Система работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Система работы по социально-коммуникативному развитию
детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Составитель: Потапова Лариса Владимировна
Содержание
13 LINK \l "bookmark1" \o "Current Document" \h 14Пояснительная записка 315
Тематический план «Социально-коммуникативное развитие ребенка через игровую деятельность» 13
Раздел 1 «Сюжетно-ролевая игра» 18
Раздел 2 «Театрализованные игры» 25
Раздел 3 «Народные игры» 34
Раздел 4 «Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния» 43
Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие дошкольников занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
В нормативно-правовых документах (ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании», Основная общеобразовательная программа МАДОУ др.) наряду со многими задачами есть и задача по социально-коммуникативному развитию ребенка дошкольного возраста. Современному обществу нужен человек мобильный, инициативный, способный откликаться на чувства других людей, саморазвиваться и непрерывно самосовершенствоваться; способный к «успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда...».
Дошкольный возраст - самоценный, судьбоносный этап в жизни ребенка. Именно от воспитания ребенка в дошкольные годы во многом зависит его будущее, личностное развитие и успехи в общении с людьми. Расширяется сфера взаимоотношения и взаимодействия ребенка с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Дошкольное образование имеет свои особенности, резко отличается от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет активное формирование мыслительных и развитие познавательных процессов, образного, логического, конструктивного мышления, произвольности, мелкой моторики, познавательной мотивации, школьной зрелости. При благоприятных условиях воспитания и обучения повышается самосознание и самооценка ребенка.
Все образовательные процессы в дошкольном возрасте опираются на природную детскую любознательность, потребность познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность. Важно создание грамотной образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: от самостоятельного обследования игрушки (младшие группы) до методов исследовательской деятельности: наблюдения, опыты, учебный диалог (старшие школьные группы). Старшему школьнику должны быть представлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью, определять свою социальную роль как успешного дошкольника.
Дошкольный возраст сенситивен для социально-коммуникативного развития, именно в этот период появляются зачатки осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка становится более объективной, но задача педагога: «самооценка ребенка должна быть оптимистичной».
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка - становится актуальной на данном современном этапе. Все нравственные, социальные чувства не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они формируются и развиваются на протяжении всего детства. Особенно важно развивать эмоциональную сферу. Если, этого не делать, то, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) будет наблюдаться у детей.
Одним из средств развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста является игра. Во-первых, это наиболее доступный вид деятельности для ребенка. А во-вторых, игра - средство самореализации, самовыражения детей, она обеспечивает его эмоциональное благополучие, позволяет реализовать свои желания. Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, разыгрывая сюжеты из сказок, проигрывая этюды, ребенок проникается чувствами других людей, симпатизирует, сопереживает им, следовательно, это ведет к развитию социальных эмоций.
В старшем дошкольном возрасте дети осмысленно подходят к игре, в достаточной мере знают об окружающем мире, о взаимодействии людей, вступают в ролевые диалоги. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т.п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся “умными”.
Данная система работы описывает игры, направленные на развитие социальных эмоций и коррекции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Разработана на основе целей и задач основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 85 и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цель - обеспечение системы средств и условий для развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности.
Задачи:
Воспитание у ребенка культуры общения со взрослыми и сверстниками;
Развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих гуманным отношениям;
Развитие самопознания;
Воспитание уважения к себе;
Коррекция эмоционального состояния.
Данная сфера социально-коммуникативного развития детей включает в себя четыре раздела:
раздел «Сюжетно-ролевая игра»,
раздел - «Театрализованная игра»;
раздел - «Народные игры»,
раздел - «Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния».
Развивающие задачи в разделе «Сюжетно-ролевая игра»
Учить объединяться для игры, распределять роли.
Учить до конца выполнять взятую на себя роль.
Воспитывать интерес, уважение к различным видам деятельности и профессиям.
Развитие чувства ответственности, самостоятельность.
Развивать групповую сплоченность, эмпатию.
Воспитывать вежливость, умение вести речевой диалог, чувства уважения к окружающим.
Средства решения задач:
художественная литература;
иллюстрации по теме;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Развивающие задачи в разделе «Театрализованные игры»:
Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихам, песням, использовать для этих целей куклы бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина.
Развивать и совершенствовать исполнительские умения;
Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций; обучать выражению эмоций и воспроизведению отдельных черт характера;
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние другого человека; адекватно реагировать на эмоции окружающих;
Развивать инициативу, самостоятельность в театрализованных играх;
Воспитывать желание оказать помощь товарищам в процессе подготовки к театрализованным играм.
Средства решения задач:
художественная литература;
атрибуты для театрализованных игр (пальчиковый театр, бибабо и др.);
художественные средства.
Развивающие задачи в разделе «Народные игры»:
Учить самостоятельно и творчески организовывать знакомые подвижные народные игры;
Учить доводить игру до конца, проявлять инициативу и творчество;
Развивать социальные чувства и эмоции;
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх.
Развивающие задачи в разделе
«Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния»:
Научить детей различать эмоциональные состояния человека и адекватно реагировать на них;
Научить эффективным способам общения, формировать у детей чувства доверия к окружающим;
Развивать навыки сотрудничества, способствовать сплочению детского коллектива;
Формировать у ребенка внимание к другому человеку, умение прочувствовать, понять его
Снятие эмоционального напряжения, агрессии, восстановление сил.
