Конспект на тему «Организация педагогического сопровождения одарённых детей»


Организация педагогического сопровождения одарённых детей.
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Уже сейчас в России выстраивается разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Понятия педагогическое сопровождение, психологическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, в современной психолого-педагогической науке используются достаточно часто.
Словарь В. Даля трактует понятие «сопровождение» как определенное действие. Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.
Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - это, значит, следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то. Сегодня слово «сопровождение» имеет многозначное звучание.
Организация педагогического сопровождения создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детей, их интеллектуальных способностей.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ.
- Научность.
- Оптимизация (разработка инновационной системы оптимальных условий развития).
- Индивидуализация.
- Дифференциация.
- Свобода выбора образовательных услуг, педагогической помощи, психологической консультации, наставничества.
Цель педагогического сопровождения: создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.
Задачи:
- создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей;
- развитие индивидуальных творческих способностей в условиях комфортной познавательной ситуации;
- формирование учебной мотивации и мотивации успеха;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что имеющийся субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений.
Налицо взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его учения и самовоспитания.
Педагогическое сопровождение дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги. Можно, говорить о дидактическом сопровождении, целью которого является поддержка самостоятельной учебной деятельности; о коррекционном сопровождении детей, имеющих особые нужды и т.д.
При этом реализация этой идеальной цели невозможна без установления гармоничных отношений между детьми, педагогами, родителями в школьной ситуации развития.
Предметом поддержки, по мнению О.С. Газмана, является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении»
В.А. Лазарев, изучая педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников, определял его сущность как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся способностей и нейтрализация (либо коррекция) факторов, негативно влияющих на способности одаренных детей и подростков, процесс, который включает в себя деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. Он рассматривал педагогическое сопровождение как процесс и как конкретную педагогическую технологию, которая обеспечивает реализацию данного процесса.
А.Л. Уманский, сделал вывод о том, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях:
- как система педагогических действий;
- как комплекс мер различного характера;
- как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи;
- как педагогическая технология.
Актуальность проблемы организации педагогического сопровождения одаренных детей и подростков вызвана следующими обстоятельствами:
- Содержание новых программ, технологий, методов и приемов организации процесса обучения, рассчитанных на развитие мышления, творческих способностей, активности и самостоятельности учащихся, создает благоприятное научно-исследовательское поле для изучения.
- Плодотворное исследование ряда важных проблем (психолого-педагогическое определение феномена одаренности, выявление структуры одаренности и ее видов, обучение и развитие одаренных детей и подростков, логика организации учебного процесса с одаренными учащимися, обоснование трудностей и проблем их развития и др.) формирует необходимую базу дальнейшей разработки названной проблемы.
- Современная социокультурная ситуация, специфика социально-экономических условий, большой поток научно-технической информации приняли динамический характер и предъявили такие требования человеку, что значительное ускорение перестройки обучения, имеющее своим результатом развитие способностей и одаренности, познавательной активности, самостоятельности у школьников, стало одной из важных задач педагогической науки и практики.
- Разработка и внедрение отдельных технологий, форм и методов организации работы с одаренными детьми и подростками свидетельствуют о том, что одним из значимых условий эффективности такой работы является разработка и реализация их педагогического сопровождения.
В педагогической науке и практике существуют факты, когда дети, проявляющие одаренность в период обучения в школе, «теряют свою одаренность» во взрослой жизни.
Исходя из этого, в рамках социально-педагогического сопровождения необходимо решать ряд проблем, а именно:
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами;
- недостаточное внимание к развитию за рамками одаренности подростков, так как педагоги и родители, концентрируются лишь на тех видах деятельности, где проявляется одаренность;
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
- низкая самооценка.
Подводя итог, можно сказать, что под педагогическим сопровождением развития одаренности детей понимается процесс взаимодействия педагога с учащимся с целью определения траектории и последующего развития одаренности в специально созданных для этого условиях.