Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Коррекционно – педагогическая деятельность учителя в специальном (коррекционном) учреждении»
Тема: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»
Выполнена:
Коломейцевой Татьяной Евгеньевной,
учителем русского языка
высшей квалификационной категории
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
Школа-интернат № 2 VIII вида ст. Барсуковской
Кочубеевского района, Ставропольского края
Руководитель:
Резванова Инна Юрьевна
Доцент
кафедры социализации личности и коррекционной
педагогики, к.п.н.
г. Ставрополь, 2015
Содержание.
Введение.
Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
Психологическая подготовка к труду.
Практическая подготовка к труду
Общественно полезный труд
Производственное обучение и производительный труд.
Заключение.
Литература
Введение
Одной из задач специальных (коррекционных) школ является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности умственно отсталого ребенка. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Поэтому конкретные задачи трудового воспитания в нашей школе VIII вида далеко выходят за рамки только трудовой подготовки, которая осуществляется в процессе профессионального обучения.
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали труженика - производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой основе происходит вооружение учащихся, оканчивающих школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для ученика специальной школы большое коррекционное значение. Так, например, в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт. В работе ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций помогает умственно отсталым школьникам лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе помогают активно развивать речь школьника.
Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, учащиеся их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения умственно отсталого ребенка. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика коррекционной школы. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении умственно отсталый ребенок часто отстает от своих нормальных сверстников. Поэтому вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в коррекционной школе особое значение. Ученики школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей. Нередко в коррекционной школе можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя на занятиях по труду, становится активным и бодрым. На уроках труда необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, прополка, шитье по картону). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т.д. Среди учащихся специальных школ VIII вида есть дети с недостатками моторики (парезы, параличи). Но и эти ученики должны найти свое место в труде. Им может подойти работа со специально приспособленной аппаратурой. Это будет не только средством коррекции физических недостатков, но и средством осознания ими необходимости подготовки к участию в общем труде людей.
Таким образом, труд в школе VIII вида имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка умственно отсталых школьников к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику. Осуществление задач трудового воспитания требует, чтобы труд в школе VIII вида стал неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Укрепление связи школы с жизнью, с практикой является для этого лучшим условием.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Психологическая подготовка к труду
Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Эта психологическая подготовка направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формирования положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией в соединении с практической подготовкой помогают сформировать новое отношение к труду. Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ученику вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю, овладевает автоматизированным действием - навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение. Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта. Производственный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей школьника. В процессе обучения необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.
На основе сочетания теоретических знаний и практических умений складываются правильные представления о природе и обществе, формируется отношение к жизни, определяется дальнейший жизненный путь. Педагог стремится показать учащимся, что в их знаниях заинтересован весь народ, так как обществу нужны образованные и культурные люди, способные использовать на благо народа все достижения науки и техники. Соединение обучения с производительным трудом, с жизнью помогает использовать навыки мыслительной деятельности, полученные в школе, на практике, в производстве. Новейшие достижения науки и техники, ускоренное развитие механизации и автоматизации производства, применение электроники, счетно-решающих устройств требуют от рабочего общей высокой культуры труда. В основе ее лежит целый ряд психических процессов, связанных с быстротой реакции, хорошей переключаемостью внимания, развитием двигательного аппарата, рационализацией рабочих движений, умением планировать время и т.д. Так возникает необходимость психологической подготовки к труду, где особое внимание следует обратить на развитие органов чувств и мышечно-двигательного аппарата, на воспитание умения слышать, наблюдать, анализировать, на развитие пространственных, временных и количественных представлений. Такая подготовка обеспечит воспитание высокой чувствительности организма к раздражениям-сигналам, координированности движений при выполнении рабочих операций, взаимодействие и связь в работе анализаторов. В применении к учащимся школ VIII вида эта задача особенно важна, так как многие дефекты ребенка связаны с тем, что его сенсомоторная культура очень невысока. Предметные уроки и уроки ручного труда, проводимые в специальной (коррекционной) школе по определенной системе, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры ребенка. Их дополняют уроки физического воспитания, ритмики, пения и музыки, подвижные игры во внеклассное время.
В целях психологической подготовки учащихся к труду в коррекционных школах проводятся специальные беседы, встречи с передовиками промышленности и сельского хозяйства, организуются вечера, посвященные их чествованию, устраиваются праздники труда. Такие формы работы в сочетании с педагогически правильно организованным трудом учащихся оставляют глубокий след в сознании школьников, способствуют эмоциональному подъему, воспитывают интерес к труду.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка - это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с учащимися, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности. В этой работе должен найти свое место каждый учитель школы, а не только преподаватели по труду, как это часто бывает. Учителя литературы и русского языка, например, многое могут сделать для психологической подготовки учащихся к труду, читая и разбирая с ними художественные произведения с трудовой тематикой, проводя читательские конференции, просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение. Создание образа рабочего, фермера, отображение труда в произведениях живописи и скульптуры - хороший материал для бесед с детьми учителя рисования, Отображение героики труда в песнях и музыке должен показать ребятам учитель пения.
