED Equation.3 1415 2) 13 EMBED Equation.3 1415 3) 13 EMBED Equation.3 1415 4) 13 EMBED Equation.3 1415
6. При увеличении концентрации вещества А в 3 раза в реакции А(г)+В(г)=АВ(г) скорость реакции увеличится в
1) 3 раза
2) 6 раз
3) 8 раз
4) 9 раз
7. Скорость некоторой реакции при 200С составляет 0,016 моль/л·с, а при 500С – 0,128 моль/л·с. Температурный коэффициент реакции равен
1) 3
2) 2,67
3) 2
4) 3,5
8. Во сколько раз увеличится скорость реакции 2SO2 + O2 2SO3 при повышении давления в системе в 3 раза
1) в 9 раз
2) в 6 раз
3) в 27 раз
4) в 18 раз
Б. Химическое равновесие.
1. В системе А(г) + В(г) С(г) + Q установилось равновесие. В какую сторону сместится равновесие при: уменьшении температуры; увеличении давления; увеличении концентрации вещества А; использовании катализатора?
2. Какие внешние условия нужно изменить, чтобы сместить равновесие в сторону образования продуктов реакции? 4НС1(Г)+О2 2С12 (Г) + 2Н2О(Г) + Q
3. Как повлияет уменьшение давления на смещение химического равновесия в реакциях?
а) 3Fе2О3 + СО 2Fe3O4 + СО2
б) N2O4 2NO2
в) 2NO + O2 2NO2
4. Как повлияет уменьшение температуры на смещение химического равновесия в реакциях?
а) А + В 2С – 150 кДж
б) A + D E + 150 кДж
в) СаСО3 СаО + СО2 – 178 кДж
г) 2SO2+O2 2SO3 + 284,2 кДж
5. Как нужно изменить концентрации реагентов, давление и температуру в реакции С4Н10 С4Н8 + Н2 – Q, чтобы сместить химическое равновесие в сторону образования продуктов реакции?
Тестовый контроль
1. Обратимая реакция
1) С + О2 СО2
2) 2NO+O2 NО2
3) 2НС1 + СuО СuС12 + Н2О
4) Mg + С12 MgCl2
2. Смещает химическое равновесие
1) концентрация реагентов
2) катализатор
3) давление для газов
4) температура
3. Изменение внешнего давления не смещает химическое равновесие в реакции
1) Fe2O3+3H213 EMBED Equation.3 14152Fe+3H2O(газ)
2) 2СО + О2 2СО2
3) N2 + ЗН2 2NH3
4) 2SO3 2SO2+O2
4. При повышении температуры равновесие сместится в сторону продуктов реакции для процесса
1) 2HI Н2 + I2 + Q
2) N2 + O2 2NO – Q
3) 2SO2+О2 2SO3 + Q
4) СН4 + 4 S CS2 + 2H2S + Q
5. В реакции 2NO+O2 2NO2 + Q равновесие сместится в сторону образования продукта реакции, если
1) увеличить давление и понизить температуру;
2) увеличить давление и повысить температуру;
3) уменьшить давление и понизить температуру;
4) увеличить давление и повысить температуру.
Раздел 4. Количественные отношения в химии.
