ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический проект региональной направленности


Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ИМЕНИ ВИТАЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА АЛЕКСЕЕВА
ГОРОДА СУРГУТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Экологический проект региональной направленности как условие формирования
метапредметных компетенций учащихся»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2009-2013 годы.
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ
МОУ Морткинская СОШ, Кондинский район, ХМАО-Югра
МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева г. Сургута
Автор: Кайгородова Надежда Анатольевна
учитель географии и биологии
первая квалификационная категория
МБОУ СОШ №18 им.В.Я.Алексеева города Сургута ХМАО-Югры
г.СургутКРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. В соответствие с Концепцией модернизации российского образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать ученик обладающий системой метапредметных компетенций. Одним из путей решения этой проблемы может стать организация экологической проектной деятельности учащихся региональной направленности.
В проекте представлены эффективные пути включения учащихся в экологически обусловленную проектную деятельность в урочное и внеурочное время, определено место методов, приемов и основных функций педагогических подходов и технологий в экологическом образовании в соответствии с новыми ФГОС.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.
Изучая требования нового образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам образования, мы обращаем внимание на то, что учащиеся должны «…овладеть основами экологической культуры, экологического мышления…, …приобрести опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности…, …опыт решения практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования…», что является элементами экологической компетенции. Таким образом, цели экологического образования (цель – результат – деятельность по его достижению) имеют стратегическое значение как для развития современного общества в целом, так и для реализации модернизации российского образования.
Всеобщие аспекты экологического образования в настоящее время дополняются следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный аспекты экологического образования, в связи, с чем оно становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности.
Усиление регионального аспекта экологического образования обосновано и материалами «Повестки на 21 век», принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой одним из важнейших средств осуществления программы по достижению устойчивого развития служит просвещение населения. В этом документе, констатирующем, что многие не понимают тесной связи деятельности человека и окружающей среды вследствие недостаточной информированности, предлагается «обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов».
Таким образом, тема инновационного проекта «Экологический проект региональной направленности как условие формирования метапредметных компетенций учащихся» в свете внедрения Федеральных образовательных стандартов второго поколения актуален.
Степень изученности темы. Хочется отметить, что исследованиям процессов регионализации экологического образования в последние годы посвящено много работ, в том числе таким теоретическим и методическим проблемам, как опора на региональный компонент, национальные экологические традиции (Ч. М. Алирзаев, Е. Д. Макаров, Л. В. Моисеева), на возможности экологического краеведения (Т. А. Бабакова, Н. Н. Родзевич). Переориентации с репродуктивного на исследовательский уровень познания, выполнению экологических проектов, практическим действиям учащихся по изучению состояния окружающей среды, в том числе изучению реальных экологических ситуаций в своей местности посвящены работы Ю. В. Железняковой, В. В. Ульяновой, А. В. Зайцева. Отмечая вклад данных исследований в решение общих и частных вопросов регионализации экологического образования, следует отметить, что проблеме теоретического осмысления регионального компонента экологического образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания.
Особая роль в достижении целей экологического образования принадлежит проектной технологи, так как она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, реализует механизм развития метадеятельности. При создании инновационных творческих проектов у школьников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.
Проблемой организации проектной деятельности учащихся занимались многие исследователи. Так, различные аспекты психолого-педагогической сущности проектной деятельности раскрыты в работах А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, В. А. Сухомлинского, В. Д. Шадрикова и других исследователей. Методике организации проектной деятельности школьников посвящены работы А. И. Савенкова, А. В. Леонтович, Н. Г. Алексеева и других исследователей.
Над принципами проектной деятельности учащихся работали Г. Гиргинов, Ю. А. Голиков, И. М. Гуткин, В. И. Загвязинский, А. В. Краевский, Г. Иванов, И. П. Ивановская, А. Леонтович, В. А. Сластенин.
Выявленные характеристики экологического образования указывают, во-первых, на необходимость его регионализации и, во-вторых, на тот факт, что школьное экологическое образование перестает быть синонимом биоэкологического и должно осуществляться всеми предметами учебного цикла. Регионализация экологического образования отвечает процессу стандартизации содержания образования в Российской Федерации.
Таким образом, механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (проектный метод), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности образования.
Исходя из выше сказанного мы определяем следующие  противоречия между:
- необходимостью создания в образовательном процессе условий для формирования метапредметных компетенций и отсутствием единых подходов к решению этой проблемы;
- необходимостью формирования экологических компетенций учащихся как приоритетных и фрагментарное, бессистемное их представление в рамках отдельных учебных предметов, что затрудняет для учащихся формирования навыков переноса знаний из одной предметной области в другую.
