Презентация Об организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ.
Об организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ 1.Место педагога-психолога в ОУ (должностная инструкция)2. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения в ОУ3. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ4. Пакет методик для ПМПк ОУ5. Структура диагностического заключения для ПМПк6. Карта индивидуального сопровождения обучающегося О месте психолога в ОУ Отсутствие современных нормативных актов и положений о службе психолого-педагогического сопровождения в ОУ (действует Положение 1999 г.)Современные требования к образовательным стандартам – компетентностный подход. В основу положены следующие базовые компетентности:- информационная- коммуникативная- самоорганизации- самообразованияНевозможно развивать эти компетентности только педагогическими средствами. Что проверяют Какому количеству детей оказана психологическая помощь ( если не оказана – указать причины)Обязательно знать детей групп риска по :- поведение - успеваемость- общение (коммуникативные навыки)Количество и название программ сопровождения по школам ( диагностические и сопровождения)Журналы коррекционной работы ( по количеству часов, указанных в рабочей программе)Инновационный опыт службы сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение Сопровождение – это деятельность, направленная на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенкаСопровождение обучающегося должно быть в обязательном порядке дополнено сопровождением образовательной среды школы как системы.Для этого психологу надо сфокусироваться на профилактике – создании психологически безопасной и развивающей среды, обеспечивающей психологическое здоровье обучающегося. Психолого-педагогический консилиум ПМПк – это организационная форма работы, целью которой является разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося, распределения обязанностей и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.Задачи ПМПк:- выявление характера и причин отклонений в поведении и учебе- разработка целостной программы сопровождения обучающегося- консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций ПМПк Этап подготовки Этап обсуждения Этап реализации Этапы работы ПМПк Плановые консилиумы Проводятся 3 раза в год( возможны варианты: раз в четверть, раз в два месяца – периодичность определяется Положением о ПМПк ОУ).Сентябрь: определение исходного потенциала при поступлении учащихся (дети с ОВЗ) в школу и планирование системы психолого-педагогического сопровожденияДекабрь: динамическая оценка состояния детей и коррекция при необходимости ранее намеченной программы сопровожденияАпрель-май: оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися в рамках сопровождения Внеплановый консилиум Проводятся по запросуЗадачи внепланового консилиума:- решение вопроса о принятии экстренных мер при возникновении у обучающегося адаптационных проблем-разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы-оценка эффективности коррекционно-развивающей программы. Технология обследования ребенка консилиумом Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуальноПо результатам обследования каждый специалист оформляет собственное заключениеНа основании полученных данных коллегиально вырабатываются комплексное заключение и рекомендации ПМПкПМПк рекомендует программу индивидуальной коррекционной работы Обсуждение результатов динамического наблюдения проводится на заседаниях ПМПкВ сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при невозможности однозначного решения об обучении и воспитании он направляется в ТПМПКДля направления в ТПМПК заполняется стандартизованная форма (представление) Виды консилиумов в ОУ Классический консилиум ( ПМПк по конкретному случаю; консилиум по классу или параллели( в рамках классно-обобщающего контроля или в экстренных случаях)Комплексно-системный консилиум( по конкретным проблемам: адаптация 1-х классов, 5-х классов и т.п.) Психологическое обследование учащихся для ПМПк Диагностическая процедура включает в себя:1.Выяснение жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителями или педагогами2.Сбор психологического анамнеза3.Собственно психологическое обследование4.Экспресс-анализ, проводимый в процессе самой диагностики, позволяющий провести первичное консультирование педагогов или родителей сразу после обследования5.Полный анализ результатов, постановка психологического диагноза6.Составление заключения с рекомендациями по сопровождению ребенка в ОУ. Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения 1.1. Медицинское обследование Школьный медик составляет общее заключение по состоянию здоровья ребенка, дает характеристику заболеваний за последний год, описывает физическое состояние здоровья на момент проведения консилиума, получает дополнительную информацию от родителей и из поликлиники. Подчеркиваются факторы риска нарушения развития:наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка;наличие хронических заболеваний.Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные. 1.3. Педагогическое обследование Используя педагогическую диагностику, педагог выявляет уровень усвоения ребенком учебного материала по предмету и составляет заключение о соответствии знаний, умений и навыков учащихся предлагаемым учебнымпрограммам 1.4. Социально-педагогическое обследование Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение 1.2. Психологическое обследование Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей. Методические рекомендации для психолога Очень важен принцип ЦЕЛОСТНОСТИ изучения ребенка: отдельные стороны психической организации ( психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы друг от друга, а проявляются целостно.Основная ЦЕЛЬ психологического обследования – выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях обучения, адекватных для данного ребенка ( по форме и виду) Тактика проведения психологического обследования ( по Н.Семаго) 1.Прежде чем приступить к обследованию ребенка, необходимо ознакомиться с анамнезом( внутрисемейные отношения, специфика раннего развития) и представлениями специалистов2.В результате строится основная гипотеза обследования и определяется диагностический инструментарий3. Обследование ребенка должно проводиться в присутствии родителей (законных представителей) или по их письменному согласию4. Все особенности поведения ребенка во время обследования, взаимоотношения с родителями(поведение родителей) в процессе обследования являются диагностичными и должны быть отмечены психологом. Схема анализа результатов психологического обследования Внешний вид и поведение ребенка в процессе обследования (антропометрические характеристики, характерные особенности внешнего вида; контактность, ориентированность на выполнение заданий (игр), элементы критичности по отношению к результатам; темп работы, утомляемость, мотивация, характер контактов со взрослыми).Характер деятельности ( целенаправленность, возможность сосредоточения; импульсивность, ригидность, неравномерность, истощаемость)Работоспособность (колебания в процессе деятельности, время продуктивной работы, изменение характера деятельности на фоне утомления, изменение эмоционального фона, двигательная расторможенность) Схема анализа результатов психологического обследования Особенности внимания (возможность сосредоточения, переключения и распределения внимания, устойчивость и объем; флуктуации и характер изменения на фоне утомления, связь с гиперактивностью)Характер латерализации (тип латерализации, левшеские тенденции)Моторная ловкость ( общая «уклюжесть», способность делать координированные и ритмические движения, развитие графических навыков; мелкая моторика – скоординированные движения пальцев)Оценка речи (речевая активность, словарный запас, объем активного и пассивного словаря, степень развернутости ответов, сформированность диалогической речи) Схема анализа результатов психологического обследования Сформированность социально-бытовой ориентировкиОсобенности мнестической деятельности ( объем КП, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения)Гнозис (зрительное восприятие, при необходимости – слуховое и тактильное)Сформированность представления о пространственных, временных и пространственно-временных отношениях( в над, под, спереди-сзади и т.п; временные соотношения)Интеллектуальное развитие (уровень развития понятийного мышления, специфика развития обобщающей функции)Изменение динамики мыслительной деятельности (инертность, ригидность, соскальзывания и т.п.)Обучаемость – способность ребенка к овладению новыми видами деятельности (скорость обучения, необходимый объем помощи, перенос навыка) Схема анализа результатов психологического обследования Развитие графической деятельности ( с позиций соответствия сформированности графической деятельности возрастному этапу развития)Анализ мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер (произвольность деятельности – сформированность функций программирования и контроля; ведущий тип мотивации; расторможенность, негативизм, упрямство; характер самооценки и уровень притязаний; сформированность коммуникативных навыков, тенденции к лидерству, конформность, агрессивность; наличие страхов и опасений, тревожность Заключение психолога и рекомендации Заключение должно являться ответом на вопрос, ЧТО И ПОЧЕМУ происходит с ребенком. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение: соответствие уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативамРекомендации: формулируются требования к нагрузкам, режиму, степени индивидуализации программы; оптимизация взаимодействия в окружении ребенка; рекомендации родителям, педагогам; основные направления коррекционной работы