Вывод формул
1. Массовые доли железа и серы в соединении равны 46,67% и 53,33%. Определите формулу этого соединения. (FeS2)
2. Массовая доля хлора в хлориде фосфора составляет 77,5% Определите простейшую формулу хлорида. (PCl3)
3. Определите формулу оксида, если 28,8 г его содержит 25,6 г меди. (Сu2О)
4. Определите формулу вещества, состоящую из 87,5% азота и 12,5% водорода. Относительная молекулярная масса вещества 32. (N2H4)
5. Выведите формулу вещества, содержащую 81,8% углерода и 18,2% водорода, если относительная плотность по водороду равна 22. (С3Н8)
6. Массовая доля серы в оксиде в 1,5 раза меньше массовой доли кислорода. Определите простейшую формулу оксида. (SO3)
7. Массы углерода и водорода, входящие в состав газа объемом 16,8 л (н.у.) равны соответственно 18г и 4,5 г. Определите истинную формулу газа. (С2Н6)
8. Отношение молярных масс хлорида и оксида двухвалентного металла равно 1,679. Определите металл. (Zn)
Растворы
1. Какой объем аммиака (н.у.) нужно взять для получения 200 мл 10%-ного нашатырного спирта плотностью 0,96 г/мл? (25,3 л)
2. В 250 г 20%-ного раствора хлорида натрия добавили:
а) 50 г воды;
б) 50 г хлорида натрия;
в) 50 г 5%-ного раствора поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученных растворах. (8%; 25%, 9,2%)
3. Какую массу воды нужно добавить к 50 г 70%-ного раствора уксусной кислоты для получения 3,5%-ного раствора. (950 г)
4. Какой объем 10%-ного раствора сульфата магния (13 EMBED Equation.3 1415= 1,103 г/мл) и воды и потребуется для приготовления 200 мл 2%-ного раствора сульфата магния с плотностью 1,019 г/мл. (V(H2O) =163,04 мл; Vp-pa (MgSO4) = 36,96 мл)
5. Какая масса гидроксида натрия содержится в 1л раствора с массовой долей щелочи 8% и плотностью раствора 1,09 г/мл. (87,2 г)
6. Какой объем воды надо добавить к 50 мл 21%-ного раствора серной кислоты (р = 1,15 г/мл), чтобы получить: а) 3%-ный раствор, б) 15%-ный раствор. (345 мл, 23 мл)
7. 10,8 г серебра обработали 72,41 мл 30%-ной азотной кислоты (13 EMBED Equation.3 1415 = 1,48 г/мл). К полученному раствору добавили 18,72 г 25%-ного раствора хлорида натрия. Определите массу выпавшего осадка. (11,48 г)
Смеси веществ
1. Смесь опилок меди и алюминия при комнатной температуре обработали избытком концентрированной азотной кислоты и получили 6,72 л газа (н.у.). При обработке такого же количества исходной смеси раствором гидроксида натрия было получено 20,16 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси. (W(Сu)=37,2%, W(А1)=62,8%)
2. При обработке 11,9 г смеси опилок алюминия и цинка избытком раствора соляной кислоты было получено 8,96 л водорода (н.у.). Вычислите массовые доли металлов в смеси. (W(А1)=45,4%, W(Zn)=54,6%)
3. Смесь оксидов углерода имеет плотность по водороду 18. Вычислите массовые доли оксидов в смеси. (W(СО)=38,9%, W(СО2)=61,1%)
4. При взаимодействии 200 г раствора, содержащего карбонаты натрия и аммония, с избытком раствора гидроксида калия выделяется 6,72 л газа (н.у.), а при взаимодействии такой же массы раствора с избытком соляной кислоты - 8,96 л газа (н.у.). Вычислите массовые доли каждой из солей в растворе. (W((NH4)2CO3)=7,2 %, W(Na2CO3)=13,25 %)
5. При обработке смеси цинка с сульфидом цинка избытком раствора соляной кислоты было получено 1,12 л (н.у.) газовой смеси с плотностью по кислороду 0.8625. Вычислите массовую долю цинка в исходной смеси. (14,35%)
6. Раствор массой 40 г содержит карбонат и сульфит натрия. Этот раствор обработали избытком раствора серной кислоты и получили газовую смесь с плотностью по водороду 28. При выпаривании полученного раствора образовалось 14,2 г сухого остатка. Вычислите массовые доли солей в исходном растворе. (W(Na2SO3=18,9%; W(Na2CO3)=10,6%)
Литература:
Кузьмено, Н.Е. Химия. Для школьников ст.классов и поступающих в вузы / Н.Е. Кузьменко, В.В. Феремин, В.А. Попков. – М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2002. – 544 с.
Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: Учеб.для общеобразоват.учреждений / О.С. Габриелян. – 10-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005. – 266 с.
Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: Учеб.для общеобразоват.учреждений / О.С. Габриелян. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.
Габриелян, О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 158 с.
Хомченко, Г.П. Задачи по химии для поступающих в вузы / Г.П. Хомченко, И.Г Хомченко. – М., Высшая школа13 EMBED Equation.3 1415, 1995. – 302 с.
Крестинин, А.Н. Задачи по химии: Нет ничего проще: Учебное пособие для 8-11 классов / А.Н крестинин.– М., Генжер, 1998. – 90 с.
Содержание тем учебного курса. Поурочное планирование к программе элективного курса « Отдельные главы общей химии.»
Тема 1. Строение атома и химическая связь.