Система работы предполагает проведение игр в свободной нерегламентированной деятельности в первую или вторую половину дня. Продолжительность игр - по интересам детей. Диагностика по социально-коммуникативному развитию проводится 2 раза в год (вводный - сентябрь, итоговый - в мае).
Основные принципы организации образовательно-воспитательного процесса:
обеспечение права каждого ребенка на свободный выбор, на собственную точку зрения;
опора на достижении предыдущего этапа развития ребенка.
Система работы строится на основе следующих дидактических принципов:
природосообразности - учета типологических психологических особенностей дошкольников;
преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение дошкольного образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные связи в содержании образования;
интеграция теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определяет практическую направленность программы, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций;
коммуникативности, предполагающий развитие у дошкольников представлений о языке науки конкретного раздела;
интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного раздела для социализации дошкольников, развития их социальной культуры, а также соответствующих практических умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ"
Социально-коммуникативное развитие в старшей группе детского сада (шестой год жизни) направлено на решение следующих задач:
1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеского взаимоотношения со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
4. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально одобряемым нормам поведения, осознания роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
5. Формирование у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.
6. Воспитание уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
7. Обеспечение развития самостоятельности и инициативы в труде, расширение диапазона обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников.
8. Способствование развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений
9. Формирование представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
10. Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил
Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности (шестой год жизни):
1. Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии через сложение новых творческих сюжетов
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Тематический план
Социально-коммуникативное развитие в процессе игровой деятельности
(старшая группа)
Раздел
Тема
Вид деятельности
Срок
1
2
3
4
1. Сюжетно-ролевая игра
Больница
Игровая
Сентябрь, октябрь
Строители
Игровая
Ноябрь
Магазин
Игровая
Декабрь, январь
Гости
Игровая
Февраль
Пароход
Игровая
Март
Парикмахерская
Игровая
Апрель
Шофер
Игровая
Май
2. Театрализованные игры
Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Театрализованная,
игровая,
художественно-
речевая
Сентябрь
Инсценирование настольной народной сказки «Лиса и кувшин», «Заячья избушка»
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Октябрь
1
2
3
4
Инсценирование русской народной сказки с использованием кукол бибабо «Теремок»
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Ноябрь
Постановка спектакля по сказке «У солнышка в гостях»
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Декабрь
Пальчиковый театр по народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Январь
Инсценирование английской песенки «Перчатки»
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Февраль
Инсценирование народной сказки «Рукавичка» из пластилина
Театрализованная,
игровая,
художественно-речевая
Март
Постановка спектакля по русской народной сказке «Зимовье зверей» (обр. И.Соколова-Микитова)
Театрализованная, игровая, художественно-речевая
Апрель
Театр бибабо «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы)
Театрализованная, игровая, художественно-речевая
Май
3. Народные игры
Двенадцать палочек
Игровая
Сентябрь
1
2
3
4
Горшок
Игровая
Октябрь
Не боимся мы кота
Игровая
Ноябрь
Колпачок(паучок)
Игровая
Декабрь
Горелки
Игровая
Январь
Заря
Игровая
Февраль
Игровая
Игровая
Март
Юрта
Игровая
Апрель
Липкие пеньки
Игровая
Май
4. Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
«Живые картинки»
(развитие синтонии, сочувствия)
Игровая
Сентябрь
«Угадай меня»
(развитие синтонии, сочувствия)
Игровая
Сентябрь
«Ноги топают, шарики хлопают» (снижение агрессивности)
Игровая
Октябрь
«Разрывание бумаги» (снижение агрессивности)
Игровая
Октябрь
1
2
3
4
«Качели»
(снятие эмоционального напряжения)
Игровая
Ноябрь
«Кораблик»
(снятие эмоционального напряжения)
Игровая
Ноябрь
«Озорной двойник» (коррекция застенчивости)
Игровая
Декабрь
«Упрямый ослик» (коррекция застенчивости)
Игровая
Декабрь
«Замри», «Море волнуется раз»
(снятие психоэмоционального напряжения)
Игровая
Январь
«Спаси птенца»
(снятие психоэмоционального напряжения)
Игровая
Январь
«Солнечный зайчик»
(снятие психоэмоционального напряжения)
Игровая
Январь
«Сердитый дедушка» (этюд на выражение гнева)
Игровая
Февраль
«Король Боровик не в духе» (этюд на выражение гнева)
Игровая
Февраль
«Где нос, где ухо»
(игра на поднятие настроения)
Игровая
Март
«Спасительные хитрости» (игра на поднятие настроения)
Игровая
Март
1
2
3
4
«Тyx-Tиби-Дух » (снижение агрессивности)
Игровая
Апрель
«Котик»
(снижение агрессивности)
Игровая
Апрель
«Сороконожка»
(развитие коллективной сплоченности)
Игровая
Май
«Головомяч»
(развитие коллективной сплоченности)
Игровая
Май
Раздел 1. «Сюжетно-ролевая игра»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Больница
игра
Сентябрь, октябрь
Содержание
Цель: развитие групповой сплоченности
Задачи:
учить до конца выполнять взятую на себя роль;
развивать через игру доброжелательные отношения между детьми;
воспитывать интерес, симпатию, уважение к профессии врача;
вызвать чувство сострадания, жалости к больным людям и животным.
