Межпредметные связи на уроках технологии как средства формирования метапредметной компетенции
Автор: Харченко Александр Анатольевич,
учитель технологии МОУ СОШ №1
г. Алексеевка Белгородской области
Межпредметные связи на уроках технологии как средство формирования метапредметных компетенций.
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Коменский Я.А.
Требования освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной образовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, уметь определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.
С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых.
«Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, техническо - технологических наук и показывающая, как их использовать в жизни человека, практической деятельности, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, то есть универсальное средство формирования метапредметных компетенций.
Главным критерием качества образования по ФГОС указываются результаты: личностные, метапредметные и предметные. Остановимся на метапредметных результатах (компетенциях). Что это такое?
К метапредметным результатам относится ряд важных для выстраивания межличностных отношений навыков:
умение формулировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
способность выражать свои чувства и потребности;
умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации и др.
Наряду с этим обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями, позволяющими эффективно работать с информацией, осваивать новые знания, а именно:
определять понятия, обобщать данные, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи между явлениями и событиями, определять критерии для классификации, делать логические рассуждения и выводы;
создавать и использовать модели, схемы, символы;
понимать смысл прочитанного текста;
четко и доступно излагать свои мысли;
использовать ИКТ.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятий решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности..Для реализации всех этих требований существует ряд педагогических приемов и форм обучения: проектная деятельность, грамотно организованная работа на уроке, во внеурочная деятельность.В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательное выполнение индивидуального проекта.
Проектная деятельность имеет множество положительных аспектов:
Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, научиться коммуникативному общению, быть способными и делать способными других, смотреть на мир в глобальном аспекте.Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей).
Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации, желания делать свою работу качественно.
Учитель технологии оказывается в наиболее выгодной ситуации, так как для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель очевидна - развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению учащимися полученных знаний. Одновременно происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их интереса к знаниям и труду, к работе с техникой. Существует ряд дидактических приёмов, которые могут быть использованы учителем технологии при построении системы по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее, для их реализации на занятиях по технологии.
Часто используются вопросы из смежных дисциплин с целью активизации восприятия учащихся на уроке. Например, при изучении раздела «Технология ведения дома» в седьмом классе дети узнают фамилии людей, кто первыми завезли в Россию декоративные растения и были первыми владельцами оранжерей и зимних садов. Ими оказываются уже известные из уроков истории князь Голицин и граф Шереметьев. Дети с удовольствием вспоминают великих для России людей, рассказывают об их заслугах и чётко представляют исторический период, о котором идёт речь на уроке технологии.
Когда непростые понятия основываются на уже имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда оборачивается глубоким пониманием и уверенным использованием их на практике. При изучении темы пятого класса «История создания швейной машины» мы обращаемся к истории: «…Пётр – строил Российский флот, создавал армию. Чтобы одеть армию и обеспечить парусами флот, возникла необходимость в создании швейных машин…».
При создании изделия, детали, отработке навыков работы с оборудованием в рамках выполнения лабораторной работы мы обращаемся за знаниями к математике. Расчёты для построения чертежа детали и само построение требуют хороших вычислительных навыков, знаний свойств геометрических фигур и умений их строить. Удачно перекликается математика, черчение с технологией практически во всех темах, где необходимо сделать чертеж, произведя необходимые вычисления. Тесно связана технология с физикой в разделе «Электротехника» практически на каждом уроке.
Включение межпредметних связей в учебный процесс придаёт качественную специфику всем компонентам учебно-познавательной деятельности ученика:
ощутимо проявляется единство общих и конкретных предметных целей обучения;
интерес к смежным предметам значительно обогащает мотивы учебной деятельности;
содержание деятельности становится более обобщённым, объектами познания выступают общие для ряда предметов процессы и явления, идеи, теории, законы, понятия, факты и связи между ними;
действия, способы оперирования знаниями обобщаются на базе межпредметного содержания, активизируются продуктивные процессы познания;
успешно реализуется единство образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, системность знаний способствует усвоению их мировоззренческой значимости, овладению продуктивными методами познания, развитию широких интересов.
К.Д. Ушинский считал идею межпредметных связей одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Таким образом, используя межпредметные связи на уроках технологии мы помогаем детям получить метапредметные результаты в соответсвии с требованиями ФГОС. А метапредметные компетенции позволят им быть более успешными в будущей жизни, лучше адаптироваться к непростым условиям и вызывам современного мира.