Занятия 1,2. Состояние электронов в атоме. Формирование уровней и подуровней. Строение атомов элементов I-IV периодов.
Форма занятия: лекция с элементами беседы, выполнение упражнений.
Основная цель: на основании положения элемента в ПС рассмотреть строение атомов элементов I-IV периодов, научить составлять электронные и электроннографические формулы атомов данных элементов в соответствии с принципом Паули, правилом Гунда, принципом наименьшей энергии Клечковского.
Техническое оснащение: периодическая система Д.И. Менделеева, набор таблиц по строению атомов.
Ход занятия 1. Изучаемые вопросы.
Развитие представлений о строении атома.
А) открытие радиоактивности (А.Беккерель 1896г.)
Б) открытие электрона (Дж. Томсон 1897г.)
В) опыты по рассеянию 13 EMBED Equation.3 1415-частиц на атомах (Э.Резерфорд 1911г.)13 EMBED Equation.3 1415
Краткие сведения о планетарной модели строения атома Резерфорда.
Состав атома: число протонов, нейтронов в ядре атома, число электронов в атоме в соответствии с порядковым номером элемента и массовым числом.
Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.
Строение атомов элементов I-IV периодов.
Выполнение упражнений по определению состава и строения атомов.
Ход занятия 2. Изучаемые вопросы:
Формирование уровней и подуровней (s-,p-,d-подуровни).
Распределение электронов в соответствии с принципом Паули, правилом Гунда, принципом наименьшей энергии Клечковского.
Составление электронных и электроннографических формул
атомов элементов I-IV периодов.
Выполнение упражнений из приложения.
Занятие 3. Виды химических связей. Типы кристаллических решёток.
Форма занятия: лекция с элементами беседы, выполнение упражнений.
Основная цель: сформировать понятие о причинах и способах образования ковалентной (полярной и неполярной), ионной и металлической связях, связать вид связи c электроотрицательностью атомов, установить зависимость между видом связи, типом кристаллической решётки и свойствами вещества.
Техническое оснащение: набор таблиц по видам химических связей, модели кристаллических решёток алмаза, поваренной соли, иода, меди.
Ход занятия 3. Изучаемые вопросы.
Причина образования химической связи (внешний уровень завершённый и незавершённый).
Образование ковалентной неполярной связи (H2, Cl2, N2 ).
Образование ковалентной неполярной связи ( HCl, H2O)
Образование ионной связи (NaCl, K2S).
Единая природа химической связи.
Образование металлической связи.
Выполнение упражнений из приложения.
Занятие 4. Систематизация знаний по предыдущим темам.
Выполнение упражнений из приложения по теме: «Строение атома. Химическая связь».
Тема 2.Окислительно-восстановительные реакции.
Занятие 5. Степень окисления. Шкала степеней окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
Форма занятия: лекция с элементами беседы, выполнение упражнений.
Основная цель: сформировать понятие о степени окисления атомов элементов и совершенствовать навыки в определении её в различных веществах, познакомить со шкалой степеней окисления, научить находить ОВР среди других реакций, дать понятие процесса окисления, восстановления, окислителя, восстановителя, научить составлять схему электронного баланса и по ней расставлять коэффициенты в ОВР.
Техническое оснащение: периодическая система Д.И. Менделеева.
Ход занятия 5. Изучаемые вопросы.
Понятие степени окисления.
Определение степени окисления в простых веществах, бинарных соединениях, веществах, состоящих из трёх химических элементов.
Шкала степеней окисления.
Классификация реакций по степени окисления атомов до и после реакции.
Составление схемы электронного баланса и расстановка коэффициентов в ОВР.
Определение процесса окисления, восстановления, окислителя, восстановителя.
Выполнение упражнений из приложения.
Занятие 6,7. Составление ОВР.
Форма занятия: семинар-практикум.
Основная цель: совершенствовать умения в составлении ОВР.
Техническое оснащение: периодическая система Д.И. Менделеева.
Ход занятия 6,7. Изучаемые вопросы.
Составление ОВР.
Самостоятельная работа из приложения.
Тема 3. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
Занятие 8,9. Скорость химических реакций и её зависимость от различных факторов.
Форма занятия: лекция с элементами беседы и демонстрацией опытов по зависимости скорости реакции от различных факторов, выполнение упражнений.
Основная цель: сформировать понятие о скорости химической реакции в гомогенной и гетерогенной среде, о зависимости скорости реакции от различных факторов, научить применять правило Вант-Гоффа и закон действия масс при решении расчётных задач.
