Реферат на тему: Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Коррекционно–педагогическая деятельность учителя в специальном (коррекционном) учреждении»
Тема: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»
(реферат)
Выполнена: Митрясовой Элиной Владимировной,
учителем географии
высшей квалификационной категории
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида»
станицы Незлобной Георгиевского района
Руководитель:
Гузева Марина Владимировна,
доцент кафедры социализации личности
и коррекционной педагогики, к.п.н.
г.Ставрополь, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГОВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1.1. Сущность понятия «трудовое воспитание» в системе специального (коррекционного) образования ……………………………………………1.2. Цели и задачи трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе 1.3.Принципы трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе
1.4. Роль трудового воспитания в коррекции психических недостатков учащихся 1.5. Значение трудового воспитания в формировании нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями ……………………….. ………………. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ В КООРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА…………………………………………. III. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ-ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ……………….ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………. 2-33- 3-4 4-77-88-9 9-11 11-12 12-1313-1415
ВВЕДЕНИЕ
«Вопрос о роли труда в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей».
В.В. Воронкова
Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Трудовое воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, экологическим, нравственным воспитанием. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что трудовая подготовка для детей с нарушением интеллекта даже более значима, чем для нормально развивающихся детей. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды. Определенное значение имеет также сниженная активность УО ребенка, узкий круг интересов, своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, для усвоения им знаний, умений навыков необходимо специально организованное воспитание и обучение. Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием. Она направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение - эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Оно занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школы VIII-го вида и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Цель исследования: изучение трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида на социально психологическое развитие ребенка с нарушением интеллекта.
Объект исследования: система трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования: влияние трудового воспитания на личность ребенка с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: система трудового воспитания с диагнозом «умственная отсталость» влияет на динамику развития социально-психологических качеств его личности.
Задачи исследования:
Проанализировать сущность, основные цели и структуру трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
Рассмотреть основные характеристики влияния трудового воспитания на личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
Охарактеризовать основные особенности проведения занятий по трудовому воспитанию детей, с интеллектуальными нарушениями.
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГОВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Сущность понятия «трудовое воспитание» в системе специального (коррекционного) образования
Основополагающей в системе трудового обучения умственно отсталых школьников явились исследования Г. М.Дульнева, в которых дан «психолого-дидактический анализ тех условий, при которых повышается эффективность влияния процесса трудового обучения на развитие и упорядочение умственной деятельности учащихся вспомогательных школ и вместе с тем улучшается подготовленность этих учащихся к самостоятельному труду».
Включение обучающихся с нарушением интеллекта в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э.Сеген), в других – как средство активизации учебной деятельности (Ж. Демор). Русский дефектолог В.П.Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.
Основы трудового воспитания для детей с ограниченными возможностями были заложены в тридцатые годы Л. С. Выготским, который впервые указал на взаимосвязь между практической деятельностью и интеллектом. В дошкольном возрасте есть все возможности для коррекции отклонений в процессе трудовой деятельности, так как психика ребёнка очень пластична и дети восприимчивее к психолого-педагогическим воздействиям.
Многое для развития трудового обучения в системе специального обучения сделал А. Н. Граборов. Он считал, что труд школьников с нарушением интеллекта способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
В новых социально-экономических условиях жизни современного общества возникла новая проблема, которая определила приоритетные направления. Экономический обвал и падение темпов роста отечественной промышленности в начале 90-х годов нарушили связь школ с базовыми предприятиями. Реорганизация производств в условиях рыночной экономики потребовал качественно нового подхода к рабочим кадрам предприятий, мобильности получаемых профессиональных знаний, навыков и квалификационных умений.
На сегодняшний день трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. На уроках труда учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, т. е. на производствах, использующих труд инвалидов.
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. Трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудовая деятельность влияет на формирование наглядно-действенного мышления. В процессе трудовой деятельности развивается восприятие, речь детей за счёт обогащения словаря.
В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями характеризуется специфическими особенностями: нарушениями в моторном, интеллектуальном развитии.
