Презентация Об организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ.


Об организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ 1.Место педагога-психолога в ОУ (должностная инструкция)2. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения в ОУ3. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ4. Пакет методик для ПМПк ОУ5. Структура диагностического заключения для ПМПк6. Карта индивидуального сопровождения обучающегося О месте психолога в ОУ Отсутствие современных нормативных актов и положений о службе психолого-педагогического сопровождения в ОУ (действует Положение 1999 г.)Современные требования к образовательным стандартам – компетентностный подход. В основу положены следующие базовые компетентности:- информационная- коммуникативная- самоорганизации- самообразованияНевозможно развивать эти компетентности только педагогическими средствами. Что проверяют Какому количеству детей оказана психологическая помощь ( если не оказана – указать причины)Обязательно знать детей групп риска по :- поведение - успеваемость- общение (коммуникативные навыки)Количество и название программ сопровождения по школам ( диагностические и сопровождения)Журналы коррекционной работы ( по количеству часов, указанных в рабочей программе)Инновационный опыт службы сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение Сопровождение – это деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенкаСопровождение обучающегося должно быть в обязательном порядке дополнено сопровождением образовательной среды школы как системы.Для этого психологу надо сфокусироваться на профилактике – создании психологически безопасной и развивающей среды, обеспечивающей психологическое здоровье обучающегося. Психолого-педагогический консилиум ПМПк – это организационная форма работы, целью которой является разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося, распределения обязанностей и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.Задачи ПМПк:- выявление характера и причин отклонений в поведении и учебе- разработка целостной программы сопровождения обучающегося- консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций ПМПк Этап подготовки Этап обсуждения Этап реализации Этапы работы ПМПк Плановые консилиумы Проводятся 3 раза в год( возможны варианты: раз в четверть, раз в два месяца – периодичность определяется Положением о ПМПк ОУ).Сентябрь: определение исходного потенциала при поступлении учащихся (дети с ОВЗ) в школу и планирование системы психолого-педагогического сопровожденияДекабрь: динамическая оценка состояния детей и коррекция при необходимости ранее намеченной программы сопровожденияАпрель-май: оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися в рамках сопровождения Внеплановый консилиум Проводятся по запросуЗадачи внепланового консилиума:- решение вопроса о принятии экстренных мер при возникновении у обучающегося адаптационных проблем-разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы-оценка эффективности коррекционно-развивающей программы. Технология обследования ребенка консилиумом Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуальноПо результатам обследования каждый специалист оформляет собственное заключениеНа основании полученных данных коллегиально вырабатываются комплексное заключение и рекомендации ПМПкПМПк рекомендует программу индивидуальной коррекционной работы Обсуждение результатов динамического наблюдения проводится на заседаниях ПМПкВ сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при невозможности однозначного решения об обучении и воспитании он направляется в ТПМПКДля направления в ТПМПК заполняется стандартизованная форма (представление) Виды консилиумов в ОУ Классический консилиум ( ПМПк по конкретному случаю; консилиум по классу или параллели( в рамках классно-обобщающего контроля или в экстренных случаях)Комплексно-системный консилиум( по конкретным проблемам: адаптация 1-х классов, 5-х классов и т.п.) Психологическое обследование учащихся для ПМПк Диагностическая процедура включает в себя:1.Выяснение жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителями или педагогами2.Сбор психологического анамнеза3.Собственно психологическое обследование4.Экспресс-анализ, проводимый в процессе самой диагностики, позволяющий провести первичное консультирование педагогов или родителей сразу после обследования5.Полный анализ результатов, постановка психологического диагноза6.Составление заключения с рекомендациями по сопровождению ребенка в ОУ. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения 1.1. Медицинское обследование Школьный медик составляет общее заключение по состоянию здоровья ребенка, дает характеристику заболеваний за последний год, описывает физическое состояние здоровья на момент про­ведения консилиума, получает дополнительную информацию от родителей и из поликлиники. Подчеркиваются факторы риска нарушения развития:наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;наличие хронических заболеваний.Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные. 1.3. Педагогическое обследование Используя педагогическую диагностику, педагог выявляет уровень усвоения ребенком учебного материала по предмету и составляет заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся предлагаемым учебнымпрограммам 1.4. Социально-педагогическое обследование Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение 1.2. Психологическое обследование Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей. Методические рекомендации для психолога Очень важен принцип ЦЕЛОСТНОСТИ изучения ребенка: отдельные стороны психической организации ( психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы друг от друга, а проявляются целостно.Основная ЦЕЛЬ психологического обследования – выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях обучения, адекватных для данного ребенка ( по форме и виду) Тактика проведения психологического обследования ( по Н.Семаго) 1.Прежде чем приступить к обследованию ребенка, необходимо ознакомиться с анамнезом( внутрисемейные отношения, специфика раннего развития) и представлениями специалистов2.В результате строится основная гипотеза обследования и определяется диагностический инструментарий3. Обследование ребенка должно проводиться в присутствии родителей (законных представителей) или по их письменному согласию4. Все особенности поведения ребенка во время обследования, взаимоотношения с родителями(поведение родителей) в процессе обследования являются диагностичными и должны быть отмечены психологом. Схема анализа результатов психологического обследования Внешний вид и поведение ребенка в процессе обследования (антропометрические характеристики, характерные особенности внешнего вида; контактность, ориентированность на выполнение заданий (игр), элементы критичности по отношению к результатам; темп работы, утомляемость, мотивация, характер контактов со взрослыми).Характер деятельности ( целенаправленность, возможность сосредоточения; импульсивность, ригидность, неравномерность, истощаемость)Работоспособность (колебания в процессе деятельности, время продуктивной работы, изменение характера деятельности на фоне утомления, изменение эмоционального фона, двигательная расторможенность) Схема анализа результатов психологического обследования Особенности внимания (возможность сосредоточения, переключения и распределения внимания, устойчивость и объем; флуктуации и характер изменения на фоне утомления, связь с гиперактивностью)Характер латерализации (тип латерализации, левшеские тенденции)Моторная ловкость ( общая «уклюжесть», способность делать координированные и ритмические движения, развитие графических навыков; мелкая моторика – скоординированные движения пальцев)Оценка речи (речевая активность, словарный запас, объем активного и пассивного словаря, степень развернутости ответов, сформированность диалогической речи) Схема анализа результатов психологического обследования Сформированность социально-бытовой ориентировкиОсобенности мнестической деятельности ( объем КП, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения)Гнозис (зрительное восприятие, при необходимости – слуховое и тактильное)Сформированность представления о пространственных, временных и пространственно-временных отношениях( в над, под, спереди-сзади и т.п; временные соотношения)Интеллектуальное развитие (уровень развития понятийного мышления, специфика развития обобщающей функции)Изменение динамики мыслительной деятельности (инертность, ригидность, соскальзывания и т.п.)Обучаемость – способность ребенка к овладению новыми видами деятельности (скорость обучения, необходимый объем помощи, перенос навыка) Схема анализа результатов психологического обследования Развитие графической деятельности ( с позиций соответствия сформированности графической деятельности возрастному этапу развития)Анализ мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер (произвольность деятельности – сформированность функций программирования и контроля; ведущий тип мотивации; расторможенность, негативизм, упрямство; характер самооценки и уровень притязаний; сформированность коммуникативных навыков, тенденции к лидерству, конформность, агрессивность; наличие страхов и опасений, тревожность Заключение психолога и рекомендации Заключение должно являться ответом на вопрос, ЧТО И ПОЧЕМУ происходит с ребенком. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение: соответствие уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативамРекомендации: формулируются требования к нагрузкам, режиму, степени индивидуализации программы; оптимизация взаимодействия в окружении ребенка; рекомендации родителям, педагогам; основные направления коррекционной работы