Управление качеством образования в школе
Управление качеством образования в школе
Задачи:
Способствовать формированию у педагогов теоретических представлений о системе управления качеством образования в учреждении, о возможностях и условиях использования различных способов и методик для диагностических процедур, поиск новых форм и технологий в работе.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и специалистов, направленной на совершенствование управления качеством образования.
Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов качество образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью, применяемых методик и технологий в процессе управления.
Реализация системного управления качеством на всех уровнях обеспечивает непрерывность процесса, так как на отдельных этапах его осуществляются подпроцессы: определение целевых приоритетов, ресурсного, программного и технологического обеспечения, мониторинга результатов.
Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в обеспечении качества образования (обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов, органы управления образованием, работодатели).
Провозгласив в Федеральном законодательстве необходимость активной деятельности на всех уровнях управления образованием по решению вопросов качества, единого мнения, что понимать под этим, не создано до сих пор. Не разработаны критерии и показатели качества, конкретные измерители; не предлагается схема управления качеством образования; не обозначены четко пути обеспечения качества.
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей,
качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.
для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,
для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,
для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Проектирование эффективной действующей системы управления качеством определяется множеством условий и факторов, создающих дискомфорт или, напротив, обеспечивающих адаптивность.
Однако можно выделить четыре основных условия, без которых получение качественного образования просто невозможно:
1). Квалифицированный педагогический состав;
2). Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий;
3). Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.).
4). Благоприятная среда общения со сверстниками.
Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Это кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионолизации и муниципализации образовательных систем; усиление процессов стратификации и в этой связи развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.
Все эти причины, бесспорно, являются предпосылками, дающими достаточные основания ученым и практикам для поиска эффективных механизмов управления качеством.
Остановимся на подходах к определению понятия «качество образования» в контексте того, что объектом управления является, прежде всего, процесс управления качеством.
Так, В.М. Полонский под качеством образования выпускников понимает определенный уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники. (Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании.М., 1995, с. 20).
В.П. Панасюк дает следующее определение: качество школьного образования - это такая совокупность свойств, которая обуславливая его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. (Системное управление качеством образования в школе.С-пб., М., 2000, с. 58).
В работе СБ. Шилова и В.А. Кальней качество образования трактуется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенции личности. (Мониторинг качества образования в школе.М.,1998, с. 78).
A.M. Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование (Словарь - справочник «Внутришкольноеуправление».М., 1998.)
В монографии под редакцией М.М. Поташника качество образования понимается как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. (Управление качеством образования.М, 2000, с. 33).
В действующем стандарте Международной организации по стандартизации (ИСО) 8402 - 1994 г. и 9004 -1: 1994 г. качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Анализ приведенных определений показывает, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые - на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества; третьи, на совокупность свойств и результатов; четвертые - на цели и результаты; пятые - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности.
В целом, очевидно, что данное определение понятия «качество образования» следует рассматривать, с одной стороны, с позиций уровней, то есть возможностей самого образовательного учреждения (поставщика) предоставлять комплекс услуг в виде Госстандарта и с другой, потребностей личности и общества (потребителей) с позиций прогноза ее деятельности в будущем.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
первый - это соответствие стандартам или спецификации,
второй - соответствие запросам потребителя.
В открытых образовательных системах обратная связь с потребителем играет существенную роль, оказывая влияние на проектирование и корректировку образовательного процесса с целью повышения его качества. В общем виде влияние обратной связи представлено на схеме.
Однако кто должен решить, являются ли услуги школы качественными? Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Часто случается, что превосходная и полезная продукция или услуги не воспринимаются потребителями как обладающие качеством. Особенно остро эта проблема стоит в области образования.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Одна из основных задач, стоящих перед коллективом школы – это совершенствование управления качеством образования. Это значит обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Существенную роль в решении этой задачи решает педагогический мониторинг. Внедрение мониторинга осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении.
Мониторинг(лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля, который позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:
а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;
б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.
Мониторинговые исследования:
– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
И если определять цели и задачи мониторинга для всего педагогического коллектива, то прежде всего, надо учитывать его особенности.
Цели:
– отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
– определение эффективности управления качеством обучения.
