ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А.Ю. Чёрный
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Любительское (самодеятельное) творчество – уникальное социально-культурное явление с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Любительское творчество включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку [2].
Деятельность любого любительского хореографического коллектива слагается из основных четырех направлений: организационного, учебно-воспитательного, постановочно-репетиционного и концертно-исполнительского. Каким бы по географической принадлежности и жанровому направлению не был коллектив, следование этим направлениям является обязательным.
Хореографические любительские коллективы можно классифицировать по следующим признакам:
- по жанровой принадлежности различают коллективы классического, народно-сценического, эстрадного, бального танца, фольклорные ансамбли, танцевальные группы при хоровых коллективах и др.;
- по возрасту участников коллективы делятся на детские, юношеские и взрослые;
- по целям, характеру и функциям деятельности различают обучающие (школы искусств, хореографические школы, студии), творческо-исполнительские (театры, ансамбли танца), смешанные (ансамбли и студии при них);- по источникам финансирования выделяются коллективы, находящиеся в ведомстве комитетов по культуре и комитетов по образованию, а так же частные студии.
Наряду с тем, что у каждого из этих коллективов свои особенности в организации работы, они имеют и общие принципы организации коллективной творческой деятельности, к которым относятся:
- массовость и общедоступность: каждый человек может заниматься танцами;
- добровольность: при организации хореографического коллектива необходимо учитывать склонности будущих участников к танцу, их большое желание научится танцевать, а так же возрастные и индивидуальные особенности;
- систематичность и планомерность занятий коллектива: занятия танцами связаны, прежде всего, с физическим развитием и тренировкой тела, поэтому несоблюдение этого принципа часто приводит к травмам, а иногда и к более тяжелым последствиям;
- инициативность самих участников: дает возможность руководителю не только полагаться на свои права и обязанности, а воспитать из участников более активных и творческих личностей, предоставляя им больше ответственности за общее дело.
Творческие формы, используемые в процессе работы любительского хореографического коллектива – спектакль, концертная программа, хореографическая композиция, – имеют двунаправленное значение. С ними самодеятельные артисты выходят к зрителю и тем самым оказывают определенное культурное воздействие на него. От того, насколько художественным будет это воздействие, зависит и воспитательная цель такого контакта. Например, если художественный уровень произведений не высок и зритель остался неудовлетворенным, то в следующий раз он, скорее всего, не пойдет на выступление данного коллектива. Потеря зрителя для артиста – это серьёзная творческая проблема. Но не менее значимо данная проблема выглядит в ракурсе воздействия на самих участников коллектива, которые в течение длительного времени изо дня в день встречались с материалом низкого художественного уровня, что не могло не сказаться на недостаточном развитии их эстетического вкуса, творческих потребностей и интересов.
Следовательно, направленность репертуара для участников хореографического коллектива имеет большое значение в контексте решения задач художественного творчества, а именно – формирования личности средствами искусства. Вместе с тем начинающий артист, какими бы способностями он не обладал, не может освоить и воспроизвести на сцене большие творения литературы, музыки и хореографии. Поэтому важно понять, что воспитывающим является само познание в процессе творчества, создающего искусство. Это и есть предпосылка художественного воспитания, с одной стороны, и получения художественного результата, то есть истинного сценического произведения – с другой.
Как показал проведённый нами теоретический анализ, социально-педагогический смысл любительского хореографического творчества – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им социальной и нравственной направленности. Решение этих задач связано с формированием репертуара, вокруг которого и строится работа каждого хореографического коллектива. От качества репертуара, его художественного уровня и социально-педагогического потенциала зависит эффективность функций, реализуемых в процессе организации любительского хореографического творчества. Вопрос о репертуаре тесно связан с содержанием и направленностью деятельности коллектива, а также с той ролью, которую играет хореографическое творчество в эстетической жизни личности и общества в целом.
Проблема репертуара в любительских коллективах всегда привлекала и продолжает привлекать к себе внимание хореографов. В условиях организации любительского хореографического творчества, в первую очередь, сложности связаны с тем, что каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководитель как раз и подбирает произведения. Формирование репертуара определяется также теми конкретными задачами, которые решает коллектив на данном этапе, исходя из уровня хореографической подготовки его участников. При этом необходимо помнить, что танцевальный репертуар является как основой творческого роста коллектива, так и важным средством идейно-эстетического воспитания его участников.