- высоким социальным и педагогическим потенциалом проектной деятельности для формирования метапредметных компетенций и не достаточным включением этой формы организации обучения в практику;
- эффективностью реализации экологического образования на региональной основе и невостребованностью его в условиях массового обучения;
- достижениями многолетнего опыта жителей народов Крайнего севера по рациональному природопользованию, охране природы, народной экологической педагогики и недостаточным их использованием для формирования экологических компетенций учащихся.
Необходимость определения способов разрешения совокупности изложенных противоречий и составляет проблему настоящего проекта, связанную созданием условий для формирования метапредметных компетенций учащихся через их активное включение в экологически обусловленную проектную деятельность региональной направленности.
В связи с указанной проблемой определены цель, объект, предмет и гипотеза проекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Гипотеза – экологическая проектная деятельность учащихся региональной направленности будут способствовать повышению их мтапредметной компетенции, если:
создана система экологического образования региональной направленности;
учебный процесс организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода;
система экологического образования региональной направленности реализуется через проектную деятельность учащихся в урочное и внеурочное время;
сформирована мотивация на проектную деятельность учащихся и учителей,
учителя обладают профессиональной готовностью к осуществлению руководства экологической проектной деятельностью учащихся
учащимися освоены основные навыки проектной деятельности.
осуществляется мониторинг формирования метапредметных компетенций учащихся.
Цель данного проекта: Создание условий для формирования метапредметных компетенций учащихся через организацию экологической проектной деятельности региональной направленности.
Цель: разработать модель последовательного включения учащихся в экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время и опробовать ее
Объект исследования – формирование метапредметных компетенций учащихся в современной школе.
Предмет исследования – организации экологической проектной деятельности учащихся региональной направленности как условие формирования…
Это будет способствовать для педагога: повышению интереса к осуществлению инновационной деятельности, росту компетентности, росту уровня профессиональных навыков и умений, творческому росту.
для учащихся: создаст возможности формировать метапредметные компетенции, которые проявятся в: овладении теоретическими и практическими умениями проектной деятельности; получении элементарных знаний об экологических законах в природе, экологической безопасности; умении оценивать характер воздействия человека на окружающую среду; организации природоохранной деятельности; повышении интереса подростков к изучению своей малой Родины, уровня их экологической культуры;
Для проверки гипотезы и достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть суть метапредметных компетенций с позиции компетентностного подхода;
обосновать концептуальные основы регионального компонента экологического образования;
определить возможности и особенности использования проектной технологии в формировании метапредметных компетенций учащихся;
разработать модель последовательного включения учащихся в экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время
определить структуру модели и ее содержание, определить научно-методические условия ее эффективной реализации;
проверить эффективность разработанной модели для формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:
теоретических 
анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы;
анализ материалов образовательных стандартов второго поколения, программ и учебников географии, биологии, экологиии 5-11 классов с целью выявления в них потенциальных возможностей использования регионального компонента;
анализ нормативной и программно-методической документации РФ об образовании, в том числе экологическом;
эмпирических 
систематические наблюдения в школьной практике,
собеседование,
анкетирование,
интервьюирование,
обобщение передового педагогического опыта.
Методологические основы проекта. Настоящий проект основывался на работах в области:
- теории содержания компетентностного подхода в образовании И. А Зимняя, А. В. Хуторской, В. А Болотов, В. А. Метаева, А. С.Белкин и др.;
- теории содержания образования: Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, К.Д.Ушинский и др.;
- стандартизации общего среднего, экологического образования, проблем экологического образования: В. В. Пасечник, В. В. Николина, И. Т. Суравегина, Н. Н. Родзевич. Г. П. Сикорская. А. Ш. Воробьев, С. Н. Глазачев;
- теории экологических учебно-исследовательских творческих проектов по изучению состояния окружающей среды: Ю. В. Железняковой, В. В. Ульяновой, А. В. Зайцева.
- теоретических и методических проблем с опорой на региональный компонент, национальные экологические традиции: Ч. М. Алирзаев, Е. Д. Макаров, Л. В. Моисеева, Т. А. Бабакова, Н. Н. Родзевич).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Анализ метапредметных компетенций с позиции компетентностного подхода. Компетентность и компетенции – это термины, часто используемые в педагогике, по поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Исследования в данной области проводили российские ученые И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Т. В. Иванова, О. Е. Лебедев, В. А. Болотов, В. В. Сериков. Есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Как отмечает И. А. Зимняя, компетенция определяется как: 1) способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) способность выполнять особые трудовые функции. Там же отмечается, что «…термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане».
