Формирование социального опыта через эффективное управление качеством образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Формирование социального опыта
учащихся через эффективное управление качеством образования.
Лукина Е.А.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.
Югорск
2009
Сегодня образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальная составляющая. От развития образования зависит развитие общества. Содержанием образования определяется новый гражданин. Именно здесь закладывается успех или неуспех всех реформ в обществе. Действительно, правильно создаваемое содержание образования влияет на социокультурную среду, ситуацию развития, в которой формируется личность конструктивно мыслящая. Допускающая множественность истин, личность, которая уважает позиции другого, которая занимается практикой с целью поиска истины. Развитие образования может осуществляться само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно управляется и совершенствуется в процессах управления. Эффективное управление любым сложным, динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действительного управления ими, а не спонтанной борьбы с неожиданными фантомами, необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.
Управление качеством образовательного процесса, как и другое управление, в первую очередь связано с преобразованием информации. Именно информация служит специфическим предметом управленческого труда. Схема работы с информацией
-сбор первичной инфомации, её систематизация;
- переработка (кодирование);
- передача информации;
-дешифрование (расшифровка);
- выработка команд по управлению;
- реализация команд.
Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, работа образовательных учреждений в инновационном режиме непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Многообразие нововведений усложняет процедуру принятия управленческих решений. В связи с этим значительно повышается роль педагогического мониторинга, способствующего выявлению и регулированию воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов педагогической системы.
Мониторинг – относительно новый термин в педагогической понятийной системе. Термин появился в 20-м веке для обозначения целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды.
Мониторинг – производная форма от слова монитор – предостерегающий, напоминающий, контролирующий, проверяющий, выполняющий функцию предупреждения.
Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней, иерархия которых предстает в следующем виде:
Внутришкольный уровень.
На этом уровне образовательный мониторинг – обобщенное системное представление о целенаправленной деятельности каждого ее участника. На этом уровне вырабатывается прогнозная информация в ее психолого – педагогической интерпритации.
Муниципальный уровень
Мониторинг дает развернутое представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом с учетом специфических функций каждого элемента.
Региональный уровень
На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.
Федеральный уровень
Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.
Но чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация:
-полнота;
-достоверность;
-точность;
-своевременность;
-доступность;
-непрерывность;
-структурированность;
-специфичность для каждого уровня мониторинга.
Объектами мониторинга являются:
- учащиеся;
- учителя;
- родители;
- администрация;
-материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса;
-социум микрорайона.
Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик:
-качество потенциала достижения цели образования;
-качество процесса формирования профессионализма;
-качество результата образования.
Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы, качество преподавательского состава, качество информационно-методической базы.
Качество процесса формирования профессионализма – это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения учеников к образованию, управление образованием.
Качество результата образования – распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки.
Каждая из этих характеристик требует качественного мониторинга, её измерение и оценки, учета в практике организации учебного процесса.
Оценка качества и всех факторов его формирования определяется системой ценностей, которые не являются застывшими, а сами изменяются в процессе развития. Любое качество временно. Своевременность изменения качества – это диверсификация управления им, то есть расширение управляемых факторов качества, совмещение их характеристик, поиск возможностей, их слияния в новом продукте. Для образовательных учреждений на данном этапе развития продуктом является социальный опыт учащихся, приобретенный ими в процессе образования. Основными чертами этого образования является хорошая фундаментальная подготовка, креативность (сформированный творческий потенциал), устойчивость знаний и способность их пополнения (пожизненное образование) и, наконец, развитое чувство достоинства в отношении к себе и людям.
Хорошая методика образовательного процесса, эффективное управление качеством образования помогает ускоренному накоплению социального опыта, развитию социальной активности, тем самым работая на авторитет образовательного учреждения и будущего выпускника. Таким образом, повышается вероятность того, что выпускник образовательного учреждения будет социально адаптирован к самостоятельной взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений.
Цель образования – интеллектуальная и социальная свобода личности, то есть формирование достоинства человека и наиболее полная реализация его индивидуальных качеств. Этой цели можно достичь, если учебное заведение имеет:
-квалифицированный преподавательский состав;
-оснащенность материально-технической базы;
-образовательную программу;
-совокупность подходов, методов, средств, концепцию образования;
-методику преподавания;
- требования, ограничения, приоритеты, ориентиры.
И всеми этими факторами необходимо умело и грамотно управлять. А значит своевременно проводить исследование состояния тех или иных параметров и принимать управленческие решения. Ни в коем случае нельзя сводить управление качеством только к контролю. Оно включает такие функции, как мотивация, планирование, анализ и исследование качества. Наконец, это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок, и подходов к решению. Новое качество рождается в сознании человека, оно разрушает стереотипы и догмы мышления. Отсюда следует, что качество деятельности человека определяется в значительной мере его образованием, формируется в процессах образования. Но это происходит лишь в том случае, если само образование ориентировано на новое качество, находится в развитии и приобретает постоянно новое качество, имеет оценочную систему результатов социального опыта (таблица 1), разнообразие видов деятельности учеников и преподавателей (таблица 2) и форм урочной деятельности (схема 1), посредством которых формируется социальный опыт учащихся.