В специальной методической литературе по организации любительского хореографического творчества (Заикин Н.И., Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. и др.) выработаны следующие принципы формирования танцевального репертуара, из которых должен исходить руководитель:
- идейной направленности,
- художественной ценности,
- доступности для исполнения коллективом,
- педагогической целесообразности,
- соответствия репертуара возрастным, техническим и художественным возможностям коллектива [3].
Рассмотрим более подробно учет руководителем коллектива при подборе репертуара возрастных особенностей и исполнительских возможностей участников. Прежде всего, репертуар (хореографические композиции) должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям исполнителей. Возрастной аспект репертуара заключается в следующем: подборе музыкального материала, сюжетности постановки, сложности рисунков и перестроений, лексической насыщенности. Все это должно основываться на педагогическом принципе развивающего обучения: задача соответствует сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышает их, что способствует развитию и росту исполнителей.
Вместе с тем, как отмечает в своём исследовании Марченко С.Е., не следует использовать в работе с детьми 7-13 лет постановочные работы с тематикой зла и насилия, каких-либо мировых проблем. Это категорически не правильно. В данном возрасте должен преобладать детский массовый танец, веселый и задорный. Массовые пляски, которые несут либо общий позитивный эмоциональный план, либо сюжетность, которая должна основываться на народных играх, элементах праздников и обрядов. Ведь танцевальный репертуар несет в себе важную социально-воспитательную функцию для участников коллектива [1].
Формирование репертуара определяет, в итоге, всю учебно-тренировочную и художественно-творческую деятельность любительского хореографического коллектива.
На первой стадии становления коллектива целесообразно сформировать учебный репертуар, в котором должны преобладать номера, более доступные по композиционному рисунку, лексике и музыкальному оформлению, не требующие от участников наличия больших технических возможностей. Простота постановки позволит им быстрее понять замысел руководителя, освоить те задачи, которые он поставил перед ними.
В коллективе народного танца лучше сформировать репертуар из танцев того села, области, края, где коллектив находится, так как они будут ближе участникам по манере и характеру исполнения. Изучение фольклора в учебно-воспитательной практике коллективов народно-сценического танца особенно важно потому, что на этом материале воспитывается интерес и любовь исполнителей к народному искусству, создаются благоприятные условия для формирования у участников коллектива национального характера хореографического мышления и собственной манеры исполнения.
Проблему учебного репертуара приходится решать, в основном, в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают взаимопонимание между собой.
Учебный репертуар способствует:
- быстрому совершенствованию мастерства участников любительского коллектива;
- развитию и закреплению исполнительских навыков;
- развитию у участников интереса к народному художественному творчеству;
- развитию у участников интереса к занятиям в коллективе;
- обогащению духовного мира и культуры личности;
- формированию эстетического вкуса и потребностей.
На следующем этапе развития любительского хореографического коллектива, по мере приобретения его участниками исполнительских навыков, техники и актерского мастерства, можно приступить к работе над постановкой образных, тематических, героико-патриотических, с ярко выраженным сюжетом, танцев других народов и стран, тем самым формируя разнообразный концертный репертуар коллектива.
Концертный репертуар также обладает целым рядом возможностей, поскольку с его помощью решаются широкие художественно-исполнительские, социально-педагогические и творчески-развивающие задачи. Концертный репертуар является важным показателем уровня развития хореографического коллектива, определяет его образовательно-воспитательный процесс и творческую жизнь. Поэтому подбор репертуара для любительского хореографического коллектива требует от руководителя чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что репертуар любительского хореографического коллектива должен быть педагогически обоснованным, стабильным, разнообразным в творческом и художественном отношении. При этом в нём следует сохранять постановки, которые полнее отражают творческое лицо коллектива, наиболее интересные и яркие по мысли и сценическому воплощению. Стабильность репертуара создаст наглядную перспективу роста и движения коллектива. Младшие участники будут иметь возможность видеть на примере старших, каких результатов они могут добиться и к чему они могут прийти через некоторое время. Такая «наглядная агитация» имеет огромное значение для сплочения коллектива, формирования в нём творческой атмосферы и стремления к активным занятиям. Кроме того, последовательное по степени сложности исполнение танцев порождает хорошее, здоровое соревнование между участниками коллектива и их мотивацию к своему дальнейшему культурному и творческому развитию.
Библиографический список:
Марченко С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. – Омск, 2010. – 24 с.
Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. – М: МГУКИ, 2010. – 158 с.
Щекотихина С.А., Бухвостова Л.В., Заикин Н.И. Балетмейстер и коллектив: учеб. пособие. – Орел, 2007. – 248 с.
Сведения об авторе: Чёрный Артём Юрьевич, аспирант кафедры социальной работы и психолого-педагогических наук ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»