В рамках такого отождествления этих понятий (Л. Н. Болотов, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков) авторы подчеркивают именно практическую направленность компетенций – «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», а «компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования». Эта же позиция не разграничения понятий компетенция/компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.
Таким образом, компетентность включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д., в то время как компетенция – знания, умения и навыки, представления, программы (алгоритмы) действий, приведенные в систему и доведенные до автоматизма.
Очевидно, что одни компетенции являются более общими или значимыми, чем другие. Возникает проблема, как отмечает А. В. Хуторской, типологии компетенций, их иерархии. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня: 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, компетенции изначально рассматривались как конечный результат образования;
- во-вторых, исследователи фиксируют сложный характер этого явления, как в его определении, так и в оценке.
Исходя из сказанного, компетентность и компетенция являются понятиями взаимодополняемыми и взаимообусловленными, но не тождественными: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенциями), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание можно найти в определении
А. С. Белкина, характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет».
1.2. Возможности и особенности использования проектной технологии в формировании метапредметных компетенций учащихся. Особая роль в формировании метапредметных компетентностей учащихся принадлежит проектной деятельности. Поэтому в рамках нашего проекта понятие «проектная (исследовательская) компетенция» определяется как совокупность необходимых знаний умений и навыков, представлений, программ (алгоритмов) действий, позволяющих эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности (в данном случае, в процессе естественнонаучного и экологического образования). При сопоставительном анализе компетенций проектных (исследовательских) и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения (Рис.1). Видно, что они не дублируют друг друга. Проектные (исследовательские) компетенции - одна из составляющих метапредметных. Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов.
Значение проектной технологии велико в развитии метапредметных компетенций учащихся: формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся; осваиваются основы проектной деятельности; создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»); развивается способность к рефлексии, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения (Рис.2).
Сопоставление метопредметных и проектных компетенций

Рис.1
Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью. (Рис. 3)
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. В рамках экологического образования экологическая компетенция школьников это не столько результат предметного обучения, сколько интегрированные общекультурные показатели многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. И мы выделяем отдельные элементы экологической компетенции, такие как решение проблем, критическое мышление, учет политического и экономического окружения, оценка поступков, связанных со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, сотрудничество, выполнение проектов, ответственность.

Рис. 2
1.3. Концептуальные основы регионального компонента экологического образования заключаются в том, что экологическое образование становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск путей оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности, на изменение сознания людей, его экологизацию и должно опираться на этнопсихологические особенности учащихся, этноэкологические традиции, достижения этнопедагогики. Экологическое образование уже не носит чисто биоэкологический характер, а постепенно приобретает социоэкологические и геоэкологические черты. Региональный компонент «определяется региональными социально-экономическими, экологическими, культурными, демографическими и другими особенностями» и «способствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей, бережного отношения к жизни и здоровью человека, воспитанию гражданственности и любви к Родине»
Исходя из выше сказанного, для успешной реализации экологической проектной деятельности учащихся региональной направленности, формирования их экологической культуры, экологических и метапредметных компетенций необходим ряд условий. Это, прежде всего, мотивация учащихся к проектной деятельности через систему экологических мероприятий в соответствии с их возрастными особенностями, повышение имиджа экологической деятельности, приоритетность экологической проектной деятельности региональной направленности, непрерывность экологического образования и воспитания (на всех ступенях образовательного процесса, во всех сферах деятельности, в течение всего учебного процесса), системность (урочная и внеурочная деятельность, направленность мероприятий развивающих исследовательские, коммуникативные, творческие и другие компетенции учащихся), традиционность (традиционные ключевые мероприятия), рефлексия всех направлений экологической деятельности, признание успешности учащегося и презентативность его успехов, создание портфолио учащегося.
Осуществление столь многоплановой и многоуровневой экологической деятельности требует от педагогов не только профессиональной компетентности, постоянного повышения квалификации и самообразования, но и для проявления эффекта синергии (целое больше суммы своих частей) консолидации педагогических ресурсов, развитие сотрудничества с общественностью. Также стоит отметить, что процесс экологического образования учащихся требует предметно-ориенированного материально-технического обеспечения.

