Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального учреждения
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия
(академия ВЭГУ)
Специальность 030301 Психология
Специализация - Клиническая психология
Еренкова Лариса Петровна
Курсовая работа
Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Уфа 2013.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
Современная распространенность потребления психоактивных веществ………………………………....................................................4
Глава 1. Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков…………………………….........................7
Глава 2. Социально-психологические аспекты формирования алкогольной зависимости……..............................................................8
Глава 3. Степени алкоголизации учащихся старших классов......... 13
Глава 4. Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………20
Список литературы…………………………………...………………22
Введение.
Цель работы: оценка уровня поведенческих характеристик и субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей ( пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодёжной среде.
Объект исследования – 20 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляющие алкоголь -10 подростков , 2 группа – не употребляющие алкоголь – 10 подростков).
Основные задачи: - оценка социальных характеристик ( семейное положение, ближайшее окружение, пол, возраст) у подростков с различным отношением к алкоголю;
- анализ уровня субъективного контроля, устойчивых свойств и состояний у подростков с различным отношением к алкогольным напиткам;
- выявление тенденций поведения подростков в реальной группе и в группе лиц, с различным отношением к спиртному;
- обоснование основных направлений профилактики возникновения алкогольной зависимости у подростков.
Обследование проводилось по методикам:
Анкетирование для выяснения социально-демографических показателей ( пол, возраст, состав семьи, наличие вредных привычек у анкетируемых и его ближайшего окружения)
Важнейшим показателем богатства и процветания человечества является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль учитель. Именно учитель в контакте общей культуры человека может и должен сформировать систему ценностных ориентаций в отношении здоровья так, чтобы мотивация позитивного гигиенического поведения стала неотъемлемой частью поведенческих реакций человека. Однако было бы не правильно ограничивать сферу влияния учителя на здоровье школьников только тем, что происходит во время занятий в школе. Настоящего учителя не может не волновать, что делает, как живет, чем увлекается его воспитанник после окончания занятий. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от алкоголя. Особое значение в наши дни приобретает профилактика алкогольной зависимости. С точки зрения врачей-наркологов, во многих странах алкоголизм признан социальным бедствием.
В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным с приобщением подростков к употреблению психоактивных веществ. Значительное внимание привлекают факторы риска, влияющие  на склонность к формированию зависимого поведения. Социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. Подростковый возраст является одним из важнейших этапов социализации. Проблеме развития личности в подростковом возрасте посвящены фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования психологии.
В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим тему алкогольной зависимости у подростков: с чего начинается, как развивается, чем опасен алкоголь.
Современная распространенность потребления психоактивных веществ
Алкоголизм – психическое заболевание, включенное в номенклатуру болезней ВОЗ – в раздел «Токсикомании и наркомании». Таким образом алкоголизм лучше всего определяется как мания – маниакальное или безумное влечение к токсину алкоголю (отраве), то есть самоотравлению и самоликвидации.
Алкоголизм – это социальная болезнь. Болезнь всех вместе и каждого в отдельности. С социальными и медицинскими последствиями в виде психических и соматических расстройств. Например, алкогольных психозов – белой горячки, бреда, алкогольной эпилепсии с последующей деградацией и деменцией. Или связанных с алкоголизмом психосоматических болезней : цирроза печени, панкреатита, рака желудка, половой несостоятельности…
Но самым страшным последствием алкоголизма является его коварное и прямо-таки изощренное воздействие на наследственность, на потомство ( с рождением психически и физически неполноценных детей).
Алкоголизмом среди подростков – или, как говорят специалисты, «ранним пагубным пристрастием к алкоголю» - сегодня никого не увидишь. Но что это – болезнь или антиобщественная форма поведения? Реакция на нестабильную ситуацию в семье, протест против существующих норм и правил – или просто стремление к контакту со сверстниками, возможность отвлечься от неприятных переживаний?..
Обычное алкогольное опьянение у подростков проявляется в большей активности, в подъеме настроения и стремления на улицу – к сверстникам. Серьезных последствий могло бы и не быть, если бы не подростковое любопытство, которое толкает к новым ощущениям. И если «веселье» продолжается, за последствия ручаться нельзя. Вместо эйфории настроение становится злобно-тоскливым, всплывают в памяти давние обиды, появляется стремление «разрядится» на окружающих – подростки затевают ссоры, драки.
