«Комплексная работа над текстом на уроках русского ( родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 Курского муниципального района Ставропольского края













Тема: «Комплексная работа над текстом на уроках русского ( родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта»










Выполнена:
Баудиновой Гульнарой Сайдиевной,
учителем русского языка и литературы
МОУ СОШ № 14
Курского муниципального района











п. Ага-Батыр, 2015
Содержание
Введение.
Основная часть.
Комплексная работа над текстом на уроках русского (родного) языка.
2.1.1. Комплексная работа с текстом при повторении изученного на уроках русского языка.
2.1.2. Комплексная работа с текстом как основной вид работы при подготовке к экзаменам.
3.Заключение.
4. Литература.




























1. Введение.
Развитая речь, как известно, не знает ограничений. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт: с одной стороны, минимум теории, с другой - развитая речь, которая не может опираться на знание этого «минимума», а, напротив, предполагает использование всего разнообразия языковых средств, разных жанров, стилей и типов речи. Развитая речь – это свобода в выборе языковых средств; это речь не только правильная, но и точная, богатая, выразительная (в устной и письменной форме).
Как преодолеть это противоречие? Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участникам которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они убеждаются в том, что исследования особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции).
Цель работы – сделать комплексную работу над текстом на уроках русского языка систематическим, подобрать тексты и продумать задания к ним, опираясь на программу курса русского языка и литературы в 5 – 9 классах.
2.1. Комплексная работа над текстом включает задания:
задания по содержанию и структуре текста;
задания творческие;
задания по актуализации знаний разных уровней русского языка;
задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Задания по содержанию и структуре текста:
докажите, что перед вами текст;
определите тему текста;
сформулируйте главную мысль;
найдите средства связи предложений в тексте;
определите способы связи предложений;
определите тип текста, обоснуйте ответ;
определите, к какому стилю речи принадлежит текст, докажите свою точку зрения;
разделите текст на микротексты, определите микротемы – составьте план;
выделите ключевые слова в тексте.
Задания творческие:
исправьте речевые или грамматические ошибки;
перескажите текст;
подготовьтесь к выразительному чтению;
напишите подробное изложение текста;
напишите сжатое изложение текста;
напишите выборочное изложение;
напишите сочинение-рассуждение по мотивам текста (изложение с элементами сочинения);
продолжите незаконченный текст;
приведите доказательства авторской мысли, опираясь на жизненный опыт или художественные произведения;
напишите сочинение – стилизацию, подражая стилю данного текста;
напишите сочинение в жанре эссе – отклик на прочитанное;
напишите отзыв или рецензию на данный текст.
Разнообразие творческих заданий не ограничивается приведенными выше. Выбор задания зависит от дидактических целей учителя, от возможностей детей. С целью развития творческих способностей каждого ученика, реализации личностно ориентированного подхода на уроках развития речи можно предоставлять учащимся возможность выбора задания.
3.Задания по актуализации знаний разных уровней языка:
выполните морфемный, фонетический, морфологический, лексический, синтаксический разборы;
подберите к данному слову синонимы или антонимы, замените данные слова синонимами;
объясните лексическое значение данных слов;
начертите схемы данных предложений;
исправьте ошибки;
измените время глаголов;
найдите причастные и деепричастные обороты и определите их роль в тексте;
найдите прилагательные, определите их роль в тексте и т. д.
Задания по актуализации знаний подбираются к тексту как на уроках изучения нового материала, так и на уроках повторения и обобщения в
5 – 9 классах.
Подобные упражнения очень эффективны в старших классах, так как дают возможность повторить изученное по русскому языку в комплексе.
4.Для развития орфографической и пунктуационной грамотности учащихся обязательны следующие задания:
объясните выделенные орфограммы;
выделите изученные орфограммы;
выполните орфографический разбор данных слов;
выполните пунктуационный разбор предложений;
вставьте пропущенные буквы;
расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Приведенный комплекс заданий, направленных на анализ текста подбирается и варьируется учителем.
Данная классификация разработана на основании изученной методической литературы и опыта работы в 5-10 классах.
Следующая проблема, стоящая перед учителем – выбор текста для анализа. Каких же критериев придерживаться при подборе текстов? Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение» (Т. М. Пахнова. Комплексная работа с текстом в старших классах // Русский язык в школе. – 2009. - № 4. – с.4)
Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность рассмотреть в анализируемом тексте роль изучаемой языковой категории. Так, например, подбирая тексты по теме «Деепричастие» в 7 классе или по теме «Глагол» в 6 классе, учитель руководствуется именно этим критерием.
В процессе работы с текстами ученики должны узнать особенности всех стилей (разговорного, научного, научно-популярного, официально-делового, публицистического, художественного). Однако если рассматривать текст как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, как средство духовно-нравственного становления личности, то при отборе материала для анализа особое внимание обращается на тексты художественные.
2.1.1. Комплексная работа с текстом при повторении изученного на уроках русского языка
На уроках повторения и обобщения комплексная работа над текстом дает возможность учащимся наблюдать, как функционирует та или иная языковая единица.
