Доклад «Управление качеством основного общего образования на основе использования информационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Будённовская
средняя общеобразовательная школа
Д О К Л А Д
на тему:
«Управление качеством основного общего образования на основе использования информационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС»
Учитель: Стадникова З. А.
ст. Будённовская
2012 г
Уже давно никого не удивляет та скорость, с которой происходит обновление всех сфер жизни. Такая плотность перемен предъявляет серьёзные требования к человеку, его готовности решать постоянно возникающие нестандартные проблемы.
Сегодня информация обновляется со стремительной быстротой. И если в конце ХХ века объем человеческих знаний, в контексте развития технологий, удваивался каждые 3-4 года, то в ХХI веке - удваивается каждые 72 часа. Нынешние первоклассники окончат школу в 2020 году, и школа должна вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования, получить адекватную подготовку для продолжения обучения по специальностям, связанным с нанотехнологиями и другими информационными технологиями, которые будут внедрены во все отрасли.
Цели и задачи ФГОС определены в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:
1) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
2)развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
3) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
4) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
5) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
6) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
7) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса. Эти характеристики прописаны в ФГОС как объекты качества реализации основной образовательной программы.
Основной смысл содержания понятия «качество образования» можно отразить при помощи следующей схемы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Понимание того, что такое качество образования, позволяют определить необходимые элементы системы управления качеством образования:
содержание образования в соответствии с социальным заказом (образовательная программа, компетентностная модель выпускника);
новые методы обучения;
совершенствование педагогического мастерства;
внутренняя и внешняя экспертиза;
мониторинг условий и результатов.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.
Основное отличие новых стандартов от прежних заключается в том, что обучение в школе ориентировано на личностные результаты, а также на формирование универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Наибольшую трудность для учителя представляет формулировка личностных образовательных результатов ученика в соответствии с ФГОС. В стандарте основного общего образования определено:
«Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».
Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса диктуют необходимость создания условий, обеспечивающих:
получение информации различными способами;
проведение экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
обработку материалов и информации с использованием технологических инструментов;
управление учебным процессом.
Определяя многоуровневую социальную адаптацию личности школьника как основу интеграции получаемых на уроке информатики знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной информационной культуры и культурной нормы, этот документ востребует реализацию на практике подобной интеграции во всех организационных формах образовательного процесса. И, в первую очередь, в реализации каждого конкретного урока, в том числе урока информатики.
Реализацию этих требований тормозит недостаточный уровень когнитивной составляющей профессиональной компетентности учителя в сфере знаний о социализации как процессе и как результате образовательного процесса. На практике недостаток этих знаний не позволяет учителю информатики грамотно проектировать личностные образовательные цели и задачи предметного обучения, что в свою очередь затрудняет выбор адекватных условий и ресурсов предметной урочной и внеурочной образовательной деятельности. В современной педагогике сформулировать личностные цели изучения темы для ученика (а лучше – вместе с ним), выстроить учебный процесс с опорой на эти цели, а в конце помочь ученику отрефлексировать уровень реализации собственных целей – это значит работать с субъективным опытом ученика.
Затруднения учителя информатики в этом случае имеют как объективный, так и субъективный характер. Информатика как школьный предмет востребует от ученика, прежде всего, владение стратегией левополушарного мышления, прекрасно справляющегося с логическими задачами, отвечающими на вопрос «почему?..», но «пасующего» перед вопросом «а зачем?..». а личностный компонент – главный для процесса сознательного учения – опирается не на стратегию логики «или – или», но на стратегию системного, экологического, интегрирующего мышления, допускающего рассуждения по типу «и-и-и». Следовательно, учителю необходимо самому научиться «видеть» в каждой теме потенциал личностного развития. Поставьте себя на место ученика и ответьте из этой позиции на такие вопросы:
- В чем и как качество моей жизни изменится, когда я освою эту тему?
- Как и в чем я смогу помочь близким и друзьям, когда я освою эту тему?
- Что во мне как в личности изменится, вырастет или исчезнет, когда я освою эту тему?