Техническое оснащение: набор реактивов и оборудования для демонстрации опытов, показывающих зависимость скорости реакций от различных факторов.
Ход занятия 8. Изучаемые вопросы.
Определение скорости химической реакции в гомогенной и гетерогенной среде.
Зависимость скорости реакции от следующих факторов:
А) поверхности соприкосновения реагирующих веществ (взаимодействие порошкообразного и гранулированного цинка с соляной кислотой),
Б) природы реагирующих веществ (взаимодействие магния, железа, меди с соляной кислотой),
В) концентрации реагирующих веществ (взаимодействие цинка с 10%-ным и 40%-ным раствором серной кислоты),
Г) температуры (взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой),
Д) катализатора (разложение пероксида водорода под действием диоксида марганца).
Правило и уравнение Вант-Гоффа.
Закон действия масс.
Ход занятия 9. Решение расчётных задач по уравнению Вант-Гоффа и закону действия масс.
Занятие 10,11.Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье.
Форма занятия: лекция с элементами беседы и семинар-практикум.
Основная цель: рассмотреть примеры необратимых и обратимых реакций, дать понятие о смещении химического равновесия под воздействием внешних воздействий (температуры, давления, концентрации исходных веществ и продуктов реакции) согласно принципу Ле Шателье.
Ход занятия 10. Изучаемые вопросы.
1. Реакции необратимые и обратимые.
2. Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия согласно принципу Ле Шателье.
Выполнение упражнений из приложения.
Ход занятия 11.
1. Выполнение упражнений из приложения.
2. Самостятельная работа из приложения.
Тема 4. Количественные отношения в химии.
Занятие 12. Вывод формул.
Форма занятия: решение задач под руководством учителя.
Основная цель: научить решать задачи на вывод простейших и истинных формул, применять математические и алгебраические способы решения задач, способствовать развитию логического мышления.
Ход занятия 12. Изучаемые вопросы.
Вывод простейших формул. (Задачи 1-3 из приложения).
Вывод истинных формул. (Задачи 4-5 из приложения).
Решение нестандартных задач. (Задачи 6-8 из приложения).
Занятия 13-14. Решение задач на смеси веществ.
Форма занятия: решение задач под руководством учителя.
Основная цель: научить решать задачи на смеси веществ, применять математические и алгебраические способы решения задач, способствовать развитию логического мышления.
Ход занятия 13-14. Изучаемые вопросы.
Решение типовых задач. (Задачи 1-5 из приложения).
Решение нестандартных задач. (Задачи 5-6 из приложения).
Занятия 15-16. Решение задач на растворы.
Форма занятия: решение задач под руководством учителя.
Основная цель: научить решать задачи на растворы, применять математические и алгебраические способы решения задач, способствовать развитию логического мышления.
Ход занятия 15-16. Изучаемые вопросы.
Решение типовых задач. (Задачи 1-5 из приложения).
Решение нестандартных задач. (Задачи 4,7 из приложения).
Занятия 17. Самостоятельное решение задач изученных типов.
Форма занятия: самостоятельное решение задач.
Основная цель: проконтролировать практические навыки обучающихся в решении расчётных задач изученных типов.
Ход занятия 17. Изучаемые вопросы.
Самостоятельная проверочная работа.
Предлагаемые задачи разных уровней:
А) В оксиде некоторого одновалентного металла массовая доля кислорода равна 53,3%. Определите металл.
Б) Молярная масса бромида одновалентного металла в 2,125 раза больше молярной массы гидроксида этого металла. Определить металл.
А) На восстановление смеси меди и оксида меди (II) массой 100г затрачен водород массой 0,6г. Определить массовые доли компонентов в смеси.
Б) При обработке смеси порошков цинка и алюминия массой 23,8г избытком раствора серной кислоты получен водород объёмом 17,92л (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
А) Определить массу соли, которая вводится при вливании в организм физиологического раствора массой 350г, содержащего 0,85% по массе поваренной соли.
Б) Оксид серы (VI) массой 8г растворили в растворе серной кислоты массой 110г с массовой долей кислоты 8%. Определить массовую долю кислоты в полученном растворе.
Примечание. Задачи повышенного уровня сложности представлены под Б).
13PAGE 15
13PAGE 142415
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native