Рис.3
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Данный проект направлен на координацию урочной и внеурочной деятельности педагога с подрастающим поколением по организации экологической проектной деятельности региональной направленности как условия формирования метапредметных компетенций учащихся.
Выбор содержания проектной деятельности учащихся региональной направленности осуществляется на основе принципов, обеспечивающих формирования их метапредметной компетенции. Каждому из принципов соответствует определенная содержательная деятельность:
Комплексности (нахождение причинных связей и зависимостей между населением и хозяйственной деятельностью с одной стороны, и природной средой – с другой);
Территориальности (выбор территории: своя местность, муниципальный округ, эколого-географический район);
Выявление состояния природной среды (оценка экологической ситуации, условий и факторов, создающих определенную экологическую обстановку);
Проблемности (определение уровня влияния изменений природной среды на состояние здоровья и хозяйственной деятельности населения);
Прогностичность изменений в состоянии природной среды (оценка возможных изменений в состоянии природной среды в изменяемых условиях);
Междисциплинарности;
Гуманизации (помочь ученику осознать свою связь с землей и воспитать у него внутренний мотив к осознанной деятельности оп сохранению природы Земли для настоящих и будущих поколений – соучастие, сопереживание, сотрудничество);
Субъективности;
Признание ребенка как индивидуальной личности.
При организации экологической проектной деятельности учащихся на территории родного края учитывался ряд благоприятных условий:
свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;
возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях. Правила поведения в природе на практическом уровне, да и экологические убеждения легче выработать в реальных, а не виртуальных условиях, видя и оценивая последствия неразумного отношения к природной среде;
более убедителен показ практического значения экологических знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи;
большое разнообразие местных и потому доступных источников эколого-географической информации, что обеспечивает практику их частого использования;
личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки и поэтому повышенная эмоциональность изучаемого материала, возрастание внутренних мотивов учебной деятельности.
Педагогический опыт организации экологической проектной деятельности учащихся, позволяет определить условия эффективности реализации этого процесса:
создано развивающее пространство, модель для выявления, поддержки и развития потенциальных возможностей и способностей, творчества учащихся, а также создана среда, способствующая формированию их метопредметных компетенций;
процесс организации экологической проектной деятельности учащихся осуществляться не только в урочное, но и внеурочное время;
организация экологических проектов региональной направленности в урочной деятельности осуществляется в рамках традиционных образовательных программ: «Природоведение» 5 класс, «География» 6-11 класс; программ регионального компонента: «География и экология ХМАО-Югры (5-9 класс), факультативного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности» (5-6, 7-8, 9-11 класс) (Рис.4).
Организации урочной экологической проектной деятельности учащихся региональной направленности
Рис.4
при организации проектной деятельности учащихся на уроках применяются системно-деятельстный подход, проблемно-поисковые и личностно-ориентированные технологии, проектный метод и метод творческого самовыражения;
внеурочная деятельность организации экологических проектов учащихся региональной направленности осуществляется через к комплекс мероприятий, которые мотивируют школьников на разработку проектов, обеспечивают им условия проведения исследований, представляют возможность презентовать результаты проектной деятельности и оценить уровень своей компетенции (Рис.5).
Координация внеурочной экологической проектной деятельности учащихся осуществляется в рамках функционирования школьной программы «Развивающей лаборатории «Одаренные дети», которая состоит из предметных секций, формирующих компетенции учащихся во внеурочное время.
Основной целевой установкой секции «Экологической компетентности» является приоритетность, непрерывность, системность экологического образования подрастающего поколения.
В рамках секции «Экологической компетентности», с целью углубления метапредметной и проектной компетенции учащихся во внеурочной время, организуются и проводятся внеклассные мероприятия экологической направленности апробируются: инновационная программа непрерывного экологического образования «Экомир», вариативная программа для учащихся 5-6 классов «Летняя экологическая лаборатория «Дафния», для учащихся среднего и старшего звена вариативная программа «Летняя экологическая смена «Экоград».
Организации внеурочной проектной экологической деятельности учащихся региональной направленности

Рис.5
Важным элементом экологической проектной деятельности региональной направленности, на мой взгляд, является представление учащимися результатов своих исследований и творческой работы на научно-практических, экологических конференциях, форумах и конкурсах различных уровней. Участие в данных мероприятиях позволяет учащимся не только определить уровень своей работы, но и получить опыт публичного выступления, оценить уровень своей компетенции, получить признание общественности, определить траекторию дальнейшего развития. С этой целью, с 2008 года мы проводим школьную экологическую конференцию «Спасти и сохранить». В программу конференции мы включаем «Конкурс исследовательских работ и проектов», «Конкурс компьютерных экопродуктов», «Конкурс экологических искусств «Мир в твоих руках», «Интеллектуальный экологический конкурс». В организации и проведении конференции, а также ее непосредственными участниками являются учащихся 1-11-х классов. Данное мероприятие охватывает около 40% учащихся школы и 30% учителей. С 2009 года школьная экологическая конференция вышла на муниципальный уровень. Число участников конференции в 2013 году -124 ученика.