2.2. Практическая подготовка к труду
Практическая подготовка к труду - это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в школах VIII вида решаются на занятиях ручным трудом, домоводством, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производственной практики. За время обучения в школе VIII вида дети проходят через целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Например, на уроках арифметики и черчения учатся производить различные измерения, приобретают умения и навыки обращения с некоторыми инструментами (циркулем, ножницами и др.). Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков учащимися школ VIII вида имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду и домоводству, работу в мастерских, на пришкольном участке, производственную практику на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Ручной труд в I-III классах, как предусматривает программа, проводится в следующих направлениях:
а) самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;
б) работа с картоном и бумагой;
в) работа с глиной (пластилином);
г) работа с деревом (сборка из готовых деталей деревянных игрушек по образцам).
Основной особенностью учащихся младших классов школ VIII вида является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает учителю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают и первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности за порученное дело. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, перочистки, полочки, бусы для счета и т.д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе. На предметных уроках, например, предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. Дети получают первоначальные сведения о живой и неживой природе, о поверхности земли, о домашних и диких животных. Они ведут наблюдения сезонных изменений в природе. У детей воспитываются практические навыки ухода за телом, за своей одеждой и предметами быта. На уроках труда закрепляются не только умения и навыки, но также и многие понятия (“овощи”, “фрукты”, “мебель”, “посуда”, “большой”, “маленький”, “длиннее”, “короче” и др.), которые конкретизируются и глубже осознаются учащимися. Эта возможность труда и обучения помогает более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся, развитию их мышления.
Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако учащиеся вспомогательных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), - таков перечень дел, которыми могут заниматься умственно отсталые дети. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви. Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства. Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь из дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде - дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовым навыками проводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий. Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во время, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Под руководством воспитателя дети определяют, кто лучше сделал? У кого красивее? Почему? Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей. Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый ученик выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни интерната. Дежурство по школе, участие в бригадах по ремонту мебели, белья, обуви, шефская помощь старших ребят младшим - все этот помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.
В работе с младшими школьниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда и домоводства, закрепить навыки самообслуживания. В процессе труда по самообслуживанию и игровой деятельности у детей возникает хозяйское, бережное и заботливое отношение к школе, возрастает требовательность друг к другу, исчезает безразличие и равнодушие к общему труду и жизни. Дети становятся более самостоятельными, проявляют заботу друг о друге. Оказание помощи больным и слабым ребятам, а также ученикам младших классов воспитывает чувство коллективизма и человечности. Надо сделать так, чтобы бытовой труд стал необходимостью для умственно отсталого ученика, чтобы, начав самостоятельную жизнь, наш бывший воспитанник применил навыки, полученные в школе, на практике. Заботливое отношение к людям, поддержание чистоты в помещениях, где человек живет и работает, личная опрятность - вот чему должны учить занятия по бытовому труду, проводимые в школе VIII вида.
2.3. Общественно полезный труд
Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узколичных интересов высоким идеалам нового общества. В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд - должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно - словчить. Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.
Окончив специальную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.
Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели - вот мотивация общественно полезной деятельности. Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива. Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества. Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.
Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:
общественно полезный труд в школе;
общественно полезный труд вне школы.
К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.
Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.
В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.
Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.
Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности. В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами. В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.
2.4. Производственное обучение и производительный труд
В школе VIII вида огромное значение для воспитания учащихся имеет производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией. Программами по профессионально-трудовому обучению с IV класса предусмотрена работа умственно отсталых учащихся в мастерских и на пришкольных участках. Такой труд уже является производственным, создающим материальные ценности.
Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по математике, и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, если в конце каждого учебного года (с V по 1Х класс) проводить производственную практику. Вся эта работа, а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производственном труде, к овладению определенной профессией. Производственное обучение и производительный труд - завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд учащихся специальных школ в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся специальных школ.
Производительный труд развивает чувство долга, чувство ответственности за результаты своей работы перед производственным коллективом, у школьников сформировывается убеждение в необходимости труда для общества как способа удовлетворить материальные потребности каждого человека. При выборе видов и объектов труда учитывается их общественная и воспитательная ценность, посильность для учащихся, практическая возможность будущего трудоустройства. В программах по профессионально-трудовому обучению в специальных школах предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. Поэтому наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.