В лучшем случае это закончится защитным рвотным рефлексом и головной болью, в худшем – пострадают другие люди или, что бывает реже, возможны попытки суицида.
В клинические признаки стадий раннего алкоголизма входят индивидуальная психическая зависимость от алкоголя, исчезновение защитного рвотного рефлекса, потеря ситуационного контроля и отсутствие аппетита по утрам. Причем в процессе развития раннего алкоголизма происходит изменение «ассортимента» предпочитаемых спиртных напитков: переход от пива и вин к водке, добавление к спиртному транквилизаторов.
Собираясь в компании, такие подростки стремятся хорошо провести время, повеселиться, отдохнуть. И если одному из них станет нехорошо, появится ощущение галлюцинаций и иллюзий, есть надежда, что произойдет отвращение к алкоголю. Но, как известно, на этот случай у подростков есть свое объяснение – выпил на голодный желудок, с непривычки, смешал водку с пивом…
Как спасти подростка уже всерьез «увлекшегося» спиртным? Индивидуальная эмоционально-стрессовая терапия, различные формы «кодирования» несут определенную психологическую нагрузку. В основе психотерапии лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у пациента опасения неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к спиртному. Но срабатывает этот метод далеко не всегда. Не панацея и групповая психотерапия – если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего желания отказаться от спиртного, к групповым обсуждениям они, скорее всего, отнесутся безразлично.
Социально – медицинская помощь подросткам, употребляющим алкоголь и страдающим алкоголизмом , целенаправленная коррекционно-педагогическая и психологическая работа с ними должна расширяться и специализироваться отдельно от взрослых, с привлечением специалистов по детско-подростковой психиатрии, соматической патологии и психологии.
Приоритет в медицинской наркологической помощи должен принадлежать раннему выявлению лиц из группы риска, лиц с алкогольными проблемами на ранних стадиях заболевания – с участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, психологов, соц. Работников и семейных врачей. Основным принципом работы должны быть добровольность и конфиденциальность.
Для этого необходимо: - признать алкоголизм социально значимым заболеванием и разработать новую программу наркологической помощи, предполагающую широкое, гуманное использование психологических, психотерапевтических, социальных методик работы с больными.
- разработать и внедрить более эффективные методы оценки и контроля наркологической ситуации среди групп населения и создать специальные социально-оздоровительные программы, которые включают в себя службу социально-психологической помощи населению, центр оказания консультативной и практической помощи больным алкоголизмом и их семьям, где будут находиться юристы, педагоги, психологи, социальные работники и врачи.
- разработать комплекс мер по социальной поддержке лиц, страдающих алкоголизмом и членов их семей.
- совершенствовать государственную статистику по проблемам производства и оборота алкогольной продукции – путём расширения показателей, отражающих уровень и особенности потребления алкогольных напитков населением и негативных последствий.
- проведение широкомасштабных социологических опросов по проблеме распространенности пьянства и алкоголизма среди различных слоёв населения, прежде всего среди молодежи.
Глава 1.
Выявление мотивов формирования алкогольной зависимости у подростков.
Большинство ученых отмечают подростковый возраст , как наиболее уязвимый к негативным воздействия внешней среды, подверженный стрессовым и конфликтным ситуациям.
Ранний (или подростковый) алкоголизм, формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Проблема психологической зависимости оказалась одной из первоочередных в современном обществе. К сожалению, в последнее время, отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных с каждым годом уменьшается.
Происходящие в подростковом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностными, когнитивными преобразованиями.
На данном возрастном этапе ярко выраженным становится чувство взрослости. Согласно Стребелевой Е.А., чувство взрослости подростков проявляется в стремлении быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. И здесь велик риск усвоения деструктивных форм поведения по механизму подражания.
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. Психологические проблемы формирования личности могут возникнуть в результате кризиса личности и как следствие межличностного конфликта.