Целевые ориентиры
Знает нормы общения между пациентом и доктором.
Представления о правилах игры.
Представление о профессии врача.
Представления об основах индивидуальной самоорганизации.
Умеет проявлять эмоции в игре (забота, внимание, сострадание).
Владеет правилами распределения ролей Может до конца выполнить взятую на себя роль.
Способен решать конфликтные ситуации в игре.
Понимание, что профессия врача очень важная.
Осознание нравственных ценностей человеческих поступков.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (экскурсии в мед. кабинет, беседа с врачом, медсестрой на тему «моя профессия доктор».
Обогащение игровою опыты (дид. игра «Где чье»).
Распределение ролей.
Игровые действия
Программно- методически и комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление шапочек для игры (животные)
Конспект игры см. в приложении 1
А. Воронова «Творческие игры старших дошкольников», Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте»,
А. Козлова «Я человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Панно с изображением больницы, доктора Айболита со зверями, больничная кушетка, аптечка, игрушечные медицинские принадлежности. Белый халат, шапочка, чемоданчик и др.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование подарка пациенту
Художественно-
речевая
Чтение стихотворений «Доктор Айболит»
Театрализованная
Инсценировка стихотворения К.И. Чуковского
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Строители
игра
Ноябрь
Содержание
Цель: развитие у детей дружеских взаимоотношений со сверстниками, симпатии, чувства ответственности.
Задачи:
вызвать интерес к профессии строителя, ответственность за построенное сооружение.
развитие групповой сплоченности, симпатии друг к другу в процессе игры.
Целевые ориентиры
Знает о том, что качественный результат получается лишь в сплоченном коллективе.
Представления о профессиях архитектора, каменщика, строителя и др.
Представление о структуре строительства.
Умеет договариваться в процессе игры.
Умение оценивать поступки людей.
Умение самоорганизоваться.
Понимание значения профессии строителя.
Умение прочувствовать взятую на себя роль, чувствовать состояния окружающих.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (знакомить с профессией строителя, архитектора, маляра и др., чтение худ. литературы, рассматривание зданий, сооружений).
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Строим дом», «Строим мост через реку»).
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программ но- методический комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление из бумаги машин, деревьев, качелей. Мебель для построенного дома из спичечных коробков
Конспект игры см. в приложении 1 В.А. Воронова «Творческие игры старших
дошкольников», Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте», С. А. Козлова «Я - человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Строительные конструкторы, кубики, песок, игрушки (грузовая машина, деревья и др.). Костюмы рабочих, архитекторов, игрушечные инструменты, печать, телефон.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование, аппликации «Построй дом своей мечты», «Я - архитектор»
Художественно-
речевая
Стихотворение Г. Люшнина «Строители», С. Баруздина «Каменщики», Б. Заходер «На стройке», пение песни Б.Киселева «Строим дом»
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Магазин
игра
Декабрь, январь
Содержание
Цель: развитие групповой сплоченности, симпатии
Задачи:
продолжать знакомить детей с функций продавца, покупателя, особенностями их взаимодействия;
развитие эмпатии, социальной симпатии в процессе создания проблемной ситуации.
воспитание вежливости, умения вести речевой диалог, интереса к профессии продавца, чувства уважения к окружающим.
Целевые ориентиры
Знает об особенностях взаимоотношений продавца и покупателя.
Имеет представление о работниках магазина (грузчики, экспедиторы, мерчендайзеры и др.)
Представления о правилах общения в магазине
Умение оценивать поступки людей, адекватно реагировать на них.
Умение самостоятельно брать на себя роль.
Умение оказать помощь сверстнику в проблемной ситуации.
Интерес к познанию и открытию нового.
Уважение к работе продавца.
Умение вежливо обратись к продавцу.
Осознание вежливого общения между людьми.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (беседа «Я в магазине», экскурсия в ближайший магазин, обратить внимание на вежливого продавца, экскурсия в магазин с целью просмотра разгрузки товаров).
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Овощи-фрукты», дид. игра «Я продаю - ты покупаешь», дид. игра «Раздели на группы).
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программно-
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Изготовление тары, оформление товара, изготовление продуктов для магазина
Конспект игры см. в приложении 1 В.А. Воронова «Творческие игры старших
дошкольников», Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте», С.А. Козлова «Я - человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Штучный товар, халат и шапочка для продавца, кошелек с деньгами, полочка для товара, кассовый аппарат, весы.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Оформление вывески для магазина
Художественно-
речевая
Чтение литературы о магазине, работе продавца, создание проблемных ситуаций «Как ты попросишь совета у продавца»
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Гости
игра
Февраль
Содержание
Цель: продолжать учить детей радостно встречать гостей, заботится о них
Задачи:
учить правильно пользоваться приборами, сервировать их для гостей;
развивать синтонию, вызывать радость от приема гостей.
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Целевые ориентиры
Знает правила приема гостей.
Представления о нормах и правилах общения с гостями.
Умеет проявлять доброжелательность к окружающим в условиях совместной деятельности.
Проявляется активность при выборе сюжета, роли.
Искренне радуется приходу желанных гостей.