Ответы на эти вопросы выявят потенциал личностного развития предметной темы.
После определения целей для ученика, проектирования окончательной зачетной работы и собственных целей учителю необходимо оценить ресурсы, имеющиеся у него и ученика для реализации поставленных целей. Однако низкий уровень развития управленческой компетентности учителя информатики также не позволяет ему определить и реализовать место, время, способ и содержание социализирующих педагогических воздействий средствами своего предмета на оптимальном уровне. Социализация и воспитание обеспечиваются не только содержанием, но и организационными формами учебной деятельности. Работа на единую цель, работа в группах и в парах отлично способствуют повышению учебно-познавательной мотивации, а значит, обеспечивают прирост личностных результатов.
Учитель, управляя качеством образовательного процесса, формулируя собственные цели в терминах управленческой деятельности, должен структурировать свои цели в соответствии с тремя требованиями к результатам:
- воспитательные цели учителя (направлены на реализацию личностных образовательных целей): помочь осознать, оценить значение и т. д.;
- развивающие цели учителя (направлены на достижение метапредметных результатов – развитие универсальных учебных действий): обеспечить формирование навыка, организовать конкурс рефератов по теме «Значение эволюции вычислительной техники в науке и обществе» и обучить эффективному алгоритму отбора и обобщения информации для написания рефератов, организовать работу учащихся по отработке навыков сравнения объектов при изучении набора устройств разных типов компьютеров и т. д.;
- предметные цели учителя: организовать обобщение знаний предыдущих уроков о разных типах вычислительной техники; научить учащихся различать назначение компьютеров по их составу.
Введение ФГОС связано с развитием универсальных учебных действий обучающихся (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:
- реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа должна обеспечивать:
- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
Важным элементом развития инфраструктурной среды образовательного учреждения, одним из механизмов достижения нового качества образования, социализации выпускников, повышения эффективности отрасли является информатизация образования. Сегодня любое образовательное учреждение, которое заинтересовано в том, чтобы дать своим выпускникам качественное образование, внедряет информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся, можно найти на сайте standart.edu.ru в разделе «Введение стандарта».
Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Развитие единой информационной образовательной среды предполагает, в числе прочего, современную систему мониторинга образовательной деятельности, доступную для всех субъектов образования, позволяющую в динамике видеть развитие обучающихся. Доступность подобной системы должна обеспечиваться за счёт использования широко распространённых web и sms-технологий. Данная система должна объединять в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования и информирования родителей об образовательных достижениях детей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 17.12.2009 г. № 1993-р) с 1 июля 2012 года каждое общеобразовательное учреждение должно предоставлять информацию о текущей успеваемости обучающихся через систему электронных дневников и журналов.
Использование информационных технологий предоставляет неограниченные возможности для внедрения в практику работы школ дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, для организации работы с одарёнными детьми, для подготовки школьников к итоговой аттестации, для освоения программ дополнительного образования.
Управление качеством образования невозможно в отрыве от изучения фактического состояния дел в учреждении. Вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ расширяет сферу компетенции и ответственности образовательных учреждений, возлагая на них обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования. А это значит, что теперь создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать не как право образовательного учреждения, а как его обязанность.
Обязательными в ходе формирования на уровне учреждения системы внутреннего мониторинга качества образования необходимо считать два основных направления.
Первое направление – качество предоставляемых образовательных услуг, а также системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения.
Второе направление – оценка личностных достижений участников образовательного процесса.
И в завершении хочу подчеркнуть, что без решения трёх ключевых задач: оснащения школ современным оборудованием, повышения профессионализма и уровня компетентности педагогов, внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные, - а также без грамотно выстроенной в учреждении системы внутреннего мониторинга не удастся обеспечить новое качество образования.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Образователь-ная программа Трансформация данных требований в цели и задачи образовательной программы
Социальный заказ – требования к образовательным результатам, установленные правительством, родителями,
обществом
Качество образования
Управление качеством Создание условий и их совершенство-вание для достижения целей/результа-тов