Как отмечает Ремшмидт Х., кризисы периода взросления – явление распространенное, но их часто недооценивают, или считают очень опасными. Кризис может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Кризисы чреваты возникновением экстремальных ситуаций в том случае, если переживания и действия подростка приводят к искажению отношений с действительностью или делают его опасным для себя самого или для окружающих
Характер отношений со сверстниками и родителями также становится иным. Обостряются проблемы зависимости – независимости. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Нарастает тенденция к установлению связей вне дома в референтной группе. Подростки больше времени проводят со сверстниками, чем с семьей .
По мнению Навайтис Г., психологические трудности подростка могут возникнуть не только в результате физического, полового созревания, но и как следствие кризиса личности или конфликта в общении с близким человеком.
Кроме субъективного недоверия к себе и гипертрофированного чувства собственной уникальности подросток сталкивается с трудностями выбора долгосрочных целей, морального самоопределения, построения отношений со сверстниками, представителями другого пола, с семьей, с нахождением своего места в учебных заведениях.
Глава 2.
Социально-психологические аспекты формирования алкогольной зависимости.
Изучением проблемы алкоголизма среди подростков занимались исследователи: Ц.П.Короленко, В.В. Макаров, А.Е. Личко, Г.В. Попов, И.Н. Пятницкая, В.М. Бехтерев, Д.Д. Еникеева, В.Б. Ольшанский, К.И. Дембо, Ю.Е. Рахальский, Б.С. Братусь, М.С. Неймарк и др.
По данным многочисленных опросов, спиртные напитки в восьмом классе употребляли 75%, в девятом классе – 80%, в десятых- одиннадцатых классах – 95% мальчиков. Это не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет потребность в его дальнейшем употреблении.
Алкоголизм в подростковой среде «молодеет». Если в 2010г. начинали употреблять алкоголь подростки , в среднем с 15,5 лет, то в 2012г, -с 9,5-10 лет. 82% молодых людей потребляют алкоголь, 5,4 из них употребляют ежедневно. Необходимо помнить, что у подростков и детей алкоголизм развивается очень быстро. Если у взрослых людей период перехода от простого пьянства до алкоголизма зависит от интенсивности пьянки и составляет 5-10 лет, то хронический алкоголизм в подростковом возрасте происходит в 4-5 раз быстрее. И чем быстрее развивается алкоголизм, тем последствия его становятся необратимее.
Объясняется это тем, что детская мозговая ткань богаче водой и намного меньше в ней содержится белка, чем у взрослого человека. Поэтому в воде алкоголь хорошо растворяется. И всасывается спирт в детском организме намного быстрее, чем у взрослого. Только 7% алкоголя выводится почками и лёгкими. А оставшиеся 93%, действуют как яд, окисляясь во всём организме. Вот поэтому подростки, которые часто употребляют алкогольные напитки, постоянно находятся в состоянии отравления. Это является высоким показателем смертности среди пьющих подростков.
На учете в связи со злоупотреблением спиртных напитков стоит более 100 тысяч подростков. Только в 2012 году в милицию были доставлены в не трезвом состоянии 1,2 миллиона подростков. Также в два раза возросло употребление пива подростками. А употребление пива в большом количестве – первый шаг к алкоголизму, ворота, облегчающие вход в мрачное будущее.
До 13 лет первое знакомство с алкоголем происходит случайно, либо ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте , мотивами первого употребления алкоголя, становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д. мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Алкоголь представляет наиболее широко используемое подростками психоактивное вещество. В ряде случаев употребления алкоголя сводится к экспериментированию и ограничивается одним-двумя разами, а в некоторых случаях употребление становится постоянным, формируя зависимое поведение, и является источником неблагоприятных последствий. Раннее начало употребления алкоголя оказывает негативное влияние на критической стадии развития человека, а именно таковой является стадия подросткового возраста.
В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы:
1)желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, лицам более старшего возраста, девушками). Кроме того, определенной части людей свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность. Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как правильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно вам представлялось: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз спиртного.
После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя. Однако в возрасте 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание.
По сравнению с 2010 г. число страдающих алкоголизмом в подростковой среде увеличилось в 1,3 раза. Количество подростков, состоящих на учёте с диагнозом –«алкогольный психоз», в 2011 г. составил 1,2%, а в 2010г. он был 1,1% на сто тысяч подростков. Принимая во внимание, что уровень алкогольных психозов - своего рода маркер интенсивности злоупотребления в популяции, его даже незначительное увеличение имеет неблагоприятное прогностическое значение для развития ситуации с пьянством у подростков. И пора осознать всю масштабность алкогольного «убийцы».