Занятия по трудовому воспитанию можно разделить по формированию конструктивной мотивации к труду: занятия по анализу операций трудовой деятельности, занятия по коррекции мелкой моторики.
В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
Итак, система трудового воспитания учащихся коррекционной школы реализуется в процессе обучения самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому и общественно-полезному труду, производственному обучению. Анализ всех этих видов трудовой деятельности показывает, что, начиная с обучения элементарным навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, ребенок с умственной отсталостью приобретает необходимые знания и представления, которые на более позднем этапе влияют на успешность его обучения производственной деятельностью и профессиональное самоопределение. Таким образом, система трудового воспитания представляет собой поэтапную, последовательную структуру, в которой успешность прохождения каждого этапа влияет на успешность прохождения этапа последующего.
1.2. Цель и задачи трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии наряду с общим образованием является обеспечением для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства. Отличие трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью её усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умение работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства. К сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно трудна проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно ограниченных детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки другим видам деятельности. Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т. е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях так и в семье. Выделяют еще ряд задач трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе:
- овладение теоретическими знаниями, практическими навыками, трудовыми умениями, достаточными для участия выпускников специальных школ в производственном труде по несложным специальностям;
- коррекция недостатков трудовой деятельности;
- воспитание положительного отношения к труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело;
- содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости;
- организация профориентационной работы на протяжении всего обучения в школе;
- выработка сознательного выбора будущей профессии обучающимися старших классов;
- освоение основных двигательных умений и навыков пространственной ориентировки, способствующей лучшей адаптации школьников в новых для себя условиях после окончания специальной (коррекционной) школы;
- привитие основ психологической культуры поведения в обществе, навыков коммуникативности и уверенности в себе;
- повышение физической активности органов и систем организма школьников, ослабленных болезнью;
- укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему физическому развитию организма школьника, имеющего особые образовательные потребности;
- формирование навыков жизнеобеспечения в современных социально-экономических условиях.
Положительное отношение к трудовым занятиям - основное условие эффективности коррекционной работы, позволяющее активизировать умственную деятельность учащихся.В связи с этим определяя цели трудового воспитания, мы можем выделить следующие: 1. Включение детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития в специально организованную образовательно-развивающую среду.2.Организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению, социальной адаптации в обществе. 3. Формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.
Таким образом, цели и задачи трудового воспитания умственно отсталых школьников определяется с одной стороной спецификой развития детей с такой формой отклонения, а с другой – представлениями о параметрах социальной адаптации человека с интеллектуальной недостаточностью в обществе. Из этих двух положений вытекают и соответствующие ели трудового воспитания, которые реализуются при выполнении следующих задач: формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости; развитие коммуникативности, социальной активности детей; формирование навыков адекватного поведения и общениясо взрослыми и сверстниками; развитие психофизиологических качеств; расширение практического опыта детей, развитие у них эмоционально-эстетических и творческих возможностей и т. д.
1.3. Принципы трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе
Реализация системы трудового воспитания обусловлена рядом принципов. К таким принципам коррекционной направленности производственного и трудового обучения относятся:
1.Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности. Этот принцип подразумевает педагогически целесообразное, доступное осознанию учащихся с нарушением интеллекта, объяснение необходимости трудовой деятельности, исходя из потребностей общества или отдельного индивидуума. Важно обратить внимание на различный социальный опыт учащихся. Сильное мотивообразующее воздействие имеет тесная связь уроков труда с профессиональной ориентацией учащихся вспомогательных школ, с общим процессом подготовки к выбору профессии.2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов. Детям с интеллектуальной недостаточностью следует прививать определенные образцы с ориентацией на их активное сознательное усвоение. Сначала это обеспечивает внешнюю структуру деятельности (протекание), а при педагогически правильном использовании — переход во внутренний (умственный) план. В дальнейшем это будет иметь большое значение при овладении профессиональными и прочими практическими умениями, необходимыми на производстве. Механическое заучивание нецелесообразно, так как его следствием является ограниченная готовность применения навыков в иной ситуации.