Понимание значения дружбы для человека.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (занятие «Научимся красиво кушать»),
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Покажи и назови», «Наша посуда», «В гости к нам пришла», «Накрой на стол»),
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление печенья из песочного теста, накрытие стола для приема гостей, изготовление винегрета.
Конспект игры см. в приложении 1 В.А. Воронова «Творческие игры старших
дошкольников», Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте», С.А. Козлова «Я - человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Мебель, игровые модули дома, набор посуды, угощения.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Салфетка на стол», лепка «Угощение для мамы»
Художественно-речевая
Разучивание стихотворения П. Воронко «Пирог»
Театрализованная
Г руина (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Пароход
игра
Март
Содержание
Цель: Развитие групповой сплоченности, интерес к профессии моряка
Задачи:
познакомить детей с профессией моряка.
воспитывать добрые отношения к морякам, понимание нравственной сущности их труда, желание поиграть в них.
развивать у детей добрые чувства, желание стать смелыми, дружными как моряки.
Целевые ориентиры
Представления о профессии моряка, пассажирских суднах. Представления о нормах гуманности.
Доброжелательные взаимоотношения в процессе игры. Осознанное отношение к советам, замечаниям партнеров
Интерес к познанию и открытию нового.
Осознание нравственных ценностей человеческих поступков.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (просмотр картины «Корабли в порту», чтение худ. литературы).
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Чей предмет», постройка парохода из кубиков).
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программно-
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление для парохода рупора, спасательного круга, бинокля.
Конспект игры см. в приложении 1 В.А. Воронова «Творческие игры старших дошкольников»,
Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте», С.А. Козлова «Я - человек»- программа приобщения ребенка к соц. игру
Игровые
атрибуты
капитанская
фуражка,
бескозырка,
матросский
воротник,
бинокль.
Спасательный
труд, панно с
изображением
моря, якорь.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование пассажирских судов
Художественно-
речевая
Чтение книги «Это книжечка моя про моря и про маяк», стихотворения Сахарова «Кто достал якорь», рассказ «Черное море»
Театрализованная
Игра-драматизация «Куклы на пароходе»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Парикмахерская
игра
Апрель
Содержание
Цель: формировать доброжелательные взаимоотношения в группе, развитие симпатии
Задачи:
продолжать знакомить детей с профессией парикмахера
продолжать обращать внимание на вежливое, доброжелательное отношение парикмахера к своим клиентам.
воспитывать групповую сплоченность, желание помочь другим.
Целевые ориентиры
Представления о профессии парикмахера.
Представления о взаимоотношении парикмахера и клиента.
Доброжелательные отношения между детьми в процесс игры.
Симпатия по отношению к окружающим.
Понимание роли труда в жизни человека.
Понимание необходимости вежливого доброжелательного отношения к окружающим.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (экскурсия в ближайшую парикмахерскую, чтение худ. литературы).
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Завяжи бант кукле», «Сделаем всем игрушкам прически», «Кому что нужно»).
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 В.А. Воронова «Творческие игры старших
дошкольников», Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте», С.А. Козлова «Я - человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Модуль
«Парикмахерская», инструменты - пластмассовые ножницы, фен, бигуди; различные баночки, резинки, панно с изображением интерьера парикмахерской.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Впечатления после экскурсии в парикмахерскую»
Художественно-
речевая
Заучивание потешки «Расти коса до пояса», чтение стихотворения «Неприятности»,
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Сюжетно-ролевая игра
Форма
Срок
Тема: Шофер
игра
Май
Содержание
Цель: развитие групповой сплоченности, симпатии
Задачи:
формировать положительное отношение к труду взрослых.
познакомить с качествами, которыми обладает шофер (внимание, усидчивость, готовность прийти на помощь).
развивать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
Целевые ориентиры
Представление о профессии водителя.
Представление о нравственных качествах людей.
Умеет объединять для роли.
Умеет проявлять заботу о сверстниках.
Регулирует свое поведение в соответствии с ситуацией.
Понимание роли труда в жизни человека.
Понимание необходимости вежливого доброжелательного отношения к окружающим.
Структура игры
Ознакомление с окружающим в активной деятельности (целевая прогулка к дороге, чтение художественной литературы, проверка знаний дорожного движения, беседа о профессии водителя).
Обогащение игрового опыты (дид. игра «Похож, не похож», «Светофор», «Какая машина»).
Распределение ролей.
Игровые действия.
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1
Л. Воронова «Творческие игры старших дошкольников». Т.Н. Доронова «Игра в дошкольном возрасте»,
А. Козлова «Я - человек» - программа приобщения ребенка к соц. игру
Руль, кубики для машины, строительная каска, атрибуты костюмов.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Улица моего города», «Машина»
Художественно-речевая
Чтение отрывка из книги Дороховой «Улица», стихотворения Б. Житкова «Что я видел»
Театрализованная
Раздел 2. «Театрализованные игры»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
игра
сентябрь
Содержание
Напомнить детям содержание сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Учить распределять роли.
Вызвать чувство сострадания к героям сказки.
Воспитывать желание оказать помощь в подготовки спектакля.
Целевые ориентиры
Представления о эмоциональном состоянии героев сказки.
Проявляет инициативу.
Адекватно реагирует на эмоции окружающих.
Умеет брать на себя роль, с ответственность подходить к делу.
Осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства.
Проявляет интерес к инсценирование
Структура игры
Чтение сказки «доктор Айболит»
Беседа по теме
Распределение ролей
Подготовка к инсценированию
Игра, показ по желанию детям другой группы
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление масок зверей
Конспект игры см. в приложении 1
Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
К.И. Чуковский
«Доктор
Айболит»,
атрибуты (маска,
халат доктора,
медицинские
инструменты)
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Любимый эпизод сказки «Доктор Айболит»
Художественноo- речевая
Театрализованная
Инсценирование сказки
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Инсценирование настольной народной сказки «Заячья избушка»
игра
игра
октябрь
Содержание
Напомнить детям русскую народную сказку «Заячья избушка».
Вызвать чувство сострадания, симпатии к героям сказки.
Развивать умение разыгрывать сценку из сказки используя настольный театр.
Целевые ориентиры
Представление о характере героев.
Знает содержание сказки, эмоциональное состояние героев.
Умеет чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, правильно воспроизводит в игре.
Проявляет интерес к инсценированию сказки с помощью настольного театра.
Правильно выражает эмоции героев.
Структура игры
Чтение сказки «Заячья избушка»
Беседа по теме
Показ педагогом сказки с помощью настольного театра.
Распределение ролей
Показ сказки детьми в младшей группе
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление из пластилина деревьев для леса
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Русская народная сказка «Заячья избушка», настольный деревянный театр «Заячья избушка»
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Аппликация «Заячья избушка»
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование сказки
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Инсценирование русской народной сказки с использованием кукол бибабо «Теремок»
игра
ноябрь
Содержание
Напомнить детям содержание русской народной сказки «Теремок»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение, на действие персонажей Развивать умение инсценировать сказку, используя театр бибабо
Целевые ориентиры
Знает, как проходит подготовка и проведение спектакля
Умеет разыгрывать сказку с театром бибабо
Умеет чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев.
Умеет взаимодействовать со сверстниками в процессе игры
Желание помочь сверстникам в подготовке спектакля
Сочувствие главным героям сказки
Структура игры
Показ воспитателем сказки «Теремом» с помощью кукол бибабо
Распределение ролей
Разыгрывание спектакля по очереди
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление из деревянного конструктора теремка
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Сказка «Теремок», персонажи сказки (куклы бибабо - лягушка, мышь, заяц, лиса, волк, медведь)
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Любимые герои сказки»
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование сказки
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Постановка спектакля по сказке «У солнышка в гостях»
игра
декабрь
Содержание
Познакомить детей со сказкой «У солнышка в гостях».
Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние героев сказки.
Учить чувствовать своего партнера.
Воспитывать заинтересованное отношение к театрализованным играм.
Воспитывать желание доставить радость от просмотра спектакля.
Целевые ориентиры
Представление о характере героев
Чувствует и понимает эмоциональное состояние героев.
Вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Выступает перед сверстниками, родителями.
Испытывает положительные эмоции, удовлетворение после сыгранных ролей.
Структура игры
Чтение сказки «У солнышка в гостях»
Беседа по теме
Изготовление атрибутов к сказке
Распределение ролей
Репетиция
Показ спектакля родителям
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление масок для спектакля
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Сказка «У солнышка в гостях», маски главных героев (цыплята, курочка, улитка, сорока, заяц и др.), ширма домика, пенек, музыкальная фонограмма
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Украшение нарисованными цветами домика
Художественно-
речевая
Разучивание песни «Вместе весело шагать».
Театрализованная
Показ родителям сказки «У солнышка в гостях»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Пальчиковый театр по народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»
игра
Январь
Содержание
Напомнить детям русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масленый»
Вызвать эмоциональный отклик на сказку.
Вызвать желание инсценировать сказку.
Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений между детьми в процессе игры. Развивать умение разыгрывать сценку из сказки используя пальчиковый театр.
Целевые ориентиры
Представление о различных эмоциональных состояниях героев сказки
Способен оказать помощь сверстнику в театрализованных играх.
Доброжелательно относится к окружающим, не вступает в конфликт.
Адекватно оценивает свое выступление
Проявляет интерес к инсценированию сказки
Структура игры
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Беседа по теме
Показ педагогом сказки с помощью пальчикового театра.
Распределение ролей
Показ сказки детьми в младшей группе
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление леса из бумаги.
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Сказка Крылатый, мохнатый да масленый», пальчиковый театр
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование театральной ширмы.
Художественно- речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование сказки Крылатый, мохнатый да масленый»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Инсценирование английской песенки «Перчатки»
игра
февраль
Содержание
Познакомить детей с эмоциональными переживаниями, состояниями героев песенки
Вызвать желание инсценировать сказку.
Воспитывать умение вести ролевой диалог, взаимодействовать со сверстниками.
Целевые ориентиры
Представление о характере героев
Вступает в ролевое взаимодействие с персонажами сказки
Способность к сопереживанию
Желание участвовать в инсценировке сказки
Структура игры
Чтение английской песенки «Перчатки».
Распределение ролей
Инсценирование песенки перед детьми младшей группы
Самостоятельная игра
Программно-
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление масок котят и кошки.