Одной из важнейших проблем современной профилактики алкоголизма, является отсутствие единого подхода к нормам употребления алкогольных напитков. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ (ПВА) в сфере образования, ориентирует на полный отказ от употребления ПВА, независимо от того, о каких ПВА идёт речь (наркотики, алкоголь).
Исследователями была разработана программа профилактики алкогольной зависимости. Для достижения поставленной цели решились следующие задачи:
Раскрытие понятия профилактики алкогольной зависимости у подростков.
Выявление причин, факторов, способствующих формированию алкогольной зависимости у подростков.
Выявление предрасположенности зависимости.
Разработка основных направлений профилактики алкогольной зависимости у подростков.
Таким образом, исходя из цели и задач, гипотеза исследования состоит в том, что своевременно проведенная диагностика подростков на выявление предрасположенности к алкогольной зависимости, позволит разработать основные направления профилактики и снизить количество подростков, злоупотребляющих спиртными напитками.
Какова же дальнейшая жизнь таких подростков? Как правило по одному и тому же сценарию: сначала они попрошайничают, затем, после не удачных попыток начинают воровать, после чего попадают в колонии для несовершеннолетних, выйдя из которых пополняют в ряды безработных и бомжей. Возможно, не все пойдут по описанному сценарию.
Результаты различных опросов и исследований показали, что согласно полученным данным, 47,2% учащихся с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, у 45,4% есть сомнения, что жизнь сложится удачно и 7,4% опрошенных со страхом и пессимизмом ждут завтрашнего дня.

Рисунок 1. Динамика эмоциональной оценки своих жизненных перспектив старшеклассниками.
Глава 3.
Методика и ход исследования.
Исследование проводилось среди подростков 15-17 лет, учащихся средней общеобразовательной школы г. Белорецка
Контрольную группу составили 20 подростков 15-17 лет, не употребляющих алкоголь, экспериментальная группа состояла из 20 подростков 15-17 лет употребляющих алкоголь.
Целью исследования является оценка уровня субъективного контроля, поведенческих характеристик, характерологических особенностей и некоторых социальных показателей (пол, возраст, состав семьи, ближайшее окружение) у подростков, склонных к употреблению алкоголя.
Основные задачи:
- оценка социальных характеристик ( пол, возраст, семейное положение, ближайшее окружение) у подростков с различным отношением к алкоголю;
- анализ уровня субъективного контроля, устойчивых свойств и состояний у подростков с различным отношением к спиртному;
- выявление основных тенденций поведения подростков в данной группе и представления их о себе в других группах лиц с различным отношением к спиртному;
-оценка взаимосвязей социальных характеристик и психологических особенностей у подростков с различным отношением к спиртному;
- основные направления профилактики возникновения алкогольной зависимости у подростков.
Методы исследования:
В процессе исследования применялись следующие методы:
- теоретический анализ психологической, психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- эмпирическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (беседы, анкеты), биографические ( анамнестические данные, их анализ и изучение документации).
- количественный и качественный анализ результатов исследования.

Выборка представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика испытуемых.
Испытуемый Пол Возраст Группа
М 15 контрольная
М 16 контрольная
М 15 контрольная
М 16 контрольная
Ж 17 контрольная
Ж 16 контрольная
М 17 контрольная
Ж 15 контрольная
М 17 контрольная
Ж 16 контрольная
М 17 контрольная
М 16 контрольная
М 15 контрольная
М 16 контрольная
М 17 контрольная
М 16 контрольная
М 17 контрольная
М 16 контрольная
М 15 контрольная
М 16 контрольная
М 17 экспериментальная
М 15 экспериментальная
Ж 15 экспериментальная
М 17 экспериментальная
М 15 экспериментальная
М 15 экспериментальная
Ж 15 экспериментальная
Ж 16 экспериментальная
Ж 15 экспериментальная
М 16 экспериментальная
М 17 экспериментальная
М 16 экспериментальная
М 17 экспериментальная
М 15 экспериментальная
М 17 экспериментальная
М 16 экспериментальная
М 15 экспериментальная
М 16 экспериментальная
М 17 экспериментальная
М 15 экспериментальная
3.1 Краткая характеристика используемых методик.