Задачи:
– непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную информацию о нем;
– своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
–осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
– оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1) Этапы мониторинга.
Напервом этапе (подготовительном) определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной (практический). Включает методы сбора и систематизации информации:
наблюдения,
анализ документов,
посещение уроков,
контрольные срезы,
анкетирования,
тестирование
самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации и ее свертывания на различном уровне: Учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор МОУ.
Третий этап – аналитический. Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения. Своевременность, точность, структурированность, синтез – это те требования, без которых мониторинг эффективным быть не может.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива в лицее создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
2) Объект мониторинга.
Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.
Внутришкольный мониторинг является системой, включающей:
Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса.
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса.
Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей.
Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.
Методы сбора и обработки информации:
экспертный опрос;
наблюдение;
анализ документов;
посещение уроков;
контроль знаний, умений и навыков;
анкетирование;
тестирование;
самооценка.
3) Направления и объекты мониторинга.
1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).
2. Психологическое развитие. Здоровье.
3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.
4. Физическое развитие. Здоровье.
5. Мониторинг мотивации обучения.
Механизм реализации мониторинга:
1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.
2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.
3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;
– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.
Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.
Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.
Выступление С.А. Сергеевой, учителя информатики «Роль мониторинга в управлении качеством образования на уроках информатики»
Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять качеством образования, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого внедрена система педагогического мониторинга в управление школой.
Сегодня необходимо осознать, что управление на основе традиционных методов позволяет лишь констатировать те или иные количественные показатели, не выводя на глубинный анализ протекающие процессы. Поэтому использование методов управления, основанных на диагностике – необходимое условие повышения эффективности управления.
По результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством учебной деятельности выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат – ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка “диагноза” знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов в знаниях и постановки “диагноза” знаниям взаимосвязаны.
Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.
Таким образом, необходима ориентация учебного процесса на достижение планируемых результатов, а также связь результатов ЕГЭ, характеризующих уровень подготовки учащихся, с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса (учебный план, программа обучения, УМК, педагогические технологии и методы обучения).
Диагностика в управленческой деятельности помогает спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую могут быть включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Только мониторинг позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 БЛОК.Качество основных видов деятельности
2 БЛОК.Качество результатов деятельности
Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.
Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.
Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования— важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе школы.
На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.
Для задач управления качество образования рассматривается как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях, муниципальных системах образования и республиканской системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах к качеству образования.
Управление качеством образования включает как модель управления, механизмы оценки и обеспечения качества, так и аналитические, информационные системы оценивания.
Правомерно утверждать, что без знания объективных закономерностей системное управление качеством образования (образовательного процесса) невозможно. В этой связи можно выделить следующие объективно существующие закономерности.
Закономерность «Единство системы управления качеством образования» отражает такие взаимоотношения между элементами систем качества, которые позволяют оценивать целостность и самостоятельность каждого элемента и его зависимости от других элементов.
Закономерность «Единство социально-экологической основ системы управления качеством образования» определяет характер целостности самой системы. Механизмом поддержания этой целостности качества образования выступает система управления. Одновременно являясь единой и целостной, она обеспечивает: целенаправленность основного процесса на основе социального заказа общества, подчиненность и соподчиненность ее ступеней, непрерывность звеньев системы и целостность; механизм управления системой функционирует и развивается на всех уровнях посредством организационно-педагогических финансово-экономических, социально-психологических и других ношений.
Закономерность сочетания централизации и децентрализации в системе управления качеством образования. Эта закономерность учетом развития процессов регионализации и муниципализации образования особенно важно учитывать при формировании федерального стандарта образования. Связь этого стандарта с региональным компонентом обеспечивает целостность и взаимодополнение с учетом потребностей регионального сообщества и самого потребителя (индивида).
Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем в достижении качества образовательного процесса. Эта закономерность проявляет себя, прежде всего, во влиянии содержания управленческой деятельности (правах, полномочиях и ответственности субъектов каждою уровня управления) на качество основного образовательного процесса. Степень готовности каждого уровня определяется способностью реализовывать весь комплекс этих прав, полномочий и ответственности за результаты качества образовательною процесса, характеризующей уровень ею целостности и самостоятельности через выполнение всего состава управленческих функций.
