Внеклассное мероприятие по русскому языку Лингвистический КВН
Лингвистический КВН по русскому языку для учащихся 6-х классов.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 г.Кирова Савиных Елена Викторовна
Цели мероприятия:
проверка знаний учащихся по фонетике и лексике;
формирование языковой компетенции учащихся;
развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
высказывания о русском языке:
Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г.Р.Державин)
Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры. (А.И.Куприн)
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой).
Предварительная подготовка:
формирование состава команд;
выбор названия, подготовка приветствия;
подбор занимательного материала для КВНа.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня в рамках декады русского языка и литературы мы проводим Лингвистический КВН. Все задания связаны с русским языком. Вы сможете проверить свои знания, участвуя в разных интересных конкурсах.
Представление жюри.
Конкурсная программа.
Учитель.
Итак, друзья, настал момент,
Мы начинаем КВН.
1.Первый конкурс «Приветствие».
«Русская речь»
Команда наша вас приветствует, ребята,
1
Мы говорим на русском языке,
В нем слов прекрасных целое богатство,
И речь полна величья, простоты.
«Родной язык»
В школе учимся одной,
Любим мы язык родной.
Язык – товарищ!
Язык – связист!
Язык просторов вселенских сил.
«Грамотеи»
Русский язык изучаем,
Правила разные знаем,
Как написать, как разобрать,
Как грамотеями стать.
Учитель.
Команды готовы.
Отправимся в путь,
Где нас интересные конкурсы ждут.
2. Разминка. (Фонетика)
Метаграммы.
С глухим согласным наливаюсь - к о л о с
Со звонким – сам звеню я на раздолье г о л о с
С глухим траву она срезает, к о с а
Со звонким все листочки объедает к о з а
С глухим согласным мы его читаем т о мСо звонким – в нем мы обитаем д о м
С глухим шипящим кругл, как мячик ш а р
Со звонким, как огонь горячий ж а р
Загадочные буквы.
Е, Е, Ю, Я – в чем заключается загадка этих букв?
Фонемы-одиночки.
Найдите в данном стихотворении фонемы-одиночки( только твердые, только мягкие)
Жил на свете муравей без ресниц и без бровей.
Он терпеть не мог девиц без бровей и без ресниц.
Оттого у муравья были только сыновья:
Тридцать девять сыновей без ресниц и без бровей.
(В.Левин, Р.Муха)
2
3.О значениях прекрасных и разных.
(Определить лексическое значение слова)
Красная строка, отступ в начале строки (абзац)
Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине (патриот)
Большой танцевальный вечер (бал)
Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде (радуга)
Автор стихотворных, поэтических произведений (поэт)
Замкнутый в берегах большой естественный водоем (озеро)
Одиннадцатый месяц календарного года (ноябрь)
Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря)
Работник по уходу за садом (садовник)
Постоим за устойчивость ( объяснить значение фразеологизмов)
1.Как две капли воды ( очень похож).
2.Почесать язык (заниматься пустой болтовней).
3.Душа ушла в пятки (сильно испугаться).
4.Зарубить себе на носу (запомнить навсегда).
5.Достать со дна морского (достать любыми средствами).
6.Сам себе голова (живет своим умом).
Слова-двойняшки (омонимы).
О каких словах идет речь:
1.Нас попробуй различи,
Если оба мы ключи?
2.В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой?
Как много общего! (Синонимы)
Ты мой друг, и я твой друг,
Вместе нам не страшно!
Одного забуду вдруг –
Встал другой отважно.
3
Как называются такие слова? Найдите в каждом ряду лишнее.
1.Огонь, пламя, дым.
2.Алфавит, азбука, чистописание.
3.Лошадь, конница, кавалерия.
4.Ураган, дождь, буря.
5.Бросать, кидать, ловить.
6.Шалун, тихоня, озорник.
Когда значения спорят? (Антонимы)
Спорим летом и зимой,
Спорим днем и ночью.
Ты – со мной, а я - с тобой:
Разные мы очень.
Назовите примеры таких слов.
4.Конкурс капитанов.
Внимание, друзья, внимание,
Сейчас для капитанов испытание.
Орфографическое лото.
На карточках даны буквы, из которых нужно собрать слова, разместив их в данных табличках.
г ру с н ы й
т рпи н к а
м о л о ь б а
ш к о л а д
ра с к а з
с прс и л
4
к а м ы ш с к а к а
при ш л
5.Конкурс болельщиков ( пока капитаны готовятся).
Учитель читает стихотворение А.Шибаева «Дорогие слова». В этом стихотворении отсутствуют некоторые слова, нужно их отгадать.
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем:
-Видел Настю октябренка я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти я не слышу слова …. (здравствуйте).
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа, встреча грустная была,
На меня ,ох, как торпеда, налетел из-за угла!
Но представьте! – зря от Вити ждал я слова … (извините).
А слово-то какое-
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
-Экая досада, - я портфель ей подарил, вижу – очень рада!
Но нельзя молчать, как рыба, ну, сказала бы ….(спасибо).
А слово-то какое-
Очень дорогое!
Молодцы! Все слова отгадали. Назовите еще раз эти дорогие слова: здравствуйте, извините, спасибо.
6. Музыкальный конкурс.
(Команды исполняют песни, на стихи, в которых речь идет о правилах русского языка)
5
1Существительные на -мя.В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя:
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя…
(А.Хайт)
2.Непроизносимые согласные.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные:
Они не произносятся,
И что писать – неясно вам.