Анкетирование.
Мною использовался метод диагностики - тестирование. Психологический тест представляет собой объективное и стандартизированное изменение поведения. Одно из свойств этого теста – то, что он проводится на малой , но хорошо обработанной выборке. Одной из важнейших характеристик этого теста ,является надёжность, т.е. согласованность показателей, полученных у тех же испытуемых при повторном тестировании или эквивалентной его формой.
Целью этого анкетирования было уточнение социально – демографических показателей ( возраст, пол, состав семьи, наличие вредных привычек у ближайшего окружения) . Для этого мною была составлена анкета ( приложение1)
Глава 4.
Степени алкоголизации учащихся старших классов.
Результаты исследований показали, что существуют 7 уровней вовлеченности подростков в употреблении спиртных напитков.
- Нулевой уровень: характерен для не знакомых с опьянением подростков. Данная группа направлена на полный отказ от употребления спиртных напитков в любых ситуациях.
I уровень – начальный, характерен для подростков, которые однажды или очень редко употребляли спиртное, что сопровождалось неприятными ощущениями как от запаха, вкуса, так и от опьянения, заканчивающегося явлениями астении. Переносимость очень низкая. На этом уровне меры воспитания запретительного характера могут прервать и полностью прекратить алкоголизацию.
II уровень - Эпизодический. Он характеризуется знакомством подростков с различными видами спиртных напитков и изделиями содержащих алкоголь. Небольшое количество спиртного хорошо переносится, вызывая эйфорию, после чего хочется повторить употребление алкоголя. Мотивы бывают разного характера, чаще всего- выглядеть взрослыми, самостоятельными. На этом уровне воспитательную работу нужно хорошо скоординировать, чтобы приостановить процесс алкоголизации.
III уровень – высокий риск развития алкоголизма. На этом уровне усиливается эйфория. Алкоголь ещё доставляет больше приятных ощущений, чем плохих. Увеличивается число поводов для выпивок, число распития – более 2 раз в месяц, после чего наступает утренняя сомато -психическая астения. Отношение к алкоголю положительное. Возникают товарищеские отношения среди пьющих людей. Часто на этом фоне возникают эпизодические конфликты, как результат пьянки. Мотивы употребления: повысить тонус, улучшить настроение, весело провести время и т.д. Участники этого уровня нуждаются в мерах социального контроля, которые ограничивают развитие пьянства. Так же можно прекратить пьянство, путём убеждения и разъяснения о реальной опасности развития алкоголизма.
IVуровень - выраженная психическая зависимость от алкоголя. Подростки сами становятся организаторами и инициаторами выпивки.
Отношение к спиртным напиткам положительное и употребляются они несколько раз в неделю. К спиртному влечет не только вечером, но и в течении всего дня. Опьянение превращается в желанное психическое состояние, а эйфория от алкоголя становится ярче. Теряется интерес к обучению и повышению профессионального уровня, здоровью и семейным отношениям. Такие подростки (уже больные) начинают оказывать сопротивления тем, кто пытается ограничить их в пьянстве. Но несмотря на это, меры воспитательного и запретительного характера ещё могут подействовать. Становится необходимым медицинское вмешательство. Лечение у нарколога, контроль со стороны семьи и учебного заведения.