Закономерность воздействия общих функций управления на качество конечного результата. Все функции управления раскрывают содержание управления, которое специально направлено на качественные характеристики образовательного процесса. Всеобщий характер функций управления проявляет себя в функционировании и развитии системы качества образования (образовательною процесса), где управление посредством специализации каждой функции на качество результата деятельности приобретает целенаправленный характер.
Выявленные закономерности системы управления качеством образования предъявляют свои требования по всей системе управления и находят свое отражение в содержании, принципах, функциях, формах и методах управления.
Управление качеством осуществляется на нормативном, стратегическом и оперативном уровнях.
Нормативное управление качеством образования осуществляется на законодательном и нормотворческом уровне существующих структур образовательной системы и предполагает эффективное применение документированных процедур и инструкций.
В специальных документах, законодательных актах закрепляются:
- нормативы качества образования (нормативные цели);
- основные положения политики в области качества и направления этой политики, охватывающие деятельность каждого из участников образовательного процесса и ориентирующие их на достижение поставленных целей;
- модели управления качеством, определяющие функции отдельных управленческих структур в обеспечении и улучшении качества образования.
В открытой образовательной системе особое значение приобретает стратегическое управление качеством образования, включающее стратегическое планирование. Данный уровень управления предполагает выработку и анализ стратегии в области качества, создание программ управления качеством, а также формирование у субъектов образовательной деятельности сознания качества как новой ценности.
Оперативное управление качеством образования осуществляется на основе непрерывного слежения за текущим ходом образовательной деятельности, принятия своевременных и адекватных управленческих мер для реализации программ управления качеством. При оперативном управлении используются методы обеспечения качества, его стимулирования, контроля результатов работы по качеству.
Таким образом, оперативное управление выражается в системе планомерных кратко- и среднесрочных действий, которые в сфере управления осуществляются на основе текущего планирования управления качеством и осуществления контроля качества.
Содержание нормативного, стратегического и оперативного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения отражено в следующей таблице.
Уровни реализации
управления
качеством
Уровни
управления
качеством Федеральный
и региональный уровни управления качеством Муниципальный уровень Уровень
образовательного
учреждения
Нормативное
управление Законотворческая деятельность, разработка документов, положений, нормативных актов, государственных стандартов и т.п., закрепляющих:
- цели образования,
- нормативы качества,
- общие походы к управлению качеством Нормотворческая деятельность, разработка документов, концепций, определяющих:
- основные положения политики в области качества,
- структуру управления качеством,
- задачи по реализации решений федеральных и региональных структур Участие в обсуждении нормативных документов, разработка локальных подзаконных актов, положений, выработка на уровне образовательного учреждения:
- политики в области качества
- структуры по реализации решений органов управления
Стратегическое
управление Анализ ситуации на макроуровне, выбор перспективных целей и принципов управления качеством образования, их законодательное и финансовое обеспечение Разработка долгосрочных программ по управлению качеством образования, распределение функций руководства и контроля, разработка системы нормативной финансовой деятельности, разработка критериев качества Выработка программы управления качеством на уровне образовательного учреждения, определение структур, объектов и субъектов этой деятельности, распределение полномочий, обсуждение критериев качества
Оперативное
управление Реализация нормативных документов краткосрочного действия (положений о ежегодной аттестации, тестировании и т.д.), направление на места инструкций, проведение оперативных совещаний, проведение выборочного контроля качества образования Осуществление мониторинга образовательной деятельности, проведение совещаний, текущее планирование, организация системы переподготовки кадров, анализ деятельности, реорганизация структур, участвующих в процессе управления качеством, предложения вышестоящим органам Осуществление всех видов мониторинга качества образовательной деятельности, оперативные совещания, текущее планирование, сопровождение профессиональной деятельности педагогов, анализ результатов образовательной деятельности, определение показателей качества, предложения вышестоящим организациям
Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов.
Для анализа эффективности управления качеством образования необходимо сопоставление процессов управления качеством на входе и выходе. Входы процессов управления включают:
- кадровый потенциал;
- материально-техническое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- нормативно-правовое обеспечение;
- структуру управления;
- структуру сети учреждений;
- программно-методическое и научное обеспечение;
- мотивационное обеспечение.
