Презентация по методике математического развития по теме Развитие количественных представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений дошкольников
Этапы формирования количественных представленийДочисловой периодСчетная деятельностьВычислительная деятельность
Содержание количественных представлений дошкольниковДочисловой период:1. Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.2. Учить видеть множество и выделять его элементы:а) на ограниченном пространстве;б) в подготовленной обстановке;3. Учить составлять множества:а) из одинаковых элементов;б) из разных элементов;в) из подмножеств.
4. Учить сравнивать множества по количеству:а) на глаз (резко контрастные по количеству);б) путем соотнесения «один к одному» (установлениемвзаимно однозначного соответствия); в)способом наложения; г)способом приложения; д)составлением пар; е)соединением рисунков линиями и др.5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая одинэлемент.
Последовательность формирования у детей умения выделять один и много предметов в окружающей обстановке: один и много предметов расположены на разных плоскостях; один и много предметов расположены вперемешку на одной плоскости; в одном объекте заключено много предметов; один и много предметов не ограничены ни плоскостями, ни одним объектом.
Содержание количественных представлений дошкольниковСчетная деятельностьВладение счетом включает в себя:знание слов-числительных и называние их по порядку;умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);выделение итогового числа.
Активизация словаря«считай» — назови числительные по порядку; «посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»; «отсчитай» — выдели часть;«пересчитай» — проверь; «сосчитай» — вычисли.
Счет по образцу1 этапЧто это?Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько ..?ПосчитайСколько …?Отсчитай столько …, сколько….Сколько отсчитал ..?Почему столько?Проверь, пересчитай.
Счет по образцу2 этапПосчитай, сколько …, и отсчитай столько же …. Сколько отсчитал …? Почему столько? По скольку … и …?
Счет по образцу3 этапОтсчитай столько .., сколько у меня ...Расскажи, что у тебя получилось и почему так
Дидактические игрыОстановись, стрелкаПорученияМагазин и др.
Счетная деятельностьЭтапы усложнения:Счет без обобщающего жестаДотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предметСчет на расстоянииСчет про себя
Счет на слух (счет звуков)1 этап (4-5 лет)Посчитай, сколько звуков.Отсчитай столько же предметов.Сколько отложил?Почему столько?Проверь, пересчитай.
Счет на слух (счет звуков)2 этап (6-7 лет)Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.Посчитали? А теперь откладывайте.Сколько отложили? Почему столько?
Счет на слух (счет звуков)3 этап (6-7 лет)Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.Уменьшаем интервалы между звуками.Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.Дети не видят воспитателя и источник воспроизведениязвука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем аудиозапись).Даем задания, связанные со знанием отношений междучислами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков услышишь».
Счет на ощупь1 этап (крупные, объемные предметы)Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.Сколько поставил? Почему столько?Открой салфетку, проверь.
Счет на ощупь2 этап (счетные карточки)Последовательность обучения: показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку; предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно с последующей проверкой; предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и проверить себя.
Счет на ощупь3 этап (орехи, желуди, камешки)Счетные карточки с предметами малого диаметра (до 1 см)Расположение – в 2 ряда ( до 10 штук)
Усложнения Увеличиваем количество от 1 до 10. Уменьшаем размеры предметов. Увеличиваем темп выполнения задания.
Сосчитать пуговицы, поднять руку, у кого 2(3,4,5) пуговиц;Карточку держим за спиной: «Пошли, пошли, поехали»;Найти карточку, на которой 5 пуговиц;На какой карточке пуговиц больше;Разложить карточки в порядке увеличения количества пуговиц;Какая карточка должна быть следующей;Отсчитать столько же игрушек;Подобрать к карточке цифру и т.д.
Содержание количественных представлений дошкольниковСчетная деятельностьВладение понятием числа включает в себя:понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);понимание количественного и порядкового значения числа;
Содержание количественных представлений дошкольниковСчетная деятельностьПредставление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Методика обучения порядковому счетуОтличие порядкового счета от количетвенногоВозрастной периодОборудованиеЭтапы работы
Методика изучения состава чисел