V уровень – физическая зависимость от алкоголя. Усиливается психическая зависимость от алкоголя, повышается переносимость спиртного, защитная рвотная реакция на передозировку подавляется. Нарушается память, наблюдается изменение личности алкогольной природы. Основным признаком этого уровня является похмелье или абстинентный синдром. Характерно: плохое настроение, чувство разбитости, тревожности, обидчивости, возникают сильные головные боли, нарушение сна, головокружения, потливость, тошнота и рвота по утрам, дрожание пальцев рук, озноб. У взрослых это длится 2-8 суток, то для подростков это время короче – 24-36 часов. Абстинентный синдром смягчается новой дозой спиртного. Ещё один существенный признак для этого уровня – потеря контроля над количеством выпитого. Первая доза спиртного не вызывает эйфории, а, наоборот – чувство дискомфорта. Больной принимает очередную дозу до сильного опьянения, надеясь что ему будет лучше. Мотивом для этого уровня служит: устранение плохого самочувствия, достижение эйфории, расслабление и повышение жизненного тонуса, весёлое времяпрепровождение. На этой стадии некоторые подростки уже понимают болезненность своего состояния. Они начинают искать помощи, чтобы выйти из этого состояния, то начинают активное сопротивление тем попыткам, которые ограничивают их пьянство. Такие больные нуждаются в продолжительном лечении и постоянном контроле. Запретительные меры и перевоспитание могут лишь поддержать ремиссию, состояние воздержания от алкоголя.
VI – уровень – конечный уровень распада личности. Характерным для этого уровня является нарастание признаков предыдущего этапа алкоголизации и появление новых симптомов. Снижается переносимость спиртных напитков, происходит развитие запойного пьянства, период, когда спиртные напитки употребляются несколько дней подряд, в течении всего дня. Психическая зависимость от спиртного перекрывается тяжелой физической зависимостью. Эйфории от спиртного не наступает. У таких личностей снижается настроение, они становятся озлобленными, у них возникают страхи и галлюцинации. Происходит алкогольное поражение внутренних органов. Нарастает изменение личности с постепенным развитием алкогольного слабоумия. На этом уровне больные постоянно ищут помощи, обращаются за лечением, но часто прерывают его, вновь запивая. Они нуждаются в постоянном и длительном лечении, в постоянных мерах запретительного и воспитательного характера.
Согласно исследованиям отечественных ученых, по выпитым дозам спиртного на момент завершения школы юноши и девушки находятся практически на одном уровне со взрослыми, что доказывает об очень высокой степени вовлечённости учащихся в процесс употребления спиртных напитков.
Анализируя особенности развития алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что употребление алкоголя характерно в большей степени, характерно для мальчиков. Однако в последние годы возросла вовлеченность в пьянство и девочек.
По данным исследователей В.С. Братузь и П.И. Сидорова выделено несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.
Первый тип. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:
Совместная алкоголизация с мальчиками;
Употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. В обоих случаях формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.
Второй тип имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация поисходит в кругу лиц женского пола.
Подтип 1. Слабые спиртные напитки употребляются в кругу сверстниц, в небольших количествах, ситуационно – на дне рождения, перед танцами, на девичниках и т.д. Степень опьянения – легкая. Симптомы заболевания проявляются медленно, течение болезни – доброкачественное. Больные критически оценивают своё состояние.
Подтип 2. Употребление алкогольных напитков под влиянием пьющих женщин. Характерно: употребление крепкого спиртного в больших, часто в интоксикационных дозах, до выраженных степенях опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки является женщина , больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрытно, запоями, с нарастанием заболевания, что сопровождается нравственным падением.
Третий тип. Одиночное пьянство девочки – подростка. Наблюдается у людей с психопатическим развитием. Алкоголь употребляется в большом количестве до тяжелой степени опьянения. Цель: корректировка застенчивости, облегчение контактов, ослабление эмоциональных ситуаций, травмирующих психику. Потребление алкоголя в одиночку очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.
Таков не полный анализ причин и условий возникновения пьянства и развития алкоголизма у подростков.
Глава 4.
Психолого – педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости.
Существует ряд проблем профилактики алкогольной зависимости. Центр тяжести проблемы переносится в большей степени из сферы научных исследований в сферу образования.
Профилактика должна состоять из социально биологических аспектов процесса формирования организма и личности: факторов определяющих наличие целостного адаптационно-реабилитационного пространства. Что возможно в трёх направлениях:
Санологическом ( медико-гигиеническом) – лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнидеятельности.
Психовалеологическом – формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление факторов риска, сохранение и увеличение резервов здоровья.
Психолого-педагогическом – решающее проблему с использованием санологического и валеологиеского подходов адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности к выбору сферы профессиональной деятельности.