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАПУСКА ПРОЕКТА:
Обеспечение организационных условий (создание  творческой группы по  реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.)
Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта)
Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта)
Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера)
Обеспечение  научно-методических  условий  (создание  научно-методического обеспечения реализации проекта,   различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров).
Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам экологического воспитания и образования).
Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинета географии, биологии, экологии, компьютерного класса, материалы и оборудование для проведения экологических исследований).
Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). 
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ В ПРОЕКТЕ
учителя естеснвенно-научного направления осуществляющие руководство экологической проектной деятельностью учащихся, 
учащиеся 1-11 классов проявляющие интерес к проектной деятельности,
родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный (2007 – 2008)
Организационно-экспериментальный (2008-2009)
Обобщающе-аналитический этап (2009-2011)
Рефлексивный
I этап - Подготовительный (2007 – 2008)
Изучались теоретические основы проблемы формирования метапредметных компетенций подрастающего поколения.
Определялись возможности использования проектной технологии в формировании метапредметных компетенций учащихся.
Изучались общие тенденции развития и состояние регионального компонента экологического образования.
Выяснялись возможности регионального компонента экологического образования в формировании метапредметных компетенций учащихся.
Проводилось анкетирование по выявлению уровня знаний учащихся по региональной экологии и сформированности метапредметных компетенций.
Разрабатывались модели формирования метапредметных компетенций учащихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности в урочное и внеурочное время.
Определялось нормативно-правовое и методическое обеспечение модели.
Определялись возрастные группы образовательного процесса.
Разрабатывался план мероприятий для разных возрастных групп образовательного процесса по реализации данного проекта на текущий учебный год, с определением конкретных сроков и ответственных.
Разрабатывались критерии и измерителей эффективности модели, сформированности метапредметных компетенций учащихся.
Итог I этапа: научно-методическое и организационное обоснование проекта.
II этап - Организационно-экспериментальный (2008-2010)

Реализация модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации экологической проектной деятельности региональной направленности на уроках и во внеурочное время
Апробация авторской программы по «Природоведению» для 5 класса адаптированный к организации проектной деятельности, формированию экологической культуры учащихся
Апробация программ регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» для 8-9 классов.
Внедрения программы факультативных курсов для 9-11 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».
Апробация инновационной программы непрерывного экологического образования «Экомир»
Апробация вариативной программы «Летняя экологическая лаборатория «Дафния» 5-6 класс
2009-2010 гг.
Апробация вариативной программы «Летняя экологическая смена «Экоград» 7-10 класс
Апробация программ регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» для 5-7 классов.
Внедрения программы факультативных курсов для 5-8 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».
Мониторинг процесса и промежуточных результатов, соотнесение их с желаемым результатом, внесение корректив.
Итог II этапа: определение образовательной, организационной, финансовой эффективности созданной модели
III этап - Обобщающе-аналитический этап (2010-2011 )Теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.
Уточнение и формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.
Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
Итог III этапа: обеспечение максимальной эффективности работы с воспитанниками всех возрастных групп, постановка новых задач, направленных на совершенствование деятельности структуры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Повышение качества образования по экологии и предметам естественно-научного цикла как показателя сформированности метапредметной компетенции учащихся.
Увеличение числа детей, вовлечённых во внеурочную экологическую проектную деятельность и которым будет оказана педагогическая и психологическая поддержка.
Привлечение более широкого круга родителей во внеурочную экологическую проектную деятельность учащихся.
Увеличение показателей участия школьников в экологических конференциях, интеллектуальных конкурсах, разных уровней.
Изменение шкалы социальных ценностей подрастающего поколения на повышение значимости такой категории как «экологическая культура».
Расширение диапазона мероприятий для формирования экологической проектной компетенции.
Создание условий для повышения профессионализма и самореализации педагогов.
Социальный эффект проекта. Выявлены методические и организационные условия, обеспечивающие формирование метапредметных компетенций учащихся через эффективное внедрение экологической проектной деятельности региональной направленности в образовательный процесс. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей это:
Авторской программа по «Природоведению» для 5 класса адаптированный к организации проектной деятельности, формированию экологической культуры учащихся.