3.Комментирование деятельности. Решающее значение для сознательной трудовой деятельности имеет ее речевое сопровождение. Оно предотвращает переход к механическим манипуляциям, побуждает к правильному отражению связей между отдельными действиями и операциями. Учащиеся затрудняются словесно выразить временную последовательность отдельных действий, так как слово само по себе уже организация деятельности. Элементарнейшей формой является сопровождающая речь, когда каждый этап сложного действия тотчас же находит речевую фиксацию. Значительно усложняется решение вербальной задачи при итоговом комментировании, представленном в форме сообщения. Во избежание тормозящего воздействия на внутреннюю речевую регуляцию следует отказаться от комментирования в развернутой форме.4.Расчленение комплексных задач с учетом индивидуальныхпоказателей умственной недостаточности. Использование метода разделения трудовых заданий при выполнении комплексной задачи с учетом индивидуальных возможностей учащихся обеспечивает условия для возникновения положительных эмоций: переживания успеха, чувства удовлетворения. Необходимо и привитие навыков коллективной деятельности. Следует постоянно учитывать потенциальные возможности развития учащихся со слабой успеваемостью. Их нельзя привлекать исключительно к вспомогательным действиям, каждая следующая ступень их развития должна ставить перед ними всевозрастающие требования.5. Систематическое развитие навыков самоконтроля. Следует уделять большое внимание систематическому развитию навыков самооценки и контроля. Значение способности сравнивать результаты деятельности (рабочий результат) и план деятельности (рабочее значение, эскиз, количественные и качественные параметры) не замыкается узкими, частыми функциями контроля. Умение сопоставлять реальный результат с заданным образцом служит необходимой предпосылкой для социальной интеграции в рабочем коллективе.
1.4. Роль трудового воспитания в коррекции психических недостатков учащихся
Процесс трудового обучения в коррекционной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся. Как отмечают специалисты, учащиеся за время трудового обучения в школе более инициативны и самостоятельны, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых ситуациях. Определенную положительную динамику можно наблюдать в развитии познавательной деятельности детей. Они усваивают названия времен года, месяцев и дней недели. У них появляется элементарная ориентировка в окружающем мире. Учащиеся узнают назначение отдельных помещений специального учреждения, могут правильно сообщить домашний адрес, рассказать с кем живут, а некоторые из них сообщить, где работают родители. Значительно улучшается речь детей. Многие довольно хорошо понимают обращенные к ним высказывания, могут повторить относительно трудную фразу, их словарь пополняется названиями бытовых и производственных действий, предметов обихода (обобщающими словами часть детей все же не овладевает). С помощью педагога учащиеся составляют простые предложения по демонстрируемым действиям, картинкам, вопросам учителя. Развитие интересов и потребностей взаимосвязано. Исходя только из этого, уже следует отметить, что у умственно отсталых с опозданием и с трудом формируются высшие духовные интересы. В процессе специальной воспитательной работы такие интересы могут быть воспитаны. Однако они все же не достигают в своем развитии того высокого уровня, который может быть достигнут в процессе воспитания нормального человека. Познавательные интересы являются одной из разновидностей интересов духовных.
К начальному проявлению познавательного интереса следует отнести желание умственно отсталого ребенка поближе познакомиться с попавшим в поле зрения предметом. Этот интерес неустойчив, ситуативен. С исчезновением вызвавшей интерес ситуации он утрачивается. Подобное элементарное проявление интереса свойственно всем группам учеников коррекционной школы. Устойчивый же личностный интерес характеризуется познавательной устойчивой направленностью. Для его возникновения у умственно отсталых требуется специальная длительная и кропотливая работа.
Актуальной проблемой является и коррекция эмоционально-волевой сферы в процессе профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых подростков. Трудовая деятельность способствует ее стабилизации при выполнении поставленных трудовых задач, что в свою очередь является доминирующем в их производственной деятельности. Эффективность организации профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся зависит и от подбора содержания учебного процесса применительно к развитию личности, как будущего специалиста в определенной профессиональной деятельности.
Воспитывающая направленность трудового обучения в школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.