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Английская песенка «Перчатки», маски кошки, котят, домик, перчатки
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование по теме
Художественно-
речевая
Чтение зарубежной литературы для дошкольников
Театрализованная
Инсценирование песенки «Перчатки»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Инсценирование народной сказки «Рукавичка» из пластилина
игра
Март
Содержание
Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, используя пластилин.
Закреплять умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние окружающих и героев.
Формировать положительное отношение друг к другу в процессе инсценирования
Развивать групповую сплоченность в процессе совместной деятельности
Целевые ориентиры
Представление о характере героев.
Представление о правилах взаимоотношения со сверстниками в игре.
Умеет разыгрывать сказки по знакомым произведениям, используя различные виды театра.
Доброжелательно относится к окружающим, не вступает в конфликт.
Стремление сделать приятное своим родителям
Структура игры
Чтение сказки «Рукавичка»
Беседа по теме
Изготовление из пластилина героев сказки
Распределение ролей
Показ сказки детьми в младшей группе
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно-
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Пластилин,
рукавичка
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование ширмы для сказки Лепка из пластилина героев сказки
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование сказки
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Пальчиковый театр по народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»
игра
апрель
Содержание
Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию в процессе подготовки спектакля Учить чувствовать своего партнера.
Воспитывать заинтересованное отношение к театрализованным играм
Предоставить детям возможность выступить перед родителями, сотрудниками, сверстниками
Целевые ориентиры
Представление о характере героев
Чувствует и понимает эмоциональное состояние героев.
Вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Выступает перед сверстниками, родителями.
Понимание положительных коллективных взаимоотношений между сверстниками.
Интерес к постановке спектакля
Структура игры
Чтение сказки «Зимовье зверей»
Беседа по теме
Распределение ролей
Репетиция
Показ сказки родителям
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно-
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление масок героев, билетов на спектакль для родителей
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Маски зверей, домик
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование подарков для родителей
Художественно- речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование сказки
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Театрализованные игры
Форма
Срок
Тема: Театр бибабо «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы)
игра
Май
Содержание
Напомнить детям содержание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение, на действие персонажей
Развивать умение инсценировать сказку, используя театр бибабо
Целевые ориентиры
Знает, как проходит подготовка и проведение спектакля
Умеет разыгрывать сказку с театром бибабо
Умеет чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев.
Умеет взаимодействовать со сверстниками в процессе игры
Желание помочь сверстникам в подготовке спектакля
Сочувствие главным героям сказки
Структура игры
Показ воспитателем сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью кукол бибабо
Распределение ролей
Разыгрывание спектакля по очереди
Самостоятельное инсценирование
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева
«Театрализованные игры в детском саду», Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр, А.Д. Урунтаева «Дошкольная психология»
Персонажи театра бибабо (петушок, курочка и др.)
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Лепка «Герои сказки»
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок»
Театрализованная
Инсценирование сказки
Раздел 3. «Народные игры»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Двенадцать палочек
игра
Сентябрь
Содержание
Развивать групповую сплоченность (симпатию).
Развивать психофизические качества (быстрота, ловкость).
Способствовать снятию психофизического напряжения.
Целевые ориентиры
Представления о народных играх с правилами.
Объединяется в группу для игры, следует правилам.
Проявляет симпатию к партнерам по игре.
Интерес к народным играм со сверстниками.
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно-
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Деревянная доска, 12 палочек
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Горшок
игра
Октябрь
Содержание
Развивать психофизические качества (координация, сила)
Способствовать психоэмоциональной разгрузке
Развивать групповую сплоченность, умение находить выход из критического положения
Целевые ориентиры
Знает правила поведения в игре
Объединяется в группу для игры.
Оказывает эмоциональную поддержку товарищу в случае неудачи.
Понимание значения народной игры для групповой сплоченности.
Структура игры
Беседа «Как играли в игру «Горшок» в старину»
Объяснение педагогом правила игры
Игровые действия детей
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление из бумаги подарков для победителей
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Керамический, пластиковый горшок, бита, небольшие подарки, платок для завязывания глаз, иллюстрации народных игр
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок, чтение потешек
Театрализованная
Инсценирование русских народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Не боимся мы кота
игра
Ноябрь
Содержание
Формировать важные качества личности (доброта, благородство, взаимовыручка)
Развивать культуру общения и социальную симпатию
Целевые ориентиры
Знает правила общения в игре
Умеет проявлять в игре важные качества личности (доброта благородство)
Желание играть в совместные игры с детьми
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление масок кота, мышей
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование народной игрушки (дымковская)
Художественно- речевая
Чтение русских народных сказок, потешек
Театрализованная
Этюд «Ходит Васька серенький»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Колпачок (паучок)
игра
Декабрь
Содержание
Формирование культуры общения
Создание атмосферы эмоционального тепла
Способствовать возникновению симпатии и интереса к партнеру по игре
Целевые ориентиры
Знает правила народной игры
Проявляет симпатию, интерес к партнерам по игре
Умеет решать возникшие в игре конфликты
С уважение относится ко всем участникам игры
Желание играть в народные игры с детьми
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно-
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной),
З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Горелки
игра
Январь
Содержание
Продолжать учить дет Воспитывать у детей с Воспитание культуры
ей самостоятельно и творчески организовывать игры, стремление участвовать в играх со сверстниками, речи в игре
Целевые ориентиры
Знает правила народной игры.