Программы регионального компонента «Экология и география ХМАО-Югры» для 5-7 классов.
Программы факультативных курсов для 5-11 классов «Основы учебно-исследовательской деятельности».
Инновационная программа непрерывного экологического образования «Экомир».
Вариативная программы «Летняя экологическая лаборатория «Дафния» для 5-6 классов.
Вариативной программы «Летняя экологическая смена «Экоград» для 7-10 классов.
Обобщая результаты своей работы по формирование метапредметных компетенций учащихся через эффективное внедрение экологической проектной деятельности региональной направленности в урочной и внеурочной деятельности, могу отметить положительную динамику численности детей, участвующих в экологических мероприятиях и высокую результативность этих мероприятий. Проводимый мониторинг уровня экологической культуры учащихся по методике Е.В. Асафовой «Воспитание и диагностика развития экологической культуры», показал повышение уровня экологической образованности, сознательности и деятельности тех детей, которые активно участвуют в экологических мероприятиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Создана функциональная модель образовательного пространства, способствующая формированию метапредметных компетенций учащихся через организацию экологической проектной деятельности региональной направленности. Учитель географии и биологии, автор проекта, Кайгородова Н.А. осуществляет руководство проектной деятельностью обучающихся более 10 лет и за последние 5 лет имеет следующие результаты:
2009-2010 гг.
Диплом за лучшую работу в области экологии УРФО НПК «Шаг в будущее», Балов Илья 10б кл;
1 место - III районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Борисенко Юля 9а класс;
3 место - III районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ермолинский С., Хузун Д. 6а кл;
1 место – Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко Юля 9а класс;
3 место – Районная НПК «Шаг в будущее, Ермолинский Сергей, Хузун Дмитрий 6а класс;
2 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2010», Балов Илья 10б класс;
Диплом Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета», конкурс социально-значимых исследовательских проектных работ по экологии «Природа – бесценный дар, один на всех», Балов Илья 10б класс;
2 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2010», Борисенко Юля 9а класс;
2010-2011 гг.
1 место – IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Секисова Наталья 8б класс;
2 место – IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ермолинский Сергей 7б класс;
3 место – IV Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Мясунов С. и Сергеев И. 5б класс;
3 место – Районная НПК «Шаг в будущее», Ермолинский С., 7а класс;
Диплом в номинации «Молодой исследователь», Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко И. 5а кл., Тагильцев Е. 5а кл
1 место – Районная НПК «Шаг в будущее», Балов Илья 11б класс;
1 место – Региональный Конкурс водный проектов, Балов Илья 11б кл;
Диплом финалиста – Общероссийский конкурс водных проектов старшеклассников Балов Илья 11б кл.
1 место – Районная НПК «Шаг в будущее», Борисенко Ю. 10а класс;
1 место – Областной экологический Форум «Зеленая планета», Борисенко Юля 10а класс;
2011-2012 гг.
Муниципальный этап Всероссийских предметных олимпиад:
1 место – Доля К. 7б кл (география)
2 место – Долганов С. 8б кл (география)
1 место – Борисенко Ю. 11а кл (экология, защита проекта)
1 место – Карякина В. 10 кл (экология, защита проекта)
2 место – Казанцева В. 10 кл (экология, защита проекта)
3 место – Матус Е 10 кл (экология, защита проекта)
1 место – Секисова н. 9 кл (экология, защита проекта)
1 место - V Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Долинова Д., 6 класс;
3 место - V Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить», Ахтямова Д., Багушева Л., 8б кл;
2 место - Областной конкурс «Моя малая родина: природа культура, этнос», Багушева Л., Ахтямова Д. 8б класс;
3 место – Районная экологическая викторина «Земля моих предков», Долганов С., 8а класс.
2012-2013 уч.год:
Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников
2 место – Бикбулатов В. 7б кл (география)
2 место – Доля К. 8б кл (география)
2 место – Долганов С. 8б кл (география)
1 место – Попова К., 7б кл (экология)
1 место – Николаева Е., 8бкл.(экология)
1 место – Секисова Н., 10а кл(экология)
2 место – Багушева Л., 9б кл. (экология)
2 место – Голубева И., 7а кл. (экология)
3 место – Володин Д., 9а кл. (экология)
Региональный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников:
3 место – Секисова Н., 10а кл. (экология)
Диплом 3 степени по географии Международная Олимпиада УРФО, Долганов С., 9 кл.