К выходам процесса управления качеством относятся:
- удовлетворенность потребителей образовательными услугами;
- выполнение требований образовательных стандартов;
- соответствие функций управления всем составляющим “входа” в управляемую систему;
- соответствие организационной структуры управления образованием сети образовательных учреждений возложенным функциям;
- системность процесса управления;
- результативность управления с точки зрения функционирования и развития образовательной системы.
При управлении качеством, с одной стороны, происходит сохранение возможностей системы образования, имеющихся на входе (уровень функционирования), а с другой стороны, перевод этих возможностей в новое качество на выходе (уровень развития). При этом следует иметь в виду, что процессы и результаты достигнутые на выходе должны соответствовать как нормативным, так и маркетинговым целям образования. Причем для открытого образования особое значение имеет создание максимально благоприятной инновационной обстановки внутри образовательной системы, повышающей ее чувствительность и восприимчивость к новому, побуждающей образовательные и иные социальные институты как к активному обновлению, а также к разработке и реализации программ собственного развития.
На сходных теоретических позициях находится ряд зарубежных авторов, разрабатывающих различные концепции управления качеством образования. Так Д. Тиммерман предлагает трехфазную модель управления качеством образовательного процесса, в которой он выделяет фазу входа (input), промежуточную (throughput) и фазу выхода (output) (8).
Первая фаза включает условия организации образовательного процесса в школе. К таким условиям относятся профессиональный уровень педагогического персонала, состояние здания и учебных помещений, оборудования и оформления, наличие учебных планов и дидактических материалов. К важным предпосылкам успешности образовательного процесса относятся и сами ученики, уровень их способностей, склонностей, интереса, мотивационной готовности к учению. В педагогической дискуссии за рубежом по-разному оценивают значение этих условий. Ряд авторов считает их определяющими для качества образования в целом. По этому поводу Gnahs (1994) иронически замечает: “по аналогии с гастрономией можно утверждать, что хорошие приправы не гарантируют вкусного обеда” (7).
Промежуточная фаза затрагивает качество внутренних процессов школьной жизнедеятельности. Сюда относятся: содержание, организация учебного процесса, профессиональная деятельность учителя, социально-психологический климат, организация со- и самоуправления, межличностные отношения и групповое взаимодействие.
Фаза выхода отражает образовательный результат. Для каждой из фаз Д. Тиммерман предлагает специальную группу критериев:
Субъект
качества Фаза входа Промежуточная фаза Фаза выхода
Учредитель
Администрация Состояние здания
Оснащение учебных кабинетов, наличие дидактического материала, рациональное расписание, педа-гогическиепринципы и программа развития школы, стили управ-ления, управление персоналом, обеспечение условий труда, внешние связи, управленческий опыт, научный подход к управлению Оборудование
Качество оперативного управления, организация коммуникации и работа с информацией, коллегиальность, внутри школьный контроль, консультирование, модерирование, проведение педсоветов, конференций, использование ресурсов
Реализация целей качества, окупаемость ресурсов, итоги педсоветов и конференций, учебные достижения по классам, учителям и параллелям, результаты рефлексивного анализа.
Учителя Квалификация, профессиональное мастерство, компетенции, повышение квалификации
Мотивация, подготовка к занятиям. Организация учеб-ного процесса, рас-пределение времени, использование учебных средств и дидактических материалов, методические находки, психологический климат в классе и школе, стиль общения, особые инициативы (практики, проекты), охрана здоровья
Адаптация содержания с учетом социальных факторов, перевод учащихся в следующие классы, повышение квалификации и профессиональный рост
Учащиеся Мотивационная готовность к школе, уровень развития личности, интеллектуальный уровень, влияние внешних факторов Текущая успеваемость и поведение, мотивация к учебной деятельности, неумение распределять время, обращения к школьным службам Уровень знаний, умений, навыков, социальная и аффективная компетенции, отношения, ценности, оценки, аттестация, удовлетворенность учащихся
Разработка политики в области качества требует вычленения и глубокого осмысления таких объектов качества, как образовательная среда и образовательные результаты.