Стремление довести игру до конца
Учитывать в игре интересы сверстников
Желание играть вместе со сверстниками
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Мы играем в народные игры»
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Заря
игра
Февраль
Содержание
Создание атмосферы эмоционального тепла.
Способствовать возникновению симпатии и интереса к партнеру по игре.
Воспитывать культуру общения.
Вызвать желание играть в народные игры со всеми.
Целевые ориентиры
Знает, какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают
Выражает свои чувства и чувства других людей.
Учитывает в игре интересы сверстников
Стремление играть со сверстниками
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Лента
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Мы играем в народные игры»
Художественно-
речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Игровая
игра
Март
Содержание
Развивать групповую сплоченность (симпатию).
Развивать психофизические качества (быстрота, ловкость). Способствовать снятию психофизического напряжения.
Целевые ориентиры
Представления о народных играх с правилами.
Объединяется в группу для игры, следует правилам. Проявляет симпатию к партнерам по игре.
Интерес к народным играм со сверстниками.
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно-
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А. В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Художественно -речевая
Чтение русских народных сказок
Театрализованная
Инсценирование народных сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Юрта
игра
Апрель
Содержание
Познакомить детей с башкирской народной игрой
Воспитывать толерантность, симпатию к народам России
Развивать групповую сплоченность
Целевые ориентиры
Представления об играх других народов
Уважение и терпимость к сверстникам независимо от их национальной принадлежности
Удовлетворение от игры со сверстниками
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно-
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А. В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной), З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска,
М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Стул, платок с национальным башкирским узором
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование башкирских национальных узоров
Художественно-
речевая
Чтение башкирской народной сказки «Волшебное кольцо», слушание башкирской песни «Журавлиная песнь»
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Народные игры
Форма
Срок
Тема: Липкие пеньки
игра
Май
Содержание
Познакомить детей с башкирской народной игрой воспитывать толерантность, симпатию к народам России
Развивать групповую сплоченность
Целевые ориентиры
Представления об играх других народов
Уважение и терпимость к сверстникам независимо от их национальной принадлежности
Удовлетворение от игры со сверстниками
Структура игры
Объяснение педагогом правила игры
Уточняющие вопросы по игре
Игровые действия детей
Оценка игры педагогом
Самостоятельная игра детей
Программно
методический
комплект
Предметно
развивающая
среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Детские народные игры (сост. А.В. Кенеман, под ред. Т.И. Осокиной),
З.И. Аликина Сборник игр города Михайловска, М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры».
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Художественно- речевая
Чтение башкирской сказки «Медведь и пчелы»
Театрализованная
Раздел 4 «Игры, игровые этюды на развитие и коррекцию эмоционального состояния»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Живые картинки», «Угадай меня» (развитие синтонии)
игра
Сентябрь
Содержание
Формирование у ребенка внимания к другой личности, попытка оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.
Развитие симпатии, групповой сплоченности.
Целевые ориентиры
Представление о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких, взрослых и детей.
Стремление участвовать со всеми в игре. Умение организовать игру.
Интерес, симпатия, внимание к сверстникам своей группы
Структура игры
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Программно-
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Совместная трудовая деятельность
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост.
Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Художественная
литература
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Нарисуй своих друзей»
Художественно-
речевая
Чтение литературы про друзей (Т.А. Шорыгина «Волшебное перышко», рассказы Н.Н. Носова)
Театрализованная
Инсценирование сказки «Три поросенка» (пример групповой сплоченности)
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Ноги топают, шарики хлопают», «Разрывание бумаги», «Тух-Тиби-Дух», «Котик» (снижение агрессивности»)
игра
Октябрь, апрель
Содержание
Научить адекватным способам выражения эмоций.
Снятие эмоционального, мышечного напряжения.
Снятие негативных настроений в группе.
Восстановление сил.
Установление положительного эмоционального настроя в группе.
Обеспечить эмоциональную поддержку ребенка.
Целевые ориентиры
Знает способы снятия эмоционального напряжения в играх
Способен управлять своими негативными эмоциями Выражает свои негативные эмоции не в ущерб окружающим
Проявляет уважение к взрослым, сверстникам. Желание стать лучше.
Структура игры
Подготовка к игре
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Контуры детских ступней, краски, воздушные шары. Старые газеты, журналы, ненужная бумага.
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Нетрадиционные виды рисования, направленные на снятие агрессивности
Художественно- речевая
Рассказ Т.А. Шарыгиной «Добрый поросенок»
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Качели», «Кораблик», «Замри», «Море волнуется раз», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик» (снятие психоэмоционального напряжения)
игра
Ноябрь, январь
Содержание
Научить адекватным способам выражения эмоций.
Снятие психического напряжения и сильных негативных эмоций.
Обеспечить эмоциональную поддержку ребенка.
Целевые ориентиры
Знает виды эмоциональных состояний
Умеет адекватным способом выразить свои эмоции в игре
Способность к проявлению чувств: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви
Структура игры
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Зеркальце,
фонограмма
релаксационной
музыки
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Нетрадиционные виды рисования, направленные на снятие эмоционального напряжения
Художественно-
речевая
Сказкотерапия
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Озорной двойник», «Упрямый ослик» (коррекция застенчивости)
игра
Декабрь
Содержание
Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Учить отстаивать собственное мнение.