Здесь я обращаюсь к различным текстам, подбирая задания к ним, направленные как на целостное восприятие текста, так и на повторение изученного:
При изучении лексики (5 кл.)
Родные слова
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях – поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугревушка,
Фыпики – снегири,
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретена.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднебницей – палку под потолком,
Клюкву – журавлихой
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?
(А. Яшин)
Тему или главную мысль текста отражает заголовок?
Объясните лексическое значение слова - обиход. Какой словарь может вам помочь? Почему слова «уходят из обихода»?
Составьте словарик диалектных слов, употребленных в стихотворении. В каком словаре можно узнать значения диалектных слов?
Подберите синонимы к слову привадила.
Что называет автор «наследством»?
Составьте план ответа на вопрос: Как сохранить русскую речь?
На уроках повторения и обобщения изученного, использую различные формы урока: урок – игра, деловая игра, семинарское занятие, урок – зачет. В 6 классе ребята работают группами. Так как групповая форма работы на уроках русского языка у них вошла в систему, группы занимаются слаженно, лидер контролирует работу группы.
2.1.2. Комплексная работа над текстом как основной вид работы при подготовке к экзаменам.
Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, начиная с 5 класса. К 8 классу основные параметры текста учащимся уже знакомы. И все же в 9 классе, хотя ученики обладают всеми необходимыми знаниями, Комплексная работа с текстом вызывает у них некоторые затруднения, особенно, когда надо определить стиль, тип текста, смысл заглавия, найти языковые средства связи предложений в тексте. С чем это связано, и как преодолеть возникающие трудности и подготовить детей к успешной сдаче экзамена?
В 9 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить комплексный анализ текста, что важно как на письменном, так и на устном экзамене.
Уроки русского языка в 9 классе учащиеся начинают с подготовки публичного выступления: «В защиту русского языка». Выступления получаются удачными, выдержанными в стиле публичной речи. Девятиклассники внимательно выслушивают друг друга, подмечают достоинства и недостатки в работах товарищей. Очень важным приемом на уроках, посвященных анализу текста, я считаю Самокритику и Взаимокритику. Девятиклассники учатся видеть ошибку как в своих работах, так и в речи товарищей; учатся исправлять свои ошибки. Очень много времени на уроке уделяем самоанализу – это обычная работа после написания изложения или сочинения. В самоанализ включены следующие задачи:
Подумайте, соответствует ли содержание теме (сочинение)
Насколько близко передан исходный текст. Не искажены ли факты, мысли автора? (изложение)
Определите тип текста. Соответствует ли композиция структуре повествования, описания или рассуждения? Нет ли нарушения логики?
Определите стиль текста. Насколько текст выдержан в стиле? Нет ли нарушений?
Насколько выражена идея?
Найдите речевые ошибки – исправьте их.
Найдите грамматические ошибки – исправьте их.
Выполните работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Анализ и критика – это путь к развитию мышления, это главный прием при подготовке к экзаменам. Анализируя образцовые тексты и тексты, требующие обработки, девятиклассники находятся в процессе исследовательской деятельности, практически познают законы языка, законы создания текста.
С целью развития творческих способностей каждого ученика на уроках по анализу текста применяю различные формы и приемы обучения.
1) Работа в группах очень эффективна, т. к. многие задания по анализу текста требуют спорных и неоднозначных ответов, а в споре рождается истина.
Тексты с заданиями для групп в классе могут быть как одинаковыми, так и разными, объединенными общими чертами.
2) Следующая форма организации комплексной работы с текстом – индивидуальная работа с учащимися.
3) Также при работе с текстом используются элементы коллективного способа обучения (КСО).
В 11 классе учащиеся, усвоив разные виды работы с текстом, сами подбирают тексты для анализа и продумывают комплекс заданий к ним в зависимости от своей учебной задачи.
Тексты и задания к ним подбираются из различных сборников, методических пособий, художественных произведений, литературно-критических статей и монографий. Уроки анализа текста в старших классах можно интегрировать с уроками литературы.
Комплексная работа с текстом помогает учащимся успешно готовиться к экзаменам по русскому языку, в какой бы форме они ни проходили: изложение, сочинение, диктант, комплексный анализ текста, ответы по билетам.
5. Заключение.
Работа с текстом на уроках русского языка создает условия
для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности.
Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.






























Литература

Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста, Рабочая тетрадь. 1011класс,М.2010.
Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации – выпускников основной школы по русскому языку. 9 кл.\ Авт. – сост. С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова . – М; 2011.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М, 2009.
Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах \\ РЯШ – 1996 - № 3-6; \\ РЯШ – 2009 – № 1,2.
Пахнова Т.М. От текста к слову \\ Русский язык № 17 (281), май 2012, - с. 5-11.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды \\ РЯШ – 2010 - № 4 – с. 3-11.
Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс \ Авт. – сост. Т.М. Пахнова; - М; 2012.
Светлышева В.Н. Давыдова О.А. Русский язык: сборник диктантов: 5-7 кл. – М., 2009
Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзамену \\ РЯШ.
Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс \\ РЯШ – 2010 - № 6 – с. 3-10.














15