Под образовательной средой понимается совокупность условий и ресурсов, обеспечивающих определенный эффект качества образования. Образовательная среда как объект качества показывает, как образовательное учреждение добивается образовательных результатов, что для этого делается, с помощью каких механизмов и средств. Иными словами, образовательная среда отражает уровень возможностей образовательного учреждения, потенциально обеспечивающих достижение образовательного результата.
Составляющими образовательной среды являются:
- образовательный процесс, включающий целевой, содержательный и операциональный компоненты;
- профессиональная деятельность педагогов, обладающих определенным уровнем квалификации;
- взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой.
Критериями качества образовательного процесса являются:
- развивающий и личностно-ориентированный характер обучения;
- обновление содержания образования;
- адекватность методов и форм обучения и воспитания целям образования;
- использование продуктивных образовательных технологий и методик и т.д.
Критериями качества профессиональной деятельности педагогов выступают:
- уровень квалификации;
- инновационная деятельность и участие в опытно-экспериментальной работе;
- способность к рефлексивному анализу педагогической деятельности;
- участие в программах обучения персонала;
- способность творчески решать задачи профессиональной деятельности и т.д.
Критериями качества взаимодействия с внешней средой являются:
- сотрудничество школы с внешними партнерами: органами местного самоуправления, молодежными организациями, учреждениями культуры и спорта, социальными службами, учреждениями профессионального образования, субъектами хозяйственной деятельности;
- взаимодействие школы с семьей учащегося, работа с родителями;
- включение учащихся в различные виды деятельности в микрорайоне: участие в территориальном управлении, волонтерских движениях, природоохранных мероприятиях, экологических играх и проектах, в развитии партнерских связей и обменов с различными городами и странами.
Если образовательная среда как объект качества отражает уровень потенциальных возможностей образовательного учреждения, то уровень реальных достижений связан с таким объектом качества, как образовательный результат.
Образовательный результат представляет собой продукт деятельности образовательного учреждения, отражающий степень реализации целей образования, определяемых политикой данного учреждения в области качества на этапе стратегического планирования.
Основным образовательным результатом следует считать уровень образованности обучающегося (выпускника). Под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, обеспечивающий индивиду эмоциональную, интеллектуальную и социальную зрелость, а также готовность самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности. Образованность можно понимать как синтез обученностиикомплекса ключевых компетенций, отражающих уровень индивидуально-личностного развития. Обученность предполагает овладение учеником необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин и образовательных областей за определенный период обучения. Обученность, неразрывно связанная с обучаемостью учащихся, их способностью учиться, является одновременно результатом предшествующего обучения и условием успешности последующего.
Объекты качества можно представить в обобщающей схеме.
Объекты качества
Образовательная среда Образовательный
результат
Образованность
Образовательный процесс
Профессиональная
деятельность педагога
Взаимодействие
со средой Комплекс
ключевых
компетенций:
- социальная;
- поликультурная;
- языковая;
- информационная
ОбученностьВажной составляющей образовательного результата является совокупность ключевых компетенций, включающая:
- социальную компетенцию,
- поликультурную компетенцию,
- языковую компетенцию,
- информационную компетенцию.
Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника?
Что есть? Что должно быть?
Современный учитель в основном ориентируется на знаниевую парадигму образования и дает учащимся хорошие знания, при этом не развивается личность ученика, последний не умеет самостоятельно добывать знания, не умеет пользоваться справочной и дополнительной литературой Развитое мышление и интеллект, (а не память). Ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.
Большой объем не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, независимо от того, является ли это актуальным. Учит тому, чего уже нет. Знания оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего.
Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал. Развитие самостоятельности. Сохранение здоровья.
Крайняя недостаточность аудио и, особенно, визуальной информации гуманитарного плана. Имеющиеся фильмы безнадежно устарели, а на новое, как правило, нет денег.
Человек должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.
Выпускник, владеющий суммой знаний.
Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка. Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций.
Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными источниками информации, включая компьютер. Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями.
В Концепции развития образования до 2010 г перед обществом была поставлена задача обновления содержания образования, основой которой должен стать деятельностный подход – набор ключевых компетентностей, которыми должен владеть выпускник.