1 место - Региональная научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детей, Тюмень- 2013 год, Багушева Л.,9 класс
Диплом финалиста - Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детей. Москва-2013 год, Багушева Л.,9 класс.
3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Долинова Д.,6б кл;
3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Голубева И., 7а кл3 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Николаева Е., 8б кл2 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Секисова Н.,10кл
3 место - Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Тюмень- 2013», Секисова Н.,10кл
1 место - Районная НПК «Шаг в будущее», Багушева Л.,9 класс
2 место - Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Тюмень. Багушева Л.,9 класс
3 место - Областной экологический форум «Зеленая планета-2013», Тюмень. Багушева Л.,9 класс.
1 место - Региональный конкурс водных проектов старшеклассников-2012, Тюмень. Багушева Л.,9 класс.
Диплом финалиста - Российский национальный юниорский водный конкурс, Москва 2013г., Багушева Л.,9 класс.
2013-2014 уч.года1 место – Муниципальный этап НПК «Шаг в будущее», Оценка качества окружающей среды на юго-востоке города Сургут., Андрейченко Юля , 8 класс
Сертификат участника - Окружной этап НПК «Шаг в будущее», Андрейченко Юля , 8 класс
3 место - Всерссийский форум «Шаг в будущее», Андрейченко Юля , 8 класс
2 место – Областной экологический форум «Зеленая планета-2014», Андрейченко Юля , 8 класс
2 место- Региональная конференция «Экология жизненного пространства», Андрейченко Юля , 8 класс
2 место- Региональная конференция «Экология жизненного пространства», Максемюк Екатерина, 7 класс
1 место – «Шаг в будущее. Юниор», Максемюк Екатерина, 7 класс
3 место – Экспедицая ЧИР, Проворова Апполинария, 7 класс
Распространение педагогического опыта.
Н.А. Кайгородова – талантливый учитель, успешно осуществляющий преподавание природоведения (5 класс), географии (6-11 класс), биологии и экологии (6-11 класс) общеобразовательной школы. Она обобщала и представляла педагогический опыт по проблеме проекта на семинарах, конференциях муниципального, регионального и российского уровня:
2009-2010 гг.
Августовская конференция учителей, доклад «Интеллектуальное развитие учащихся во внеурочной и внеклассной деятельности»
Районный семинар 25.09.2009г «Метод проектов в образовательном пространстве», доклад «Проектная технология в образовательном пространстве школы. Технология метода проектов»
Курсы повышения квалификации (АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» ПК «Актуальные проблемы обучения географии в современной общеобразовательной школе» г.Ханты-Мансийск (уд.№ 913) Проведение занятия по теме: «Проектная деятельность на уроках географии»
2010-2011 гг.
XI Межрегиональноя НПК «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательный системах», г.Тюмень - доклад в рамках Круглого стола: «Практика реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании», тема доклада: «Формирование ключевых компетенций учащихся через экологическую деятельность»
III Международная научно-методическая конференция «Управление экономическими системами», Пенза. Доклад «Формирование экологических компетенций учащихся в условиях внедрения новых образовательных стандартов».
ХХI Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза. Доклад «Формирование научного мировоззрения учащихся через содержание учебного материала программы по природоведению».
2011-2012 гг.
Августовское совещание педагогических работников образовательных учреждений в 2011 году - доклад «Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности в образовательной среде естественно-научных дисциплин школы».
Семинар районного МО экологии: «Экологическое воспитание: актуальность, проблемы», доклад «Технология экологического исследования. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся», 2011 год
Семинар районного МО экологии: доклад «Организация и руководство исследовательской деятельностью учащихся», 2012г.
Семинар районного МО по экологии «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт, проблемы, перспективы», 19 ноября 2012 года
2012-2013 гг.
Участие в VII Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» - 2012 в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить»
Оформление и представление материалов на выставку-форум «Экологическая политика Югры в рамках реализации социально значимого экологического проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»- 2012 год.
2013-2014 гг.
Участие в Интернет-семинаре по теме: «Технологии для обучения одаренных детей и детей, нуждающихся в особых условиях обучения: принципы, схемы, компьютерные инструменты, портал, содержащий информацию о работе с одаренными детьми и молодежью», 05.11.2013г.
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Учительство региона как социально-профессиональная общность», СГПУ, Югорское отделение Российского общества социологов. Лаборатория региональных исследований, 06.12.2013г.