Целенаправленная работа с детьми дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств. Поведение многих учащихся в ходе трудового обучения становится упорядоченным, они научаются выполнять все режимные моменты, следовать указаниям учителя, стараются при этом заслужить его положительную оценку. Следует также отметить стремление части воспитанников оценивать выполненную работу, оказывать под руководством педагога помощь товарищам.
Итак, применение трудового воспитания в обучении умственно отсталых детей оказывает существенное влияние на психологическое и социальное развитие ребенка. Исследователи отмечают, что такие процессы памяти, восприятия, мышления, речи наиболее существенно развиваются на уроках трудового обучения. Широкой диапазон ставящихся перед ребенком вопросов во время обучения также влияет на формирование адекватной самооценки, мотивационно-потребностной и волевой сферы.
1.5. Значение трудового воспитания в формировании нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями
В системе трудового обучения учащихся определенное место занимают формирование мировоззрения, нравственных качеств. Надо сказать, что эта проблема в специальной психологии разработана недостаточно. Так, совершенно не изучены особенности влияния трудовой деятельности на нравственные качества умственно отсталых школьников, а особенности мировоззрения исследованы лишь частично. Однако положения общей психологии, опыт советских вспомогательных школ и имеющиеся научные публикации дают возможность составить об этом предмете известное представление. Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество, человеческое мышление. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, раскрывается в отношениях к различным сторонам общественной жизни и отражает не только личное, но и общественное бытие социального класса, психологию этого класса. Формируется мировоззрение под влиянием определенной идеологии.Мировоззрение, определяя направленность личности, сказывается во всем ее облике: поведении, привычках, наклонностях.Формирование мировоззрения у умственно отсталых учащихся представляет собой сложную, но вполне выполнимую задачу. У умственно отсталых учащихся мировоззрение формируется в процессе обучения хозяйственно-бытовой, общественно-полезной, производственной деятельностью. Оно развивается под влиянием воспитания и коррекционной работы. Особенности формирования мировоззрения у этой категории детей обусловлены свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей. В результате они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали. В младшем школьном возрасте их представления о том, что хорошо и что плохо имеют довольно поверхностный характер. Из книг, от учителей, родителей они узнают о правилах нашей морали. Однако они не всегда действуют в соответствии с этим знанием даже в привычной конкретной ситуации. Ввиду этого случается, что они попадают под дурное влияние, совершают неправильные действия и поступки.
Итак, система трудового обучения является одной из самых важных и значимых в процессе общего развития умственно отсталого ребенка. В связи с этим, система трудового воспитания, выраженная в различных аспектах овладения навыками самообслуживания, ручного и общественно-полезного труда, производственной деятельностью, - это не просто уроки труда, на которых учащиеся приобретают конкретные навыки, но и занятия, на которых ребенок решает большое количество познавательных, социальных, нравственных задач. В этом контексте мы и можем говорить о значимости трудового воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ В КООРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Содержание трудового обучения определяется программой, которая содержит перечень навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Основной формой учебной работы являются сдвоенные уроки. Учитель труда знакомит учащихся с правилами поведения в мастерской и объясняет их обязанности. Большое внимание уделяется обучению технике безопасности и соблюдению санитарно-гигиенических требований на уроках труда . Реализация трудового обучения в специальной (коррекционной) школе должна проводиться на специальных занятиях по следующей схеме: ориентировка в задании, пробное выполнение, практическая работа и анализ полученных результатов. Специфика трудового обучения обусловлена постоянным взаимодействием между ребенком и воспитателем. Работа в процессе трудового обучения начинается с ориентировки в задании. После этапа ориентировки в задании учащиеся переходят к пробному выполнению трудовых действий. Тренировочные упражнения как бы выполняют пропедевтическую функцию по формированию у воспитанников готовности к овладению навыком. Часто тренировочные упражнения представляют собой сопряженную деятельность педагога и учащихся. Демонстрацию правильного приема работы учитель сопровождает объяснением, обращает внимание воспитанников на то, как правильно взяться за инструмент, на двигательные действия в ходе выполнения задания. При выполнении практических работ происходит качественная отработка отдельных приемов, вырабатывается навык. Учитель внимательно наблюдает за работой и руководит ею: обращается к учащимся с вопросами, делает замечания, дает по мере необходимости указания и во многих случаях показывает, как выполняется та или иная операция. При этом применяется групповой и индивидуальный инструктаж.