Таблица 1.
Оценочная система результатов становления социального опыта:
Характеристика качества
Предмет оценки
Метод оценки
Устойчивость знаний
Зафиксированы ли они в долгосрочной памяти, время на поиск и ориентацию в системе знаний, ритмичность работы в учебном процессе
Тестирование, анализ накопленной информации, письменная работа, проектирование, собеседование.
Ролевая структура деятельности
Готовность учащегося к определенным ролям, понимание ролевой структуры.
Тестирование, ролевая игра, самооценка.
Владение знаниями в проблемной ситуации
Способность оперировать полученными знаниями, использовать их при решении проблемы, навыки применения знаний.
Деловая игра, тестирование, ролевая игра, самооценка.
Навыки принятия решений
Навыки разработки и принятия решений, способность к оценке проблем, определению их характера, выбора вариантов решений.
Деловая игра, ролевая игра, проектирование.
Навыки экспертно-аналитической работы
Умение провести экспертизу ситуации, проанализировать показатели, документы, состояние, навыки консультирования.
Анализ документов, письменная работа.
Уровень профессиональных знаний
Наличие необходимых знаний, глубина их освоения, понимание профессиональных проблем
Тестирование, анализ портфолио, письменная работа, анализ накопленной информации.
Генерирование и реализация идей
Личные качества, склонность к риску, поведение в экстремальных ситуациях, выбор альтернативных решений
Тестирование, деловая игра, ролевая игра, самооценка, оценка экспертов или наблюдателей.
Участие в профессиональных пробах
Тип мышления, представление о профессии, активность участия в пробах.
Тестирование, анализ накопленной информации, социометрическое исследование, самооценка.
Таблица 2
Виды деятельности учащихся:
Виды деятельности
Учащихся
Педагогических работников
Проектно-исследовательская деятельность (процесс исследования, представления результатов, создание презентаций)
Консультирование, сопровождение, оценивает достижения учащихся содержательной характеристикой, мотивирует учащихся на достижение целей работы.
Ролевая игра
Наблюдает, корректирует, подсказывает, обучает общению, помогает создать модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Активная самостоятельная деятельность по разрешению проблемных ситуаций.
Создает проблемную ситуацию,, активизирует действия учащихся, задает вопросы,, подводит школьников к противоречию, побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы.
Работа в группах
Регулирует споры, порядок работы в группах, отвечает на вопросы, контролирует ход работы в группах, в крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.
Общение ребенка с компьютером
Функцию «учителя» выполняет компьютер.
Учитель организует учебный процесс, координирует расстановку рабочих мест, инструктирует, управляет внутриклассной сетью. Проводит индивидуальное наблюдение, оказывает индивидуальную помощь.
Самостоятельная работа с источниками информации
Советует к какому источнику обратиться, на что обратить внимание, как скоординировать продуктивно работу.
Производственная практика
Курирует, создает условия для прохождения практики, координирует деятельность учащихся и руководителей практики, поддерживает связь с предприятиями, на которых учащиеся проходят практику.
Зачетно-творческая сессия
Консультирует, сопровождает, оценивает достижения учащихся отметкой и содержательной характеристикой, мотивирует учащихся на достижение целей работы. Составляет зачетно-творческие задания.
Схема 1
Формы урочной деятельности, посредством которых формируется
социальный опыт ученика:
1. Урок-лекция;
2. Урок-зачёт;
3.Интегрированные уроки;
4.Урок-конференция;
5. Урок-диспут;
6.Урок-соревнование;
7.Мозговой штурм;
8.Мастер-классы;
9.Компьютерное тестирование.
Оптимальный вариант исследования качества образования приводит к эффективному управлению этим качеством и в целом к качеству результата образования. В управлении качеством образования всегда должна быть полная определенность на какую тенденцию ориентировано управление, должен быть контроль динамики качества образования и тогда образовательное учреждение на выходе будет иметь выпускника, который будет способен:
1.Самостоятельно выполнять задания на анализ и синтез;
2. Применять учебный материал в нестандартной ситуации;
3.Аргументированно отстаивать свою точку зрения, используя различные формы доказательства;
4. Применять полученные знания и способы в определении профессиональной деятельности;
5.Творчески применять уже имеющийся жизненный опыт для участия в профессиональных пробах;
6. Простраивать новый способ действия или модифицировать известный;
7.Генерировать и реализовывать идеи;
8.Реализовывать свои творческие способности в форме выполнения и защиты творческих работ, участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах;
9. Преобразовывать различные предметы и способы;
10. Сотрудничать с другими людьми;
11. Обрабатывать информацию из различных источников, в том числе из Интернета;
12. Действовать самостоятельно в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
Следует отметить, что чем выше уровень проработанности содержания образования, управление образованием, тем более высокий уровень качества может обеспечивать образовательное учреждение.
Цель образования
Методология образования
Содержание образования
Управление образованием
Организация образования
Технология образования
Управление знаниями
в процессе образования
Результат образования
15