Вопрос о выборе профессии нуждается в пересмотре. Надо реально оценить возможность учащихся вспомогательных школ в связи с новыми условиями работы на современном производстве, а также с уровнем их общеобразовательной подготовки. Выбор видов производительного труда, приемлемых для учащихся школ VIII вида, требует объединения усилий дефектологов, специалистов производства и врачей, так как жизнь постоянно вносит свои коррективы в этот вопрос.
В ученическом коллективе в процессе производственной подготовки могут возникнуть новые отношения. Так, нередки случаи, когда плохие и средние по успеваемости в школе ученики оказываются хорошими производственниками - показывают хорошую трудовую сноровку и дисциплину. Возникают и новые отношения к взрослым: родителям, учителям.
Заключение.
Еще далеко не все вопросы решены в производственном обучении умственно отсталых школьников, но уже сейчас можно сказать, что в процессе производительного труда перековывается личность ученика. Производительный труд приучает ребят к аккуратности и организованности. Школьники привыкают вовремя приходить на работу, подготавливать рабочее место, держать станок в чистоте. Обстановка производства требует от ученика постоянной готовности к действию, высокой активности и вместе с тем способности к торможению, требует умения точно рассчитывать свои движения, Участие в труде закаливает учащихся, вырабатывает у них настойчивость, упорство, стремление добиваться поставленной цели. Труд помогает им понять, как много надо приложить усилий, чтобы обеспечить высокое качество продукции и выполнить определенную норму. Все это укрепляет волю ученика. В труде возникает настоящая дружба между рабочими и учащимися, которая благотворно влияет на становление морального облика ребят.
Организация учебно-производственных мастерских в школах VIII вида показывает их большое значение в формировании трудовых навыков, необходимых для работы на производстве, а также для понимания ее условий. Труд в мастерских облегчает переход от работы в школе к работе на производстве. Изменение условий труда при переходе на производство обычно вызывает у ребят много затруднений, поначалу они не справляются с производственными заданиями. Это в свою очередь вызывает чувство неудовлетворенности работой, иногда приводит к нежеланию работать. Поэтому нужно всемерно приближать условия производственного обучения к производству, к способу работы там.
Учителя русского языка, математики, истории, биологии и географии широко используют в работе с учащимися данные производства, чем вызывают у детей особый интерес к получаемой профессии. Производительный труд создает благоприятные условия для развития наблюдательности, способности к обобщениям, делает речь учащихся более богатой, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, потребность в анализе их действий и поступков.
Таким образом, каждый из видов труда имеет специфическое значение для формирования личности учащихся коррекционных школ, поэтому только разнообразие трудовой деятельности может решить задачи психологической и практической их готовности к жизни, к общественно полезному труду. Опыт трудового воспитания в школах VIII вида позволяет наметить некоторые условия, способствующие повышению результативности воспитательной работы во время трудовой деятельности школьника. Все виды труда требуют учета возрастных и индивидуальных особенностей; при выборке объектов, при распределении между учащимися трудовых поручений необходимо учитывать трудовую подготовку детей, состояние их здоровья, интересы.
Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны психической деятельности школьников. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Детям малоподвижным нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянным школьникам следует поручать задания, требующие сосредоточенности и внимания. Каждое новое задание должно совершенствовать подготовку школьника в данной области труда, воспитывать у него трудовую культуру. Необходимо учить рационально организовать свою работу, содержать в порядке рабочее место, бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материалы, ценить время. Работа обязательно должна быть доведена до конца, только в этом случае она будет иметь воспитательное значение. Успех вызывает богатые эмоции, трудовую энергию, стремление к новым делам. Но все в труде требует усилий. Чем значительнее усилия, тем ощутимее успех. Если воспитатель все доделывает за ученика, тот не почувствует радости успеха, гордости за свою работу.
В зависимости от вида труда педагогическое руководство трудовым воспитанием осуществляется учителем, классным руководителем, инструктором, родителями. В процессе руководства необходимо помнить о воспитательных задачах труда, которые реализуются и в ходе работы, и при выполнении трудовых заданий, и при учете результатов.
Подготовка к выполнению трудового задания должна обеспечивать психологический настрой учащихся. Детям разъясняются цели и значение трудового задания, способы его правильного планирования. Как при коллективной, так и при индивидуальной организации необходимо предусмотреть строгую ответственность за точное выполнение трудового задания. В организации трудового процесса большую помощь оказывает соревнование. Оно побуждает ученика сознательно добиваться поставленной цели, а значит, становится мощным средством усиления детской активности и интереса к труду. В процессе труда большое значение имеет учет работы, который проводится ежедневно, по окончании каждого этапа и в конце всей работы. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами учащиеся.
Литература.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М., Просвещение, 1992 г.
Мирский С.Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе, М., Просвещение, 1988г.
Журнал «Дефектология» № 4 – 2002 г, № 6 – 2004 г.
Ковалева С.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду. М., Просвещение, 1986 г.