Результаты педагога в проектной деятельности педагога
Победитель в Конкурсе Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Грант Губернатора (50 тыс.руб.) - Программа «Формирование исследовательских навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности», 2008;
2009-2010 гг.
1 место – Муниципальный конкурс вариативных программ комитета по делам молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект «Летняя экологическая лаборатория «Дафния», 2009
1 место – Муниципальный конкурс инновационных программ, программа «Система непрерывного экологического образования «Экомир», 2009.
3 место - Муниципальный конкурс вариативных программ комитета по дела молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект Летняя экологическая смена «Экоград»
1 место - Окружной конкурс вариативных программ комитета по дела молодежи и спорту ХМАО-Югры, проект «Летняя экологическая смена «Экоград». Грант (200 тыс. руб.)
2010-2012гг.
2 место – Муниципальный конкурс инновационных проектов, «Экологический проект региональной направленности как условие формирования метапредметных компетенций учащихся».
Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.
Устойчивость положительных результатов облученности учащихся по предмету: при 100% абсолютной успеваемости за 5 лет качественная успеваемость возросла по географии до 76,7%, по экологии до 86,7%.
при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся.
Таблица 1.
Относительная и качественная успеваемость учащихся по преподаваемым предметам за последние 5 лет, (2008-2013гг.)
Учебный год класс Относительная успеваемость Качественная успеваемость
география экология
2008-2009 5-9 кл100 69,7% 76,8%
2009-2010 5-9 кл100 69,5% 78,4%
2010-2011 5-9 кл100 71,4% 79%
2011-2012 5-9 кл100 73,3% 81%
2012-2013 5-9 кл100 76,7% 86,7%
Таблица 2.
Количество участников и призеров муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет,
(2008-2013гг.)
Учебный год класс количество участников Качество победителей и призеров
география экология
муниципальный этап олимпиады
2008-2009 7-11 кл1 участие 2009-2010 5-11 кл1 участие 2010-2011 7-11 кл1 3 место 0
2011-2012 7-11 кл7 1, 2 место 1,1,1,2,3 место
2012-2013 7-11 кл9 2,2,2 место 1,1,1,2,2,3 место
региональный этап
2011-2012 9-10 2 - 6 место
2012-2013 10 1 - 3 место
Репрезентативность внедрения педагогического опыта. За годы работы над проектом наметилась положительная динамика личностного роста учащихся, связанного с формированием метопреднетных компетенций учащихся.
Таблица 3.
Количество участников
районной экологической конференции «Спасти и сохранить»
Учебный год класс Количество участников
ОУ района педагоги учащиеся победители и призеры
2007-2008 1-11 кл1 12 29 12
2008-2009 1-11 кл3 16 36 25
2009-2010 1-11 кл 3 16 48 26
2010-2011 1-11 кл4 18 45 30
2011-2012 1-11 кл8 32 115 64
2012-2013 1-11 кл6 37 136 69
В 2012-2013 учебном году 140 (54%) учащихся 1-11 классов стали участниками 35 интеллектуальных мероприятий (олимпиад и конференций), из них 52 учащихся -1-4 классов, 88 учащихся 5-11 классов. различного уровня (Международный уровень - 1, Всероссийский- 3, Региональный - 4, Окружной- 1, Районный – 5, общешкольный – 1). Ежегодно растет количество участников, победителей и призеров в олимпиадах и конкурсах (с 2008 г. по 2013 на 56%). Таким образом, работа по формированию метопредметных компетенций стала не отдельным элементом, а одним из основных звеньев образовательной практики.
Публикация педагогического опыта в печати.
XI Межрегиональноя НПК «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательный системах», г.Тюмень - Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся через экологическую деятельность»
III Международная научно-методическая конференция «Управление экономическими системами», Статья «Формирование экологических компетенций учащихся в условиях внедрения новых образовательных стандартов» (Сборник статей: «Управление экономическими системами», Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011.-164 с.)
ХХI Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». Статья «Формирование научного мировоззрения учащихся через содержание учебного материала программы по природоведению» (Сборник статей: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011.-116 с.
Перспективы развития проекта: реализовать созданную и апробированную модель условий формирования метапредметных компетенций обучающихся через экологическую проектную деятельность региональной направленности на базе МБОУ СОШ№18 имени Владимира Яковлевича Алексеева
Литература
Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин.- Челябинск, 2004.- С. 35-40.
Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
Добрецова Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 13 с.
Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004
Метаева В. А. Рефлексия как метакомпетентность//Педагогика. №3. 2006. С.57-61
Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО Мир книги, 2001. - 66 с.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002// Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4