Обычно воспитанники нуждаются в индивидуальном инструктаже. Педагог имеет возможность помочь каждому ученику в отдельности, дифференцируя при этом виды помощи (сопряженная деятельность с учеником, использование образца изделия, устная инструкция и т. п.). В процессе оказания такой помощи между учителем и воспитанником устанавливается эмоциональная связь, что имеет немаловажное значение в обучении.
Организуя трудовое обучение, не надо ограничивать учащихся выполнением хорошо освоенных трудовых операций, так как в этом случае не используются их потенциальные возможности. Обучение труду должно стимулировать и развивать нарушенные процессы двигательной сферы и психики в целом. Поэтому после приобретения подростком нужного навыка желательно его перевести на другой, относительно более сложный, но посильный трудовой процесс. В общем, надо избегать требований, как завышающих, так и занижающих возможности воспитанников.
По окончании работы необходимо провести итоговую беседу, что важно в воспитательных целях. При этом целесообразнее сначала сказать об отношении учащихся к работе в целом, а потом уже объективно оценить качество изделия. Если вначале качественную характеристику изделия полностью дает учитель, то в дальнейшем воспитанникам предлагают ряд вопросов, помогающих выявлять нужные признаки. Постепенно следует повышать степень самостоятельности учащихся при характеристике конечного результата труда. Таким образом, при помощи такого построения процесса трудового обучения учащиеся получают элементарные умения и навыки, владение которыми позволит им выполнять несложные практические работы в особо созданных условиях (лечебно-трудовые мастерские, надомная работа). Трудовая деятельность для этих лиц — основной способ их адаптации к жизни.
Итак, следует также отметить, что для того, чтобы занятия по трудовому воспитанию были эффективными, для этого необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, любое занятие должно начинаться с ориентировки в задачах и пробного выполнения действий, во-вторых, непосредственно под руководством педагога, реализуется сама деятельность и в-третьих, заканчиваются занятия анализом проделанной работы, ее качества, скорости выполнения, возникших трудностей. На этом же этапе происходит анализ различных проблемных ситуаций, на которых задаются условия нравственного характера.
III. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ-ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации позволяющих ребенку с интеллектуальной недостаточностью посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных_ школ проблематична. Особенно остра проблема трудоустройства, т.к. учащиеся имеют сопутствующие психоневрологические, физические, соматические осложнения.
В учебно-воспитательном процессе коррекционной школы должна быть заложена и реализована идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Главное из них - наличие единой системы воздействия на учащегося, складывающейся из нескольких этапов:
1этап (1-4 классы) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознания.
2 этап (5-8 классы) – социально-трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, выбор профиля трудового обучения.
3 этап (9-10 классы) – выбор жизненного пути, профессиональная подготовка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Система трудового обучения развивается в коррекционной педагогике и психологии достаточно давно. Ученые, работающие над этой проблемой, отмечают, что трудовое обучение оказывает существенное влияние на развитие ребенка с умственными отклонениями и представлена широким перечнем видов. Оказывая непосредственное влияние на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, физическую, познавательную сферы личности умственно отсталого школьника трудовое обучение является важным фактором, способствующим социальной адаптации человека в обществе.
Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.-2000.
2. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск- 2003.
3. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) - Волгоград: Учитель- 2007.
4. Васенков Г.В. Проблемы развития трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ//Сб.Социальная защита детства,вып.6.М.:ГОМЦ Школьная книга-2001.
5. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., 2006.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-е изд., с изм. - М.: Школьная пресса- 2006.
7. Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещение.- 2008.
8. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.И.Титкова, Настольная книга педагога- дефектолога. Ростов - на-Дону ЕНИКС- 2005г.
9. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.М.-2000.
10. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. М.-2006.
11. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006.
12.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009.
13.Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007.
14.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009.
15. Петров В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.М.:Педагогика,2002.