В таких словах согласные
Всегда вы только пишете,
Но чтобы стало ясно вам.
6
Вы их сейчас услышите.
До чего ж сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит.
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Тут правило несложное.
Ты хочешь знать, как пишется?
Возьми слова похожие –
И тот согласный слышится.
(А.Хайт)
3.Песенка про азбуку.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
7
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Б.Заходер.
7. Конкурс «Веселый урок» сценки).Мы КВН, ребята, продолжаем,
И сценки посмотреть вас приглашаем.
1.Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю, значения у части из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — это же просто чёрточка!» Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слова на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!»! Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все представили, что перед ними живые грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился Атлас, вместо Капель — Капель, вместо Дорога — Дорога, Города — Города. И сколько еще таких слов образовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почётных мест в своем собрании и с этих пор стали относиться к Ударению с большим уважением ( И.Подгаецкая)
8
2. Что рассказали Падежи о себе?
Слова, как и люди, находятся между собой в самых разных отношениях. Связывать слова в предложении, показывать эти отношения — вот задача, которую взял на себя падеж. Он обычно выполняет ее с помощью своих маленьких помощников — падежных окончаний. Как выполняет? А это мы сейчас узнаем от самих падежей.
Я падеж Именительный, я просто что-нибудь или кого-нибудь называю, даю имя. Поэтому я и называюсь Именительным. Даю начало всему Склонению, так что если кто-то хочет попасть в Начальную Форму, то обращается ко мне.
Я падеж Родительный, буквально это означает «полученный от рождения». Чаще я указываю на принадлежность одного предмета другому: дочь Анны. Раньше Родительный падеж назывался Родственным.
Меня люди назвали Дательным, и это не случайно: я постоянно связан с глаголом дать (передать, отдать, подарить, принести кому-то), и это потому, что я называю человека или предмет, которому что-то дают (адресат). Мы дарим подарки друзьям, пишем письма родным, и они радуются.
Винительный — это я. Чувствую я себя немного неловко, как будто в чем-то виноват: это потому, что мое название связано со словом вина, которое в древнерусском языке, кроме современного значения «виновности», имело еще значение причины. Я указывал когда-то на причину, по которой происходило действие. Но теперь я этого значения практически не имею. Я чаще всего обозначаю предмет, на который направлено действие: съел яблоко, прочитал книгу. Кроме этого значения, я выражаю и много других. И только очень, очень редко я обозначаю причину действия или называю вину, а наказание за нее передается глаголом (За драку выгнали котят во двор). Но название Винительный так у меня и осталось.
Меня называют Творительным падежом. Я дружен с глаголом творить, а творить — это значит «строить», «рисовать», «сочинять», «писать» — вообще «что-то делать», и поэтому я чаще всего называю предмет, орудие, с помощью которого что-то делают: рисую кистью, пишу пером, рублю топором и т. д. Раньше меня называли также Орудийным.Я самый последний падеж — Предложный. Я очень горжусь тем, что мое название придумал великий русский ученый — Михаил Васильевич Ломоносов. А назвал он меня так потому, что я очень люблю предлоги и без них не могу существовать. Без предлогов я не бываю. А знаете ли вы, что ваши ровесники сто лет назад учили не шесть, а семь падежей. Седьмым был звательный падеж.
(Из книги Л.Д.Чесноковой «На берегах Лингвинии»).
3.Оба или обе?
9
Так, друзья мои, попрошу вас подойти поближе к микрофону.
– Николай Иванович, нам обеим подойти?
– Да, да, конечно, подойдите обе.
– Почему обе? Мы, что, девчонки что ли?
– Нет, вы не девочки, но вы сами сказали обеим, значит вы женского рода.
– Почему вдруг женского?
– Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики. Ясно?
– Ясно!
– Обоим ясно?
– Обоим!
– Тогда попрошу вас обоих ответить мне ещё на один вопрос. Как вы скажете, что этой и на той стене наклеены обои?
– очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
– Вот и неверно.
– Конечно, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
– Какие такие обеи?
– Какие? С цветочками.
– А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
– Ой, я оговорился, не обеи, а обои, конечно, обои. Обои стены оклеены обоями.
– Друзья мои, стены женского рода и про них надо говорить обе. Про них даже есть правило: «Числительное женского рода в косвенном падеже имеет перед окончанием букву «е». Поэтому мы говорим: обе, обеих; на обеих стенах наклеены обои.
– А, теперь всё ясно: если мужского рода, то везде О (оба, обоих), а если женского рода, то везде Е.
– прекрасно, выделаете успехи. Теперь остается выяснить, как быть, если одно существительное мужского, а другое – женского рода? Вот как сказать, если им нравится одно варенье?
10
– Дедушке и бабушке обоим, нет… Дедушке и бабушке обеим…
– Ну, ладно, я вам помогу. По правилу: если одно существительное мужского, а другое женского рода, то про них говорят оба и склоняют в мужском роде.
– Что, выходит, что дедушка главнее бабушки?
– А бабушка не обидится?
– Думаю, что нет, ведь нельзя обижаться на грамматические правила, их надо запомнить.
(Из книги Л.Д.Чесноковой «На берегах Лингвинии»).
8.Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература.
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А., Концевая «Секреты орфографии».
Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой».
Л.Д. Чеснокова и другие «На берегах Лингвинии».
11