Конспект занятия «Обитатели подводного мира»
Жаркналиева Гульвира Аскаровна
Социальный педагог
ГСКУ АО «ОСРЦ для несовершеннолетних «Исток» РКО «Парусник»
телефон: 35-56-73, 59-16-16
«Обитатели подводного мира»
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия «Обитатели подводного мира», проводимого для детей потерпевших насилие и проходящих реабилитацию.
Цель: Достижение положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, пострадавших от насилия.
Задачи:
- дать ребенку возможность испытать положительный опыт переживаний.Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, порожденных насилием в семье;
- формирование чувства защищенности и обучение элементарным правилам безопасности;
- формирование позитивного образа окружающего мира.
Оборудование: загадки, информация из книг о животных подводного мира, иллюстрации рыб и других животных, релаксационная музыка.
Структура занятия:
- упражнение на снятие нервно-психического напряжения;
- упражнение на сплочение группы;
- рассказ о подводном мире;
- рисование, изготовление морских жителей под музыку;
- обсуждение и «размещение» рыбок в аквариуме.
Ход мероприятия:
Вед.:Ребята! Давайте сыграем с вами в игру.
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два....»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.
Вед.:Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Какое будет путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (Вода)
Путешествие водное.
Вед.:Если мы посмотрим на глобус (модель земного шара), то увидим, что больше всего на нем голубого цвета (так обозначается вода). Без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. Поэтому многие живые организмы прекрасно проживают в ней.
-Ребята, отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Кто это? (рыбка)
Вед.:Правильно, это рыбка. На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. Это пресноводные рыбы. Остальные – морские.
Ребята, скажите кто изображен на этой иллюстрации? (рыбка) А какую сказку напоминает эта рыбка? («Сказка о рыбаке и золотой рыбке») Чем ловил старик рыбу? (неводом) А чем еще ловят рыбу? (сетью, удочкой). А сейчас мы поиграем в игру «Рыбаки и рыбки» («Рыбак и рыбка»- игра для "попрыгунчиков". Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать все выше.).
Вед.:А сейчас, ребята, мы продолжим наше знакомство с обитателями наших рек.
-Опасней всех она в реке,
Под кувшинами в тиши
Хитра, прожорлива, сильна,
Где не очень мелко,
При том, такая злюка!
Конечно, это (щука).
Вед.:Ребята опишите, какая это рыба? Как вы думаете, она опасна для мелких рыбок?
Ребята, щука и в самом деле хищная рыба. Она ведь питается и другими мелкими рыбками. Давайте представим, что все мы это мелкие рыбы, а хищница где то рядом. Как же нам нужно вести себя, чтобы она нас не заметила (тихо, спокойно, не паниковать, быть увереннее).
Педагог вводит определение незнакомца, которому можно научить малыша в возрасте до пяти лет: незнакомец – это тот, кого мы не знаем. Вы слышите, как спокойно и не тревожащее это звучит? Наша цель – научить ребенка замечать незнакомцев, правильно реагировать и вести себя с незнакомыми людьми на улице. Обучение дошкольников касается умения определять различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Важно передать дошкольникам знания о том, «кто есть кто» в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Разговор ребенка с незнак
·омцем: 4 шага по прекращению беседы
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним незнакомый человек. Неважно, кто это - девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина - если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается - надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пересекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут "заболтать" и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
- А сейчас, отгадайте другую загадку:
-Шириной с тарелку.
И серебряный бывает,
И бывает золотой. (Карась)
Вед.:Ребята, не только карася, но и вас я хочу назвать сегодня золотцами, потому что, мне нравится как вы сегодня работаете. А впереди у нас много интересного, а значит будем работать еще лучше. Правда? (Да!)
Вед: Давайте еще посмотрим на обитателей наших рек (рассматривание иллюстрации окуня, судака, сазана, воблы).
Вед.:Продолжим наше путешествие.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
Вед.:Реки впадают в моря.
Представим, что мы стоим на берегу моря.
Стоит чудесная погода. Светит солнышко. Потянули ручки к солнышку.
Вдруг подул ветер (разводят руки в стороны)
Волны поднялись высоко-высоко (на носочки, руки вверх)
Загремел гром (топают)
Засверкала молния (хлопают в ладоши)
И пошел дождь (пальчиками перебирают, кап-кап)
Стало тихо, тихо (разводят руки в стороны)
Небо стало ясным.
Что нам поможет заглянуть в подводный мир? Это подводная лодка - батискаф. (Иллюстрация)
Сможем мы теперь нырнуть, в мир подводный заглянуть.
Вед.:О каких морских обитателях нам рассказали?(акула, дельфины, морской еж, морская звезда, медуза).
Вед.:Мы сегодня с вами узнали много о жизни обитателей подводного мира и сейчас при помощи бумаги изобразим аквариум с рыбками. (Заранее вырезаны фигурки морских животных, рыб и водорослей. Нужно подобрать коробку для аквариума и покрасить ее в голубой цвет.).
Дети выбирают любого обитателя, разукрашивают так как им нравится и размещают в аквариуме.
Практическая работа (30 мин). (Звучит музыка).
Размещение морских обитателей - это важный момент в определении проблем социализации ребенка, выявление готовности занять свое место в сообществе людей - взрослых и еще маленьких. Ощущение своей восторженности, включенности дает хорошее чувство основательности и надежности бытия, формирует позитивный образ окружающего мира.
Процесс разукрашивания морских обитателей -это возможность при помощи работы с цветами безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля, отреагировать свои эмоции, очистить психику от избытка тягостных переживаний. Дети, таким образом, лечатся от своих посттравматических переживаний.
Совместное с педагогом создание композиции - это реализация истинной креативности ребенка, т.е. творчество от избытка энергии, жизненных сил, способ научения жизни в расширяющемся мире, создание собственных способов в преодолении жизненных трудностей.
Вед.:Молодцы! Сегодня вы работали дружно, проявили свое творчество, выполнили очень красивую работу, узнали много интересного о подводном мире, о том, что любая река начинается с маленького ручейка. И в завершении нашего мероприятия поиграем в игру «Ручеёк» (звучит музыка песни «Улыбка»).
Очень важно, похвалить каждого ребенка за его вклад в общую работу.
Итог работы – композиция «Рыбки в аквариуме».
15