Задачами профилактики употребления алкогля является повышение психолого-валеологической культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школьников, которая направлена на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонения в поведении;
- подготовка практических психологов, медицинских и социальных педагогов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска.
- разработка системы обучения и воспитания по развитию психологической культуры школьников и коррекционных классов; контроль за проведением указанных мероприятий со стороны школьно психолого-педагогического консилиума;
- создание информационного банка данных по совершенствованию методики повышения психологической культуры школьников.
Все мотивы приобщения к спиртным напиткам ( любопытство, острые ощущения, влияние сверстников, одобрение референтной группы, бегство от стрессов, бунт против родителей и общества, стремление к самопознанию мира, самораскрытию, просветлению и т. д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности.


Заключение.
Каковы же психические особенности подростков, склонных к акогольной зависимости? Определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, акселерация. Предрасположенность может проявиться при некоторых условиях и факторах. К этим факторам относятся: темперамент, формирование характера, воли, ценности и интересы, познавательная сфера. Эти факторы способствуют становлению личности подростка. В США детские психологи считают, что к каждой врождённой особенности добавляются качества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет – ломающийся ребёнок, очень беспокойный; в 12 лет – уравновешенный, ровный; в 13 лет – беспокойный, раздражительный; в 14 лет – завоевательный, энергичный; в 15 лет – невротичный, замкнутый; в 16 лет – контактный, ровный, спокойный. Подростка, употребляющего алкоголь, отличает слабая воля. Их волевые усилия не достигают результата, поэтому они не напрягаются и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы бывают примитивными, зачастую, не выходят за пределы физиологического удовлетворения.
Подростков, предрасположенных к алкоголю, отличает агрессивность, которая может быть прямой или защитной. Защитная, это реакция на страх и возникает в связи с половым созреванием, особенно у мальчиков, когда они подобным образом стремятся снять сексуальное напряжение. Агрессивность в подростковом возрасте быстро закрепляется даже у девочек.
У подростков, склонных к употреблению алкоголя, отсутствует идентификация со своей половой ролью. Особенно это свойственно детям из неблагополучной семьи, родители которых ведут аморальный образ жизни. Ребёнок, воспитывающийся в неполной семье, формируется со спутанной половой ролью. Мама часто выполняет и женскую ,и мужскую роль. Большое влияние на формирование личности подростка, склонного к употреблению алкоголя, оказывают психосоциальные условия: алкоголизация членов семьи, жесткие условия воспитания, гиперопека со стороны взрослых или наоборот, несостоятельность в учебе, отвержение референтной группой. Подросток стремится к самостоятельности и часто освобождается из под контроля взрослых, но он попадает под контроль своих сверстников или более старших представителей : наркоманов, преступных групп, компаний сексуальных меньшинств и др. Стремление к независимости от взрослых характерно для гипертимных, истероидных, шизоидных подростков.
Список литературы.
Ахмерова С.Г Теоретико-методические основы профилактики алкоголизма в образовательных учреждениях. – Уфа, БИРО, 2005.
Ахмерова С.Г. Харисова И.М. Укрепление здоровья учащихся:Концептуальная модель и учебная программа курса гигиенического воспитания. - Уфа, 2002.
Березин С.В., Лисецкий К.С., Психология ранней наркомании. – Самара, 1997.
БуяновТ.А. Размышления о алкогольной зависимости: Книга для учителя. – М:Просвещение, 2007.
Габиани А.А На краю пропасти– М.: мысль, 2005.
Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей.ТЦ Сфера, 2005
Генкова Л.Л., Славков Н.Б. почему это опасно. – М.: Просвещение, 2005.
Глушков В.А Алкоголизм у подростков. – Киев: Здоровье, 2004.
Для чего люди одурманиваются/Сост. Л.А. Богданович – М.: Моск. Рабочий, 2004
Еникеев Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Уч. Пособие. – М: Академия, 1999.
Еремин С.К, Изотов В.Н. Анализ наркотических средств: Руководство по химико-токсикологическому анализу наркологических и других одурманивающих средств. – М.: Мысль, 2006.
Кобякова Т.С., Смердов О.А. подросток и алкоголь. – М., 2008.
Козлов В.В. Руководство по спасению наркомана, или краткий курс выживания. – М.: Издательство института психотерапии, 2008.