Категория – ключевая компетентность – является основной категорией мировой образовательной практики, потому что:
во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковые составляющие;
во-вторых, интерпретирует содержание образования из конечного результата;
в-третьих, обладает интегративной природой, включает в себя не только привычные ЗУНы, но и традиции народа, национальную культуру, а также мотивационную, социальную, этическую и поведенческую составляющие.
Следовательно, изменяются и цели образования. Для нас это формирование набора ключевых компетентностей, которыми должен обладать современный выпускник:
И в этом направлении большая роль отводится ФГОС нового поколения
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека
Вектор смещения акцентов нового стандарта направлен на достижение результатов:
-личностных, которые проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.
- предметных, которые представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.
- метапредметных, которые представляю собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной образовательной программе.
Основой ключевых компетентностей являются сформированные универсальные учебные действия младших школьников.
Выступление Жафяровой Г.А., учителя начальной школы «Опыт работы по формированию у обучающихся УУД в условиях внедрения в школе ФГОС»
На этапе основного общего образования ключевые компетентности проявляются:
В компетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного подхода в образовании: компетентность в решении задач (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.
В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.
В учебной компетентностикакспособности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Здесь возникает понятие универсальных учебных действий.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, а значит самоизменения.
Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) формируются в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей школьников.
На этапе основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская, а также в различных социальных практиках.
Если обратиться к структуре ООП, то видим, что в соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивание и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами);
внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
При проектировании и реализации ООП необходимо учитывать, что внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:
1. На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования силами региональных структур оценки качества образования.
Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.
Готовность обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:
сформированностью у обучающихся желания и основ умения учиться;
уровнем освоения основных культурных предметных средств/способов действия необходимых для продолжения обучения в основной школе.
2. В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.
Внешняя оценка также может проводиться в рамках государственной итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы являются достижения предметных и метапредметных результатов в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.
Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы
Необходимо подчеркнуть, что внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка. Во внеучебной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).
Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.
Выступление Плотниковой М.Н., учителя русского языка и литературы «Опыт работы с Ресурсной тетрадью для обучающихся 5-х классов»
Формой накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений школьников может быть портфолио. Портфолио ученика - это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки.
Аналогично портфолио учителя становится результатом оценки уровня педагогической деятельности учителя.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
Стандарт направлен на обеспечение:
-формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
-единства образовательного пространства Российской Федерации;
-доступности получения качественного основного общего образования;
-преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
- развития государственно-общественного управления в образовании;
- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к самообразованию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что успешность разработки политики в области качества и стратегического планирования зависит от того, в какой мере отслеживается демократический характер управления, осуществляется широкое участие различных заинтересованных лиц (учащихся, учителей, родителей, заказчиков образовательных услуг) в подготовке, принятии и реализации управленческих решений в области качества.
Ключевой функцией управления качеством является контроль, суть которого заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и ее сопоставление с установленными нормативными и маркетинговыми целями.
Контроль как управленческая функция обеспечивает обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательной деятельности.
Контроль качества образования позволяет:
- целенаправленно влиять на качество образовательной деятельности на основе комплексного мониторинга объектов качества;
- вырабатывать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности;
- определять направления научно-методического сопровождения образовательного процесса;
- выявлять и обобщать инновационный опыт образовательной деятельности.
Особая роль в управлении качеством отводится классному руководителю, ибо она является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников.
Выступление Таракановой Н.П., классного руководителя 10а класса «Роль классного руководителя в управлении качеством образования обучающихся»
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Естественно, что выделенные цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования.
Процитируем слова И. С. Якиманской, которые, на наш взгляд, очень четко и конкретно определяют назначение массовой российской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».
К 2012 году в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников
Важным инструментом контроля качества является оценка. Она затрагивает не только учащихся и их достижения (промежуточная и итоговая аттестация), но также учреждения, преподавателей (лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров) и систему образования в целом (оценка управленческой деятельности муниципальных органов управления образованием).
Роль, которая придается оценке, еще больше возрастает в условиях открытых образовательных систем в силу разделения компетенций, большей самостоятельности учреждений.