Учить выражать собственные эмоции, индивидуализировать их.
Раскрепощение детей в процессе игры.
Целевые ориентиры
Знает способы выражения эмоций.
Отстаивает свое мнение. Испытывает уверенность в играх
Желание участвовать в играх, стать лучше
Структура игры
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Нарисуй свой страх и порви
его»
Художественно-
речевая
Т.А. Шарыгина «Волшебный фонарик», С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»
Театрализованная
Инсценирование стихотворений, сказок
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе» (этюды на выражение гнева)
игра
Февраль
Содержание
Научить детей различать различные эмоциональные состояния.
Помочь детям в приемлемой форме выплеснуть гнев.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Целевые ориентиры
Знает различные эмоциональные состояния человека.
Знает способы выражения эмоций
Умеет в приемлемой форме выражать гнев в ходе игры
Проявляет уважение к взрослым, сверстникам.
Желание стать лучше.
Структура игры
Чтение детям стихотворения.
Игровые действия
Программно
методический
комплект
Предметно- игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Т рудовая
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Музыкальная фонограмма С. Прокофьева «Петя и волк», стихотворение В. Приходько «Король Боровик»
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) для выражения негативных эмоций
Художественно-
речевая
Театрализованная
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Где нос, где ухо», «Спасительные хитрости» (игры на поднятие настроения)
игра
Март
Содержание
Установление положительного эмоционального настроя в группе. Развивать взаимоотношения между сверстниками.
Снятие эмоционального, мышечного напряжения.
Способствовать сплочению детской группы.
Целевые ориентиры
Знает игры для поднятия настроения
Умеет вступать во взаимоотношения со сверстниками
Желание участвовать в игра, доставлять радость сверстникам и взрослым видит достоинства в каждом человеке, радуется успехам других
Структура игры
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Изготовление коробочек для хорошего настроения
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. Н.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Рисование «Нарисуй хорошее настроение»
Художественно-
речевая
Чтение рассказов Н.Носова, К.И. Чуковского «Путаница»
Театрализованная
Инсценирование английской песенки «Перчатки»
Группа (возраст) старшая группа 5-6 лет
Раздел: Игры, игровые этюды для развития и коррекции эмоционального состояния
Форма
Срок
Тема: «Сороконожка», «Головомяч»
(развитие коллективной сплоченности)
игра
Май
Содержание
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках.
Научить детей доверять друг другу.
Способствовать сплочению детского коллектива
Целевые ориентиры
Знает способы выражения эмоций
Стремление участвовать со всеми в игре.
Умение организовать игру.
Умеет радоваться успехам сверстников
Интерес, симпатия, внимание к сверстникам своей группы
Структура игры
Объяснение игры педагогом
Игровые действия
Подведения итогов
Программно
методический
комплект
Предметно-игровая среда
Контрольные
параметры,
оценки
Другие формы
Трудовая
Совместная трудовая деятельность для развития групповой сплоченности (уборка участка и др.)
Конспект игры см. в приложении 1 Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», «Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии», сост. И.А. Штырц, Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Мяч
Диагностика эмоциональной сферы ребенка
Изобразительная
Коллективное рисование
Художественно-
речевая
Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа», в. Осеева «До первого дождя», С.Михалков «Как друзья познаются» и др.
Театрализованная
Инсценирование сказки «Петушок и бобовое зернышко»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М, 1987
Артемова Л.В. Игры дошкольников. М., 1991
Аликина З.И. Сборник народных игр города Михайловска Нижнесергинского района Свердловской области, 2009
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. М., 1990
Воронова В.Я. Творческие игры дошкольников. М, 1981
Воспитание детей в игре: Спецкурс. М., 1996
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.// Под ред. М.А. Васильевой. М, 1986
Детство: Программа развития и воспитания детей в старшей группе детского сада.// Под ред. Бабаевой Т.И., 2000
Детские подвижные игры народов СССР.// Сост. А.В. Кенеман. М., 1989 Ю.Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002
Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева. М., 2004
Дошкольное воспитание. Ж. № 5, 1998
Дошкольное воспитание. Ж. № 4, 2002
Дошкольное воспитание. Ж. № 4, 2003
Ершова Ю. Особенности эмоционального развития дошкольников
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1 Психическое развитие ребенка. М., 1986
Игры, упражнения, этюды для коррекции и профилактики агрессии/ сост. Н.А. Штыри. Екатеринбург, 2004
Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми. Пермь, 1995
Козлова С.А. «Я - человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 2000
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998
Кряжева Н.Я. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997
Мигаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999
Михайленко В.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997
Программа воспитания и обучения в детском саду.// Под ред. М.А. Васильевой. М., 2004
Психология дошкольника. Хрестоматия. М., 1997
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. // Под ред. А.В. Запорожца. М., 1986
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000
Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. М., 2006
Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославля. 2001
Толстикова О.В. Структура и содержание рабочей программы педагога дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации. - Екатеринбург: ИРРО. 2006
Туревская В.И. Возрастная психология, 2002 г.
Урунтаева А.Д. Дошкольная психология. М., 1998
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М., 2002
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М., 2008
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
Эмоциональное развитие дошкольников. // Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15