Круглявский В.Ф. Алкоголизм и токсикомании у подростков. – Минск: Высш. Шк. 2001.
Левин Б.М. О вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 2009.
Личко А.Е. Подростковая зависимость. – Л.: Медицина. 2005.
Ляхович А.В. Здоровый образ жизни- Москва-Воронеж, 2004.
Макаров В.В Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков//Вопросы наркологии. – 2004. №4.
Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Органи.-метод.-Красноярск:2003.
Суханов В.И. Вредные привычки:причины и профилактика. – Челябинск,2009.
Пятницкая И.Н. алкоголизм. – М.: Медицина 2010.
Соломзес Дж., Чебурсон В. Алкоголь и общество. – М.: «Иллоин».2001
Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л Алкоголизм в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР». 2003.
Подростки и наркотики: опыт исследования. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР». 2003.
Березина С.В. Предупреждение подростковой и юношеской алкогольной зависимости. – М.: Издательство института и психотерапии, 2006.
С.Г Ахмерова , З. Б. Мубинова. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях Уфа: Информреклама 2005.
(Гилинский Я.И., 1993; Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2001; Грановская Р.М., 2000; Змановская Е.В., 2004; Егоров А.Ю., 2005; и др.).
Приложение 1. Социально-демографическая анкета для подростка
Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, на некоторые вопросы о Вашей жизни. Информация о Вас нужна нам для исследования и никому не будет передана. Мы надеемся на Ваши правдивые ответы. Спасибо за сотрудничество!
Ф.И.О. _______________________________________________________
1п. Укажите Ваш возраст: ______________________________________
2п. Укажите Ваше образование:(несколько классов средней школы, общее среднее, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее)
3п. Ваше последнее место учебы :(школа, среднее специальное учебное заведение, вуз, курсы)
_____________________________________________________________
4п. Ваша учебная деятельность: регулярно посещаете занятия, числитесь, находитесь в академическом отпуске, закончили обучение, прервали обучение из-за наркотиков, прервали обучение по другой причине. (нужное подчеркните)
5п. Сколько времени Вы нигде не учитесь (в месяцах):_____________
6п. Кто Вас воспитывает в настоящее время?: (мать, отец \отчим, мачеха, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат) нужное подчеркнуть
7п. Есть ли другие родственники, проживающие с Вами совместно: братья, сестры, бабушки, дедушки (нужное подчеркните), другие (впишите кто)? _____________________________________________________________
8п. Каким ребенком по счету в семье Вы являетесь (первым, вторым, и т.д.)?______________________________________________________________
9п. Укажите условия, в которых Вы проживаете: (отдельная квартира? коммунальная: много \ мало населенная? общежитие? съемная жилплощадь) нужное подчеркните, другое_________________________________________
10п. Сколько человек проживает вместе с Вами?:________________________________________________________
11п. Имеете ли Вы отдельную комнату (если нет-отдельный
уголок)?______________________________________________________
12п Укажите Ваше Вероисповедание: православный, католик, мусульманин, буддист, иудей, атеист (нужное подчеркните, если другое, впишите рядом) ________________________________________________
13п. Оцените степень своей религиозности: высокая, средняя, низкая, не считаю себя религиозным человеком (нужное подчеркните)
14п. Укажите Ваши занятия помимо учебы: (хобби, увлечения, секции) _________________________________________________________________
15п. Укажите семейные традиции, присущие Вашей семье:_____________________________________________________________
Продолжение на другой стороне
16п. Есть ли у Вас друзья____ Если есть, то укажите сколько?_______
17п. Есть ли друзья среди тех, с кем вместе употребляли наркотики? __
18п. Сколько было друзей, с которыми вместе принимали наркотики? _
19п. Остаются ли они сейчас друзьями?__________________________
20п. Были ли друзья до начала употребления наркотиков?____________
21п. Сколько друзей было до начала употребления?________________
22п. Сколько из них остаются друзьями сейчас?___________________
23п. Как Вы проводите свободное время?:
_____________________________________________________________
Спасибо! Проверьте, все ли пункты анкеты Вы заполнили. Благодарим Вас за уделенное нам время! Вы нам очень помогли!