В условиях открытости особую значимость приобретают самооценка и общественная оценка.
Самооценка - это деятельность образовательных учреждений и участников образовательного процесса по определению качественных показателей собственного функционирования, развития и результативности на основе сравнения с нормативными требованиями, запросами и существующими аналогами. Эффективность самооценки как формы контроля определяется в том, что она включает в себя не только механизм оценочных действий, но и механизм улучшения качества. При осуществлении самооценки может использоваться аудиторская экспертиза, которая носит независимый характер и реализует диагностическую и консультативную функции.
Самооценка деятельности образовательного учреждения может осуществляться на следующих основных уровнях:
- уровень всего образовательного учреждения;
- уровень, касающийся групповой работы (деятельность структурного подразделения, службы, группы педагогов, ведущих обучение в рамках одной образовательной области и т.д.)
- уровень отдельного педагога.
Осуществление процессов самооценки может быть связано с необходимостью, во-первых, улучшения качества образования и осуществления изменений, направленных на наиболее полное достижение поставленных целей, во-вторых, оказания влияния на общественное мнение и формирования позитивного имиджа образовательного учреждения через подтверждение высокого качества образования, в-третьих, подготовки к внешней или какой-либо другой оценке выполняемой деятельности.
При этом инициатива самооценки может исходить как от самой организации, осуществляющей оценку своей деятельности, так и от внешних партнеров, но сами процедуры самооценки обычно выполняются непосредственно сотрудниками организации, которые, как правило, объединяются для этого в группы планирования оценки, её организации и проведения, анализа результатов и принятия необходимых решений.
Самооценка позволяет образовательному учреждению мобилизовать внутренний потенциал, ориентироваться в своей деятельности на реально существующие проблемы, а не на внешние предписания и правила, предвидеть возможные затруднения и своевременно предложить пути их разрешения, обрести уверенность в должном качестве своей деятельности
Единые критерии оценки профессиональной компетентности педагогических работников положены в основу введения новой системы оплаты труда, ориентированной на результат, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда НСОТ, новой формы аттестации на присвоение квалификационных категорий,
И в заключении хочу выразить уверенность в том, что решение проблем эффективного управления образования напрямую связано с решением проблем информатизации и внедрения так называемых регламентов сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
С определенной долей упрощения можно сказать, что качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством - процесс приведения системы к некоторому стандарту.
Управлять качеством образования - значит, осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат.
Поэтому не случайно, что данные вопросы нашли отражение в приоритетных задачах образовательной политики на период до 2020 года, в частности:
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, включая:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования
Развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования, включая:
участие общественности в планировании, управлении и контроле качества образования на уровне учреждения;
обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности учебных заведений;
развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования
Проект решения по результатам работы педсовета:
1. Включиться в экспериментальную работу при АПКиПРО под руководством доктора педагогических наук, профессора А.С. Сиденко по теме «Проектирование модели управления школы в условиях перехода на новую образовательную парадигму».
Отв.: Толчина М.С., директор школы
2.Разработать программу деятельности образовательного учреждения по внедрению ФГОС на второй ступени обучения.
До 01 января 2013г. Отв. Неганова О.В., заместитель директора по УВР.
3.Разработать систему контроля по готовности ОУ к внедрению ФГОС ООО.
До 01января 2013г. Отв. Неганова О.В., заместитель директора по УВР.
4.Создать информационно – методический банкдиагностического инструментария.
До 01 марта 2013г. Отв. руководители кафедр.
5.С целью развития информационной среды считать ведение электронного журнала обязательным для всех учителей – предметников и классных руководителей.
Постоянно. Контроль возложить на зам. Директора по УВР Епифанову И.Г.
6.Пересмотреть критерии стимулирования труда педагогических работников и внести соответствующие изменения в Положение об оплате труда.
До 10 декабря 2012г. Отв. Члены комиссии
7.Педагогам, классным руководителям создать Портфолио с целью оценки результатов деятельности.
До 25 декабря 2012 г. Отв. Руководители кафедр.
8.Классным руководителям создать условия в классных коллективах по включению обучающихся в работу над своим портфолио как результатом накопительной оценки деятельности обучающихся.
В течение учебного года.